В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Налоговая тайна

Налоговая тайна

Если спросить у бухгалтера, что собой представляет понятие “налоговая тайна“, боимся, что далеко не каждый сможет ответить подробно. И, несмотря на то что этому посвящена статья Налогового кодекса, возникают вопросы.

Права судебных приставов

Не так давно Минфин России отвечал на такой запрос: составляют ли сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также сведения о наличии у должника имущества налоговую тайну? В силу пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса - да. А если такие сведения запрашивает судебный пристав-исполнитель или взыскатель при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению? По мнению чиновников, налоговики обязаны предоставить эти сведения в соответствии с пунктами 8-10 статьи 69 Закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (далее - Закон). Нарушения налоговой тайны в таком случае нет (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/2-207).

Это подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008 г. по делу N А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие люди были указаны в запросе). В итоге на руководителя инспекции был наложен штраф.

Приложение N 43
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.06.2008 N 126


Обратите внимание, что к запросам судебных приставов предъявляется ряд требований:

согласно пункту 8 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава в письменной форме;

в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений только о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях;

право требования информации, являющейся банковской тайной, возникает у судебного пристава-исполнителя только в рамках возбужденного исполнительного производства; запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме запроса, содержащейся в Приложении 43 к Инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов“, утвержденной приказом Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 (далее - Инструкция N 126).

Согласно вышеперечисленным требованиям судебный пристав-исполнитель в запросе указывает:

наименование, номер, дату выдачи исполнительного документа, орган (лицо), выдавший исполнительный документ;

полное наименование и адрес должника;

наименование взыскателя;

право требования информации, являющейся банковской тайной, возникает у судебного пристава-исполнителя только в рамках возбужденного исполнительного производства; запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме запроса, содержащейся в Приложении 43 к Инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов“, утвержденной приказом Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 (далее - Инструкция N 126).



содержание запрашиваемой информации и иные сведения.

Налоговики предоставляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. Но при обращении взыскателя с заявлением о предоставлении информации они имеют право запросить у него подтверждение наличия исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению. Это делается для соблюдения налоговой тайны и возможности ее разглашения в установленном федеральным законом случае.

Неправильный запрос

Арбитражный суд Волгоградской области решением от 17 марта 2008 г. N А12-3352/08-с6 признал постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении банка к административной ответственности незаконным, установив, что запрос не соответствовал требованиям статьи 69.

В банк поступил запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений по счетам и вкладам должников, не содержащий письменного разрешения старшего судебного пристава. Помимо этого запрос не соответствовал требованиям Приложения 43 к Инструкции N 126. В документе отсутствовали сведения, позволяющие определить наличие возбужденного исполнительного производства: номер исполнительного производства и дата его возбуждения, наименование исполнительного документа и другие.

Банк оставил запрос без исполнения, за что был привлечен судебным приставом-исполнителем к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Не согласившись с наказанием, банк обратился в суд и выиграл его.

*

Внимание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

В банк поступил запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений по счетам и вкладам должников, не содержащий письменного разрешения старшего судебного пристава. Помимо этого запрос не соответствовал требованиям Приложения 43 к Инструкции N 126. В документе отсутствовали сведения, позволяющие определить наличие возбужденного исполнительного производства: номер исполнительного производства и дата его возбуждения, наименование исполнительного документа и другие.



*

Вопрос в тему

Организация обратилась в налоговую инспекцию с запросом: имеется ли у ее контрагентов задолженность по налоговым обязательствам? Инспекторы отказались сообщить эту информацию. Правы ли они?
Обратимся к законодательству. В подпункте 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса говорится, что инспекторы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. При этом пункт 2 данной статьи устанавливает, что налоговики также несут другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В письме МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 чиновники поясняют, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну. А вот судьи по данному вопросу высказываются по-разному. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) суд встал на сторону налогоплательщика. Арбитры признали отказ налоговиков предоставить сведения о задолженности его контрагентов по налогам и сборам незаконным. По мнению судей, статья 102 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Согласно ему сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Другой пример. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3620 судьи приняли противоположное решение. Они отметили, что налогоплательщики имеют право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговики обязаны предоставить бесплатно информацию только в объеме, установленном в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса. Информация о нарушении законодательства о налогах и сборах к ней не относится. Дело в том, что в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые обязывают предоставить запрашиваемые сведения. Отказ в их предоставлении не нарушает права и обязанности налогоплательщика, который действует на свой страх и риск при заключении договоров с контрагентами. Информацию об исполнение ими требований налогового законодательства налогоплательщик должен узнать самостоятельно, не перелагая это бремя на инспекцию.

*

Еще одна ситуация. Получив отказ налоговой инспекции на свой запрос о предоставлении сведений по исполнительному листу, организация обратилась в суд. Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, подала кассационную жалобу. Налоговики мотивировали свой отказ тем, что взыскатель приложил к заявлению копию исполнительного листа, заверенную, по их мнению, ненадлежащим образом. Суд оставил жалобу налоговиков без удовлетворения. Цепочки рассуждений были следующими. На основании пункта 8 статьи 69 Закона и Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены налоговым органом взыскателю по его заявлению с приложением копии исполнительного листа, заверенной в установленном порядке. Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (Указ президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х). Единственным основанием, позволяющим налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, является истечение срока давности исполнительного листа (п. 8 ст. 69 Закона) (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6266/08-С1).

А.А. Комлева,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“


“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2009 г.