ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕОтношения между работником и работодателем регулируются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В данной статье обратим особое внимание на соглашения - правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В частности, рассмотрим порядок заключения отраслевых соглашений, присоединения к ним работодателей, проанализируем спорные вопросы, возникающие на практике.
Правовые основы заключения отраслевого соглашения
Согласно ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Такие соглашения могут заключаться на следующих уровнях социального партнерства <1>: федеральном, межрегиональном (на уровне двух и более субъектов РФ), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении представители сторон могут определить условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в текст соглашений включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников. Из действующих соглашений в качестве примера можно назвать:
- Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма 08.10.2009. В п. 4.19 данного Соглашения указано, что при наличии финансовых средств работникам организаций отрасли производятся следующие выплаты, не связанные с исполнением трудовых обязанностей: к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд (в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т.д.) - не менее 15 тыс. руб.; в связи с выходом на пенсию - не менее 50 тыс. руб.; при рождении ребенка - не менее 50 тыс. руб.;
- Отраслевое соглашение по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания, МВД 24.07.2009. В соответствии с его п. 4.1.5 при сокращении должностей гражданской службы, численности или штата работников организации системы МВД преимущественное право оставления на замещение должности гражданской службы или на работе имеют категории гражданских служащих и работников, указанные в ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ и ст. 179 ТК РФ. Кроме того, преимущественное право на оставление на службе (работе) при равной производительности труда и квалификации предусматривается для: лиц предпенсионного возраста (за два года до пенсии); лиц, проработавших в организации системы МВД свыше десяти лет; одиноких родителей, имеющих на иждивении детей до 16-летнего возраста; несовершеннолетних работников.
--------------------------------
<1> Социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Порядок разработки и действия соглашений указан в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Со стороны работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей - некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти <2>, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 “О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне“.
Порядок заключения соглашения и присоединения к нему
В соответствии с ч. 5 ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Она имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия отраслевого соглашения также оформляется соглашением, которое регистрируется в Федеральной службе по труду и занятости. Например, Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности, ОР “Объединение работодателей текстильной промышленности России“ 19.10.2009, ОООР “Российское объединение работодателей легкой промышленности“ 20.10.2009 было утверждено Соглашение о продлении срока действия на 2010 год Отраслевого соглашения по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2009 год, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный номер 135/10-10 от 27.10.2009 (Письмо Роструда от 27.10.2009 N 5584-ТЗ).
Соглашение действует в отношении:
1. Работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
2. Работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
3. Органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
4. Работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение было заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, согласно ст. 34 ТК РФ.
Примечание. Действие соглашения распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениями с работодателями, указанными выше. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятных для работников (ч. 5, 6 ст. 48 ТК РФ).
Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит опубликованию в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 <3>. В частности, указано, что в течение трех дней со дня регистрации соглашения (или изменений и дополнений к нему) Роструд направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал “Труд и Страхование“, а также в Минздравсоцразвития для размещения на сайте Министерства - www.minzdravsoc.ru. После опубликования соглашения в журнале “Труд и Страхование“ стороны вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Минздравсоцразвития для официального опубликования в “Российскую газету“. Форма предложения установлена в Приложении к Порядку.
--------------------------------
<3> “Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению“ (ред. от 05.08.2008).
Порядок опубликования иных соглашений (принятых не на федеральном уровне) определяется их сторонами.
Работодатели, не желающие присоединяться к соглашению, должны в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда <4>, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя. Если работодатель этого не сделал, принятое соглашение будет распространяться на него (ст. 48 ТК РФ).
--------------------------------
<4> Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Интересно для рассмотрения Постановление ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09 по делу N А40-1554/09-119-3 по заявлению ОАО “Научно-производственное объединение “Сатурн“ о признании незаконным Решения Минздравсоцразвития, изложенного в Письме от 23.09.2008 N 7220-АС, в части пропуска заявителем срока представления отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.
Из материалов дела известно, что между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности было заключено Федеральное тарифное соглашение по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы. Руководитель Федерального агентства по промышленности 11.06.2008 обратился к Министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к данному Соглашению. 26.06.2008 в “Российской газете“ было опубликовано предложение Минздравсоцразвития от 23.06.2008 N 272-ТГ присоединиться к Соглашению либо представить в Минздравсоцразвития письменный отказ от присоединения в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения.
ОАО “Сатурн“ направило по почте Письмо от 21.07.2008 N 201/002-309 с отказом от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, который поступил к ответчику 31.07.2008.
Письмом N 7220-АС, поступившим ОАО “Сатурн“ вместе с Письмом от 14.10.2008 N 18-1280 Минпромторга, сообщено, что отказ от присоединения к Соглашению поступил по истечении установленного законом срока.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что отказ в присоединении к Соглашению направлен 21.07.2008, что свидетельствует о соблюдении истцом установленного ч. 8 ст. 48 ТК РФ срока. Однако впоследствии апелляционным судом данный вывод суда первой инстанции признан ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.
Из ч. 8 ст. 48 ТК РФ следует, что если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Из текста нормы ясно, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом. Суд кассационной инстанции такое толкование закона посчитал правильным. Впоследствии Определением ВАС РФ от 11.01.2010 N 17156/09 отказано для передачи в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 и ФАС МО от 10.09.2009.
Примечание. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).
Исполнение норм отраслевого соглашения
Обязательность выполнения соглашений, а также ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений предусмотрена ст. 24 ТК РФ. Непосредственно ответственность за нарушение или невыполнение соглашений указана в ст. 5.31 КоАП РФ, в частности, на работодателя или лицо, его представляющее, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.
Отметим, что согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соглашения. Поэтому работодатели должны воздержаться от принятия локальных нормативных актов, которые снижают гарантии работникам, установленные отраслевыми соглашениями.
При приеме работников на работу рекомендуем указывать в трудовом договоре не только сумму оклада и премий, но также дополнительные выплаты, предусмотренные отраслевыми соглашениями. Это необходимо с целью включения произведенных выплат в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому в составе расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, отражаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Об этом же сказано в Письме Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/99. А если отраслевое соглашение было заключено в период работы уже имеющихся сотрудников, необходимо заключить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам.
М.В.Блинова
Эксперт журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“
“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2010, N 3
Эксперт журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“
“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2010, N 3