В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Проверка составления и исполнения сметы
доходов и расходов бюджетного учреждения

Бюджетным кодексом определено, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Бюджетная организация любой ведомственной принадлежности использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Правильность составления сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним из важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств. В статье освещено, как проверить правильность составления и исполнения сметы
бюджетного учреждения.

Проверка составления, утверждения и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения проводится с ведома его руководителя и главного бухгалтера. Она включает проверку:

- обоснованности расчетов сметных назначений;

- исполнения смет и основных производственных показателей;

- использования средств по целевому назначению;

- обеспечения рационального использования средств;

- соблюдения финансовой дисциплины;

- правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Проведению проверки предшествуют тщательная подготовка, изучение имеющихся плановых, отчетных данных и материалов, характеризующих исполнение сметы.

На основе изучения перечисленных материалов разрабатывается программа ревизии, в которой определяется период, за который проводится проверка, основные вопросы, на которые следует обратить внимание.

Перед тем как приступить к проверке, руководитель ревизионной бригады уведомляет о своих полномочиях главного бухгалтера. Затем проводится проверка составления, утверждения, а также исполнения сметы доходов и расходов, результаты которой оформляются актом.

Рассмотрим, что нужно учитывать при проведении упомянутой проверки.

1. Такие законодательные и нормативные акты, как:

- Бюджетный кодекс;

- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“;

- Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н;

- Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденная Приказом Минфина РФ от 21.01.2005 N 5н;

- Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н и др.

2. Задачи проверки. Проверяется:

- наличие в организации сметы доходов и расходов и обоснованных расчетов к ней как в части бюджетных, так и внебюджетных средств (ст. 161, 163, 220, 221 БК РФ, п. 3 ст. 1 Закона N 129-ФЗ);

- наличие структуры сметы доходов и расходов. Должны быть отражены все доходы,
получаемые как из бюджета, так и из других источников, включая поступления от иной приносящей доход деятельности. Структура доходной и расходной части бюджетной сметы определяется действующей бюджетной классификацией;

- утверждение сметы в установленном порядке, а также внесение изменений и дополнений в нее (ст. 158-163 БК РФ);

- поступление и расходование средств федерального бюджета, выделенных на содержание организации, соответствие первичных документов данным отчетности.

3. Источники информации. К ним относятся:

- сметы доходов и расходов и расчеты к ним;

- Баланс исполнения бюджета (ф. 0503130);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

- Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

- Пояснительная записка (ф. 0503160);

- Главная книга;

- журналы операций;

- первичные документы.

4. Методы проверки:

- просмотр документов;

- их сравнение (например, сравнение данных Главной книги с данными баланса и иных отчетов);

- аналитические процедуры.

Составление и утверждение сметы доходов и расходов

Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета доходов и расходов.

Составление и исполнение сметы доходов и расходов осуществляется в разрезе кодов функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм учреждениям не разрешается. Также учреждениям запрещено использовать бюджетные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей: в первой - указываются наименование и адрес учреждения,
бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; во второй - отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей - приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете.

Итак, смета - это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований.

Согласно ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

По сути, это укрупненная экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшем детализируется в целях планирования и учета.

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, что обеспечивает действенный механизм контроля целевого назначения расходов.

В таблице перечислены расходы в разрезе наиболее часто используемых подстатей
бюджетной классификации.

---------------------------T---------------------------------------------T-------------------------¬
¦ Подстатья бюджетной ¦ Перечень документов, необходимых в расчетах ¦Применяемый метод плани-¦
¦ классификации ¦ ¦рования объема расходов ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦211 “Заработная плата“ ¦Штатное расписание (утв. главным распорядите-¦Нормативный ¦
¦ ¦лем). Нормативный акт (акты), регламентирую-¦ ¦
¦ ¦щий систему оплаты труда. Справка о районных¦ ¦
¦ ¦коэффициентах и северных надбавках в регионе ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦212 “Прочие выплаты“ ¦Штатное расписание. Нормативный акт (акты),¦Нормативный ¦
¦ ¦регламентирующий выплаты компенсаций. План¦ ¦
¦ ¦повышения квалификации, данные о¦ ¦
¦ ¦среднегодовом количестве командировок (для¦ ¦
¦ ¦части расчета суточных при командировках) ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦213 “Начисления на оплату¦Глава 24 “Единый социальный налог“ НК РФ ¦Нормативный ¦
¦труда“ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦221 “Услуги связи“ ¦Размер абонентской платы за телефон, за¦Метод индексации ¦
¦ ¦пользование Интернетом, стоимость радиоточки,¦ ¦
¦ ¦стоимость одного почтового отправления,¦ ¦
¦ ¦стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты.¦ ¦
¦ ¦Количество телефонных точек, радиоточек,¦ ¦
¦ ¦среднегодовое количество почтовых¦ ¦
¦ ¦отправлений. Данные о сложившихся расходах по¦ ¦
¦ ¦услугам телефонной связи, почтовых услугах ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦222 “Транспортные услуги“ ¦План повышения квалификации, данные о¦Метод индексации ¦
¦ ¦среднегодовом количестве командировок
(для¦ ¦
¦ ¦части расчета проезда в командировки).¦ ¦
¦ ¦Стоимость проезда до пункта командировки и¦ ¦
¦ ¦средняя по области или региону. Данные о¦ ¦
¦ ¦среднегодовых расходах по найму транспорта.¦ ¦
¦ ¦Стоимость проездных билетов, количество¦ ¦
¦ ¦экспедиторов и др. ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦223 “Коммунальные услуги“ ¦Сведения о потребности в энергетических¦Метод индексации ¦
¦ ¦ресурсах (теплоэнергия, газ, уголь, мазут) и¦ ¦
¦ ¦воде в натуральном выражении. Сведения о¦ ¦
¦ ¦количестве приборов учета воды. Данные о¦ ¦
¦ ¦тарифах на коммунальные услуги ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦224 “Арендная плата за¦Количество арендуемых зданий и сооружений.¦Метод индексации ¦
¦пользование имуществом“ ¦Площадь арендуемых помещений. Ставки арендной¦ ¦
¦ ¦платы ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦225 “Услуги по содержанию¦План капитального, текущего ремонта зданий и¦Метод индексации ¦
¦имущества“ ¦сооружений. План ремонта коммунальных систем.¦ ¦
¦ ¦Количество легковых автомобилей. Расчет¦ ¦
¦ ¦стоимости техобслуживания одного автомобиля.¦ ¦
¦ ¦Перечень работ по текущему ремонту автомобиля¦ ¦
¦ ¦(усредненный по данным прошлых лет),¦ ¦
¦ ¦стоимость текущего ремонта одного автомобиля¦ ¦
¦ ¦в год. Данные по среднегодовым расходам на¦ ¦
¦ ¦профилактику и заправку оргтехники. Данные о¦ ¦
¦ ¦количестве договоров на техническое и¦ ¦
¦ ¦аварийное обслуживание помещений, на¦ ¦
¦ ¦техническое обслуживание газопроводов,¦ ¦
¦ ¦дератизацию, дезинсекцию и т.п., сведения о¦ ¦
¦ ¦тарифах на данные виды услуг и др. ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦226 “Прочие услуги“ ¦План повышения квалификации, данные о¦Метод индексации ¦
¦ ¦среднегодовом количестве командировок (для¦ ¦
¦ ¦расчета оплаты проживания в командировках).¦ ¦
¦ ¦Данные о количестве автомобилей, мощности¦ ¦
¦ ¦двигателя для расчета платежей ОСАГО. План¦ ¦
¦ ¦информатизации учреждения. Сведения о¦ ¦
¦ ¦заключенных договорах на вневедомственную¦ ¦
¦ ¦охрану. План подписки на периодические¦ ¦
¦ ¦издания и др. ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦263 “Пенсии, пособия, вып-¦Количество человек, которым производится¦Нормативный ¦
¦лачиваемые организациями¦выплата пенсий, пособий. Нормативный акт¦ ¦
¦сектора государственного¦(акты), регламентирующий размер пособия ¦ ¦
¦управления“ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦290 “Прочие расходы“ ¦Налоговый кодекс, иные нормативные документы,¦Нормативный ¦
¦ ¦регламентирующие уплату налогов, сборов,¦ ¦
¦ ¦пошлин, плату за выдачу лицензий в бюджеты¦ ¦
¦ ¦всех уровней ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦310 “Увеличение стоимости¦Нормы обеспеченности основными средствами¦Плановый ¦
¦основных средств“ ¦(утв. главным распорядителем). Сведения о¦ ¦
¦ ¦фактической обеспеченности основными¦ ¦
¦ ¦средствами. Сведения о ценах на объекты¦ ¦
¦ ¦основных средств ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦320 “Увеличение стоимости¦Сведения о потребности в объектах немате-¦Плановый ¦
¦нематериальных активов“ ¦риальных активов. Сведения о ценах на объекты¦ ¦
¦ ¦нематериальных активов ¦ ¦
+--------------------------+---------------------------------------------+-------------------------+
¦340 “Увеличение стоимости¦Нормы обеспеченности материальными запасами¦Плановый ¦
¦материальных запасов“ ¦(утв. главным распорядителем). Данные о¦ ¦
¦ ¦количестве автотранспорта, утвержденных¦ ¦
¦ ¦нормах пробега и расхода ГСМ. Данные о¦ ¦
¦ ¦стоимости ГСМ. Средние данные о количестве и¦ ¦
¦ ¦цене запчастей, используемые в год на один¦ ¦
¦ ¦автомобиль. Данные о годовой потребности в¦ ¦
¦ ¦канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и¦ ¦
¦ ¦т.п., стоимости единицы материалов. Сведения¦ ¦
¦ ¦о потребности в котельно-печном топливе,¦ ¦
¦ ¦стоимость топлива и др. ¦ ¦
L--------------------------+---------------------------------------------+--------------------------

В последнее время в связи с реформированием бюджетного учета бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов деятельности. Выделяемые бюджетные ассигнования имеют четкую связь с конечными результатами деятельности бюджетных учреждений. Следовательно, при составлении бюджетным учреждением сметы расходов в нее должен быть заложен тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным учреждением целей и задач (то есть конечных результатов его деятельности на определенный период).

Достижение данных результатов осуществляется с помощью:

- установления долгосрочных лимитов с их ежегодной корректировкой в соответствии с выполнением конкретных показателей среднесрочного (трехлетнего) плана;

- создания “глобальных бюджетов“ на выполнение определенных функций, в рамках которых администраторы сами определяют направления расходования средств для достижения наилучших результатов;

- возложения ответственности за принимаемые решения на распорядителей (получателей) средств федерального бюджета.

Ядром организации бюджетного процесса является широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми бюджетными программами с учетом достижений конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах объемов бюджетных ресурсов.

При составлении финансовых планов используются следующие понятия:

- “текущий год“ - год, в котором разрабатывается план;

- “очередной год“ - год, следующий за текущим;

- “отчетный год“ - год, предшествующий текущему;

- “отчетный период“ - год, предшествующий отчетному, отчетный год, текущий год;

- “плановый период“ - очередной год и последующие два года;

- “субъекты бюджетного планирования“ - федеральные министерства, федеральные службы и агентства, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям (в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов власти“);

- “бюджет субъекта бюджетного планирования“ - используемый для целей бюджетного планирования общий объем расходов субъекта.

Таким образом, план на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед финансового документа (например, 2007 год - первый год трехлетнего плана на 2007-2009 гг. и т.д.). Поэтому составленная на год смета бюджетного учреждения является частью сметы, составленной на три года. Причем ежегодно составляются сметы не только на год, но и на два последующих года.

Данные в цифровом и натуральном выражении, необходимые для планирования, отражаются снизу вверх, от распорядителей (получателей) средств бюджета к главным распорядителям и субъектам бюджетного планирования (главным распорядителям).

При организации бюджетного процесса в настоящее время сохранена трехуровневая система финансирования, в соответствии с которой:

- Минфин выделяет объемы финансирования и направляет бюджетные средства главному распорядителю средств бюджета (органу государственной власти РФ, органу государственной власти субъекта РФ, органу местного самоуправления или иному прямому получателю средств бюджета);

- главный распорядитель распределяет выделенные ассигнования по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;

- распорядитель средств бюджета (орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя) распределяет ассигнования между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении;

- получатель средств бюджета (бюджетное учреждение) непосредственно расходует бюджетные средства.

Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, выполняемых органами власти, согласно ведомственной классификации.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Необходимо отметить, что ведомственная структура расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также функциональная классификация расходов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в разрезе главных распорядителей средств соответствующего бюджета, утверждаются законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.

Что содержит смета? В типовой смете бюджетного учреждения отражаются:

- реквизиты учреждения;

- свод расходов;

- свод доходов;

- производственные показатели учреждения;

- расчеты и обоснования расходов и доходов.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи:

- обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием;

- анализа предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

- контроля за эффективным и экономным расходованием средств.

Бюджетный учет

Учет лимитов бюджетных обязательств, как выделенных, так и полученных и принятых, ведется на следующих счетах бюджетного учета:

- 501 00 000 “Лимиты бюджетных обязательств“ - предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств, сумм принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств текущего года в бюджетных учреждениях, органах, организующих исполнение бюджетов;

- 502 01 000 “Принятые бюджетные обязательства текущего года“ - предназначен для учета получателями средств бюджета принятых бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета. Аналитический учет принятых бюджетных обязательств ведется в Журнале регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064);

- 503 01 000 “Бюджетные ассигнования“ - предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств утвержденных бюджетных ассигнований по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Учреждения - получатели бюджетных средств в основном используют следующие счета учета лимитов бюджетных обязательств:

- 501 03 000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“ - предназначен для учета получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями и распорядителями как получателями) доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком “плюс“, сумм уменьшения со знаком “минус“) на основании уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета;

- 501 05 000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ - предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, а также внесенных изменений (сумм увеличения со знаком “плюс“, сумм уменьшения со знаком “минус“), полученных в соответствии с Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета;

- 501 06 000 “Лимиты бюджетных обязательств в пути“ - предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученных распорядителями, получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным, по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Данные счета предназначены для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований.

Счета ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

Все первичные документы (расходные расписания, сметы, лимиты и др.), подтверждающие получение лимитов бюджетных обязательств и их принятие, подлежат брошюровке вместе с журналом по прочим операциям ежемесячно.

Таким образом, при проведении проверки составления и исполнения сметы доходов и расходов желательно учитывать вышеперечисленные моменты, для того чтобы решить каждую из поставленных задач.

Проверке должны быть подвергнуты следующие действия бухгалтерских служб бюджетных учреждений:

- составление сметы (по бюджетным средствам и средствам, полученным от приносящей доход деятельности);

- расчет (обоснование) составляющих сметы;

- внесение изменений в смету (должно быть обоснованным);

- своевременное утверждение сметы;

- ведение бюджетного учета лимитов бюджетных обязательств;

- исполнение сметы.

Последний вопрос пересекается со всеми остальными вопросами проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Как правило, исполнение сметы отражается в акте в виде анализа произведенных расходов со сметными назначениями и финансированием.

Характерные ошибки и нарушения

1. Отсутствие сметы доходов и расходов. Встречается довольно часто, так как многие бухгалтеры полагают, что лимиты бюджетных обязательств заменяют сметы. Нарушение бюджетного законодательства, а именно несоставление сметы доходов и расходов, в принципе, не оказывает существенного влияния на деятельность бюджетного учреждения, поскольку оно получает финансирование и производит расходование средств с ведома вышестоящей организации и на основании лимитов бюджетных обязательств. Однако до тех пор, пока не будут внесены поправки в Бюджетный кодекс, утверждение, приведенное в ст. 161 БК РФ, о том, что бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти РФ: для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, действует применительно ко всем бюджетным учреждениям без исключения.

Проверяющими органами факт отсутствия сметы доходов и расходов трактуется как нарушение бюджетного законодательства.

2. Отсутствие расчетов и обоснований к сметам. Встречается тоже довольно часто, поскольку методик расчетов смет, которые должны утверждаться вышестоящими организациями, нет либо само вышестоящее учреждение производит расчет сметных назначений для подведомственного учреждения. Кроме того, встречаются случаи, когда расчет сметы производится по фактическим показателям прошлого периода методом индексации расходов с помощью коэффициентов по каждой позиции. При чем расчеты ничем не подтверждаются.

3. Нарушение сроков утверждения смет (не позднее 1 сентября для главных распорядителей и распорядителей и 15 ноября - для получателей бюджетных средств).

4. Отсутствие ведения бюджетного учета полученных и принятых бюджетных обязательств. Нарушение допускается, так как данные счета не оказывают влияния на формирование отчетности.

5. Отсутствие ведения регистров аналитического и синтетического учета. Требования оформления журналов операций, их брошюровки прописаны в Инструкции по бюджетному учету. Все данные журнала по прочим операциям должны быть подтверждены первичными документами, подшитыми к журналу.

6. Несвоевременная брошюровка первичных документов. Это нарушение может рассматриваться как несвоевременное внесение бухгалтерских операций.

7. Превышение утвержденных бюджетных ассигнований над лимитами бюджетных обязательств (в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета).

8. Превышение объемов финансирования над лимитами бюджетных обязательств (финансирование расходов сверх утвержденных лимитов является ненадлежащим исполнением бюджетного процесса, и в соответствии со ст. 297 БК РФ подлежат изъятию в бесспорном порядке суммы выделенных бюджетных средств). В данный момент это нарушение практически не допускается, в том числе учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета.

9. Превышение расходов над лимитами бюджетных обязательств при условии 100%-го финансирования (в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета).

10. Превышение расходов над лимитами бюджетных обязательств (в соответствии со ст. 161 БК проверяющий может сделать вывод о целесообразности произведенных расходов).

11. Превышение расходов над финансированием (согласно ст. 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета).

12. Осуществление внебюджетных расходов возможно только в том случае, если они предусмотрены внебюджетной сметой, утвержденной или скорректированной в установленном порядке. Указанные расходы в целом и по отдельным направлениям не должны превышать сметных показателей.

13. Нецелевое расходование бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Рассмотрим подробнее особенности нецелевого использования, к которому относится использование выделенных средств не по назначению в организациях, чья деятельность полностью или частично финансируется за счет средств бюджета.

Более полная расшифровка нецелевого использования бюджетных средств дается в п. 2 Инструкции “О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ“, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.04.2001 N 35н. Согласно данной инструкции нецелевое использование средств бюджета выражается в использовании средств:

а) на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

б) на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

в) на цели, не соответствующие договору (соглашению) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

г) полученных в виде субсидий и субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления и др.

Нецелевое использование бюджетных средств может привести к возврату уже использованных средств.

Предлагаем вашему вниманию акт проверки составления сметы в Больнице N 1.

На основании приказа руководителя Департамента здравоохранения от 26.02.2007 N 85 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Больницы N 1 за период с 01.01.2006 по 01.01.2007.

Проверка проводилась с ведома главного врача и главного бухгалтера больницы выборочным методом. Результаты ее оформлены актом.

Обеспеченность сметных назначений финансированием из бюджета

В 2006 году уточненные лимиты бюджетных обязательств до Больницы N 1 доведены в разрезе раздела (подраздела) 0901 “Здравоохранение“ целевой статьи 4700000 “Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части“ по виду расходов 455 “Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма“ в сумме 10 501 000 руб. - 21.11.2005.

В нарушение ст. 221 Бюджетного кодекса Больница N 1 не составила смету доходов и расходов на 2006 год. Согласно объяснению главного бухгалтера финансирование и расходование средств производилось на основании лимитов бюджетных обязательств, доведенных вышестоящей организацией.

Обоснованность расходования бюджетных средств

Фактически поступило бюджетных ассигнований за 2006 год на сумму 10 501 000 руб., или 100% сметных назначений на 2006 год. Исполнено через ОФК 10 499 000 руб., или 99,9% от поступившего финансирования. Произведенные расходы (фактические) составили в общей сумме 10 542 000 руб.

Денежные средства в сумме 2 руб. возвращены в бюджет как не использованные в текущем году по кодам экономической классификации:

- по статье 223 “Коммунальные услуги“ в сумме 1 100 руб. - по отоплению вследствие благоприятных климатических условий;

- по статье 225 “Услуги по содержанию имущества“ в сумме 800 руб. - неиспользованный остаток;

- по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в сумме 0,1 руб. - неиспользованный остаток.

За 2006 год превышение произведенных (фактических) расходов над исполнением через ОФК в сумме 41 000 руб. произошло за счет начисления амортизации по основным средствам.

Превышения исполнения через ОФК над произведенными (фактическими) расходами не имелось.

Чистое поступление основных средств за 2006 год составило 2 493 000 руб. за счет бюджетных средств.

Чистое увеличение стоимости основных средств за 2006 год произошло за счет списания на расходы основных средств стоимостью до 1 000 руб., начисления 100% амортизации на основные средства стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. при вводе в эксплуатацию, а также большого количества основных средств с начисленной амортизацией свыше 50%.

Чистое поступление материальных запасов за 2006 год составило 181 700 руб. за счет бюджетных средств.

В 2006 году денежные средства на лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, Больницы N 1 поступали и расходовались на основании разрешения от 02.02.2005 N 1.

На 2006 год уточненная смета расходов по внебюджетным средствам утверждена руководителем Департамента здравоохранения в сумме 1 227 500 руб., в том числе остаток на 01.01.2006 - 21 900 руб.

В 2006 году внебюджетные средства формировались за счет средств от оказания платных медицинских услуг и возмещения коммунальных услуг арендаторами.

Всего за 2006 год поступило на внебюджетный счет 1 024 200 руб., или 85% сметных назначений, в том числе:

- от платных медицинских услуг в сумме 1 000 600 руб.

- от арендаторов в размере 23 600 руб.

Израсходовано 1 030,2 руб., в том числе:

- средства, полученные от оказания платных медицинских услуг, - 1 001 940 руб.;

- средства, полученные от арендаторов, - 23,6 руб.

Остатка на 01.01.2006 не имелось.

Учет по санкционированию расходов

В 2006 году уточненные лимиты бюджетных обязательств до Больницы N 1 доводились расходными расписаниями. Все расходные расписания подшиты вместе с выписками ОФК, подтверждающими поступление финансирования.

Учет лимитов бюджетных обязательств от Департамента велся на счетах бюджетного учета 0 501 03 000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“, 0 501 05 000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“.

Лимиты бюджетных обязательств Больницей N 1 принимались на основании заключенных договоров, приказов руководителя на командировку и заявлений работников, полученных первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ и других документов на счете бюджетного учета 0 502 01 000 “Принятые бюджетные обязательства текущего года“.

В нарушение п. 5 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, по истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к журналу по прочим операциям, а именно расходные расписания, выписки ОФК и другие, не подшиты к журналу по прочим операциям, а сброшюрованы в отдельной папке.

В результате проверки отражения лимитов бюджетных обязательств в журнале по прочим операциям и в Главной книге нарушений не установлено.

В заключение отметим, что проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов является одним из наиболее сложных вопросов проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Проверяющим, да и бухгалтерам, приходится учитывать изменения нормативной базы (происходящие довольно часто). Если бухгалтерские службы учреждений будут знать, как проводится проверка, а также на какие вопросы обращают внимание ревизоры, то это позволит не допускать и (или) своевременно устранять нарушения законодательства в области составления и исполнения смет бюджетными учреждениями.

М. Волчкова,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения: ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности“


“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, N 3, сентябрь 2007 г.