В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отражение бюджетными учреждениями расходов на покупку и эксплуатацию автотранспортных средств

Отражение бюджетными учреждениями расходов на покупку
и эксплуатацию автотранспортных средств

Автомобиль в наше время не роскошь, а средство передвижения. Приобрести его несложно, даже если на лицевом счете недостаточно средств. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, более выгодными схемами покупки - от рассрочки платежей до лизинга.

Вопросы возникают уже после приобретения автомобиля в связи с большим количеством дополнительных расходов. Прежде всего, это пошлины, которые надо заплатить, чтобы зарегистрировать машину, обязательная страховка по ОСАГО, расходы, связанные с приобретением и установкой сигнализации, автомагнитолы, зимних автошин. Все они рассмотрены в данной статье.

Приобретение автомобиля и постановка его на учет
в территориальном органе внутренних дел


Приобретение автомобиля за счет бюджетных средств возможно, только
если в смету доходов и расходов учреждения заложено приобретение транспортного средства, так как, согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов на текущий календарный год, расходование средств на иные цели не допускается. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ бюджетные организации обязаны проводить конкурс на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, если сумма сделки между участниками превышает 100 000 руб. (предельный размер расчетов наличными деньгами с 22 июля 2007 года установлен Указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 N 1843-У; ранее этот лимит был установлен 60 000 рублей). Эта обязанность не оспаривается, если приобретение автотранспортного средства предусматривается за счет бюджетных средств. Вопросы возникают, если покупка запланирована за счет внебюджетных источников, то есть средств, полученных от приносящей доход деятельности. Ответы, по мнению автора, содержатся в бюджетном законодательстве. Основным правовым документом, регулирующим деятельность бюджетных учреждений, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые размещаются на конкурсной основе. При этом имеет значение организационно-правовая форма учреждения, а не статус средств. Следовательно, во избежание конфликтов с главным распорядителем и органами финансово-бюджетного надзора при приобретении автомобиля стоимостью свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда конкурс необходимо провести.

Обратите внимание
Независимо от того, за счет каких финансовых источников вы приобретали автомобиль,
необходимо его зарегистрировать как движимое имущество в комитете по имуществу, который вас курирует как бюджетное учреждение. Такое требование, в частности, предусмотрено постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71. Запись о передаче в органы управления госимуществом сведений о наличии имущества, приобретенного за счет средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должна присутствовать в уставах государственных федеральных учреждений.

В связи с изложенным, автомобиль должен был быть поставлен на учет в качестве государственного имущества. По правилам реализации государственного имущества вы должны получить разрешение от собственника имущества (вышестоящего органа управления или учредителя) на его реализацию (продажу). А согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ вся сумма средств от реализации государственного имущества в полном объеме поступает в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации) расходы по оплате договоров на приобретение мотоциклов, грузовых, легковых и специальных автомобилей, прицепов к ним следует относить на статью 310 “Увеличение стоимости основных средств“. В случае если приобретается бывшее в употреблении транспортное средство, то расходы по оплате услуг организации-комиссионера, осуществляющей его переоформление, следует относить на подстатью 226 “Прочие услуги“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, он принимается к учету на основании Акта приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) (п. 20 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 20.02.2006 N 25н).

Законодательством РФ установлено, что владельцы транспортных средств обязаны поставить их на учет в территориальном органе внутренних дел
в течение пяти дней с момента их приобретения.

Пунктом 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ установлено, что за совершение государственной регистрации транспортных средств, а также за совершение иных регистрационных действий, связанных:

- с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, уполномоченным органом государственной власти взимается государственная пошлина в размере 400 рублей;

- с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы, - 200 рублей;

- с выдачей паспорта транспортного средства, - 100 рублей;

- с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, - 100 рублей;

- с выдачей удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до шести месяцев, - 100 рублей;

- за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства - 20 рублей;

- за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов - 100 рублей;

- за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств “Транзит“:

- металлических на автотранспортные средства - 400 рублей;

- металлических на мототранспортные средства и прицепы - 200 рублей;

- бумажных - 50 рублей.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует относить на статью 290 “Прочие расходы“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (письмо Минфина России от 14.04.2006 N 02-14-10/880). При этом в платежных поручениях на уплату сумм государственных пошлин за совершение указанных действий следует указывать код 000 1 08 071040 01 1000 110 “Государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами“ классификации доходов бюджетов Российской Федерации
с указанием в 1-3 разрядах кода значения 188 “Министерство внутренних дел Российской Федерации“, за которым приложением N 11 “Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации“ к Указаниям закреплены полномочия по администрированию указанных поступлений.

Примечание
Приведем основные записи в бюджетном учете по приобретению автомобиля.

- Если автомобиль приобретается за счет бюджетных средств
Перечисляется аванс (поставщику):

Дебет 1 20619 560 Кредит 1 30405 310
Формируется стоимость транспортного средства, согласно товарно-транспортной накладной получен автомобиль*(1):

Дебет 1 10601 310 Кредит 1 30219 730
Отнесены расходы по доставке:

Дебет 1 10601 310 Кредит 1 30205 730
Прочие расходы:

Дебет 1 10601 310 Кредит 1 30218 730
Оприходование, согласно акта-приемки передачи и ввода в эксплуатацию транспортного средства:

Дебет 1 10105 310 Кредит 1 10601 410
Засчитывается аванс по приобретенному транспортному средству:

Дебет 1 30219 830 Кредит 1 20619 660
Перечисляется поставщику долг по принятому обязательству:

Дебет 1 30219 830 Кредит 1 30405 310
Перечисляется за доставку, если авансовый платеж не осуществлялся:

Дебет 1 30205 830 Кредит 1 30405 222
Оплачиваются прочие расходы:

Дебет 1 30218 830 Кредит 1 30405 226

- Если автомобиль приобретается за счет внебюджетных средств и будет использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС
Перечисляется аванс в размере 100% (поставщику), включая НДС
Дебет 2 20619 560 Кредит 2 20101 610
Формируется стоимость транспортного средства, согласно товарно-транспортной накладной получен автомобиль*(2):

Дебет 2 10601 310 Кредит 2 30219 730
Налог на добавленную стоимость:

Дебет 2 21001 560 Кредит 2 30219 730
Налоговый вычет НДС при наличии счета-фактуры от поставщика:

Дебет 2 30304 830 Кредит 2 21001 660
Прочие расходы, НДС не облагаются:

Дебет 2 10601 310 Кредит 2 30218 730
Оприходование, согласно акта-приемки передачи и ввода в эксплуатацию транспортного средства:

Дебет 2 10105 310 Кредит 2 10601 410
Засчитывается аванс по приобретенному
транспортному средству:

Дебет 2 30219 830 Кредит 2 20619 660
Оплачиваются прочие расходы:

Дебет 2 30218 830 Кредит 2 20101 610

- Если автомобиль куплен за счет разных источников, то возникает вопрос: как оприходовать.
Перенос части стоимости автомобиля с внебюджетной деятельности на бюджетную следует осуществить в соответствии с требованиями письма Минфина России от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354 “О правомерности перевода нефинансовых активов“.

Согласно письму решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ распространяются указанные полномочия, при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания данных активов.

Порядок записей в бюджетном учете такой.

Изменение оборотов по нефинансовым активам в течение года:

1. на сумму стоимости автомобиля, оплаченную за счет внебюджетных средств
Дебет 2 40101 241 Кредит 2 10105 410
Дебет 1 10105 310 Кредит 1 40101 180
2. на сумму начислений амортизации
Дебет 2 10405 410 Кредит 2 40101 241
Дебет 1 40101 180 Кредит 1 10405 410

Прохождение государственного технического осмотра
и инструментального контроля


Расходы, связанные с прохождением государственного технического осмотра, следует отражать следующим образом:

- расходы по оплате государственной пошлины (п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ), взимаемой за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, в размере 100 рублей, а также государственной пошлины за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства в размере 30 рублей также отражаются по статье 290 “Прочие расходы“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- расходы по оплате договоров на приобретение медицинских укладок для автомобильных аптечек следует относить на статью 340 “Увеличение
стоимости материальных запасов“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

- расходы на оплату договоров, заключенных на проведение работ по проведению исследования (анализа) автотранспорта, находящегося на балансе бюджетного учреждения, на соответствие требованиям государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов, отражаются по подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“;

- расходы по оплате договоров (счетов) на проведение инструментального контроля (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880) отражаются по подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Примечание
В бюджетном учете оплату за технический осмотр и госпошлину за талон включают в состав расходов учреждения и отражают так:

- перечислена госпошлина:

Дебет 0 30305 830 Кредит 1 30405 290 за счет бюджетных средств
Дебет 2 30305 830 Кредит 2 20101 610 за счет иной приносящей доход деятельности;

- сумма госпошлины включена в состав расходов бюджетного учреждения:

Дебет 1 40101 290 Кредит 130305730;

- сумма госпошлины включена в состав расходов по предпринимательской деятельности:

Дебет 2 10604 340 (290) Кредит 2 30305 830;

- сумма госпошлины отнесена за счет собственных средств или целевых поступлений:

Дебет 2 40101 290 Кредит 2 30305 730.

В налоговом учете плату за техосмотр включают в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Но только при условии, что расходы на прохождение техосмотра экономически обоснованны, документально подтверждены, направлены на получение дохода.

Страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств


С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 25.04.2005 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, который регулирует порядок возмещения ущерба, причиненного в результате
дорожно-транспортного происшествия. В соответствии с п. 3 ст. 32 указанного Закона на территории РФ запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении таких транспортных средств не проводятся государственный технический осмотр и регистрация, то есть организация без полиса страхования не может зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Договор обязательного страхования обычно заключается сроком на один год и в дальнейшем по взаимному согласию страхователя и страховщика продлевается.

------------------------------------------------------------------------¬
¦Сумма страховой премии по договорам обязательного страхования не¦
¦облагается НДС (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). ¦
L------------------------------------------------------------------------

С 1 января 2006 года обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется по новым тарифам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739. В соответствии со ст. 954 Гражданского кодекса РФ страховая премия - это плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Как правило, страховую премию вносят единым платежом.

Согласно Указаниям расходы по выплате организации-страховщику суммы страховой премии, предусмотренных заключенными договорами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следует относить на подстатью 226 “Прочие услуги“ экономической классификации расходов бюджетов РФ.

------------------------------------------------------------------------¬
¦Если страхование производится за счет бюджетных средств (по виду¦
¦деятельности 1), то в случае наступления страхового случая, сумма¦
¦превышения страхового возмещения, причитающегося учреждению, над суммой¦
¦расходов по восстановлению поврежденного автотранспортного средства¦
¦подлежит перечислению в доходы соответствующего бюджета. ¦
L------------------------------------------------------------------------

Следует отметить, что п. 3 ст. 115 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ установлено, что получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе уплачивать страховщику (страховому брокеру) авансовый платеж в размере 100 процентов от суммы договора (контракта).

Примечание
В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включают в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены российским законодательством. Это установлено в п. 2 ст. 263 НК РФ. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

Эксплуатация и ремонт транспортного средства

Эксплуатация автомобилей невозможна без горюче-смазочных материалов (ГСМ) и специальных жидкостей. Приобретение ГСМ может производиться бюджетным учреждением как за наличный расчет, так и в безналичной форме. Приобретать топливо можно по договору поставки с условием оплаты по безналичному расчету. Поставляемые таким образом ГСМ принимаются к учету на основании полученных от поставщика товаротранспортной накладной и счета-фактуры. Но наиболее удобный вариант, по мнению автора, - оплачивать горючее по топливным талонам.

------------------------------------------------------------------------¬
¦Расходы по оплате договоров услуг, заключенных с автотранспортным¦
¦предприятием, на управление автотранспортом бюджетного учреждения¦
¦(организации) следует отражать по подстатье 222 “Транспортные услуги“. ¦
L------------------------------------------------------------------------

Учет ГСМ ведется в соответствии с Инструкцией N 25н на счете 105 03 000 “Горюче-смазочные материалы“. Принятие к бюджетному учету производится по фактической стоимости с учетом предъявленных поставщиком сумм налога на добавленную стоимость (при приобретении
за счет бюджетных средств) и без учета НДС (при оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС). Аналитический учет ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. Материально ответственные лица должны вести учет ГСМ в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству.

------------------------------------------------------------------------¬
¦Если автомобиль приобретен за счет внебюджетных источников и¦
¦учитывается с признаком 2, но используется, например, в образовательной¦
¦деятельности, то использование бюджетных средств на приобретение ГСМ¦
¦будет расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств ¦
L------------------------------------------------------------------------

В ходе эксплуатации автотранспортного средства топливо расходуется и списывается на затраты учреждения. Документальным подтверждением его расхода служит путевой лист, форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Она является обязательной только для автотранспортных организаций. Бюджетные учреждения могут разработать свою форму путевого листа, в которой будут содержаться все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“.

Расходы по оплате договоров на поставку горюче-смазочных материалов (бензина, моторных масел, смазок, жидкостей) следует относить на подстатью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При этом расходы по оплате сопутствующих приобретению горюче-смазочных материалов разного рода информационных и консультационных услуг (ведение специального счета организацией-поставщиком) следует относить на подстатью 226 “Прочие услуги“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы на приобретение автомобильных шин следует отражать по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, работы по их монтажу и установке на автомобиль - по подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Расходы по оплате договоров услуг, заключенных с автотранспортным предприятием на управление автотранспортом бюджетного учреждения (организации), следует отражать по подстатье 222 “Транспортные услуги“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Кроме расходов на горюче-смазочные материалы учреждению придется периодически затрачивать средства на ремонт автомобиля, который может осуществляться либо собственными силами, либо с привлечением специализированных организаций - автосервисов. Расходы на проведение планового обслуживания, текущего и капитального ремонта транспортных средств следует отражать следующим образом:

- в случае если техническое обслуживание и ремонт транспортного средства проводится организацией-балансодержателем самостоятельно, то расходы на приобретение запасных частей и технологических жидкостей отражаются по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, а расходы по оплате труда штатных специалистов, осуществляющих ремонтные работы, - по соответствующим подстатьям статьи 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“;

- в случае если организацией-балансодержателем транспортного средства заключен договор гражданско-правового характера со специализированной организацией или физическим лицом, в соответствии с условиями которого организация-подрядчик (физическое лицо) принимает на себя обязанность по проведению ремонтных работ и приобретению необходимых запасных частей и технологических жидкостей, расходы по оплате данного договора следует отражать по подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Следует отметить, что расходы по капитальному ремонту не увеличивают стоимость основного средства. Демонтированные части автомобиля, согласно акту и требованию-накладной, приходуются как утилизированные материалы по рыночной цене и сдаются в соответствующие организации для утилизации.

Примечание
Согласно договору на выполнение работ по капитальному ремонту автомобиля и соответствующих документов (калькуляция, акт выполненных работ) производится запись:

Дебет 1 40101 225 или Дебет 2 10604 340 (225)
Кредит 1 30208 730 или Кредит 2 30208 730
Дебет 1 30208 830 или Дебет 2 30208 830
Кредит 1 30405 225 или Кредит 2 20101 610

В случае если при осуществлении ремонтных работ заменяются номерные запасные части, то, согласно постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“, организации обязаны в установленном порядке изменить регистрационные данные в ГИБДД или органах государственного технического надзора в течение пяти суток после замены номерных агрегатов.

Примечание
Если организация, проводящая ремонт, возвратила снятые старые детали, их приходуют:

Дебет 0 10506 340 Кредит 0 40101 180.

Дооборудование транспортного средства

Важной статьей расходов владельца транспортного средства является его дооборудование. Перечень дополнительного оборудования достаточно обширен, поэтому остановимся на наиболее часто встречающихся вопросах:

- расходы по оплате договоров со специализированными организациями, предметом которых является проведение дооборудования автомобилей специальными звуковыми и световыми сигналами, специальными громкоговорящими устройствами, охранными сигнализациями, поисковыми системами, автомагнитолами, кондиционерами, электроподогревами зеркал и сидений, электростеклоподъемниками (в рамках которых организация-подрядчик принимает на себя обязанности по приобретению оборудования и его установке на транспортное средство заказчика), следует относить на подстатью 310 “Увеличение стоимости основных средств“;

- расходы по оплате договоров на приобретение указанного выше оборудования для его дельнейшей установки на транспортное средство следует отражать по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, в свою очередь расходы по оплате договоров на оказание услуг по его установке - по подстатье 226 “Прочие услуги“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным и вводится в действие законами субъектов РФ, определяющими его ставку в пределах, установленных ст. 361 Налогового кодекса РФ, а также порядок, сроки уплаты и форму отчетности. При установлении налога местные законодатели могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования.

Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции, а также транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектом налогообложения (п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя автомобиля в размерах, предусмотренных ст. 361 Налогового кодекса РФ. При этом они могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение мощности его двигателя (в лошадиных силах) и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации в течение календарного года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.

Месяц регистрации транспортного средства, а также снятия его с регистрации в целях исчисления налога принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию и уплачивают налог в сроки, установленные законами субъектов РФ.

Обратите внимание
Если организация не использует автомобиль, который числится у нее на балансе, но он не снят с регистрации в ГИБДД, то транспортный налог начисляется в общеустановленном порядке.

В том случае, если организация имеет на балансе транспортное средство, но не использует его и номерные знаки по нему сданы в ГИБДД, то платить транспортный налог по такому автомобилю не нужно. Ведь, согласно статье 357 НК РФ, объектом налогообложения являются транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке. Если же с машины сняты номерные знаки, то она считается незарегистрированной и не допускается к эксплуатации.

Если автомобиль организации длительное время находится в ремонте и не используется в предпринимательской деятельности, то целесообразно снять его с государственной регистрации. В этом случае организация не будет уплачивать транспортный налог по этому автомобилю.

Если автомобиль попал в аварию и не подлежит восстановлению, то учреждение списывает его в установленном порядке и может сдать его в утиль. Специализированная организация, осуществляющая утилизацию, должна выдать владельцу автомашины документ, подтверждающий факт утилизации с указанием даты этого события. На основании этого документа организация может не начислять транспортный налог.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы по уплате транспортного налога следует относить на статью 290 “Прочие расходы“ экономической классификации расходов бюджетов РФ.

При заполнении платежного поручения на перечисление в доход соответствующего бюджета суммы начисленного транспортного налога следует указывать код 000 1 06 04011 02 0000 110 “Транспортный налог с юридических лиц“ классификации доходов бюджетов РФ с указанием в 1-3-м разрядах кода значения 182 “Федеральная налоговая служба“, на которую постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“ возложены полномочия по контролю за полнотой исчисления и уплаты налогов и сборов, установленных законодательством РФ.

При этом следует иметь в виду, что, согласно разделу II Указаний “Классификация доходов бюджетов Российской Федерации“, по доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины первый знак кода программ используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. Указаниями установлена следующая структура кода программ доходов:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Стоянка и парковку транспортного средства

Плата за стоянку в налоговом учете рассматривается как расходы на содержание служебного автотранспорта. Ведь, имея на балансе имущество, в том числе и автотранспортное средство, организация обязана обеспечить его сохранность.

Примечание
Это прочие расходы, связанные с производством и реализацией, которые уменьшают прибыль (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако для того, чтобы учесть такие расходы в налоговом учете, должны соблюдаться требования, установленные статьей 252 НК РФ.

Во-первых, эти расходы должны быть экономически оправданны. К примеру, если у организации есть собственный гараж или охраняемая территория, где можно оставлять автомобиль, то затраты на оплату стоянки будет сложно обосновать.

Во-вторых, автомобиль должен использоваться для деятельности, направленной на получение дохода.

В-третьих, расходы должны быть документально подтверждены. То есть организация должна иметь, например, договор с автостоянкой, кассовый чек или квитанцию, выписанные на ее имя.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, расходы по оплате договоров аренды имущества (в том числе гаражей и машиномест в крытых паркингах) следует отражать по подстатье 224 “Арендная плата за пользование имуществом“; в случае если стоянка автомобилей осуществляется без заключения договоров аренды, а в бухгалтерию учреждения предъявляется счет на оплату услуг автостоянки, указанные расходы подлежат отражению по подстатье 226 “Прочие услуги“.

Что касается оплаты физическим лицам, то расходы на оплату труда (с учетом начисления единого социального налога) лиц, не состоящих в штате учреждений и привлекаемых для выполнения работ по договорам (контрактам) гражданско-правового характера по охране гаражей, стоянок транспорта и др., следует относить на подстатью 226 “Прочие услуги“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В отличие от стоянки парковка предназначена для кратковременной стоянки автомобиля, например, возле вокзалов, некоторых офисов и учреждений. Чаще всего, платная парковка не подразумевает охрану автомобиля. Тем не менее, водители вынуждены пользоваться платной парковкой в местах, где нет бесплатного паркинга. И если стоянка на платной парковке вызвана производственной необходимостью (например, погрузо-разгрузочные работы и пр.), то проблем с признанием расходов на паркинг быть не должно.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормы, регулирующие парковочную деятельность. Следовательно, плата за парковку является не налогом или сбором, а платой сторонней организации за оказанные услуги.

По мнению налоговых органов, плату за парковку можно учесть в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но только при наличии надлежащим образом оформленных подтверждающих документов.

Так как парковщики не применяют контрольно-кассовую технику, в качестве документа, который является подтверждением расходов на парковку, является Квитанция за парковку автомобилей. Этот бланк строгой отчетности утвержден письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38.

Однако, например, в Москве эта квитанция не применяется. Поэтому парковщики выдают водителям совершенно иной документ - Парковочный талон, который утвержден постановлением Правительства Москвы от 09.12.1997 N 864. Но этот талон не отнесен к бланкам строгой отчетности. Тогда помимо парковочных талонов автостоянки должны выдавать чеки ККТ, если парковка оплачивается наличными деньгами. Отметим, что с 1 июля 2006 года в Москве была введена безналичная оплата столичных автостоянок через паркоматы (постановление Правительства Москвы от 01.11.2005 N 854-ПП). Получив наличные деньги, парковочный автомат обязательно выдаст квитанцию, которую можно использовать в качестве первичного учетного документа как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

Примечание
Что касается “входного“ НДС по услугам платных парковок, оплаченным наличными, то его нельзя принять к вычету, даже если в бланке строгой отчетности или в чеке ККТ сумма НДС выделена отдельной строкой.

Дело в том, что “входной“ НДС можно зачесть только на основании счета-фактуры, полученного от поставщика. Получить счет-фактуру можно только тогда, когда стоянка оплачена через банк, например, при заключении договора с фирмой, владеющей паркингом. Кроме случаев, когда организация, владеющая стоянкой, работает на упрощенной системе налогообложения.

В то же время сумму выделенного в чеке НДС нельзя учесть и в стоимости услуг. Это противоречит положениям статьи 170 НК РФ.

Следовательно, если в чеке ККТ или в бланке строгой отчетности выделена сумма “входного“ НДС отдельной строкой, то при расчете налога на прибыль она не учитывается.

И.Ю. Кузьмин,

консультант Отдела методологии бюджетного учета,

бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России

Л.П. Воробьева,

к.э.н., генеральный директор Издательского Дома
“Советник бухгалтера“


“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 9, сентябрь 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сумма налога на добавленную стоимость относится на увеличение стоимости автомобиля.

*(2) Если автомобиль приобретен за счет предпринимательской деятельности, но использоваться будет для выполнения работ, оказания услуг, не облагаемых НДС, то сумма налога на добавленную стоимость будет увеличивать стоимость транспортного средства. Если автомобиль приобретен за счет собственных средств, источником является прибыль или целевые средства, то сумма НДС, уплаченная поставщику при приобретении транспортного средства, также будет относиться на увеличение стоимости транспортного средства.