В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОПЛАТА ТРУДА

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ОПЛАТА ТРУДА


Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие надбавки. Рассмотрим порядок учета расходов на оплату труда для налогообложения прибыли организаций, а также какие затраты включаются в состав расходов на оплату труда.

Обратимся к нормам трудового законодательства. Определение заработной платы содержится в ст. 129 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Согласно этой статье компенсационные выплаты - это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также за работу в
особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты - это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Статья 255 Налогового кодекса РФ (НК РФ) устанавливает порядок учета расходов на оплату труда для исчисления налога на прибыль организаций, их перечень.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда. В расходы на оплату труда включаются премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Несмотря на то что ст. 255 НК РФ состоит из 25 пунктов, перечень расходов, относимых к затратам на оплату труда, остается открытым. Остановимся на самых распространенных расходах, предусмотренных НК РФ, и приведем разъяснения контролирующих органов.

Суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ст. 255 НК РФ). При квалификации начисляемых в пользу работника сумм в качестве заработной платы следует исходить из того, что размер оплаты труда считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается работнику за фактически выполненный объем работы. По мнению Минфина России и ФНС России, содержащемуся в совместном Письме от 12.01.2009 N ВЕ-22-3/6@ “О порядке учета в целях налогообложения расходов
организации, связанных с предоставлением иногородним работникам жилого помещения“ (далее - Письмо N ВЕ-22-3/6@), размер оплаты труда считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральном выражении, может, исходя из условий трудового договора, потребовать от работодателя выплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.

Заработная плата, в соответствии со ст. 131 ТК РФ, выплачивается в денежной форме в валюте РФ, т.е. в рублях. В то же время в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в других формах, не противоречащих российскому законодательству и международным договорам РФ.

Как отмечено в Письме N ВЕ-22-3/6@, если оплата жилья для проживания работников предусмотрена в трудовом договоре и оговорен ее конкретный размер, то подобная выплата может рассматриваться как составная часть заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме. Таким образом, если предоставление квартиры для проживания работников будет являться условием трудового договора и рассматриваться сторонами как обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме (с конкретным определением размера этой части), то подобные расходы следует учитывать для налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.

В Письме N ВЕ-22-3/6@ также обращено внимание, что если по условиям коллективного договора иногородним работникам предусмотрена выплата денежной компенсации за оплату жилья, то следует исходить из того, что подобные выплаты по ст. 255 НК РФ не являются платой за выполнение трудовых функций работником. Указанные выплаты следует рассматривать как выплаты в пользу работников, которые на основании п. 29 ст. 270 НК РФ
не учитываются для налогообложения прибыли.

Многие организации формируют отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Расходы на оплату труда сотрудников, формирующих отчеты по стандартам МСФО, по мнению специалистов УФНС России по г. Москве, изложенному в Письме от 03.04.2007 N 20-12/031066, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если в отношении организации установлена обязанность представлять финансовую отчетность согласно стандартам МСФО.

Часто возникают вопросы, можно ли учесть в составе расходов на оплату труда затраты, которые носят социальный характер, произведенные в пользу работников или иных лиц на оплату туристических путевок, приобретение подарочных сертификатов на отдых и посещение салонов красоты, компенсации расходов за использование личного автомобиля, оплату учебы детей в дошкольных учреждениях и школах.

В соответствии с п. п. 21, 29 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде затрат на любые виды вознаграждений работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), на оплату путевок на лечение и отдых, экскурсии и путешествия, занятия в спортивных секциях, кружках или клубах, посещения культурно-зрелищных или спортивных мероприятий, на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Таким образом, расходы организации, перечисленные выше, которые носят социальный характер и произведены в пользу работника или иных лиц, не учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от того, предусмотрены они трудовыми договорами или нет. Таково мнение сотрудников УФНС России по г. Москве, содержащееся в Письме от 22.02.2007 N 20-12/016779.

В Письме
Минфина России от 11.02.2010 N 03-03-06/1/66 дан ответ на вопрос о том, можно ли учесть расходы на оплату труда работников, если организация не имеет выручки от реализации товаров, работ и услуг, но получает внереализационные доходы. Из Письма следует, что отсутствие у налогоплательщика в отчетном периоде доходов от реализации не препятствует учесть для налогообложения прибыли расходы, связанные с производством и реализацией, к которым относятся и расходы на оплату труда.

Начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).Как было сказано в предыдущем разделе, п. 21 ст. 270 НК РФ определено, что при исчислении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждения, предоставляемые руководству или работникам, помимо вознаграждения, выплачиваемого на основании трудовых договоров (контрактов). Согласно Письму Минфина России от 06.03.2007 N 03-03-06/1/151, если выплата премии предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, то такие расходы должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 19.03.2007 N 03-03-06/1/158, от 22.08.2006 N 03-03-05/17.

Специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 04.04.2007 N 21-11/030637@ уточняют, что расходы, связанные с выплатой премий работникам организаций, должны быть не только предусмотрены трудовыми или коллективными договорами, но и непосредственно связаны с производственной деятельностью организации.

В более поздних Письмах Минфина России от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, от 27.11.2007 N 03-03-06/1/827 сказано, что расходы по выплате премий работникам могут
быть учтены для налогообложения на основании положения о премировании работников, но при условии, что в трудовых договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение.

В организациях, созданных в форме ЗАО или ОАО, по решению общего собрания акционеров выплачиваются вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии, состоящим в штате акционерного общества. В Письмах Минфина России от 19.04.2007 N 03-04-06-02/80, от 16.04.2007 N 03-04-06-02/72 сказано, что когда такие выплаты предусмотрены законодательством РФ, коллективным и (или) трудовым договорами и если вознаграждения выплачиваются за выполнение членами совета директоров и членами ревизионной комиссии функций, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), то данные расходы можно учесть для целей налогообложения прибыли (кроме расходов, предусмотренных п. 21 ст. 270 НК РФ).

Премирование сотрудников к праздничным, юбилейным датам (50-, 55-, 60-летию со дня рождения), если такие выплаты не относятся к выплатам стимулирующего характера, не может быть учтено в составе расходов на оплату труда работодателя, о чем говорится в Письмах Минфина России от 17.10.2006 N 03-05-02-04/157, от 22.05.2007 N 03-03-06/1/287. Аналогичное мнение содержит Письмо Минфина России от 22.02.2011 N 03-03-06/4/12, в котором, в частности, сказано, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как они не связаны с производственными результатами работников.

Если премирование работников за выполнение особо важных заданий не предусмотрено системой премирования организации и не включено в трудовые договоры, оснований для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на
сумму выплаченной премии, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 14.05.2007 N 03-03-06/4/59, не имеется.

Выплаты премий работникам за эффективный добросовестный труд, высокие профессиональные достижения и стабильные производственные показатели могут быть учтены в составе расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-03-06/1/719).

Расходы на выплату премий, которые не предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, положением об оплате труда, премировании и социальном обеспечении работников, не учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Такой вывод следует из Письма УФНС России по г. Москве от 19.12.2008 N 19-12/118853.

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ).Данные начисления, в частности, производятся:

- за работу в ночное время;

- за работу в многосменном режиме;

- за совмещение профессий, расширение зон обслуживания;

- за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

- за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни.

Согласно ст. 282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Причем работник может выполнять работу по совместительству как по месту своей основной работы, так и в других организациях. В общем случае продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 ч в день.

Расходы на оплату труда совместителя могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в пределах суммы, не превышающей размер оплаты труда, предусмотренный для совместителей ст. ст. 284 и 285 ТК РФ, исходя из должностного оклада, определенного коллективным договором организации для совмещаемой штатной единицы, о чем сказано в Письме Минфина России от 01.02.2007 N 03-03-06/1/50.

Безопасными условиями труда согласно ст. 209 ТК РФ признаются условия, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Иными словами, не признаются вредными условия труда, в которых уровни воздействия вредных производственных факторов не превышают установленных нормативов. По мнению Минфина России (Письма от 18.06.2007 N 03-04-06-01/192, от 01.08.2007 N 03-03-06/4/104), расходы организации по бесплатной выдаче молока работникам организации в таких условиях не относятся к компенсационным выплатам и при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Обращаем внимание на Письмо ФНС России от 06.09.2011 N ЕД-4-3/14453@, в котором отмечено, что в составе расходов на оплату труда на основании п. 3 ст. 255 НК РФ могут быть включены выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями и иными особыми условиями труда, установленные работодателем в локальном нормативном акте (коллективном договоре, трудовом договоре) по результатам аттестации рабочих мест.

Расходы работодателя, связанные с компенсацией расходов сотрудников, работа которых носит разъездной характер, могут быть включены в состав расходов на оплату труда для налогообложения прибыли. Такого мнения придерживаются специалисты Минфина России в
Письмах от 01.06.2007 N 03-03-06/1/358, от 24.04.2007 N 03-04-06-01/129, от 19.04.2007 N 03-03-06/1/250, от 18.04.2007 N 03-04-06-01/124.

Можно ли отнести к расходам по оплате труда надбавки, выплачиваемые работникам за вахтовый метод работы взамен суточных? В ответ на этот вопрос специалисты Минфина России в Письме от 02.09.2011 N 03-04-06/0-197 отметили, что если коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором предусмотрена выплата надбавки за вахтовый метод работы за каждый день пребывания в местах производства работ в период вахты, то в соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ такие затраты могут быть отнесены к расходам на оплату труда и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Сверхурочная работа должна оплачиваться в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам (в том числе если количество отработанных сверхурочных часов превышает 120 ч в году). Согласно Письмам Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, от 07.11.2006 N 03-03-04/1/724 оплату сверхурочной работы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход.

Нередко дни отъезда работников в командировку и дни прибытия из командировки приходятся на выходные или праздничные дни. Как отмечено в Письме Минфина России от 04.02.2009 N 03-03-06/1/39, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда при их соответствии критериям, установленным
п. 1 ст. 252 НК РФ. Не изменили своей позиции финансисты и в 2011 г., что подтверждает Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/41.

Расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством РФ работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам фирменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников.В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией фирменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности к ней работников (п. 5 ст. 255 НК РФ).

Как сказано в Письме Минфина России от 25.06.2007 N 03-03-06/1/394, расходы на приобретение для своих сотрудников фирменной одежды, находящейся в собственности организации, она не вправе отнести к расходам для налогообложения прибыли на основании п. 5 ст. 255 НК РФ.

В случаях, не предусмотренных п. 5 ст. 255 НК РФ, стоимость фирменной одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников, не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже в том случае, если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение фирменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Таково мнение, содержащееся в Письме Минфина России от 18.02.2008 N 03-03-06/1/102.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/2/109, в котором также высказано мнение, что расходы на фирменную одежду и обувь, которая не передается работникам в собственность, могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Следует отметить, что фирменная одежда предназначена содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации. Поэтому фирменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 02.04.2009 N 03-03-06/1/207, предусмотренная условиями трудового договора выплата денежной компенсации сотрудникам организации за приобретение одежды, соответствующей корпоративным стандартам, для налогообложения прибыли может быть учтена только в том случае, если одежда свидетельствует о принадлежности сотрудников к этой организации.

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика (п. 9 ст. 255 НК РФ).Согласно ст. 180 ТК РФ работодатель в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за 2 мес. с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Суммы выплат увольняемому работнику, установленные ст. 180 ТК РФ, как отмечено в Письме Минфина России от 11.03.2009 N 03-04-06-01/54, учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников налогоплательщика, в течение 3 мес. со дня увольнения при выполнении необходимых условий учитываются в составе расходов по оплате труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ, о чем сказано в Письме Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234.

Вопрос о порядке учета для налогообложения начислений работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за 4 - 6 мес. со дня увольнения рассмотрен в Письме ФНС России от 09.06.2010 N ШС-37-3/3837@. Указанные начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, осуществляются на основании ст. 318 ТК РФ, которой определено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Роструд Письмом от 11.02.2010 N 594-Т3 (далее - Письмо N 594-Т3) разъясняет, что исходя из ч. 2 ст. 318 ТК РФ органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата сотрудников организации работник не был трудоустроен за время, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за ним в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок.

Редакция ч. 2 ст. 318 ТК РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, является исчерпывающим.

Под понятием “уволенный работник“ в данном случае следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников имели место трудовые отношения с определенным работодателем.

Роструд в Письме N 594-Т3 сообщает, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение четвертого - шестого месяцев со дня увольнения в порядке ч. 2 ст. 318 ТК РФ и выдачи им соответствующих документов (справок) при соблюдении изложенных условий.

Таким образом, начисления работникам-пенсионерам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в виде среднего месячного заработка за четвертый - шестой месяцы со дня увольнения при соблюдении условий, указанных в ст. 318 ТК РФ, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 9 ст. 255 НК РФ.

Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 НК РФ).

Статьями 316, 317 ТК РФ установлена обязанность по начислению процентных надбавок и районных коэффициентов работникам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, указанные начисления учитываются для налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ, а также ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, Правительство РФ устанавливает размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который применяется всеми организациями, расположенными на этой территории. Вместе с тем до настоящего времени такого нормативного правового акта не принято, на что обращено внимание в Письме УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121863. В этом Письме также сказано, что на основании ст. 423 ТК РФ в настоящее время следует руководствоваться размерами районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, в частности Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216.

Следовательно, если начисление районного коэффициента к заработной плате работников предусмотрено заключенными с ними трудовыми договорами, а работники осуществляют свои трудовые обязанности в обособленных подразделениях организации, расположенных в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, то организация может учитывать для налогообложения прибыли расходы на оплату труда с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для этой местности и действующих в настоящее время.

В Письме ФНС России от 22.10.2009 N 3-2-09/223@ “О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по выплате районного коэффициента к заработной плате работникам филиала организации“ также обращено внимание на то, что ТК РФ не предусматривает отдельной нормы для случая, когда только филиал или иное обособленное подразделение организации расположены в местностях, где применяются в установленном порядке районные коэффициенты к заработной плате работников. Таким образом, труд работников организации и (или) ее филиала (обособленного подразделения), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в повышенном размере с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Поскольку указанные выплаты являются составной частью оплаты труда, то они должны быть предусмотрены системным положением организации по оплате труда и закреплены в коллективном и трудовом договоре с работником.

Особенностей в отношении надомников в части предоставления рассматриваемых гарантий и компенсаций ТК РФ также не установлено. Согласно абз. 4 ст. 310 ТК РФ на надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права с особенностями, установленными ТК РФ.

Из Письма Минфина России от 13.11.2010 N 03-03-06/1/716 следует, что расходы на выплату надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе начислений по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска надомнику, проживающему в районе Крайнего Севера, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда организацией - работодателем такого надомника, даже если эта организация расположена в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.

Надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями (п. 12 ст. 255 НК РФ).Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ).

На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Таким образом, размер процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и более высокие размеры указанной надбавки устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Если выплачиваемая надбавка установлена соответствующим нормативным правовым актом и не превышает установленного таким правовым актом предельного размера, такая надбавка на основании п. 12 ст. 255 НК РФ учитывается в составе расходов на оплату труда в полном размере, что следует из Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/81.

Если трудовым договором предусмотрена обязанность работодателя по выплате процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере, превышающем установленную Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления сумму надбавки, то сумма этого превышения будет выплачиваться налогоплательщиком за счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 24.03.2009 N 03-04-06-02/23.

Обратите внимание, установленная только трудовым договором доплата до максимального размера процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в состав расходов на оплату труда на основании п. 12 ст. 255 НК РФ не включается (Письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/1/764).

В Письме Минфина России от 11.08.2006 N 03-03-04/1/626 рассмотрен вопрос о том, может ли быть учтена для налогообложения прибыли процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях молодым работникам с первого дня их работы в организации. В Письме обращено внимание на то, что в п. 12 ст. 255 НК РФ речь идет о процентных надбавках именно за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Действия организаций, выплачивающих надбавки молодым работникам, по мнению специалистов Минфина России, не соответствуют положению п. 12 ст. 255 НК РФ, так как установление для молодежи надбавки к заработной плате с первого дня работы в организации игнорирует условие об учете непрерывного стажа работы. Словом, речь идет не о проживании и общем стаже работы в организациях, расположенных на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а о непрерывном стаже работы в конкретной организации.



Список литературы



1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. Письмо Минфина России от 11.08.2006 N 03-03-04/1/626.

4. Письмо Минфина России от 24.03.2009 N 03-04-06-02/23.

5. Письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/1/764.

6. Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/81.

7. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.



В.В.Авдеев

Консультант по налогам и сборам

Подписано в печать

07.12.2011