В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Способы размещения заказа

Способы размещения заказа

В прошлом году распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Спустя год практика показала, что у учреждений возникают вопросы: какие объекты попадают в этот Перечень, есть ли из него исключения, и какие заказы можно осуществлять без проведения аукциона? На все эти вопросы отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ И.В. Котыло, А.Ю. Серков.

Размещение заказа может осуществляться (ч. 1 ст. 10 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ):

путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень). Если объекты включены в перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей. При этом заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 рублей в течение квартала.

Итак, норма части 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ содержит специальный запрет на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в Перечень, путем проведения конкурса, но не содержит запрета на размещение иным указанным в Законе N 94-ФЗ способом. Поэтому можно сделать вывод, что размещение заказа на такие товары (работы, услуги) может быть произведено путем запроса котировок, а также путем размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (в предусмотренных Законом случаях).

Интернет

Если учреждение осуществляет размещение государственного заказа на оказание услуг по обеспечению передачи данных в сети Интернет стоимостью до 500 000 рублей, часто возникает вопрос, можно ли разместить заказ путем запроса котировок или путем размещения государственного заказа у единственного исполнителя, не проводя аукциона.

В Перечень включены услуги связи, кроме услуг по кодам 6412000, 6420000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Помимо прочего в ОКВЭД по коду 6420019 указаны “услуги по передаче данных и других видов документальных сообщений прочие, включая обмен информацией между ЭВМ“.

Федеральная антимонопольная служба в письме от 25 сентября 2007 г. N ИА/17329 указала, что в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, включенных в Перечень, на сумму до 500 000 рублей может осуществляться как путем проведения аукциона, так и путем запроса котировок. Правомерность размещения контракта путем запроса котировок на сумму менее 500 000 рублей в квартал подтверждается также и арбитражной практикой (постановление ФАС Центрального округа от 1 августа 2008 г. по делу N А48-3976/07-7).

Что касается размещения государственного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то государственный контракт в данном случае заключен быть не может. Дело в том, что в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе размещать государственный заказ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации (ЦБР) предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала могут размещаться на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (100 000 рублей)*(1).

Ремонт

Согласно части 4.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе N 94-ФЗ не урегулирован. Однако в Перечень включен код по ОКДП ОК 004-93 “ Услуги строительные и объекты строительства“, который включает код 4520080 “Строительство зданий и сооружений “под ключ“, включая ремонт (прим.: любой) и реконструкцию [4520500]-[4520529]“. Значит, при размещении заказов на выполнение работ как по капитальному, так и по текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказа (письмо Минэкономразвития России N 5683-АП/Д05, ФАС N АЦ/10328 от 29 апреля 2008 г.).

Однако, как считают чиновники, размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) можно (письма Минэкономразвития России от 16 июля 2008 г. N Д05-2839, N Д05-2840, Д05-2841, от 9 июня 2008 г. N Д05-2315, N Д05-2314, N Д05-2313, N Д05-2312, N Д05-2311, N Д05-2310, N Д05-2309, N Д05-2308, от 23 мая 2008 г. N Д05-2009, Д05-1991, N Д05-2010, Д05-1989, N Д05-2011, N Д05-2008, N Д05-2007, N Д05-2012).

*

Внимание

При размещении заказа проектноизыскательские и строительные работы можно объединить в один лот при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона (письмо Минэкономразвития России от 25 сентября 2008 г. N Д05-4076).

*

Предпроектные услуги

Много вопросов вызывают и архитектурно-планировочные работы, разработка проектной документации и технико-экономического обоснования.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, код 4510120 “Архитектурно-планировочные работы на местности“ включен в код 4510000 “Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству“. При этом аналогичные работы, указанные в коде 4560220 “Архитектурно-планировочные решения“, включены в код 4560000 “Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции“. Коды 4510000 “Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству“ и 4560000 “Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции“ включены в код 4500000 “Услуги строительные и объекты строительства“. Вместе с тем аналогичные включенным в коды 4560220 и 4560000 виды работ включены в код 7421000 “Консультативные и инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства“, к которому, в частности, отнесены проектно-конструкторские работы, составление чертежей, планировка крупных и мелких городов, инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства, в том числе инженерные изыскания для подготовки проектной документации, и т.д. (код 7421000 не включен в перечень).

*

Вопрос в тему

Вопрос: Могут ли учреждению начислить пени за просрочку платежей по государственному контракту?
Ответ: Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Н.В. Панова, А.Г. Барсегян. Согласно части 9 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. В случае заключения заказчиком гражданско-правового договора в соответствии с Гражданским кодеком должник в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пени) (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (п. 2 ст. 330 ГК РФ).

Здесь следует отметить, что согласно позиции ВАС РФ невыделение средств из бюджета учреждению, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных ему услуг (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 июля 1997 г. N 17, определение ВАС РФ от 13 июля 2007 г. по делу N 8269/07).

*

Учитывая имеющиеся в ОКДП ОК 004-93 разночтения при включении работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации, в том числе архитектурно-строительных решений и технико-экономического обоснования к различным кодам ОКДП ОК 004-93, Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют, что при применении перечня заказчики вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т.д.), а также разработкой технико-экономического обоснования согласно коду 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона (письма Минэкономразвития России от 27 марта 2008 г. N 3663-АП/Д0512060391 ФАС России от 25 марта 2008 г. N ИА/6294).

Одновременно следует учитывать, что заказчики вправе осуществлять размещение указанных заказов путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом N 94-ФЗ.

Кроме того, с учетом сноски к коду 4500000 в Перечне, размещение заказов на выполнение работ, включенных в код 4500000 “Услуги строительные и объекты строительства“ в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

И.В. Котыло,

А.Ю. Серков,

эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ


“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указание ЦБРФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя“.