В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Анализ эффективности исполнения бюджетных смет невозможен без оценочной деятельности. Оценка выполняется на основе данных мониторинга. Предметом исследования и оценки, и мониторинга является качество управления финансовыми ресурсами в бюджетном учреждении. Что же включает и как работает система мониторинга и оценки?



Для чего нужен мониторинг?



В настоящее время в рамках разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных расходов и укреплению доходной базы бюджетов всех уровней внедрение процедур мониторинга и оценки качества управления
финансовыми ресурсами бюджетных учреждений позволяет:

- проводить на основании утвержденного перечня показателей мониторинга сравнительную характеристику качества планирования и исполнения бюджета бюджетными учреждениями в зависимости от их полномочий и возложенных функций;

- выявлять и предотвращать финансовые нарушения, создавать основу для принятия конкретных управленческих решений;

- корректировать деятельность бюджетных учреждений в направлении усиления контроля за результативностью бюджетных расходов;

- установить взаимосвязь объемов бюджетного финансирования бюджетного учреждения на очередной финансовый год и плановый период с результативностью его деятельности;

- установить механизм рейтингования и оценки результатов деятельности бюджетных учреждений, поощрения, в том числе распределения премиального фонда между бюджетными учреждениями.

На сегодняшний день на федеральном уровне уже запущен механизм мониторинга и оценки качества управления финансами, который ориентирован на главных администраторов средств федерального бюджета <1>. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также пошли по пути формирования собственной правовой базы процедур мониторинга и оценки качества управления региональными и муниципальными финансами главных распорядителей бюджетных средств. Следует отметить, что большинство показателей мониторинга и оценки главных распорядителей бюджетных средств складываются из показателей финансовой деятельности подведомственных им получателей бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств с целью мониторинга своей финансовой деятельности, а также для внесения изменений в процесс управления финансовыми ресурсами по итогам оценки показателей мониторинга не может обойтись без системы мониторинга и оценки подведомственных ему бюджетных учреждений.

--------------------------------

<1> Приказ Минфина России от 13.04.2009 N 34н “Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета“. В Приказе используется термин “финансовый менеджмент“. При этом содержательных различий в употреблении терминов “качество финансового менеджмента“ и “качество управления финансовыми ресурсами“ не существует, так как финансовый менеджмент определяется как управление финансовыми ресурсами.



Система мониторинга и оценки



Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами являются необходимыми элементами комплексной системы регионального (муниципального) управления.



Примечание. Мониторинг качества управления финансовыми ресурсами - это регулярное измерение и регистрация текущих значений финансовых показателей, которые сопровождаются такими процедурами, как сбор, обработка, упорядочивание входных данных.



При мониторинге качества управления финансовыми ресурсами фактические данные сравниваются с плановыми. Оценка качества управления финансовыми ресурсами представляет собой сопоставление собранных в процессе мониторинга данных с установленными критическими значениями показателей, выбранных для оценки.



Примечание. Оценка качества управления финансовыми ресурсами проводится для того, чтобы понять, насколько эффективно исполняется бюджетная смета и что может быть сделано для улучшения финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений, при этом анализируются причины достижения или недостижения запланированных результатов.



Следует отметить, что наряду с необходимостью различать понятия “мониторинг“ и “оценка“ важно понимать природу их взаимосвязи. Данные мониторинга служат исходными данными для проведения оценки, без мониторинга невозможно качественно выполнить оценку. В то же время результаты оценки, как правило, являются основой для принятия управленческих решений и внесения изменений в ту
или иную сферу деятельности, что означает необходимость внесения изменений в процедуру мониторинга для последующей оценки.

Для внедрения в практику управления процедур мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений необходимо выстроить систему мониторинга и оценки. Система мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений может состоять из таких элементов, как:



--- нормативные правовые акты, регулирующие процедуры мониторинга и

L--/ оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных

учреждений;

----------------------------------------------------------------------

--- субъект мониторинга и оценки качества управления финансовыми

L--/ ресурсами бюджетных учреждений;

----------------------------------------------------------------------

--- объект мониторинга и оценки качества управления финансовыми

L--/ ресурсами бюджетных учреждений;

----------------------------------------------------------------------

--- внутренние и внешние пользователи системы мониторинга и оценки

L--/ качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений;

----------------------------------------------------------------------

--- организационно-процедурная схема проведения мониторинга и оценки

L--/ качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, в

том числе процедуры и регламенты взаимодействия между субъектами,

субъектом и объектом, а также регламенты взаимодействия процедур

мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами

бюджетных учреждений с другими процедурами (например, процедурой

принятия решений на основе данных мониторинга и оценки);

----------------------------------------------------------------------

--- методика проведения мониторинга и оценки качества управления

L--/ финансовым и ресурсами бюджетных учреждений;

----------------------------------------------------------------------

--- входные и выходные продукты и (или) результаты.

L--/



Кто является субъектом управления?




Рассматривая систему мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений более подробно, остановимся на таких элементах, как объект и субъект управления. В качестве объекта управления выступают финансовые ресурсы. Под финансовыми ресурсами бюджетных учреждений понимаются денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности <2>.

--------------------------------

<2> Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1992.



В широком смысле в качестве субъекта управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, помимо самого учреждения, также активно выступает главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. Данное обстоятельство важно в связи с установлением в ст. 28 Бюджетного кодекса принципа подведомственности расходов бюджета. Однако в целях проведения мониторинга и оценки качества управлениями финансовыми ресурсами бюджетных учреждений оцениваться должны только те показатели, результаты которых непосредственно зависят от действий или бездействий самого учреждения. Соответственно, в качестве субъекта управления финансовыми ресурсами в данном случае нами будет рассматриваться только бюджетное учреждение.




Что влияет на достоверность данных?




Также следует отметить, что при проведении мониторинга качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений необходимо учитывать обстоятельства, которые могут оказывать влияние на качество и достоверность данных, полученных в результате мониторинга и оценки. К таким обстоятельствам можно отнести:



--- вероятность изменения законодательства, устанавливающего набор

L--/ показателей, характеризующих качество управления финансовыми

ресурсами, и их нормативных значений, а также изменение порядка

осуществления контроля эффективности и результативности расходования

бюджетных средств. Для минимизации потерь целесообразно проводить

постоянный мониторинг изменений законодательства и подзаконных

нормативных правовых
актов всех уровней с целью адаптации

применяемых методик к новому правовому полю;

----------------------------------------------------------------------

--- предоставление неполных или недостоверных данных бюджетными

L--/ учреждениями, как следствие, некорректный расчет фактического уровня

качества управления финансовыми ресурсами. Для получения необходимых

достоверных данных предполагается четкая регламентация всех процедур

системы мониторинга и оценки, установление их взаимосвязей;

----------------------------------------------------------------------

--- определение некорректных или необъективных показателей и их

L--/ критических значений, характеризующих минимальное и наилучшее

качество управления бюджетными средствами, а также выбор неверных

методик расчета среднего уровня качества управления финансовыми

ресурсами бюджетных учреждений и сумм премиальных выплат для

руководителей. В целях снижения давления данного обстоятельства

необходимо провести анализ накопленного опыта по этому направлению

управления финансами другими муниципальными образованиями и

субъектами РФ, привлекать внешних консультантов, имеющих опыт

разработки порядка проведения мониторинга качества управления

финансовыми ресурсами на всех уровнях публичной власти.



От теории к практике



Сотрудниками ИЭГ <3> с учетом подходов, содержащихся в Приказе Минфина России от 13.04.2009 N 34н “Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета“, предлагается проводить ежеквартальный и ежегодный мониторинг качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений по таким направлениям, как:

- финансовое планирование;

- исполнение бюджета в части расходов;

- исполнение бюджета в части доходов;

- учет и отчетность;

- контроль и аудит;

- исполнение судебных актов.

--------------------------------

<3> Институт экономики города.



Как было отмечено ранее, в систему мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений должны быть включены те показатели, результаты которых непосредственно зависят от деятельности самих бюджетных учреждений. В таблице 1 представлены примеры показателей и их критические значения для проведения мониторинга и оценки качества управления финансовыми
ресурсами бюджетных учреждений по вышеперечисленным направлениям. Методика мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений в регионе (муниципалитете) в части выбора направлений, показателей и критических значений может быть дополнена и (или) изменена с учетом региональных и отраслевых особенностей.



Таблица 1



Пример направлений, показателей, критических значений

для проведения мониторинга и оценки качества управления

финансовыми ресурсами бюджетных учреждений



Наименование ¦ Расчет показателя ¦ Единица ¦Вес¦ Оценка ¦ Комментарий

показателя ¦ ¦измерения¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

1. Финансовое ¦ ¦ ¦ 20¦ ¦

планирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

1.1. ¦Указание срока ¦ ¦ 20¦E(P) = 1, если бюджетная смета представлена в ¦Показатель

Своевременное ¦представления бюджетной ¦ ¦ ¦установленные сроки. ¦рассчитывается

представление ¦сметы ¦ ¦ ¦E(P) = 0, если бюджетная смета не представлена в¦ежегодно

бюджетной сметы ¦ ¦ ¦ ¦установленные сроки ¦

уполномоченному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

органу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

исполнительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

1.2. Соблюдение ¦Указание способов ¦ ¦ 40¦E(P) = 1, если расчеты полностью соответствуют ¦Показатель

методики расчета ¦проведения расчета ¦ ¦ ¦утвержденной методике. ¦рассчитывается

показателей ¦показателей бюджетной ¦ ¦ ¦E(P) = 0,5, если расчеты частично соответствуют ¦ежегодно

бюджетной сметы ¦сметы ¦ ¦ ¦утвержденной методике. ¦

¦ ¦ ¦ ¦E(P) = 0, если расчеты не соответствуют ¦

¦ ¦ ¦ ¦утвержденной методике ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

1.3. Доля ¦P = 100 x S / S, ¦ % ¦ 25¦ P ¦Позитивно

бюджетных ¦ t ¦ ¦ ¦E(P) = --- ¦расценивается

ассигнований на ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦рост доли

предоставление ¦где S - сумма бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦бюджетных

государственных ¦ t ¦ ¦ ¦ ¦ассигнований на

(муниципальных) ¦ассигнований на ¦ ¦ ¦ ¦предоставление

услуг физическим ¦предоставление ¦ ¦ ¦ ¦государственных

и юридическим ¦государственных ¦ ¦ ¦ ¦(муниципальных)

лицам, ¦(муниципальных) услуг ¦ ¦ ¦ ¦услуг физическим

оказываемых в ¦физическим и юридическим ¦ ¦ ¦ ¦и юридическим

соответствии с ¦лицам, оказываемых в ¦ ¦ ¦ ¦лицам,

государственным ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦оказываемых

(муниципальным) ¦государственным ¦ ¦ ¦ ¦бюджетным

заданием ¦(муниципальным) заданием;¦ ¦ ¦ ¦учреждением в

¦S - общая сумма бюджетных¦ ¦ ¦ ¦соответствии с

¦ассигнований, ¦ ¦ ¦ ¦государственным

¦предусмотренная ¦ ¦ ¦ ¦(муниципальным)

¦бюджетному учреждению на ¦ ¦ ¦ ¦заданием.

¦оказание государственных ¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦(муниципальных) услуг ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром

¦физическим и юридическим ¦ ¦ ¦ ¦является

¦лицам ¦ ¦ ¦ ¦значение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 100%.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежеквартально и

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

1.4. Качество ¦P = 100 x S / b, ¦ % ¦ 15¦ - ¦Большое

планирования ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦/ P ¦количество

расходов: доля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦- -- + 1¦, если P <= 15% ¦справок об

суммы изменений в¦где S - сумма ¦ ¦ ¦E(P) = < 15 / ¦изменении

документы ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦документов

планирования ¦положительных изменений в¦ ¦ ¦ ¦0, если P > 15% ¦планирования в

¦документы планирования в ¦ ¦ ¦ L ¦случае увеличения

¦случае увеличения ¦ ¦ ¦ ¦бюджетных

¦бюджетных ассигнований за¦ ¦ ¦ ¦ассигнований

¦счет экономии по ¦ ¦ ¦ ¦за счет

¦использованию бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦экономии по

¦ассигнований на оказание ¦ ¦ ¦ ¦использованию

¦государственных ¦ ¦ ¦ ¦бюджетных

¦(муниципальных) услуг в ¦ ¦ ¦ ¦ассигнований на

¦отчетном периоде; ¦ ¦ ¦ ¦оказание

¦b - объем бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦государственных

¦ассигнований бюджетного ¦ ¦ ¦ ¦(муниципальных)

¦учреждения по состоянию ¦ ¦ ¦ ¦услуг в отчетном

¦на конец отчетного ¦ ¦ ¦ ¦финансовом году

¦периода ¦ ¦ ¦ ¦свидетельствует о

¦ ¦ ¦ ¦ ¦низком качестве

¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы бюджетного

¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения по

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовому

¦ ¦ ¦ ¦ ¦планированию.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром

¦ ¦ ¦ ¦ ¦является значение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 0%.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежеквартально и

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

2. Исполнение ¦ ¦ ¦ 25¦ ¦

бюджета в части ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

2.1. Доля не ¦P = 100 x (b - E) / b, ¦ % ¦ 40¦ - ¦Показатель

исполненных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦/ P ¦позволяет оценить

конец отчетного ¦где b - объем ¦ ¦ ¦ ¦¦- -- + 1¦, если P <= 10% ¦объем не

финансового года ¦финансирования бюджетного¦ ¦ ¦E(P) = < 10 / ¦исполненных на

бюджетных ¦учреждения в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конец года

ассигнований ¦финансовом году; ¦ ¦ ¦ ¦0, если P > 10% ¦бюджетных

¦E - кассовое исполнение ¦ ¦ ¦ L ¦ассигнований.

¦расходов бюджетного ¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦учреждения в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром для

¦финансовом году ¦ ¦ ¦ ¦этого является

¦ ¦ ¦ ¦ ¦значение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 0%.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

2.2. ¦P = (E - Eср) x 100 / Eср¦ % ¦ 20¦В случае проведения годового мониторинга: ¦Показатель

Равномерность ¦(применяется при годовом ¦ ¦ ¦ - ¦отражает

расходов ¦мониторинге), ¦ ¦ ¦ ¦1, если P <= 50% ¦равномерность

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов

¦где E - кассовые расходы ¦ ¦ ¦ ¦ P - 50 ¦бюджетного

¦в IV квартале отчетного ¦ ¦ ¦E(P) = < 1 - ------, если 50% <= P <= 100% ¦учреждения в

¦периода; ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦отчетном

¦Eср - средний объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(текущем)

¦кассовых расходов за I - ¦ ¦ ¦ ¦0, если P > 100% ¦финансовом году.

¦III кварталы отчетного ¦ ¦ ¦ L ¦Целевым

¦периода. ¦ ¦ ¦В случае проведения ежеквартального мониторинга:¦ориентиром

¦P = 100 x E / b ¦ ¦ ¦ - * * ¦является значение

¦(применяется при ¦ ¦ ¦ ¦1, если P <= P <= (200 - P ) ¦показателя, при

¦ежеквартальном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦котором кассовые

¦мониторинге), ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦расходы в

¦где E - кассовые расходы ¦ ¦ ¦ ¦ P - (200 - P ) * ¦IV квартале

¦в отчетном периоде; ¦ ¦ ¦ ¦1 - --------------, если P > (200 - P )¦достигают менее

¦b - объем финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦трети годовых

¦ ¦ ¦ ¦E(P) = < (200 - P ) ¦расходов.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ P - P * ¦ежеквартально и

¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 - ------, если P <= P ¦ежегодно

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ P ¦

¦ ¦ ¦ ¦ L ¦

¦ ¦ ¦ ¦ * ¦

¦ ¦ ¦ ¦Где P = 88,9% ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

2.3. ¦P = 100 x K / E, ¦ % ¦ 40¦ - ¦Негативным

Эффективность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ / P ¦считается факт

управления ¦где K - объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 - ---¦, если P <= 1,5% ¦накопления

кредиторской ¦кредиторской ¦ ¦ ¦E(P) = < 1,5/ ¦объема

задолженностью по¦задолженности по расчетам¦ ¦ ¦ ¦ ¦кредиторской

расчетам с ¦с поставщиками по ¦ ¦ ¦ ¦0, если P > 1,5% ¦задолженности по

поставщиками и ¦состоянию на 1 января ¦ ¦ ¦ L ¦расчетам с

подрядчиками ¦года, следующего за ¦ ¦ ¦ ¦поставщиками и

¦отчетным; ¦ ¦ ¦ ¦подрядчиками по

¦E - кассовое исполнение ¦ ¦ ¦ ¦состоянию на

¦расходов в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦1 января года,

¦финансовом году ¦ ¦ ¦ ¦следующего за

¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетным, по

¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношению к

¦ ¦ ¦ ¦ ¦кассовому

¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнению

¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходов

¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетного

¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения в

¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетном

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовом году

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

3. Исполнение ¦ ¦ ¦ 20¦ ¦

бюджета по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

3.1. ¦P = 100 x D / R , ¦ % ¦ 60¦ - ¦Негативным

Эффективность ¦ f ¦ ¦ ¦ ¦ / P ¦считается факт

управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 - --¦, если P <= 50% ¦накопления

дебиторской ¦где D - объем ¦ ¦ ¦E(P) = < 50/ ¦объема

задолженность по ¦дебиторской задолженности¦ ¦ ¦ ¦ ¦дебиторской

расчетам с ¦по доходам по состоянию ¦ ¦ ¦ ¦0, если P > 50% ¦задолженности по

дебиторами по ¦на 1 января года, ¦ ¦ ¦ L ¦расчетам с

доходам ¦следующего за отчетным; ¦ ¦ ¦ ¦дебиторами по

¦R - кассовое исполнение ¦ ¦ ¦ ¦состоянию на

¦ f ¦ ¦ ¦ ¦1 января года,

¦расходов в отчетном ¦ ¦ ¦ ¦следующего за

¦финансовом году ¦ ¦ ¦ ¦отчетным, по

¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношению к

¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнению по

¦ ¦ ¦ ¦ ¦доходам в

¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчетном

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовом году.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром

¦ ¦ ¦ ¦ ¦является значение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 0%.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

3.2. Повышение ¦P = 100 x D / D , ¦ % ¦ 40¦ - ¦Показатель

финансовой ¦ 1 2 ¦ ¦ ¦ ¦1, если 100% <= P <= 30% ¦рассчитывается

самостоятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежеквартально и

¦где D - объем доходов ¦ ¦ ¦E(P) = < 0,5, если 10% <= P <= 30% ¦ежегодно

¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетных учреждений, ¦ ¦ ¦ ¦0, если 0% <= P < 10% ¦

¦полученных от приносящей ¦ ¦ ¦ L ¦

¦доход деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦

¦D - совокупный объем ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦

¦доходов бюджетного ¦ ¦ ¦ ¦

¦учреждения ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

4. Учет и ¦ ¦ ¦ 10¦ ¦

отчетность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

4.1. Подготовка и¦Внедрение управленческого¦ ¦ 30¦E(P) = 1, если управленческий и (или) ¦Показатель

внедрение ¦и (или) аналитического ¦ ¦ ¦аналитический учет проводится. ¦рассчитывается

управленческого ¦учета, в рамках которого ¦ ¦ ¦E(P) = 0, если управленческий и (или) ¦ежеквартально и

учета ¦активы, обязательства, ¦ ¦ ¦аналитический учет не ведется ¦ежегодно

¦доходы и расходы ¦ ¦ ¦ ¦

¦учитываются, ¦ ¦ ¦ ¦

¦контролируются и ¦ ¦ ¦ ¦

¦анализируются по основным¦ ¦ ¦ ¦

¦направлениям деятельности¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетного учреждения ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

4.2. ¦Наличие в годовой ¦ ¦ 70¦E(P) = 1 в случае своевременного представления ¦Показатель

Своевременное ¦бюджетной отчетности всех¦ ¦ ¦всех необходимых сведений. ¦рассчитывается

представление ¦необходимых сведений по ¦ ¦ ¦E(P) = 0 в случае несвоевременного представления¦ежегодно

главному ¦форме, утвержденной ¦ ¦ ¦и (или) непредставления всех необходимых ¦

распорядителю ¦Инструкцией о составлении¦ ¦ ¦сведений ¦

(распорядителю) ¦и представлении годовой, ¦ ¦ ¦ ¦

бюджетных средств¦квартальной и месячной ¦ ¦ ¦ ¦

бюджетной ¦отчетности об исполнении ¦ ¦ ¦ ¦

отчетности в ¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦

установленные им ¦системы РФ ¦ ¦ ¦ ¦

сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

5. Контроль и ¦ ¦ ¦ 10¦ ¦

аудит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

5.1. ¦Наличие в годовой ¦ ¦ 15¦E(P) = 1, если таблица “Сведения о результатах ¦Осуществляется

Осуществление ¦бюджетной отчетности за ¦ ¦ ¦мероприятий внутреннего контроля“ заполнена и ¦контроль за

мероприятий ¦отчетный финансовый год ¦ ¦ ¦соответствует характеристикам внутреннего ¦результативностью

внутреннего ¦заполненной таблицы ¦ ¦ ¦контроля, указанным в комментарии. ¦(эффективностью)

контроля ¦“Сведения о результатах ¦ ¦ ¦E(P) = 0, если таблица “Сведения о результатах ¦использования

¦мероприятий внутреннего ¦ ¦ ¦мероприятий внутреннего контроля“ не заполнена ¦бюджетных

¦контроля“ по форме, ¦ ¦ ¦или не соответствует характеристикам внутреннего¦средств,

¦утвержденной Инструкцией ¦ ¦ ¦контроля, указанным в комментарии ¦обеспечиваются

¦о составлении и ¦ ¦ ¦ ¦надежность и

¦представлении годовой, ¦ ¦ ¦ ¦точность

¦квартальной и месячной ¦ ¦ ¦ ¦информации,

¦отчетности об исполнении ¦ ¦ ¦ ¦соблюдаются нормы

¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦законодательства,

¦системы РФ ¦ ¦ ¦ ¦внутренних

¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовых актов,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦выполняются

¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятия по

¦ ¦ ¦ ¦ ¦плану в

¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с

¦ ¦ ¦ ¦ ¦направлениями

¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности

¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетного

¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждения.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

5.2. Динамика ¦ N - N ¦ ¦ 25¦ - ¦В рамках оценки

нарушений, ¦ 0 1 ¦ ¦ ¦ ¦1, если P >= 50% ¦данного

выявленных в ходе¦P = 100 x -------, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя

внешних ¦ N ¦ ¦ ¦ ¦ 50 - P ¦позитивно

контрольных ¦ 0 ¦ ¦ ¦E(P) = < 1 - ------, если 0% <= P <= 50% ¦рассматривается

мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦уменьшение

¦где N - количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦количества

¦ 0 ¦ ¦ ¦ ¦0, если P < 0% либо N = 0 и N /= 0 ¦нарушений,

¦нарушений, выявленных в ¦ ¦ ¦ ¦ 0 1 ¦выявленных в ходе

¦ходе внешних контрольных ¦ ¦ ¦ L ¦внешних

¦мероприятий, по состоянию¦ ¦ ¦ ¦контрольных

¦на 1 января отчетного ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий.

¦года, определяемое в ¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦соответствии с таблицей ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром

¦“Сведения о результатах ¦ ¦ ¦ ¦является значение

¦внешних контрольных ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦мероприятий“, заполненной¦ ¦ ¦ ¦большее или

¦по форме, утвержденной ¦ ¦ ¦ ¦равное 50%

¦Инструкцией о составлении¦ ¦ ¦ ¦(количество

¦и представлении годовой, ¦ ¦ ¦ ¦нарушений

¦квартальной и месячной ¦ ¦ ¦ ¦уменьшилось в два

¦отчетности об исполнении ¦ ¦ ¦ ¦и более раз).

¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦системы РФ; ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦N - количество ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦

¦нарушений, выявленных в ¦ ¦ ¦ ¦

¦ходе внешних контрольных ¦ ¦ ¦ ¦

¦мероприятий, по состоянию¦ ¦ ¦ ¦

¦на 1 января года, ¦ ¦ ¦ ¦

¦следующего за отчетным, ¦ ¦ ¦ ¦

¦определяемое в ¦ ¦ ¦ ¦

¦соответствии с таблицей ¦ ¦ ¦ ¦

¦“Сведения о результатах ¦ ¦ ¦ ¦

¦внешних контрольных ¦ ¦ ¦ ¦

¦мероприятий“, заполненной¦ ¦ ¦ ¦

¦по форме, утвержденной ¦ ¦ ¦ ¦

¦Инструкцией о составлении¦ ¦ ¦ ¦

¦и представлении годовой, ¦ ¦ ¦ ¦

¦квартальной и месячной ¦ ¦ ¦ ¦

¦отчетности об исполнении ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦ ¦

¦системы РФ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

5.3. Проведение ¦Наличие в годовой ¦ ¦ 25¦E(P) = 1, если таблица “Сведения о проведении ¦Позитивно

инвентаризаций ¦бюджетной отчетности за ¦ ¦ ¦инвентаризаций“ заполнена и соответствует ¦расценивается

¦отчетный финансовый год ¦ ¦ ¦требованиям Инструкции о составлении и ¦факт наличия

¦заполненной таблицы ¦ ¦ ¦представлении годовой, квартальной и месячной ¦заполненной

¦“Сведения о проведении ¦ ¦ ¦отчетности об исполнении бюджетов бюджетной ¦таблицы “Сведения

¦инвентаризаций“ по форме,¦ ¦ ¦системы РФ. ¦о проведении

¦утвержденной Инструкцией ¦ ¦ ¦E(P) = 0, если таблица “Сведения о проведении ¦инвентаризаций“ и

¦о составлении и ¦ ¦ ¦инвентаризаций“ не заполнена или не ¦ее качества.

¦представлении годовой, ¦ ¦ ¦соответствует требованиям Инструкции о ¦Показатель

¦квартальной и месячной ¦ ¦ ¦составлении и представлении годовой, квартальной¦рассчитывается

¦отчетности об исполнении ¦ ¦ ¦и месячной отчетности об исполнении бюджетов ¦ежегодно

¦бюджетов бюджетной ¦ ¦ ¦бюджетной системы РФ ¦

¦системы РФ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

5.4. Доля ¦P = 100 x T / (O + N + ¦ % ¦ 35¦ / P ¦Наличие сумм

недостач и ¦M + A + R + S + V), ¦ ¦ ¦E(P) = ¦1 - --- ¦ ¦установленных

хищений денежных ¦ ¦ ¦ ¦ 100 / ¦недостач и

средств и ¦где T - сумма ¦ ¦ ¦ ¦хищений денежных

материальных ¦установленных недостач и ¦ ¦ ¦ ¦средств и

ценностей ¦хищений денежных средств ¦ ¦ ¦ ¦материальных

¦и материальных ценностей ¦ ¦ ¦ ¦ценностей у

¦в отчетном финансовом ¦ ¦ ¦ ¦бюджетного

¦году; ¦ ¦ ¦ ¦учреждения в

¦O - основные средства ¦ ¦ ¦ ¦отчетном

¦(остаточная стоимость); ¦ ¦ ¦ ¦финансовом году

¦N - нематериальные активы¦ ¦ ¦ ¦свидетельствует о

¦(остаточная стоимость); ¦ ¦ ¦ ¦низком качестве

¦A - вложения в ¦ ¦ ¦ ¦финансового

¦нефинансовые активы; ¦ ¦ ¦ ¦менеджмента.

¦R - нефинансовые активы в¦ ¦ ¦ ¦Целевым

¦пути; ¦ ¦ ¦ ¦ориентиром

¦S - денежные средства; ¦ ¦ ¦ ¦является значение

¦V - финансовые вложения ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 0.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦ ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

6. Исполнение ¦ ¦ ¦ 5¦ ¦

судебных актов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

6.1. Количество ¦F - количество исков ¦ шт. ¦ 30¦ / P ¦Целевым

исков ¦ ¦ ¦ ¦E(P) = ¦1 - --- ¦ ¦ориентиром

¦ ¦ ¦ ¦ 100 / ¦является значение

¦ ¦ ¦ ¦ ¦показателя,

¦ ¦ ¦ ¦ ¦равное 0.

------------------+-------------------------+---------+---+------------------------------------------------+------------------

6.2. ¦P - количество ¦ шт. ¦ 70¦ - ¦Факт

Приостановление ¦направленных органами, ¦ ¦ ¦ ¦ P * ¦приостановления

операций по ¦осуществляющими кассовое ¦ ¦ ¦ ¦1 - --, если P <= P ¦операций по

расходованию ¦исполнение ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦расходованию

средств на ¦соответствующего бюджета,¦ ¦ ¦E(P) = < P ¦средств

лицевых счетах ¦уведомлений о ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦получателей

получателей ¦приостановлении операций ¦ ¦ ¦ ¦0, если P > P ¦бюджетных средств

бюджетных средств¦по расходованию средств ¦ ¦ ¦ L ¦в связи с

в связи с ¦на лицевых счетах, ¦ ¦ ¦ ¦нарушением

нарушением ¦открытых в органах, ¦ ¦ ¦ * i ¦процедур

процедур ¦осуществляющих кассовое ¦ ¦ ¦Где P = - 100, ¦исполнения

исполнения ¦исполнение ¦ ¦ ¦ 4 ¦судебных актов

судебных актов, ¦соответствующего бюджета,¦ ¦ ¦i = 1 в случае ежеквартального мониторинга ¦свидетельствует о

предусматривающих¦получателей бюджетных ¦ ¦ ¦качества финансового менеджмента за i квартал ¦плохом качестве

обращение ¦средств в связи с ¦ ¦ ¦текущего финансового года; ¦финансового

взыскания на ¦нарушением процедур ¦ ¦ ¦i = 2 в случае ежеквартального мониторинга ¦менеджмента.

средства ¦исполнения судебных ¦ ¦ ¦качества финансового менеджмента за первое ¦Целевым

соответствующего ¦актов, предусматривающих ¦ ¦ ¦полугодие текущего финансового года; ¦ориентиром

бюджета по ¦обращение взыскания на ¦ ¦ ¦i = 3 в случае ежеквартального мониторинга ¦является значение

обязательствам ¦средства соответствующего¦ ¦ ¦качества финансового менеджмента за 9 месяцев ¦показателя,

бюджетных ¦бюджета, в отчетном ¦ ¦ ¦текущего финансового года; ¦равное 0.

учреждений ¦периоде ¦ ¦ ¦i = 4 в случае годового мониторинга качества ¦Показатель

¦ ¦ ¦ ¦финансового менеджмента за отчетный финансовый ¦рассчитывается

¦ ¦ ¦ ¦год ¦ежеквартально и

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ежегодно



Данные мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений должны быть предоставлены соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, который составляет сводную аналитическую записку, содержащую оценку качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, в том числе анализ причин достижения или недостижения запланированных результатов.

Итоговая оценка качества управления финансовыми ресурсами по каждому бюджетному учреждению рассчитывается по формуле:



E = 100 SUM S SUM S E(P ),

i i j ij ij



где E - итоговая оценка по бюджетному учреждению;

S - вес i-й группы показателей качества управления финансовыми

i

ресурсами;

S - вес j-го показателя качества управления финансовыми ресурсами в

ij

i-й группе показателей качества управления финансовыми ресурсами;

E(P ) - оценка по j-му показателю качества управления финансовыми

ij

ресурсами в i-й группе показателей качества управления финансовыми

ресурсами.

В случае если для бюджетного учреждения показатель (группа показателей) качества управления финансовыми ресурсами не рассчитывается, вес указанного показателя (группы показателей) пропорционально распределяется по остальным показателям (группам показателей) качества управления финансовыми ресурсами.



Ю.Ю.Чалая

Эксперт

сектора “Муниципальные финансы

и межбюджетные отношения“

Фонда “Институт экономики города“

Подписано в печать

07.04.2010