бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

загрузка...
 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
Семен Семеныч
сообщение 30.8.2009, 18:21 · Быстрая цитата
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 703
Регистрация: 5.8.2009
Из: Тула
Пользователь №: 3



Репутация:   0  


Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН:
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации


Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) регламентирован гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статья 238 НК РФ содержит закрытый перечень выплат, не подлежащих налогообложению. В нижеприведенной статье мы рассмотрим, какие виды государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством России, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Итак, в п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ установлен перечень выплат, не подлежащих налогообложению:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии с данным абзацем не подлежат налогообложению государственные пособия, установленные, в частности:
- Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Статьей 3 указанного закона установлены следующие виды государственных пособий:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной Законом N 81-ФЗ;
- законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1). Статьей 24 данного закона установлено, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом. Следует обратить внимание читателей журнала, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), установивший новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В частности ст. 7 Закона N 255-ФЗ определено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа. В соответствии со ст. 35 Закона N 4520-1 лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте;
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле":
"Статья 10. Социальное пособие на погребение.
1. В случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 1 000 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего".
Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" видами обязательного страхового обеспечения граждан являются:
оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
пенсии по старости;
пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца;
пособия по временной нетрудоспособности;
пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
пособия по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособие по безработице;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
пособие на санаторно-курортное лечение;
социальное пособие на погребение;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи":
"Статья 1. Основные понятия.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи.
1. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)".
При назначении трудовой пенсии применяется Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029" (ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
На основании ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с учетом положений ст. 5 и 423 ТК РФ не подлежат налогообложению суммы пособий, выплачиваемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Так, в соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" установлена ежемесячная компенсационная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с учреждениями и организациями (независимо от организационно-правовых форм), и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в размере 50 руб. Порядок назначения и выплаты данной компенсации утвержден постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан". В соответствии с п. 20 указанного Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм. Вышеуказанное положение подтверждено Решением Верховного Суда РФ от 10.02.2003 N ГКПИ02-1461 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительным п. 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206".
Ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДФЛ и ЕСН как компенсации, установленные законодательством Российской Федерации на основании п. 3 ст. 217 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Данную позицию подтверждает письмо Минфина России от 03.06.2003 N 04-04-04/60. Следует отметить, что при этом не имеет значения, предусмотрена ли данная выплата трудовым договором или нет. А в письме от 17.10.2006 N 03-05-02-04/157 Минфин разъяснил, что финансирование выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до трех лет осуществляется за счет средств ФСС РФ, поэтому этот расход не может учитываться для целей налогообложения прибыли.
В постановлении Федерального арбитражного суда (ФАС) Северо-Западного округа от 13.10.2005 N А42-3391/05-23 суд также пришел к выводу, что суммы ежемесячных компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, установленные Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 и постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, не подлежат включению в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН на основании подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, поскольку относятся к пособиям, гарантированным государством в соответствии с нормами трудового законодательства, размер которых установлен нормативно-правовыми актами уполномоченных органов РФ. В постановлении ФАС Уральского округа от 20.07.2005 N Ф09-3016/05-С7 судьи также отметили, что вышеуказанная компенсационная выплата подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям ст. 238 НК РФ, в связи с чем она не подлежит обложению ЕСН.
Государственные пособия являются одной из форм социальной помощи из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней.
Пособия делят на регулярные и единовременные выплаты. По мнению Минфина, изложенному в письме от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40, пособия, установленные законами субъектов РФ и имеющие социальный характер (в частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию), не являются объектом обложения ЕСН.
Как известно, в соответствии с действующим законодательством размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности может превышать максимальный размер пособия, выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования (с 2007 г. - 16 125 руб., Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", а с 2008 г. - 23 400 руб., Федеральный закон от 21.07. 2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.).
В пункте 3 письма Минфина России от 17.11.2005 N 03-03-04/3/17 сообщается, что пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств ФСС РФ, а также часть пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за первые два дня временной нетрудоспособности работодателем за счет собственных средств, не подлежат налогообложению ЕСН. Аналогичное мнение высказано в письме УФНС РФ по г. Москве от 09.03.2006 N 21-18/196.
В письме Минфина России от 17.10.2006 N 03-05-02-04/157 также сообщается, что часть пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая работодателем за первые два дня временной нетрудоспособности за счет собственных средств, не подлежит налогообложению ЕСН.
Однако сумма выплаты работнику за весь период временной нетрудоспособности, превышающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежит налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке с учетом положений п. 3 ст. 236 НК РФ (письмо Минфина России от 17.11.2005 N 03-03-04/3/17).
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Напомним, что Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней установлен постановлением Минтруда России от 04.04.2000 N 26, ФСС РФ N 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами". Оплата каждого такого дня производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ. Поскольку расходы осуществляются за счет ФСС РФ, начислять ЕСН не нужно.
Рассмотрим пример из консультационной практики ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Ситуация. Наша организация предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми - инвалидами с детства до достижения ими 18 лет в соответствии со ст. 262 ТК РФ. Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами относится к расходам на цели обязательного социального страхования (постановление ФСС РФ от 22.12. 2004 N 111).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые по законодательству Российской Федерации, законодательным актам субъектов Российской Федерации, решениям представительных органов местного самоуправления.
К государственным пособиям, выплачиваемым по законодательству Российской Федерации, относятся прежде всего пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов, но в соответствии с письмом Минфина России от 14.06.2006 N 03-05-01-04/159. Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
Вопрос. Облагаются ли ЕСН выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет?".
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), а также по авторским договорам.
Таким образом, объектом налогообложения по ЕСН являются суммы вознаграждений, выплачиваемых по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Причем расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом несет ФСС РФ. Это подтверждено следующими документами.
1. В соответствии с п. 2.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03. 2004 N 22, за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.
Страхователи могут осуществлять иные расходы, предусмотренные федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.
2. Дополнительные дни оплачиваются в раз мере среднего дневного заработка за счет средств соцстраха в соответствии с п. 10 разъяснений Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 N 3 и N 02-18/05-2256, утвержденных постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 04.04.2000 N 26 и N 34. Вышеуказанным пунктом установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет осуществляется в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ. При этом под дневным заработком понимается средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка.
При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств ФСС РФ, исчисляется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате.
В таком же порядке осуществляется оплата каждого дополнительного выходного дня в условиях неполного рабочего времени.
Следует обратить внимание читателей журнала, что в настоящее время особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ (ст. 139 ТК РФ).
3. Кроме того, в письме Минтруда России от 05.04.2002 N 296-АП, ФСС РФ N 02-08/05-762П "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами" указано:
"Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) также установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня, предоставляемого работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами. До принятия соответствующих федеральных законов необходимо руководствоваться Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 (абзац третий пункта 8 Положения), и пунктом 10 указанного Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которыми оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом производится в размере дневного заработка за счет средств государственного социального страхования".
Таким образом, расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет осуществляются за счет средств Фонда социального страхования. При этом п. 3 ст. 236 НК РФ установлено, что выплаты не признаются объектом налогообложения ЕСН у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. А для целей налогообложения прибыли суммы, выплаченные за счет соцстраха, не учитываются, поскольку не являются расходами организации, так как не удовлетворяют условиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Соответственно, на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет не нужно начислять и пенсионные взносы. Ведь у ЕСН и взносов в ПФР единая налоговая база согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации".
Не начисляются на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что указано в п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования".
Письмо Минфина России от 14.06.2006 N 03-05-01-04/159 не имеет статуса официальной переписки и касается удержания НДФЛ с сумм оплаты работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до 18 лет.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, не облагаются ЕСН, и на них не начисляются пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Надеюсь, что вышеизложенная статья поможет налогоплательщикам при разрешении вопросов, связанных с применением норм ст. 328 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) регулируется гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии со ст. 238 НК РФ ряд выплат не подлежит налогообложению. Перечень этих выплат довольно широкий. В данной статье мы подробно рассмотрим суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом. Кроме того, здесь отмечены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Под стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством следует понимать события и явления, факт наступления которых подтвержден соответствующими документами (решение органов государственной власти, справки из ДЭЗ, СЭС, органов МВД России и др.). В случае стихийного бедствия (наводнения, землетрясения и тому подобного) или другого чрезвычайного обстоятельства (крупные транспортные катастрофы, межэтнические вооруженные конфликты и тому подобные) физическому лицу налогоплательщиком может быть оказана материальная помощь в целях возмещения: причиненного им материального ущерба (в том числе разрушение жилищ, уничтожение личного имущества и т.д.); причиненного вреда жизни и здоровью налогоплательщика. Эта материальная помощь (единовременная) не подлежит налогообложению ЕСН.
Работодателями может оказываться материальная помощь членам семьи работников, которые до своей смерти работали у работодателя на основании трудового договора (контракта), либо своему работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Семейный кодекс РФ относит к членам семьи супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных.
При выделении материальной помощи в связи со смертью работника или члена его семьи необходимы заявление работника (члена его семьи) и копия свидетельства о смерти работника или члена его семьи (при необходимости - копии документов, подтверждающих родство: свидетельство о браке или рождении).
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суммы выплат физическим лицам, работающим по контракту за рубежом, не подлежат обложению ЕСН в том случае, если такие выплаты производятся в иностранной валюте за счет средств организаций, финансируемых из федерального бюджета. Если финансирование выплат работникам, состоящим в штате организации и направленным на работу по контракту за границу, производится не из средств федерального бюджета, ЕСН должен начисляться в общеустановленном порядке. При применении данного подпункта следует учитывать следующее: основными условиями для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по ЕСН является финансирование организаций из федерального бюджета, а также направление работника (военнослужащего) на работу (службу) заграницу. При этом под работниками понимаются физические лица, работающие по трудовым договорам (контрактам).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение 5 лет начиная с года регистрации хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Освобождение распространяется на 5 лет начиная с года регистрации вышеуказанного хозяйства. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от иной деятельности, облагаются налогом в общем порядке. Настоящая льгота применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой.
Обратите внимание! С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 216-ФЗ) подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ будет действовать в новой редакции:
"5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства".
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, лишь тогда, когда речь идет о доходах, полученных от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
Следует обратить внимание, что не подлежат налогообложению доходы, полученные членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, лишь тогда, когда речь идет о доходах, полученных непосредственно членами указанных общин. Доходы же наемных работников облагаются ЕСН. Кроме того, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины мало численных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование, а также занимающихся традиционными промыслами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который включены и народы Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О едином Перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации".
В статье 10 Федерального закона от 07.03.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" упоминается о промысле рыбы и морского зверя, сборе дикорастущих растений.
В разделе 1 Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.07.2001 N 564, содержится примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводство; охотничий и морской зверобойный промысел; рыболовство; клеточное звероводство; промысел полевой пушнины; добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя; добыча дикорастущих плодов; пошив изделий из пушнины, кожевенно-обувных изделий; выпуск сухих лекарственных растений).
Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. При этом иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.
Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов. С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Обратите внимание! С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону N 216-ФЗ в подп. 7 слова "или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей" будут заменены словами "и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица".
Обращаем также ваше внимание на то, что к добровольному медицинскому страхованию не относятся прямые платежи лечебным учреждениям. Следует иметь в виду, что если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц - работников напрямую лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
При исчислении ЕСН налогоплательщики не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Однако, если договоры добровольного личного страхования заключаются на срок менее года, то на основании п. 3 ст. 236 НК РФ платить с таких взносов ЕСН все равно не надо, так как страховые взносы по таким договорам не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Основы добровольного медицинского страхования определены Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1).
Договор добровольного медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией. В соответствии с заключенным соглашением страховая организация обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона N 1499-1). Из вышесказанного можно сделать вывод, что от налогообложения, безусловно, освобождаются страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату именно (и только) медицинских услуг.
Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Таким образом, суммы платежей по таким договорам независимо от суммы и срока договора ЕСН облагаться не будут.
Наиболее часто встречающиеся платежи по добровольному страхованию на средствах транспорта или в гостинице, навязываемые работникам в ходе командировок, являются платежами по добровольному личному страхованию, заключаемому исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Стоимость проезда лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна производиться в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы по возмещению стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые налогоплательщиком лицам, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Разъяснения, касающиеся обложения ЕСН стоимости предоставляемых работникам гражданской авиации и членам их семей льготных авиабилетов для проезда к месту проведения отпуска или санаторно-курортного лечения приведены в письме УМНС по г. Москве от 12.10.2004 N 28-11/65513. В частности, в нем сказано, что в случае, когда работнику выдается льготный авиабилет со скидкой и работодатель, в свою очередь, доплачивает за работника сумму, недостающую до реальной стоимости билета, сумма стоимости выдаваемого льготного авиабилета, а также сумма доплаты не признаются объектом налогообложения ЕСН на основании п. 3 ст. 236 и п. 29 ст. 270 НК РФ.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, согласно положениям п. 11 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка России, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Эти средства имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Средства избирательного фонда кандидата не являются его доходом и не облагаются налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.
Нередки случаи, когда организация в соответствии с трудовыми договорами обеспечивает своих работников форменной одеждой, которая остается в их личном постоянном пользовании. Рассмотрим на примере, как отражается эта операция в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример. Организация, в соответствии с трудовыми договорами, обеспечивает своих работников форменной одеждой, которая остается в их личном постоянном пользовании. Установленный организацией срок носки одежды составляет 11 месяцев. В мае вновь принятому работнику Иванову И.А. (1966 г. р.) выдан со склада комплект форменной одежды, числящийся в составе материально-производственных запасов, стоимость которого составляет 4 500 руб. В нашем примере предусмотрено, что форменная одежда остается в личном пользовании работников. Поэтому для целей исчисления налога на прибыль стоимость выданной форменной одежды учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ.
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ, являются объектом налогообложения по ЕСН. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам бесплатно и остающейся в личном постоянном пользовании, только в случае, если ношение форменной одежды предусмотрено законодательством Российской Федерации. В данном примере обеспечение работника форменной одеждой предусмотрено условиями трудового договора, следовательно, организация обязана включить стоимость выданной форменной одежды в налоговую базу по ЕСН. На основании п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Сумма начисленных за отчетный период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ уменьшает сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет за этот период.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", на начисленную по всем основаниям оплату труда работников начисляются страховые взносы. Согласно п. 4 указанных Правил и п. 12 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации", не начисляются страховые взносы на стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой, и остающейся в личном постоянном пользовании. Поскольку в рассматриваемом примере выдача форменной одежды законодательством не предусмотрена, то сумма компенсации подлежит обложению указанными взносами.
В качестве примера страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из страхового тарифа 0,3%.

┌─────────────────┬──────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Корреспонденция │ Сумма, │ Содержание операции │
│ счетов │ руб. │ │
├───────┬─────────┤ │ │
│ Дебет │ Кредит │ │ │
├───────┼─────────┼──────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 20 │ 10 │ 4 500 │Списана стоимость форменной одежды, выданной работнику │
├───────┼─────────┼──────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 20 │ 68 │ 900 │Отражено начисление единого социального налога, в части федерального│
│ │ │ │бюджета (4500 х 20%) │
├───────┼─────────┼──────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 20 │ 69 │ 270 │Отражено начисление единого социального налога в части внебюджетных│
│ │ │ │фондов (4500 х 6%) │
├───────┼─────────┼──────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 68 │ 69 │ 630 │Начислены страховые взносы на финансирование трудовой пенсии (4500 х│
│ │ │ │14%) │
├───────┼─────────┼──────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 20 │ 69 │ 13,50 │Начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных│
│ │ │ │случаев на производстве и профессиональных заболеваний (4500 х 0,3%) │
└───────┴─────────┴──────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников. То есть не подлежит налогообложению стоимость льгот по бесплатному проезду, установленная законодательством Российской Федерации для:
работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта в соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
студентов, обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (см. письмо ФНС РФ от 16.03.2007 N ГВ-6-05/199@ "О направлении письма Минфина России от 6 марта 2007 года N 03-04-07-02/6" (вместе с письмом Минфина России от 06.03.2007 N 03-04-07-02/6).
граждан, занятых на работах с химическим оружием, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Суммы возмещения стоимости льгот по проезду, не установленные законодательством Российской Федерации, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Вопрос о том, облагается ли ЕСН покупка проездных билетов для участковых врачей и участковых медсестер, которые по роду своей деятельности 50% рабочего времени обслуживают больных на дому, рассмотрен в письме УМНС по г. Москве от 04.02.2003 N 28-11/6985. В нем сказано: если в соответствии с приказом руководителя организации выполнение служебных обязанностей участковых врачей и участковых медсестер носит разъездной характер и при этом они не обеспечиваются специальным транспортом на время выполнения данных обязанностей, то произведенная в этом случае работникам компенсация стоимости проездных билетов на городском пассажирском транспорте на основании подп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению ЕСН.
Согласно подп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
Таким образом, данные суммы материальной помощи не облагаются ЕСН только в том случае, если они выплачены за счет бюджетных средств. В случае выплаты материальной помощи бюджетной организацией за счет доходов от предпринимательской деятельности лимит в 3 000 руб. не применяется.
В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 ст. 238 НК РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. То есть ЕСН нужно начислять только на те суммы, которые платят за выполненные работы или оказанные услуги.
Обратите внимание, что зачастую организации предпочитают заключать с работниками (особенно с вновь принятыми) не трудовые договора, а договора подряда. Это позволяет им снизить сумму ЕСН (в части, подлежащей зачислению в ФСС).
Однако налоговые органы могут расценить подобные отношения как трудовые и доначислить ЕСН. В связи с этим приведем письмо Минфина России от 11.02.2005 N 03-05-02-04/25:
"Статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, договор возмездного оказания услуг можно отнести к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 3 ст. 238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. При этом одним из признаков наличия трудовых отношений является регулярность выплачиваемого вознаграждения, на которую указывается в письме".
Обратите внимание! Не рассмотренные в данной статье пп. 8, 13, 14 ст. 238 НК РФ, утратившие силу с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"), в действующей редакции НК РФ не исключены.
Надеемся, что вышеизложенная статья поможет налогоплательщикам при разрешении вопросов, связанных с применением норм ст. 328 НК РФ.

Н.А. Беляева,
консультант по налогам и сборам
ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"


"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 17, 19, сентябрь, октябрь 2007 г.


--------------------
Семен Семеныч, ну что же Вы???
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Matiz
сообщение 30.8.2009, 21:10 · Быстрая цитата
Сообщение #2


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1200
Регистрация: 6.8.2009
Из: Свердловск
Пользователь №: 12



Репутация:   0  


Буду знать


--------------------
Leve fit, quod bene fertus onus (Груз становится легким, когда несешь его с покорностью)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
assol
сообщение 31.8.2009, 12:14 · Быстрая цитата
Сообщение #3


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1391
Регистрация: 6.8.2009
Из: Город Москва
Пользователь №: 13



Репутация:   0  


Интересно


--------------------
Человек человеку - волк
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Камелия
сообщение 31.8.2009, 14:23 · Быстрая цитата
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 1010
Регистрация: 6.8.2009
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 15



Репутация:   0  


Хорошая статья


--------------------
В некоторых случаях женщина намного проницательнее сотни мужчин.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 

Яндекс.Метрика
ВНИМАНИЕ! Сообщения на форуме не проходят предварительную модерацию. Администрация сайта не несет ответственности за размещенный пользователями материал. Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!