В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАРИФНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАРИФНОГО И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ остаются важнейшими задачами социально-экономического развития страны. Целями реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства должны быть повышение качества жилищно-коммунальных услуг, энерго- и ресурсосбережение, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, развитие коммунальных систем для обеспечения жилищного строительства. Эти цели могут быть достигнуты только при переходе к экономически обоснованным ценам и тарифам на коммунальные услуги при их соответствии платежеспособному спросу населения.

При этом экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных
услуг, что не может быть обеспечено без повсеместного внедрения приборов учета.

Вопрос регулирования тарифов и нормативов потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет исключительно важное социально-экономическое значение.

После 1999 г. рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения значительно превышал рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) занимает все большую часть в расходах граждан. За десять лет с 1999 по 2008 гг. тарифы на ЖКУ выросли в 9,6 раза, при общем росте потребительских цен в 3,6 раза и росте номинальных доходов населения в 5,7 раза. В результате этого и укрепления курса рубля цены, тарифы на коммунальные ресурсы в РФ приближаются к уровню отдельных развитых европейских стран, США и Канады.

При этом если до недавнего времени ускоренный рост расходов граждан на оплату данных услуг объяснялся реализацией мер по сокращению перекрестного субсидирования и сокращению размера дотаций организациям коммунального комплекса за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, то на сегодняшний день такие причины неактуальны.

В числе дополнительных причин такого опережающего роста тарифов на ЖКУ можно отметить следующие:

- накопленное в 1992 - 1998 гг. отставание роста тарифов на ЖКУ от темпов инфляции, что было тогда одной из мер смягчения последствий снижения доходов граждан;

- происходящий в последнее десятилетие опережающий инфляцию рост цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, вклад которых в ценообразование в сфере ЖКХ весьма велик.

Однако основной причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности их деятельности. Это связано с затратным
ценообразованием, основанным на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.

В начале 2010 г. стало очевидно, что уровень тарифов на ЖКУ для населения не может расти прежними темпами. Тарифы в 1400 муниципальных образований выросли более чем на 25%. В целом по стране рост тарифов составил 13,5%. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц достигла в 2010 г. 1,4 тыс. руб. Платежи за ЖКУ в ряде населенных пунктов стали настолько велики, что не могли быть обеспечены большинством граждан и вызвали социальную напряженность. Кроме этого, сложилась абсолютно непрозрачная система установления нормативов потребления тепла, горячей и холодной воды, а также тарифов на обслуживание общего имущества многоквартирных домов и вывоз мусора.

Собираемость платежей за предоставленные ЖКУ в 2009 г. снизилась и составила в среднем по стране 92,9%, что меньше, чем в 2008 и 2007 гг. (95,4 и 94,0% соответственно). Задолженность населения по оплате ЖКУ превысила 190 млрд руб.

Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития ЖКХ. И задача государственных органов управления - снизить темпы роста тарифов на ЖКУ до уровня сопоставимого с темпом инфляции.

Однако устойчивый рост тарифов на ЖКУ в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Результат их финансовый деятельности в целом по стране - убытки, которые хотя и значительно снизились, но в 2009 г. составили до 40 млрд руб. Убыточными в 2009 г. были 39%
коммунальных предприятий. При общем объеме оказанных услуг за 2009 г. в денежном выражении 2418 млрд руб. кредиторская задолженность ЖКХ составила 394,8 млрд руб., а дебиторская - 360,3 млрд руб., в том числе задолженность населения по оплате ЖКУ - 190,6 млрд руб. В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. По данным ВЦИОМ, более 80% жителей городов в той или иной степени недовольны качеством ЖКУ.

При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2010 г. уровень тарифов на ЖКУ позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах организации ЖКХ в целом работают с прибылью.

Дальнейший пересмотр тарифов на ЖКУ до уровня, превышающего рост индекса потребительских цен, может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ, при условии, что будет повышена эффективность коммунального хозяйства.

Немаловажное значение имеет усиление контроля за тарифами на жилищно-коммунальные услуги. В этих целях был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 237-ФЗ). В соответствии с этим Законом полномочия по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, повышена роль Правительства РФ в методическом обосновании нормативов и тарифов и контроле за их установлением.

Также установлены требования к раскрытию информации ресурсоснабжающими организациями по обоснованию расчета тарифов и нормативов. Публичные отчеты организаций коммунального хозяйства должны содержать сведения о ценах и тарифах
на регулируемые тарифы на товары и услуги.

Передача полномочий по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ имеет и негативные последствия. В частности, эта мера не позволяет учитывать особенности социально-экономического положения отдельных муниципальных образований, а также их возможности по поддержанию определенного уровня тарифов на ЖКУ. Кроме того, это вымывает собственную компетенцию органов местного самоуправления.

Справедливости ради следует отметить, что в соответствии с пп. “б“ п. 6 ст. 1 и пп. “д“ п. 3 ст. 6 Закона N 237-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

Вместе с тем в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы содержания жилищного фонда и организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения поселений.

При этом на основании ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (БК РФ).

Например, на этом основании на 2009 г. администрациями
городских и сельских поселений, за исключением сельского поселения “Совхоз им. Ленина“, с администрацией Ленинского муниципального района Московской области заключены соглашения о передаче Ленинскому муниципальному району полномочий поселений по организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как видим, передача указанных полномочий осуществляется не всегда на добровольной основе. Положение может еще более усугубиться в случае законодательного закрепления передачи указанных полномочий от поселений муниципальным районам. Так, предлагается разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон N 131-ФЗ в части передачи органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по обеспечению теплоснабжения и электроснабжения на территории муниципальных образований.

По мнению автора, действующих норм Закона N 131-ФЗ вполне достаточно для эффективного осуществления полномочий по предоставлению данного вида жилищно-коммунальных услуг населению.

Кроме того, посредством внесения изменений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210-ФЗ) предлагается исключить из полномочий органов местного самоуправления право устанавливать инвестиционные надбавки к ценам и тарифам для потребителей, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ. По мнению автора, это предложение снизит инвестиционные возможности конкретных муниципальных образований и замедлит их социально-экономическое развитие.

Для получения исчерпывающей информации об обоснованности установленных цен и тарифов на ЖКУ необходимо дополнительно включать в отчет данные об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг, чтобы потребитель мог обоснованно контролировать
качество потребляемых услуг. Важно обеспечить публичность в отношении инвестиционных программ предприятий коммунального хозяйства, отчетов об их реализации и эффективности, о наличии технической возможности доступа, условиях поставки товаров и услуг, тарифы на которые регулируются, а также о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к коммунальным системам.

Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ Правительством РФ в 2011 г. ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2010 г. - 9,4%). По отношению к 2010 г. регулируемая цена на газ для населения увеличится на 17,1% против роста на 26,6% в 2010 г. Тарифы для населения на электроэнергию вырастут на 10%, на тепловую энергию - до 12 - 14%. В целом это позволит в 2011 г. удержать рост тарифов на ЖКУ для населения в пределах 13%, т.е. не выше их роста в прошлом году (13,5%).

Несмотря на то что перечисленные меры дадут ожидаемый эффект в краткосрочной перспективе, они не обеспечивают формирования условий для сдерживания роста цен в среднесрочной перспективе, поскольку эти решения имеют административный, нерыночный характер. В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.

В этой связи очевидна важность решения следующей проблемы. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15% жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии).
Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.

Совершенствование правил тарифного регулирования теряет свою значимость в условиях определения объемов расходуемых ресурсов по нормативам потребления.

С учетом этого представляется необходимым принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.

Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 261-ФЗ) установлена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов до конца 2011 г. обеспечить установку приборов учета (индивидуальных и коллективных) коммунальных ресурсов. Законом N 261-ФЗ также определено, что установку приборов учета осуществляют по договору с потребителем ресурсоснабжающие организации.

По мнению автора, в этой связи важно расширить задачи Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по обязательному оснащению многоквартирных домов приборами учета в процессе капитального ремонта.

Кроме того, необходимо издать в полном объеме нормативные правовые акты, необходимые для реализации Закона N 261-ФЗ, а также предусмотреть возможность частичной компенсации затрат граждан на установку приборов учета.

Источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ необходимо искать не в росте тарифов на ЖКУ, а в ресурсо- и энергосбережении.

Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на
25 - 30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии - 15%, по теплу - 40%. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.

Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на ЖКУ является привлечение частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.

Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

В европейских странах товарищества собственников жилья являются одной из приоритетных форм управления многоквартирными домами. Но как показала практика, в нашей стране этот способ управления сегодня остается маловостребованным, что объясняется в том числе и недостаточными возможностями ТСЖ по обеспечению профессионального управления домом.

Исходя из этого, целесообразно уточнить концептуальное направление реформирования жилищно-коммунального хозяйства в части ориентирования преимущественно на профессиональное управление. При этом основное внимание при дальнейшей разработке законодательства в сфере управления жилой недвижимостью необходимо сосредоточить на установлении требований к профессионализму, финансовой состоятельности и ответственности управляющих организаций.

В этой
связи в Государственную Думу ФС РФ в 2010 г. был внесен проект федерального закона, устанавливающий требования к управляющим организациям и стандарты их деятельности. Очевидно, что Минрегиону России целесообразно утвердить примерный договор управления многоквартирным домом, который может быть усовершенствован собственниками помещений, товариществами собственников жилья и органами местного самоуправления с учетом выполняемого объема услуг и работ.

При этом использование института саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в сфере жилой недвижимости, будет служить естественным ограничением допуска к данной отрасли недобросовестных и непрофессиональных компаний.

Важно применять и налоговое стимулирование. Целесообразно разработать проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ) в части исключения из налоговой базы товариществ собственников жилья для целей исчисления налога на прибыль организаций отчислений собственников жилья на создание резерва для проведения всех видов ремонта, а также освобождения указанных средств от НДС.

По мнению автора, важность и комплексный характер проблемы сохранения жилого фонда, проведения своевременного и качественного аудита домов с целью выявления потребности в капитальном ремонте, определения аварийности домов, формирования механизма поддержания жилого фонда в нормативном состоянии обусловливают необходимость разработки и реализации специальной федеральной целевой программы.

Финансирование ранее не выполненных обязательств государства не должно целиком перекладываться на население. С другой стороны, потребность в финансовых средствах на приведение жилого фонда в нормативное состояние столь велика (более 8 трлн руб. на начало 2010 г.), что без совместных усилий населения и органов публичной власти эта задача решена быть не может. Международный опыт и практика деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ показывают реальность решения задачи санации значительных объемов жилищного фонда при активном участии государства в организации и софинансировании этих работ. Такой подход позволит преодолеть сохраняющийся рост объемов ветхого и аварийного жилья, в котором невозможно предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг населению.

Важнейшей проблемой является дефицит финансовых ресурсов в местных бюджетах, что сдерживает развитие и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, являющееся условием оптимизации цен и тарифов на коммунальные услуги.

В то же время Законом N 131-ФЗ практически весь комплекс вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Этот Закон также дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении“ (далее - Закон N 190-ФЗ). Исходя из этого, возникают дополнительные расходные обязательства муниципальных образований без адекватного увеличения доходов местных бюджетов.

При этом основная часть доходов подавляющего большинства сельских и городских поселений, муниципальных районов формируется за счет безвозмездных перечислений (межбюджетных трансфертов) из бюджетов вышестоящих уровней. Полномочия органов местного самоуправления фактически осуществляются в пределах ежегодно перечисляемой финансовой помощи.

Органы местного самоуправления муниципальных районов зачастую не могут оказать помощь поселениям в решении вопросов организации качественного теплоснабжения, водоснабжения, содержания жилищного хозяйства из-за отсутствия средств. Таким образом, оздоровление и развитие отрасли ЖКХ не могут быть осуществлены в отрыве от реформы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

Основное направление создания условий для стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере ЖКХ - совершенствование соответствующего законодательства.

Важно разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, в котором следует предусмотреть:

- уточнение положений и задачи разработки нормативной базы по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в водоснабжении с учетом опыта применения такого нормативного регулирования в электроэнергетике;

- исключение из полномочий органов регулирования субъектов РФ права устанавливать предельные тарифы в среднем по муниципальным образованиям, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги для всех организаций коммунального комплекса.

Отметим, что реализация положений важнейших для отрасли ЖКХ Законов N N 261-ФЗ, 190-ФЗ сдерживается отсутствием предусмотренных ими нормативных актов.

К числу ключевых нормативных актов следует отнести:

- порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

- требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- основы ценообразования в сфере теплоснабжения;

- правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;

- порядок установления долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и др.

Необходимо также издание методических указаний по расчету тарифов в сфере теплоснабжения и по расчету тарифов на горячую воду. Так, в целях реализации п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ Минрегиону России необходимо ускорить разработку и издание Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. В указанных Методических указаниях важно отразить в том числе методологию расчета тарифов на передачу воды, на техническую (поливную) воду, на воду, используемую в технологических процессах.

В рамках совершенствования законодательства по ЖКХ важна также детализация терминов и определений технологических процессов по видам коммунальных услуг. Начинать такую детализацию следует с четкого определения в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ) понятий “жилищные услуги“ и “коммунальные услуги“. Понятие “жилищные услуги“ и соответственно понятие тарифов и платы за такие услуги также отсутствуют в ЖК РФ. Это порождает ряд нерешенных вопросов, в частности проблему платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов или платы за пользование лифтом. Плата за эти услуги входит в состав платы за жилое помещение и рассчитывается для граждан пропорционально занимаемой ими жилой площади, поскольку эти услуги, согласно ЖК РФ, относятся к содержанию общего имущества дома.

Необходимость разграничения и уточнения видов и перечней жилищных и коммунальных услуг становится весьма актуальной в связи с тем, что Законом N 237-ФЗ из-под регулирования тарифов выведена плата граждан за жилое помещение.

Следует учитывать, что в перечень видов услуг, плата за которые в настоящее время входит в состав платы за содержание жилья, входят такие виды услуг, которые в настоящее время по ряду причин не везде могут являться конкурентными видами деятельности. К ним относятся обслуживание внутридомового газового оборудования и вывоз мусора.

Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не подлежат государственному регулированию, поэтому их величина определяется сторонами (специализированной организацией и абонентом) самостоятельно, исходя из перечня выполняемых работ.

При этом в органы государственной власти и органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан по вопросам завышения стоимости и порядка оплаты (100% предоплата) услуг организаций, занимающих доминирующее положение на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

В целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации, под которыми понимаются газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Однако до настоящего времени порядок допуска газораспределительных организаций к осуществлению данного вида деятельности не определен.

Следует отметить, что за последние годы значительно возросло количество аварий и несчастных случаев в разных городах страны, связанных с эксплуатацией внутридомового газового оборудования (ВДГО). Причины известны:

- несанкционированное подключение к газораспределительной сети;

- незаконный монтаж, демонтаж газового оборудования;

- некачественный ремонт газового оборудования;

- устаревшее газовое оборудование;

- несогласованные перепланировки помещений с нарушением вентиляционных каналов;

- пренебрежение правилами пользования газом в быту.

Работы по обслуживанию ВДГО до 01.01.2005 были включены в тариф на транспортировку газа, а с принятием ЖК РФ услуги по техническому обслуживанию ВДГО должен оплачивать абонент на договорной основе. На нем же лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО. Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 управляющие компании ЖКХ должны заключать договоры на техническое обслуживание газопроводов многоквартирных жилых домов, входящих в состав общего имущества. При этом расходы на оплату услуг ВДГО должны быть включены в плату за ремонт жилья, которая предусматривает в том числе установку, замену и восстановление работоспособности внутридомового газового оборудования, находящегося в составе общего имущества дома.

Но есть еще газовое оборудование, которое находится непосредственно внутри квартир. Их обслуживание - это сфера ответственности собственника или нанимателя квартиры. Нормативно-правовыми актами (Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан“, Приказ Минрегиона России от 26.06.2009 N 239 “Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования“) регламентировано в обязательном порядке наличие у каждого потребителя газа договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного со специализированной организацией.

В соответствии с п. п. 45, 46 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 поставщик газа после двух письменных уведомлений вправе приостановить в одностороннем порядке исполнение обязательств по поставке газа в случае отсутствия у владельцев ВДГО договора о техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией или нарушении других условий договора. При аварийных ситуациях и угрозе жизни граждан прекращение газоснабжения производится немедленно (п. 47 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549) по представлению органов контроля за безопасностью использования газа.

Например, в ст. 5 Закона Московской области от 16.04.2010 N 39/2010-ОЗ “О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области“ указываются виды административных правонарушений в сфере содержания и ремонта ВДГО на территории Московской области:

- нарушение правил пользования газом в быту, в том числе:

- непринятие необходимых мер при появлении запаха газа или при внезапном прекращении газоснабжения (неперекрытие газовых кранов, неинформирование аварийно-диспетчерской службы);

- использование газоиспользующего оборудования не по назначению;

- непредъявление договора на техническое обслуживание ВДГО должностному лицу уполномоченного органа, осуществляющему проверку;

- замена и ремонт газоиспользующего оборудования и приборов учета неспециализированной организацией, а также без уведомления собственника и управляющей организации.

Совершение гражданами указанных правонарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Вместе с тем следует отметить, что во многих поселениях Московской области много лет не проводится техническое обслуживание ВДГО и не заключаются договоры со специализированными организациями. Однако начиная с 01.01.2011 практически без уведомления граждан МУП “Управляющая компания ЖКХ“ на основе нормативного акта Совета депутатов Ленинского района Московской области была введена дополнительная плата за техническое обслуживание ВДГО в размере 60 руб. в месяц на одного ответственного квартиросъемщика. При этом предполагается, что проверка ВДГО будет осуществляться один раз в три года. Очевидно, что при таких условиях многие граждане отказались от заключения договора на техническое обслуживание ВДГО, учитывая значительный общий рост тарифов на ЖКУ в 2011 г.

По мнению автора, в целях формирования рынка профессиональных организаций и обеспечения безопасности предоставляемых услуг в сфере газоснабжения необходимо установить порядок допуска организаций к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. Кроме того, необходимо ввести регулирование цен на такие услуги, а также рассмотреть возможность включения стоимости этих услуг в цену на поставляемый гражданам природный и сжиженный газ.

Для законодательного обеспечения перевода ЖКХ на работу в рыночных условиях, сдерживания роста тарифов на ЖКУ, улучшения состояния жилищного фонда, энерго- и ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере важное значение имели поручение Президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета по проблеме развития ЖКХ (г. Сыктывкар, 23.11.2010), а также принятие ряда федеральных законов. Среди них Закон N 237-ФЗ (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами), устанавливающий, в частности, порядок создания единой системы расчетов граждан за жилье и коммунальные услуги с целью формирования единых муниципальных баз информационных ресурсов.

Кроме этого, важно принять проект федерального закона N 435702-5 “О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части установки приборов учета), в котором предусмотреть возможность предоставления бюджетных субсидий для установки индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов малообеспеченным гражданам и сохранение установленных сроков установки общедомовых приборов учета.

Не менее важное значение, как отмечалось в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ на тему “Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства“ от 25.11.2010, имеет доработка и утверждение федеральной целевой программы “Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы“ в которой, в частности, необходимо предусмотреть:

- создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;

- разработку системы финансирования реконструкции и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, включающую в том числе возможность возмещения собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам;

- формирование системы тарифного регулирования, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающую формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, использование двухставочных тарифов (включающих постоянную составляющую на содержание коммунальной инфраструктуры), и ограничивающей неэффективные затраты;

- создание регулирующего инструментария для тарификации в сферах оказания услуг водоснабжения, водоотведения и удаления (захоронения) твердых бытовых отходов. В этих целях издать методики расчета тарифов, определения нормативных потерь в системах водоснабжения.

В решении проблем тарифного регулирования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить в 2011 г. региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.



Список литературы



1. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

2. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

4. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.

5. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан: Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549.

6. О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области: Закон Московской области от 16.04.2010 N 39/2010-ОЗ.

7. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.



Л.И.Пронина

Д. э. н.,

государственный советник

Российской Федерации 2-го класса

Подписано в печать

11.04.2011