В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проверка пожарной инспекцией соблюдения правил пожарной безопасности

Проверка пожарной инспекцией
соблюдения правил пожарной безопасности

В ходе осуществления деятельности организациям приходится неоднократно вступать во взаимоотношения с проверяющими органами, в том числе с Государственным пожарным надзором. Частые визиты пожарных инспекторов в бюджетные организации связаны с контролем над выполнением установленных правил пожарной безопасности, несоблюдение которых впоследствии может не только нанести материальный ущерб, но и причинить вред жизни и здоровью граждан. В этой статье рассказано о том, какими полномочиями обладают проверяющие, что является предметом их проверки, кто несет ответственность за нарушение норм пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ (далее - Закон N 69-ФЗ) под государственным пожарным надзором
подразумевается деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов Государственного пожарного надзора определяются Положением N 820*(1).

Одной из основных задач государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий (п. 2 Положения N 820).

Государственный пожарный надзор в РФ осуществляется должностными лицами органов Государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с п. 6 Положения N 820 органы Государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

- организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- проводят в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и о нарушениях требований пожарной безопасности;

- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

- осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

- определяют должностных лиц органов Государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по осуществлению надзора;

- осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Обязанности
руководителя организации


На руководителя организации возложена персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст.
37 Закона N 69-ФЗ в круг его обязанностей входит:

- соблюдение требований пожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;

- разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;

- проведение противопожарной пропаганды, обучение своих работников мерам пожарной безопасности;

- включение в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;

- содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущение их использования не по назначению;

- оказание содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, в выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставление в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимых сил и средств;

- обеспечение доступа должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставление по требованию должностных лиц Государственного пожарного надзора сведений и документов о состоянии пожарной безопасности в организации, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;

- незамедлительное сообщение в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействие деятельности добровольных пожарных;

- обеспечение создания и содержания подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, для которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Для каждой отрасли
и определенных работ Приказом МЧС РФ N 313*(2) утверждены правила пожарной безопасности, которые должны соблюдаться всеми организациями.

Прежде всего, на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка. Допуск к работе должен осуществляться только после прохождения всеми работниками учреждения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы необходимо организовать дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Распорядительным документом учреждения должны быть определены и оборудованы места для курения, места для хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, установлено допустимое количество этих объектов, единовременно находящихся в помещениях, а также урегулирован порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня.

Кроме того, должны быть регламентированы:

- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- действия работников при обнаружении пожара;

- порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (при этом следует назначить ответственных за их проведение).

Права
пожарных инспекторов


Права, которыми обладают пожарные инспекторы, предусмотрены в Положении N 820. Например, в п. 9 данного положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения
при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения N 820).

В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

Следует обратить внимание читателей, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона N 134-ФЗ*(3). В частности, данным законом установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Так, согласно п. 8 этого закона должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся
к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

При проведении мероприятий по контролю они не могут также требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Порядок проведения
мероприятий по контролю


Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ в распоряжении о проведении проверки, кроме указания его номера и даты, наименования органа пожарного надзора, фамилии, имя, отчества и должности лица (лиц), уполномоченных на проведение данного мероприятия, наименования проверяемой организации, должны быть определены цели, задачи и предмет мероприятия по контролю, правовые основания его проведения, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, а также дата начала и окончания мероприятия.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия
по контролю (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ продолжительность проведения мероприятия по контролю над противопожарной безопасностью не должна превышать один месяц. Лишь при необходимости проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего контроль, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Виды проверок

Различают два вида проверок - плановые и внеплановые.

Плановые - это те, которые предусмотрены планом, утверждаемым руководителем регионального отделения Государственного пожарного надзора. Причем проводить плановые проверки у одной и той же организации разрешается не чаще чем один раз в два года (ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).

Внеплановую проверку пожарные инспекторы могут проводить через некоторое время после плановой, чтобы выяснить ход выполнения организацией предписаний инспекторов по установленным нарушениям правил противопожарной безопасности. Такие проверки называют еще контрольными.

Кроме того, внеплановые проверки проводятся в случаях:

- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные
с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Отличие контрольных проверок от внеплановых состоит в том, что инспекторы могут проверять только исполнение мер по устранению нарушений, а не подвергать организацию проверке вновь.

Что проверяют пожарные инспекторы?

Как было указано выше, требования по пожарной безопасности установлены Приказом МЧС РФ N 313. Поэтому именно на соответствие противопожарных мероприятий, произведенных организацией, установленным требованиям и обращают внимание пожарные инспекторы.

Прежде всего пожарному инспектору нужно представить приказ, утвержденный руководителем организации, и инструкцию о пожарной безопасности.

Приказ руководителя, помимо установления ответственных за пожарную безопасность сотрудников, должен определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников организации (п. 15 Приказа МЧС РФ N 313).

Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и так далее), исправности электрооборудования (проводки, розетки), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками, пожарным стволом и соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно правилам пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалов, которые могут загореться. Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУТП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в Приказе МЧС РФ N 313. Подключение сигнализации и противопожарной установки в большинстве случаев требует больших затрат, но инспекторы проверяют их наличие очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и так далее)
должны быть исправными, огнетушители - проверенными.

Обобщая результаты проверок организаций пожарными инспекторами, можно сделать вывод, что к наиболее частым нарушениям требований пожарной безопасности, приводящим к возникновению пожаров, относятся:

- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;

- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;

- нарушение требований правил пожарной безопасности, правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и так далее);

- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;

- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;

- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;

- загромождение проездов.

Порядок оформления
результатов мероприятия по контролю


После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В нем указывается такая обязательная информация, как дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю, дата, время и место проведения мероприятия по контролю.

В акте перечисляются полученные в ходе проведения контроля результаты, в том числе выявленные нарушения, их характер, лица, на которых возложена ответственность за совершение этих нарушений.

При отказе в ознакомлении с актом представителя организации, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, об этом делается запись в акте.

Акт подписывается должностным
лицом, проводившим контроль.

К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица, или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

При выявлении в ходе проведения проверки административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. В нем должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Ответственность за нарушения
пожарной безопасности


Как было указано выше, персональная ответственность за соблюдение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (ст. 37 Закона N 69-ФЗ). Кроме того, ответственность за соблюдение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, должностных лиц в пределах их компетенции. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 руб., на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб., на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб., на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет

Уголовная ответственность

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

И. Зернова,

редактор журнала “Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский
учет и налогообложение“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 3, март 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 “О государственном пожарном надзоре“.

*(2) Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01903)“.

*(3) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“.