В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Важнейшие изменения второй части Налогового кодекса (для образовательных организаций)

Серьезные изменения внесены законодателем не только в первую, но и во вторую часть НК РФ. Практически все они вступают в силу с 1 января 2007 г. Если срок вступления в действие изменений отличный от данной даты, об этом будет сказано при обсуждении данного изменения.

Особое внимание уделим тем изменениям, которые могут повлиять на деятельность образовательных организаций.

Изменения внесены Федеральными законами от 27.07.2006 N 137-ФЗ и 144-ФЗ (далее - закон N 137-ФЗ, закон 144-ФЗ).

Начнем с изменений, которые коснулись налога на прибыль. Как известно, Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ законодатель в п. 1.1 ст. 259 дал право налогоплательщикам включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. В данном перечне отсутствовала реконструкция. Почему для реконструкции законодатель сделал исключение - понять было невозможно. Очевидно, что это была техническая ошибка законодателя, которую он поправил законом N 144-ФЗ. При этом поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., т.е. с момента введения в действие возможности использования инвестиционной премии. Если в учетной политике организации была предусмотрена возможность включения в расходы текущего периода инвестиционной премии, то организация вправе ее использовать и в 2006 г. при наличии работ по реконструкции. Порядок включения этой премии, видимо, определит Минфин России. Пока, по разъяснениям работников Федеральной Налоговой службы, в случае если у организации была реконструкция, то инвестиционную премию можно отразить уже по итогам 9 мес 2006 г.

Изменился порядок списания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Изменения внесены законом 144-ФЗ. С 2007 г. не будет разницы между НИР и ОКР, давшими положительный результат и не давшими такового. И в том, и в другом случае расходы на эти цели можно будет списывать равномерно в течение года, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены такие работы или их отдельные этапы.

Тем же законом внесены изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251. Если в действующей редакции подп. 21 не облагались суммы кредиторской задолжности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, списанных или уменьшенных в соответствии с законодательством или по решению Правительства РФ, то с 1 января 2005 г. это же положение распространяется и на штрафы и пени, т.е. законодатель внес это изменение задним числом.

Достаточно серьезные льготы с 2007 г. предоставляются организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий в части налога на прибыль и ЕСН. Однако эти организации получат льготы, если будут соответствовать ряду условий, в частности:

наличия документа о государственной аккредитации;

доля доходов от услуг в области информационных технологий должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%;

среднесписочная численность должна составлять не менее 50 человек. Представляется, что число организаций, соответствующих вышеприведенным критериям, будет составлять буквально единицы.

Что касается НДС, то изменений немного, но они носят достаточно серьезный характер.

Так, с 2008 г. налоговый период для всех плательщиков будет составлять 1 квартал. Это изменение в ст. 163 Налогового кодекса внес закон N 137-Ф3 (ст. 2).

Претерпит серьезные изменения порядок возмещения НДС, определенный ст. 176 НК РФ. Новый порядок введен законом N 137-ФЗ. Закон установил единый порядок возмещения НДС как для экспортеров, так и для организаций, работающих только в России. Фактически закон полностью переписал ст. 176. Ряд положений этой статьи должны были вступить в 2007 г. в соответствии с законом N 119-ФЗ от 22.07.2005. Но действовать будет статья в редакции, определенной законом N 137-ФЗ.

В случае если по итогам налогового периода возникает право на возмещение, зачет, возврат налога, налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога к возмещению. Если при проведении камеральной проверки не были выявлены нарушения, налоговый орган принимает решение о возмещении НДС. Сделать это он обязан в течение 7 дней.

После принятия налоговым органом решения о возврате НДС соответствующее поручение направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который обязан в течение 5 рабочих дней вернуть НДС. С двенадцатого рабочего дня (7 дней - это срок решения налоговым органом и 5 дней на возврат налога казначейством) после завершения камеральной проверки на сумму долга перед налогоплательщиком начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (в настоящем периоде 11,5% годовых).

Если же при камеральной проверке выявлены нарушения, то налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен составить соответствующий акт. У налогоплательщика после получения акта есть 15 рабочих дней, чтобы представить свои возражения. Акт налоговой проверки рассматривается руководителями налогового органа с учетом возражений налогоплательщика. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель выносит соответствующее решение.

Через 10 рабочих дней после истечения срока на подготовку возражений налогоплательщиком руководитель налогового органа, рассмотрев все материалы, принимает решение о возмещении НДС или об отказе в возмещении. Налогоплательщик вправе обжаловать решение об отказе в возмещении НДС в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде.

Что касается изменений в гл. 23 НК РФ “Налог на доходы физических лиц“, то они таковы.

Пожалуй, главным, с точки зрения образовательных организаций, является увеличение с 2007 г. социального налогового вычета, израсходованного на обучение с 38 до 50 тыс. руб. Образовательным организациям при проведении соответствующих мероприятий по набору учащихся следует широко информировать об этом увеличении. Изменение внесено законом N 144-ФЗ.

Аналогичным образом увеличился размер социального налогового вычета, израсходованного на лечение. Важным является дополнение, внесенное в ст. 219 НК РФ.

При применении социального налогового вычета учитываются с 2007 г. суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенного им со страховыми организациями, имеющими лицензии и предусматривающими оплату ими исключительно услуг по лечению.

Естественно, что этот вычет не применяется в случае оплаты договора страхования не налогоплательщиком, а его работодателем. И еще один нюанс.

Законодатель предоставит вычет в случае уплаты в Налоговом периоде, т.е. в 2007 г. При этом в тексте нет упоминания о сроках действия самого договора. Поэтому оплату договоров целесообразно производить в 2007 г., вне зависимости от того, на какой период заключен договор. Это дает возможность получить вычет по итогам 2007 г., т.е. в начале 2008 г.

В образовательных организациях иногда работают иностранные педагоги. До 2007 г. российским резидентом считается физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году (ст. 11 НК РФ). Закон N 137-ФЗ убрал из текста Кодекса это положение и ввел новый п. 2 в ст. 207. Его содержание таково: “Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев“. Представим себе следующую ситуацию: в образовательную организацию принят преподаватель английского языка с 1 сентября 2007 г. Он работает с сентября 2007 г. по май 2008 г., после чего уезжает на родину. Поскольку его работа длилась в течение 9 мес, начиная с сентября 2007 г., то данный преподаватель будет являться налоговым резидентом РФ и в 2007, и в 2008 гг. со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями. По ранее действующим положениям Кодекса, он не являлся бы резидентом РФ ни в 2007, ни в 2008 гг.

До выхода в свет закона N 144-ФЗ покупатели комнат в квартирах испытывали серьезные трудности при получении имущественного вычета.

Дело в том, что в действующей в настоящее время редакции Налогового кодекса (ст. 220 п. 1 подп. 2) при перечислении объектов, по которым налогоплательщик имеет право на получение вычета, комнаты поименованы не были. Поэтому налоговые службы отказывали покупателям комнат в праве на имущественный вычет.

Закон N 144-ФЗ дополнил список объектов, по которым налогоплательщики имеют право на вычет комнатами. Таким образом, с 2007 г. проблема получения имущественного вычета по комнатам окончательно решилась.

Что касается изменений по ЕСН, то можно отметить только следующее: образовательные организации не должны платить этот налог с вознаграждений не только предпринимателям, без образования юридического лица, но и адвокатам и нотариусам.

Таковы основные изменения во вторую часть НК РФ, вступающие в силу с 2007 г., на которые необходимо обратить внимание образовательным организациям.

Ю.Л. Донин,

налоговый консультант,

кандидат экономических наук

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 21, ноябрь 2006 г.