В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Актер второго плана“ (интервью с О.Н. Жуковым, руководителем финансово-экономического отдела Генпрокуратуры)

История прокуратуры насчитывает более 280 лет. За это время менялись нравы, властители, появлялись и исчезали чины, менялись некоторые функции этого государственного органа, но суть прокурорского надзора оставалась неизменной. “Прокурор является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма“, - писали историки начала XX века. К сожалению, до наших дней не дошли образы людей, без работы которых не представляется возможным жизнь этого ведомства, - финансистов. Мы решили исправить такое недоразумение.

Олег Николаевич, 12 января работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник. Расскажите, пожалуйста, как давно вы работаете в этой системе? - поинтересовались мы
у руководителя финансово-экономического отдела Генпрокуратуры О.Н. Жукова.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации я работаю с апреля 2003 года. Сначала занимал должность главного специалиста, а с сентября 2005 года был назначен начальником финансово-экономического отдела. До этого служил заместителем начальника финансово-экономического отдела одного из управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Трудно ли руководить финансовой службой такой крупной структуры?

Трудно, очень ответственно, но вместе с тем интересно.

Расскажите о специфике ведения учета в органах прокуратуры.

Пожалуй, учет для главных распорядителей бюджета сегодня поставлен на единую платформу. Специфика может быть связана только с тем, какой программный продукт был выбран ведомством, каков уровень технического оснащения бухгалтерских служб. Многое зависит и от профессионализма работников бухгалтерий в использовании автоматизированного инструментария на каждом рабочем месте.

Для органов прокуратуры единое автоматизированное учетное пространство не красивые слова, а реальность, которая позволяет представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации управленческие квартальные отчеты через неделю после отчетной даты и проверять их за три дня. Для достижения данного результата была проделана огромная работа в течение четырех лет в тесном сотрудничестве с нашими консультантами из Центра компьютерных технологий “Каисса“, и сегодня у нас много планов для еще большей оптимизации учетного процесса. Например, осуществление функций бюджетного планирования, адаптация и интеграция бюджетного, складского учета и учета договоров в Генпрокуратуре, автоматизация администрирования доходов и расходов бюджетных средств, визуализация результатов анализа управленческой отчетности для управления финансово-хозяйственной деятельностью ведомства и другие. Все это планируется осуществить на основе программного продукта на платформе одного из известных разработчиков ПО для бухгалтерского учета при консультационной поддержке ЦКТ “Каисса“ с использованием сети цифровых каналов связи.

Генеральная прокуратура имеет разветвленную структуру. Все ли подразделения
предоставляют вам финансовую отчетность?

Да, все учреждения, входящие в систему органов прокуратуры: прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.

Интервью будет опубликовано в январском номере, в канун сдачи отчетности за 2006 год. Как вы думаете, будет ли проще ее собрать в этот раз, чем в 2005 году?

Думаю, что да, если в оставшееся время Минфин России и Федеральное казначейство больше не будут изменять требования к составлению бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств.

Сдача годовой отчетности за 2005 год прошла достаточно успешно благодаря большой предварительной работе: процесс перехода осуществлялся автоматизированным способом. Особенно приятно было услышать оценку наших усилий по формированию годовой отчетности от руководителя Федерального казначейства Т.Г. Нестеренко на совещании в Минфине России с главными распорядителями средств федерального бюджета 16 марта 2006 года. Тогда Генеральная прокуратура Российской Федерации была названа одним из двенадцати главных распорядителей, которые представили достоверный и качественный отчет в установленные приказом Минфина России сроки.

Большинство министерств и ведомств передало свои учебные заведения в ведение Министерства образования РФ. Генеральная прокуратура оставила их за собой. Чем было обосновано это решение?

Мне трудно ответить на ваш вопрос, ведь принятие такого решения - прерогатива руководства Генеральной прокуратуры, но я думаю, что это вызвано особым конституционным статусом нашего ведомства, а также спецификой его деятельности. Могу только с уверенностью сказать, что трудностей в учете в связи со спецификой образовательных учреждений у нас не возникает. Ведь вузы - такие же бюджетополучатели, как и любая прокуратура субъекта РФ.

В связи с реформированием бюджетного учета Министерство финансов РФ рекомендовало всем министерствам и ведомствам создать координационные или
методологические советы по бюджетному учету. Был ли создан подобный орган в вашем ведомстве? Если да, то удалось ли настроить его работу на конструктивный лад?

При подготовке к переходу на Инструкцию N 70н в Генеральной прокуратуре был создан методологический совет. В него вошли наши лучшие главные бухгалтеры и специалисты. Нужно отметить, что в Генпрокуратуре создание этого органа не было простой формальностью, так как он с самого начала осуществлял конструктивную деятельность.

Методсовет внес существенный вклад в выработку стратегии и тактики перехода органов прокуратуры на новую инструкцию по бюджетному учету. К сожалению, не все наши особенности были учтены в Инструкции N 70н, к примеру, у нас возникали определенные трудности с порядком учета форменного обмундирования прокурорских работников. Поэтому нами с учетом особенностей деятельности органов прокуратуры были разработаны предложения по внесению поправок в этот документ и представлены в Минфин России.

Были ли предложенные вами поправки учтены в Инструкции N 25н?

Да. Обновленная инструкция по бюджетному учету стала более логичной. Перенос учета мягкого инвентаря из состава основных средств в материальные запасы сделало учет форменного обмундирования прокурорских работников единообразным. Если раньше ткань, выдаваемая прокурорским работникам на пошив костюмов и пальто, учитывалась как материальные запасы, а готовые предметы форменного обмундирования, такие как обувь, плащи, форменные сорочки и т.д., как основные средства, то теперь такого разнобоя нет. Все это учитывается в материальных запасах.

Существует ли в финансовых службах органов прокуратуры проблема кадров? Если да, то как вы ее решаете?

Я думаю, что проблема с высококвалифицированными кадрами существует во всех ведомствах. Не исключение и Генпрокуратура. Для ее решения мы проводим мониторинг кадров в других министерствах и
ведомствах. Наиболее квалифицированных из них приглашаем на собеседование, анализируем их предыдущую деятельность, прислушиваемся к соответствующим рекомендациям. В общем, обычная работа по подбору кадров, которая в настоящее время проводится на конкурсной основе.

Олег Николаевич, по какому принципу вы подбираете себе сотрудников?

В первую очередь я обращаю внимание на порядочность, профессионализм, стремление к самосовершенствованию. Может быть, вас удивит, но кроме этого для меня при подборе кадров немаловажную роль играет наличие у соискателей хорошего чувства юмора. Ведь в нашей профессии нужно уметь вовремя разрядить атмосферу хорошей доброй шуткой, которая поможет избежать конфликта.

Мужчина-бухгалтер, мужчина-экономист - достаточно редкое явление. Почему вы выбрали именно эту профессию?

Так как я проходил службу в Вооруженных силах России, то там мужчина-бухгалтер и мужчина-экономист не исключение, а скорее правило. Ведь финансисты в ВС России призваны не только осуществлять финансовое обеспечение войск, но и быть профессиональными военными.

Вот вы сказали о том, что нужно уметь разрядить атмосферу. Это действительно черта характера, данность. А вот психологи утверждают, что навык переключаться с рабочих вопросов на семейные по дороге домой можно приобрести. Скажите, а о чем вы думаете, когда возвращаетесь с работы?

Здесь все зависит от обстоятельств. Иногда, если что-то из запланированного не удалось сделать за прошедший рабочий день, анализирую причины. А иной раз, когда все выполнено по плану, стараюсь отвлечься от работы, подумать о чем-то приятном: о близких, о друзьях, о том, как лучше провести свободное время...

Остается ли время на увлечения?

Да, хотя и немного. Я люблю спорт, особенно игровые виды. Правда, сам участвую уже в основном в качестве болельщика. А когда-то активно занимался горнолыжным спортом, были даже определенные
успехи на региональном уровне. С большим удовольствием играл в футбол.

Как и где вы предпочитаете отдыхать?

Предпочитаю в основном организованный отдых - по путевкам. Чаще всего бываю в районе Минеральных Вод. При этом стараюсь на несколько дней обязательно съездить в горы - очень нравится Домбай и его окрестности.

У вас есть возможность поздравить своих коллег, работников прокуратуры, с профессиональным праздником на страницах нашего журнала. Что бы вы им пожелали?

От всей души поздравляю всех коллег, работников и пенсионе ров прокуратуры с 285-летием нашего ведомства! Хочется пожелать здоровья, счастья и благополучия им, их родным и близким. Новых вам профессиональных успехов в нелегкой службе!

Материал подготовила
И. Заховаева

Краткая историческая справка

12 января 1722 года Петр I учредил прокуратуру в России: “Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору“.

18 января 1722 года император Петр I назначил графа П.И. Ягужинского первым генерал-прокурором: “Вот око мое, коим я буду все видеть“.

3 февраля 1764 года Екатерина II издала указ: “В рассуждение некоторых обстоятельств, касающихся до генерал-прокурора Глебова, повелеваем впредь до указа отправлять генерал-прокурорскую должность генералу и квартирмейстеру князю Александру Вяземскому“.

8 сентября 1802 года Александр I основал министерство юстиции и назначил министром юстиции - генерал-прокурором известного поэта Г.Р.Державина.

29 сентября 1862 года Александр II одобрил “Основные начала судебных преобразований“. Ими определялось, что “при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей“, а также констатировалось, что “власть обвинительная отделяется от судебной“.

24 ноября 1917 года Советом Народных Комиссаров принят Декрет о суде N 1, согласно которому были
упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

28 мая 1922 года принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная прокуратура.

23 ноября 1923 года образована прокуратура Верховного суда Союза ССР Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

20 июня 1933 года образована прокуратура Союза ССР.

19 марта 1946 года Законом, принятым Верховным Советом СССР, прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

30 ноября 1979 года принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

17 января 1992 года принят Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации“, действующий с изменениями и дополнениями по настоящее время.

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2007 г.