В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ВИРТУАЛЬНЫЙ АУКЦИОН

“Бюджетный учет“, 2010, N 1


ВИРТУАЛЬНЫЙ АУКЦИОН


Само понятие “открытый аукцион в электронной форме“ введено в законодательство довольно давно. Однако на практике он стал активно применяться лишь с 2010 г. Рассмотрим основные вопросы, которые пригодятся в работе бухгалтера.

С 1 января 2010 г. начал активно действовать такой механизм государственного (муниципального) заказа, как электронный аукцион. Надо сказать, в Законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон) всегда существовала ст. 41 “Порядок проведения открытого аукциона в электронной
форме“, и на региональном уровне короткий электронный аукцион применялся (сумма заказа до 3 млн руб.), а вот на федеральном - нет. Но с 1 января 2010 г. федеральные заказчики также обязаны проводить электронные аукционы по обозначенному правительством перечню. До июня 2010 г. в него будет входить около половины тех товаров, которые указаны в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р. Со временем все товары (работы, услуги), которые закупались путем проведения обычного аукциона, будут приобретаться исключительно на электронном (Закон от 25 ноября 2009 г. N 273-ФЗ).

Заметим, до 1 июля 2010 г. ст. 41 Закона будет действовать наравне с гл. 3.1 “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме“. Это означает, что проводить аукцион в электронной форме, не применяя нормы гл. 3.1, можно только в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта ниже 1 млн руб. Однако если заказчик решит разместить заказ на основании данной статьи, ему придется оплатить участие. Это не относится к новой главе, так как в п. 3 ст. 41.1 сказано, что взимание оператором электронной площадки с заказчика, уполномоченного органа, со специализированной организации (далее - Заказчики) платы за проведение открытого электронного аукциона не допускается (п. 6 ст. 41.2, п. 2 ст. 41.7, п. п. 3, 4 ст. 41.1 Закона).

Далее осветим основные моменты в процедуре проведения электронного аукциона.

Внимание! С 2012 г. Минэкономразвития России планирует упразднить размещение заказа путем запроса котировок.

Заявка на участие

Заявка на участие в открытом аукционе в электронной
форме (далее - Заявка) состоит из двух частей. Первая должна содержать следующие сведения (п. 4 ст. 41.8 Закона):

1) согласие участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе, на условиях, предусмотренных указанной документацией;

2) сведения о потребительских свойствах товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации или который будет использован при выполнении работ, оказании услуг.

Кроме того, Заявка может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара.

Во второй части содержатся:

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;

- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом электронных торгов;

- копии документов, подтверждающих, что участники размещения заказа обладают исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (кроме программ для ЭВМ, баз данных), исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая,
когда застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство). Документ представляется при размещении заказа на выполнение работ по строительству, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) которого составляет более 50 млн руб. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование выполнения участниками за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров для государственных и муниципальных нужд. Указанную номенклатуру утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом стоимость предшествующих работ должна составлять не менее чем 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа);

- копии документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным законодательством РФ, если представление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;

- решение (либо его копия) об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если законодательно установлено требование о наличии такого решения для совершения крупной сделки и если для участника размещения заказа будущий контракт является крупной сделкой. Представление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальной суммы сделки, предусмотренной решением об одобрении или о совершении сделок, представляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.

Заметим, прежде чем оформить допуск к участию в аукционе,
аукционная комиссия проверяет обе части заявки. Существует возможность двух “недопусков“ к участию. Заявку могут признать не соответствующей требованиям из-за непредставления вышеозначенных документов (предоставления недостоверных сведений) и несоответствия участника размещения заказа установленным требованиям (п. 6 ст. 41.11 Закона). При этом п. 14 ст. 41.11 Закона содержит очень важное положение. А именно: если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех Заявок, поданных одним участником, приняты решения об их несоответствии, оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с момента принятия соответствующих решений перечисляет сумму обеспечения Заявки заказчику.

Внимание! По сравнению с обычным аукционом механизм предоставления задатков участником электронного аукциона изменился. Денежные суммы должны перечисляться на банковские счета, а не вноситься на счета Казначейства, как это было ранее.

Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе не может быть менее чем 0,5 процента и не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в документации об открытом аукционе.


Извещение о проведении аукциона


Заказчики должны разместить извещение о проведении аукциона (далее - Извещение) не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., можно разместить Извещение не менее чем за семь дней до обозначенной даты.

В Извещении о проведении аукциона указываются:
1) форма торгов (открытый аукцион в
электронной форме);

2) адрес электронной площадки в сети Интернет;

3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;

4) предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Исключение сделано для аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг, где невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг;

5) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем услуг;

7) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

8) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не может превышать семи дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

9)
дата проведения аукциона.


Порядок проведения электронного аукциона


Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта. Если при проведении аукциона цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае открытый аукцион проводится путем повышения цены контракта на величину в пределах “шага аукциона“ (он составляет от 0,5 до 1 процента от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)).

Каждое ценовое предложение, подаваемое участником, подписывается ЭЦП. После получения от участника предложения о цене контракта ему на странице сайта будет отображено уведомление о принятии введенного им предложения.

Предложения о цене контракта, равные и превышающие начальную (максимальную) цену контракта, превышающие лучшее (наименьшее из поступивших) предложение, в конкретный момент времени не принимаются.


С даты и времени начала проведения электронного аукциона на сайте в режиме реального времени будут указываться:

1) предмет и условия контракта;

2) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);

3) порядок регистрации участников электронного аукциона;

4) лучшее (наименьшее из поступивших) предложение о цене контракта в конкретный момент времени со ссылкой на кодовый номер сделавшего его участника электронного аукциона;

5) размер достигнутой скидки от начальной цены контракта;

6) предпоследнее предложение о цене контракта со ссылкой на кодовый номер сделавшего его участника электронного аукциона;

7) время, оставшееся до истечения времени подачи предложений о цене контракта.

Подписание контракта

Победителем электронного аукциона признается участник, предложивший наименьшую цену контракта. Если в нескольких предложениях указана
одинаковая наиболее низкая цена контракта, победителем электронного аукциона признается участник аукциона, предложение которого о цене контракта поступило ранее других.

Результаты электронного аукциона оформляют протоколом. В документе указывают место, дату, время проведения аукциона, перечень участников, начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физических лиц) победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, или предпоследнее предложение о цене контракта.

Протокол размещается на сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Заказчики в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю один экземпляр протокола и проект контракта. Последний составляется на основе извещения о проведении электронного аукциона (в котором были указаны условия исполнения контракта), с включением в текст контракта цены, предложенной победителем аукциона.

Обратите внимание: сроки заключения государственного (муниципального) контракта прописаны в ст. 41.12 Закона. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме. Так, участник размещения контракта в течение шести дней со дня получения проекта контракта должен направить оператору электронной площадки проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта (если требуется), подписанные ЭЦП. Оператор отправляет эти документы заказчику по истечении десяти дней со дня размещения Протокола. Заказчик же в течение трех дней со дня их получения направляет оператору электронной площадки контракт, подписанный ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
До участника размещения заказа контракт должен дойти в течение одного часа. С этого момента контракт считается заключенным.


ЭЦП


Подписание контракта осуществляется только в электронной форме с использованием ЭЦП. Существует около 500 центров, которые ее выдают. Однако нет единого корневого центра. А это значит, что отсутствует возможность проверить достоверность подписи, так как удостоверяющие центры не имеют связи между собой. Кроме того, электронную подпись сложно получить в связи с территориальной удаленностью субъектов, а ЭЦП должны получать конкретные физические лица.

В связи с этим было принято решение, что ЭЦП будет выдавать Казначейство России (его территориальные органы) на безвозмездной основе.

Заметим, ЭЦП будут выдаваться с разными сертификатами ключей (для лиц, которые размещают заказ, и для тех, кто его подписывает).

А.Ю.Ильина
Редактор-эксперт
журнала “Бюджетный учет“
Подписано в печать
25.12.2009