В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бюджетная классификация-2008

Бюджетная классификация-2008

26 апреля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее по тексту - Закон). В данном законе достаточно серьезно затронута тема бюджетной классификации Российской Федерации.

Кроме того, в целях единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации разработан проект Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, планируемых к введению в действие с 1 января 2008 года.

В этой связи далее предлагаю на базе соответствующих положений
Закона и проекта Указаний, который стал для данной статьи источником кодировки показателей бюджетной классификации Российской Федерации, встречающихся далее по тексту, рассмотреть изменения, произошедшие с бюджетной классификацией.

Принятие указанного выше Закона не должно было явиться для участников бюджетного процесса полной неожиданностью в связи с тем, что 22 мая 2004 года было издано постановление Правительства РФ N 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов“. Указанным постановлением была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, а также утвержден План мероприятий по ее реализации, согласно которому Минфином России в 2005 году был разработан проект Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса“.

Учитывая значимость и, можно сказать, фундаментальность указанного законопроекта, потребовалось достаточно много времени для его согласования и утверждения, но в настоящее время, после подписания 26 апреля 2007 года законопроекта Президентом Российской Федерации, он обрел статус Закона.

Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят в 1998 году и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2000 года. За прошедшие с этого времени почти семь лет назрела необходимость в комплексных изменениях Бюджетного кодекса в целях приведения его в соответствие современным требованиям и принципам эффективного управления общественными финансами, в том числе в части необходимости расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создания долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.

Именно эти проблемы решали разработчики законопроекта, а теперь уже Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Но не будем распыляться на весь Закон, а перейдем к общему обзору интересующей нас части - изменений, произошедших с
бюджетной классификацией Российской Федерации.

Одной из основных новаций, регламентированных Законом в целях решения указанных задач, явились пересмотр и новая редакция статей Бюджетного кодекса, устанавливающих основные принципы и структуру бюджетной классификации Российской Федерации, с одновременным расширением в этой области полномочий органов государственной власти и органов ого самоуправления, в том числе в плане ее детализации, и дальнейшей интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.

В части бюджетной классификации Российской Федерации Закон обеспечивает ее приближение к требованиям международных стандартов. Одновременно создаются законодательные основы для развития “управленческого“ принципа ее построения и использования. Данный принцип позволяет органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления. При этом сохраняется единство бюджетной системы и повышается прозрачность бюджетов.

Исходя из этого Законом предусмотрена новая редакция главы 4 Бюджетного кодекса. И здесь необходимо остановиться на основных концептуально новых моментах, а именно:

1. Практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом остается в прошлом.

Действующий в настоящее время порядок фактически требует ежегодного принятия двух в значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов. Это федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Очевидно, что данная процедура вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения, что существенно усложняет подготовку региональных и местных бюджетов.

Теперь, согласно новой редакции Бюджетного кодекса, базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом, а именно:

- группа - подгруппа в классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- раздел - подраздел в классификации расходов бюджетов;

- группа - статья в классификации операций публично-правовых образований (или классификации операций сектора государственного управления).

Одновременно с этим Минфину России предоставлено право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях. Тем самым гарантированно будет обеспечено единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации. Основанием для установления указанной нормы послужило то, что в случае с доходами состав доходных источников бюджетов бюджетной системы РФ предопределен соответствующими законами, а в случае с классификацией операций сектора государственного управления - экономическим содержанием осуществляемых операций.

В отличие от указанных классификаций, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации, при определении целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов источников классификации, источников финансирования дефицитов бюджетов, напротив, существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти.

Согласно действующему законодательству органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют достаточно прав в части детализации утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не позволяет в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. Теперь же, с 2008 года, перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных новым Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Перечень статей и видов
источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования его дефицита.

Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.

2. В рамках главы 4 нового Бюджетного кодекса уточняются определение и состав бюджетной классификации Российской Федерации.

С 2008 года бюджетная классификация определена как группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с Бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, отнесены к исключительной компетенции Минфина России.

В состав бюджетной классификации начиная с 1 января 2008 года входят всего четыре классификации:

- классификация доходов бюджетов;

- классификация расходов бюджетов;

- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификация операций публично-правовых образований или классификация операций сектора государственного управления.

Напомню, что в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской Федерации в том числе включает в себя:

- классификацию доходов;

- три вида классификации расходов (функциональную, экономическую и ведомственную классификации расходов бюджетов Российской Федерации);

- два вида классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (источники внутреннего и внешнего финансирования);

- два вида классификации долгов - внутренних и внешних (первая из которых, по сути, является простым перечнем).

Итого восемь классификаций, что реально усложняет применение бюджетной классификации Российской Федерации в бюджетном процессе.

3. Еще одно новшество обусловлено тем, что в настоящее время в составе бюджетной классификации отсутствует универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяет объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этого принципиального недостатка сложившейся системы бюджетного учета в рамках главы 4 Бюджетного кодекса появилась новая статья 23.1 “Классификация операций сектора государственного управления“.

Данная классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию с возможностью ее применения для бюджетного учета как по кассовому методу, так и по методу начислений. Метод начислений в свою очередь позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений, формировать информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о состоянии активов и обязательств публично-правовых образований.

Одновременно существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.

На этом общий обзор можно считать законченным. Далее предлагаю более подробно остановиться на каждой из четырех новых классификаций Бюджетной классификации Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов

Классификация доходов бюджетов по-прежнему является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Изменения затронули ее в меньшей степени, нежели другие составляющие бюджетной классификации Российской Федерации, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

1. Изменились наименования трех из четырех структурных частей двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов:

1. Главный администратор доходов.

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Подвид доходов.

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Коротко об этих изменениях:

- Код Главного администратора доходов бюджета (согласно определениям нового
Бюджетного кодекса это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета). Код главного администратора (1-3-й разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет, в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- Код подвида доходов (теперь так назван код, который в бюджетах на 2007 год известен как “программа (подпрограмма)“). Коды подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают, соответственно, Министерство Российской Федерации, Финансовый орган субъекта РФ, Финансовый орган муниципального образования;

- Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (в связи с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию).

2. При ознакомлении со статьями нового Бюджетного кодекса, устанавливающими состав и виды доходных источников, становится очевидным, что классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп: 000 1 00 00000 00 0000 000 “Налоговые и неналоговые доходы“ и 000 2 00 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления“. При этом доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, согласно статье 41 “Виды доходов бюджетов“ отнесены к
неналоговым доходам бюджетов и должны быть отражены в рамках группы “Налоговые и неналоговые доходы“.

Однако п. 10 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ установлено, что указанное в предыдущем абзаце преобразование будет осуществлено со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Учитывая изложенное при разработке проекта Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые планируется ввести в действие с 1 января 2008 года, в рамках классификации доходов бюджетов сохранена группа 000 3 00 00000 00 0000 000 “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“.

3. В рамках нового Бюджетного кодекса изменилась редакция наименований следующих показателей классификации доходов:

-------------------------------------------------T-------------------------------------------------¬
¦ 2007 год ¦ С 1 января 2008 года ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ ... ¦ ... ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦000 1 00 00000 00 0000 000 “Доходы“ ¦000 1 00 00000 00 0000 000 “Налоговые и¦
¦ ¦неналоговые доходы“ ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ ... ¦ ... ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦000 1 08 00000 00 0000 000 “Государственная¦000 1 08 00000 00 0000 000 “Государственная¦
¦пошлина, сборы“ ¦пошлина“ ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ ... ¦ ... ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦000 2 03 00000 00 0000 180 “Безвозмездные¦000 2 03 00000 00 0000 180 “Безвозмездные¦
¦поступления от государственных организаций“ ¦поступления от государственных (муниципальных)¦
¦ ¦организаций“ ¦
+------------------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ ... ¦ ... ¦
L------------------------------------------------+--------------------------------------------------

Следует также отметить, что:

- нумерация элементов доходов (12-13-й разряды 20-значного кода классификации доходов) останется прежней, а не будет привязана к порядку, выстроенному п. 8 ст. 20 нового Бюджетного кодекса;

- в рамках подготовки Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации проводится работа по приведению последовательности статей, детализирующих группу 000 2 00 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления“, в соответствие с последовательностью, в которой выстроены подразделы раздела 1100 “Межбюджетные трансферты“.

В остальном изменения Классификации доходов будут носить текущий характер.

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из трех составных частей:

1. Главный распорядитель бюджетных средств.

2. Раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов.

3. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов по-прежнему занимает 20 знаков и имеет привычную нам структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.

Порядок утверждения перечня главных распорядителей средств бюджетов не изменился, в связи с чем обратимся ко второй части классификации расходов и для начала остановимся на изменениях, касающихся разделов и подразделов.

Напомню, что новым Бюджетным кодексом установлены единые для бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Их полный перечень приведен в статье 21 Бюджетного кодекса, поэтому остановимся лишь на новых моментах.

В рамках раздела 0100 “Общегосударственные вопросы“ изменена редакция следующих подразделов:

0101 “Функционирование Президента Российской Федерации“;

0102 “Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования“;

0103 “Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований“;

0104 “Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций“;

0106 “Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора“.

Кроме редакционных правок в данном разделе произошло слияние.

В подраздел 0108 “Международные отношения и международное сотрудничество“ влился подраздел 0109 “Международная экономическая и гуманитарная помощь“. В результате все последующие подразделы изменили нумерацию с 0110-0115 на 0109-0114.

В разделе 0200 “Национальная оборона“ появился новый подраздел 0202 “Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований“. В результате подразделы 0202-0208 изменили нумерацию на 0203-0209.

В разделе 0300 “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность“:

- изменили редакцию подразделы 0309 “Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона“ и 0310 “Обеспечение пожарной безопасности“;

- появился новый подраздел 0312 “Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов“;

- подразделы 0312 и 0313 изменили нумерацию на 0313 и 0314.

В разделе 0400 “Национальная экономика“:

- изменил редакцию подраздел 0402 “Топливно-энергетический комплекс“;

- появился новый подраздел 0409 “Дорожное хозяйство“ в результате необходимости обособления соответствующих расходов, которые в 2007 году подлежат отражению в рамках подраздела 0408 “Транспорт“;

- подразделы 0409-0411 изменили нумерацию на 0410 - 0412.

В разделе 0500 “Жилищно-коммунальное хозяйство“ появился новый подраздел 0503 “Благоустройство“, в результате чего подразделы 0503 и 0504 изменили нумерацию на 0504 и 0505.

В разделе 0600 “Охрана окружающей среды“:

- появился новый подраздел 0601 “Экологический контроль“;

- подразделы 0601-0604 изменили нумерацию на 0602-0605, при этом была изменена редакция уже новых 0602 “Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод“ и 0603 “Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания“.

В разделе 0700 “Образование“ изменили наименование подразделы 0705 “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации“ и 0706 “Высшее и послевузовское профессиональное образование“.

Изменилось наименование раздела 0800 “Культура, кинематография, средства массовой информации“ и подраздела 0805 “Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации“.

В изменившем наименование разделе 0900 “Здравоохранение, физическая культура и спорт“:

- бывший подраздел 0901 “Здравоохранение“ был детализирован семью подразделами:

0901 “Стационарная медицинская помощь“;

0902 “Амбулаторная помощь“;

0903 “Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов“;

0904 “Скорая медицинская помощь“;

0905 “Санаторно-оздоровительная помощь“;

0906 “Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов“;

0907 “Санитарно-эпидемиологическое благополучие“.

Здесь следует отметить, что в случае, если структурным подразделением больницы является, например, дневной стационар (не имеющий статуса юридического лица), то расходы на содержание и обеспечение деятельности приведенных в пример больницы и дневного стационара должны быть отражены по подразделу 0901 “Стационарная медицинская помощь“. Таким образом, подразделы будут применяться “по юридическому лицу, а не по виду деятельности“;

В связи с изменением наименования раздела и проведенной в нем детализацией изменены кодировка и наименования подразделов: 0908 “Физическая культура и спорт“, 0909 “Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта“ и 0910 “Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта“.

В разделе 1000 “Социальная политика“ изменено наименование подраздела 1004 “Охрана семьи и детства“.

В разделе 1100 “Межбюджетные трансферты“ структура подразделов изменена по видам межбюджетных трансфертов:

1101 “Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“;

1102 “Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)“;

1103 “Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“;

1104 “Иные межбюджетные трансферты“;

1105 “Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов“.

Думаю, более подробно останавливаться на рассмотрении разделов и подразделов не стоит и следует перейти к рассмотрению целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов.

Именно здесь произошло самое значимое изменение.

Если помните, еще в приказе Минфина России от 10.12.2004 N 114н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ появился программный срез целевых статей (4-7-й знаки семизначного кода целевой статьи), который с 2005 года в рамках целевой статьи 1000000 “Федеральные целевые программы“ заполнили расходы на соответствующие целевые программы (подпрограммы). В остальных целевых статьях программный срез задействован не был.

В 2006-2007 годах очень серьезно увеличилось количество видов расходов. Назрела ситуация, в которой трехзначный лимит вида расходов был практически исчерпан и требовалось принятие соответствующего решения.

Был сделан сам собой напрашивающийся выбор - перенос функциональной нагрузки видов расходов в не задействованный до этого программный срез целевых статей, имеющий несравнимо больший ресурс для кодирования. Вторым не менее значимым фактором, послужившим принятию подобного решения, явилась возможность распределения функциональной нагрузки бывших видов расходов в разрезе целевых статей, что само собой предупреждает очень многие вопросы об увязке конкретных целевых статей с теми или иными видами расходов.

Уровень видов расходов при этом был сохранен, но, естественно, обрел иную нагрузку. На этом уровне в первой двадцатке осталось лишь несколько видов расходов, которые в силу своей универсальности могут быть задействованы при формировании региональных и местных бюджетов.

Эти универсальные виды расходов не нуждаются в комментариях, поскольку функциональная нагрузка программы (подпрограммы) целевых статей дает однозначную подсказку, какой из этих видов расходов следует применить с той или иной целевой статьей.

В части видов расходов необходимо отметить, что, согласно новому Бюджетному кодексу, перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом формируются эти перечни и коды в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. В этой связи, безусловно, каждым бюджетом буду утверждены виды расходов, отличающиеся своей уникальностью. В настоящее время наглядным примером могут служить виды расходов, задействованные в Федеральном законе от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период до 2010 года“.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Данная классификация также значительно изменилась.

Во-первых, она стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов, что позволил сделать не задействованный в 2007 году уровень подстатей (10-11-й разряды 20-значного кода источников финансирования дефицитов бюджетов (как внутренних, так и внешних).

Во-вторых, кардинально изменилась ее внутренняя структура.

В этой связи, а также учитывая появление новых определений, далее предлагаю остановиться на данной классификации более подробно.

Итак, классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3-й разряды);

2) код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4-17-й разряды);

3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20-й разряды).

Администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов

Определения главного администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета и администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета приведены в ст. 6 Бюджетного кодекса.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы, подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов установлены бюджетным законодательством РФ и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает единые для бюджетов всех уровней бюджетной системы группы 000 01 00 00 00 00 0000 000 “Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов“ и 000 02 00 00 00 00 0000 000 “Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов“.

Группа 000 01 00 00 00 00 0000 000 “Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов“ детализирована следующими подгруппами:

- 000 01 01 00 00 00 0000 000 - Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

- 000 01 02 00 00 00 0000 000 - Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- 000 01 03 00 00 00 0000 000 - Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

- 000 01 04 00 00 00 0000 000 - Кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

- 000 01 05 00 00 00 0000 000 - Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

- 000 01 06 00 00 00 0000 000 - Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

- 000 01 07 00 00 00 0000 000 - Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- 000 01 08 00 00 00 0000 000 - Прочие бюджетные кредиты (ссуды), предоставленные федеральным бюджетом внутри страны.

Группа 000 02 00 00 00 00 0000 000 “Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов“ детализирована следующими подгруппами:

- 000 02 01 00 00 00 0000 000 - Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- 000 02 02 00 00 01 0000 000 - Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

- 000 02 03 00 00 01 0000 000 - Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

- 000 02 04 00 00 00 0000 000 - Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Статьи и виды источников финансирования дефицитов бюджетов.

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования его дефицита.

Классификация операций сектора государственного управления

Это новая составная часть бюджетной классификации Российской Федерации, поэтому в ближайшее время в рамках будущих Указаний обязательно появятся необходимые расшифровки каждой из детализирующих ее статей и подстатей.

Добавлю лишь, что коды статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов, или, если так пока привычнее, коды экономической классификации расходов бюджетов, применяемой в 2007 году, останутся неизменными, в связи с чем и их расшифровки перейдут в описание новой классификации без каких-либо изменений.

Можно сказать, что мы достаточно близко познакомились с новой бюджетной классификацией. Однако у участников бюджетного процесса будут возникать вопросы по ее применению. Может быть, уже сейчас многие положения нового Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных комментариях, но подробный разбор отдельных вопросов применения бюджетной классификации и не был целью нашего исследования.

Думаю, многие уже знают, что в настоящее время (на дату написания статьи) Минфином России разработан проект Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, планируемый к введению в действие с 1 января 2008 года, который проходит согласование с департаментами Минфина России и в ближайшее время соответствующим приказом будет утвержден.

Безусловно, Указания снимут массу основных вопросов о бюджетной классификации, но не стоит забывать, что отдельные вопросы, связанные с ее применением, Указания не закроют, и участникам бюджетного процесса на региональном и местном уровнях в свете полномочий, которыми их наделил Новый Бюджетный кодекс в рамках главы 4 “Бюджетная классификация Российской Федерации“, эти вопросы придется решать самостоятельно.

Д.В. Новиков,

советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и
бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики
Министерства финансов Российской Федерации


“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 9, сентябрь 2007 г.