Конституционный Суд РФ об оплате труда работников в разных климатических поясах
“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 6
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ В РАЗНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСАХ
Одной из тем, не теряющих актуальности, является тема оплаты труда. Вопросы законности ее начисления и выплаты являются предметом пристального внимания как Роструда, так и высших судебных инстанций.
Ни для кого не секрет, что большая часть работающих в Российской Федерации получает заработную плату не выше минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2009 составляет 4330 руб. <1>. 17 декабря 2009 г. в Конституционном Суде РФ состоялось слушание дела гражданки Барахтенко М.Н. о нарушении ее конституционных прав Федеральным законом “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“. Определение, которое вынесла высшая судебная инстанция, мы рассмотрим в статье.
--------------------------------
<1> Статья 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый работающий имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Кроме того, каждый из нас надеется, что плата за труд будет справедливой и что ее выплата обеспечит человеку достойное существование. Вопрос о соблюдении конституционных прав и справедливой оплате труда и послужил поводом для обращения гражданки Барахтенко М.Н. в Конституционный Суд РФ и предметом спора. Рассмотрим суть проблемы, освещенной в Определении КС РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О.
Заработная плата и МРОТ до 01.09.2007
Определение минимального размера оплаты труда (МРОТ) было произведено Законом РСФСР от 19.04.1991 N 1028-1 “О повышении социальных гарантий для трудящихся“. С 01.10.1991 он составлял 180 руб. в месяц и в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.
1 января 1998 г. Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования МРОТ, был установлен прожиточный минимум в целом по РФ, приравненный к стоимости потребительской корзины (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 134-ФЗ). В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Действовавшие нормы того времени относительно МРОТ, содержащиеся в ч. 2 ст. 129 ТК РФ, звучали следующим образом: минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Таким образом, с учетом всего вышеприведенного работник, работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, мог получать в то время за свой труд (при условии, что он отработал месячную норму рабочего времени и его заработная плата меньше установленного МРОТ) гарантированный ему МРОТ, который увеличивался на сумму иных стимулирующих и премиальных выплат. Кроме того, его заработная плата увеличивалась на размер компенсационной выплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки.
Заработная плата и МРОТ после 01.09.2007
Ситуация с МРОТ изменилась с 1 сентября 2007 г. с выходом Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). С его принятием из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие МРОТ. Вместе с тем в ч. 3 ст. 133 ТК РФ было сказано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Определение заработной платы в соответствии с действующей ст. 129 ТК РФ теперь звучит следующим образом. Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Другими словами, зарплата включает в себя три составляющие: оклад (должностной оклад), стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты.
Таким образом, согласно нормам трудового законодательства вне зависимости от квалификации работника и климатического пояса, в котором протекает его трудовая деятельность, работодатель оплачивает его труд (при условии, что им отработана норма рабочего времени) в размере не ниже МРОТ, при этом требования ст. 133 ТК РФ не нарушаются. Следует заметить, что с учетом всех тех изменений, которые были внесены Федеральным законом N 54-ФЗ, с 01.09.2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже МРОТ.
Таким образом, с указанной даты органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.
Например, согласно Приложению к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности “Образование“, утвержденному Приказом Минфина России от 30.10.2008 N 120н, для профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня (диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму) рекомендовано устанавливать размер оклада в диапазоне от 1700 до 2550 руб. Таким образом, его максимальное значение менее МРОТ, действующего в настоящее время (4330 руб.), однако общий размер заработной платы указанных работников должен быть доведен до соответствующего значения МРОТ (при условии выполнения ими нормы рабочего времени).
Для наглядности приведем примеры.
Пример 1. Бюджетное учреждение, находящееся в ведении Минфина и относящееся к системе “Образование“, расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2. Должностной оклад работника - 2550 руб. Также ему установлена процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 20%. Стимулирующие выплаты составляют 500 руб.
Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени, составляет 4170 руб., в том числе:
- должностной оклад - 2550 руб.;
- премии - 500 руб.;
- районный коэффициент - 610 руб. ((2550 + 500) руб. x 20%);
- процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 510 руб. (2550 руб. x 20%).
Поскольку работодатель не имеет права выплачивать заработную плату менее МРОТ, указанному работнику будет произведена доплата в размере 160 руб. (4330 - 4170).
Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение, находящееся в ведении Минфина и относящееся к системе “Образование“, расположено в местности, где не применяются районный коэффициент и процентная надбавка. Например, в Московской области.
Таким образом, месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени, составит 3050 руб. (2550 + 500), общая сумма доплаты до МРОТ - 1280 руб.
Из рассмотренных примеров следует: работникам на одной должности, отработавшим норму рабочего времени, вне зависимости от места расположения учреждения, но находящимся в ведении одного министерства и финансируемым из федерального бюджета, оплатили труд одинаково. Сложившаяся правоприменительная практика позволяет работодателю при установлении работнику заработной платы в размере минимального размера оплаты труда включать в нее районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что не нарушает норм ст. 133 ТК РФ и не противоречит правилам ст. ст. 2, 132, 135, 146, 148, 315 - 317 ТК РФ. Обратите внимание: если в первом учреждении доплату работнику до МРОТ производили с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, то во втором просто доплачивали до установленного размера 4330 руб. Вместе с тем климатические условия труда, в которых трудились работники, были разные.
Заметим, что в приведенных примерах мы не рассматриваем региональный МРОТ, поскольку применить его учреждение, финансируемое из федерального бюджета, не может в силу норм ст. 133.1 ТК РФ.
Позиция КС РФ в отношении оплаты труда работников разных климатических поясов
Позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Определении N 1557-О-О, состоит в следующем. Ссылаясь на свое Постановление от 27.11.2008 N 11-П, суд указал, что по смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
К сведению. Прожиточный минимум в настоящее время не соответствует законодательно установленному МРОТ. На данный момент минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб., при этом величина прожиточного минимума на душу населения равна 5198 руб., для трудоспособного населения - 5620 руб., пенсионеров - 4134 руб., детей - 4978 руб. (за III квартал 2009 г.) (Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 69).
Далее Конституционный Суд РФ отметил: на основе конституционных положений Трудовой кодекс (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. (То есть, как мы уже заметили, 4330 руб.)
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы гарантируется положениями Трудового кодекса, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать:
- равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ);
- основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130 ТК РФ);
- повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 ТК РФ).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315 - 317 ТК РФ).
Таким образом, Конституционный Суд РФ определил: оспариваемое заявительницей (Барахтенко М.Н.) законоположение в системной связи с положениями ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ не направлено на установление равной оплаты труда работников, выполняющих равноценную работу в местностях с нормальными и особыми климатическими условиями, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы. Подобные выводы были сделаны и в Определении КС РФ от 25.02.2010 N 162-О-О.
В удовлетворении жалобы отказано, Определение окончательное и обжалованию не подлежит.
Послесловие
Принимая во внимание несовершенство законодательства относительно приравнивания заработной платы к МРОТ без учета климатических особенностей (в случае когда сумма оклада (тарифной ставки) и все положенные работнику выплаты и надбавки ниже МРОТ), отраслевые министерства в разрабатываемых в последнее время федеральных отраслевых соглашениях указывают, что минимальный оклад самой низкооплачиваемой профессиональной квалификационной группы (или 1-й разряд ЕТКС) не может быть ниже МРОТ, установленного в РФ. Например, это сказано в п. 4.2 Федерального отраслевого соглашения по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ на 2009 - 2011 годы, утвержденного Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 08.10.2009 и прошедшего уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный N 135/09-11 от 02.12.2009) (Письмо Роструда от 02.12.2009).
С.Валова
Эксперт журнала
“Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
20.05.2010
Эксперт журнала
“Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
20.05.2010