В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бюджетная классификация на 2009 год

Начиная с 2009 года при исполнении бюджетов применяются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 года N 145н (далее - Указания N 145н)*(1).


Характер изменений


Указания N 145н по сравнению с Указаниями, применявшимися при исполнении бюджетов в 2008 году (приказ от 24 августа 2007 г. N 74н (с учетом последующих изменений) (далее - Указания N 74н), безусловно изменились, но изменения эти не затронули структуру бюджетной классификации. Поэтому можно сказать, что изменения, произошедшие с бюджетной классификацией в 2009 году, в целом носят текущий характер.

Однако в отдельных случаях эти изменения послужили появлению явных новшеств. Например,
самое большое изменение пришлось на группу 000 3 00 00000 00 0000 000 “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“ классификации доходов бюджетов, которая была практически полностью переработана. Здесь и изменение многих наименований, и более подробная детализация по видам поступлений.

В части указанной выше группы напомню, что пунктом 4 статьи 20 “Классификация доходов бюджетов“ Бюджетного кодекса, устанавливающим единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы и подгруппы доходов бюджетов, определены две группы доходов бюджетов - группа “Налоговые и неналоговые доходы“ и группа “Безвозмездные поступления“. При этом доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, согласно статье 41 “Виды доходов бюджетов“ отнесены к неналоговым доходам бюджетов и должны быть отражены в рамках группы “Налоговые и неналоговые доходы“.

Однако не следует забывать о Законе от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации“, статья 5 которого устанавливает в том числе сроки вступления в силу отдельных положений указанного закона. Так, пунктом 10 данной статьи установлено, что указанное в предыдущем абзаце положение статьи 41 Бюджетного кодекса реализовано со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований и средств приносящей доход от иной деятельности.

Суть федерального закона о порядке использования
внебюджетных доходов бюджетными учреждениями должна заключаться в том, чтобы не подрывать стимулов у таких учреждений иметь дополнительные доходы. Бюджетные учреждения станут полноценными администраторами таких доходов, за счет этих средств будет увеличиваться смета финансирования деятельности учреждения, что в свою очередь приведет к расширению прав учреждения по использованию этой увеличенной сметы.

Примерные сроки принятия закона - 2010-2011 годы.

Возвращаясь к Закону от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ, следует отметить: подпунктом 8 пункта 11 статьи 5 установлено, что до дня вступления в силу федерального закона, указанного в части 10 данной статьи для отражения операций с доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов, являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

рыночные продажи товаров и услуг;

безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

При этом определено, что коды группы и подгрупп доходов бюджетов, указанных в настоящем пункте, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаются Минфином России.

В связи с этим Указаниями N 145н в составе классификации доходов бюджетов предусмотрены следующие группы доходов:

000 1 00 00000 00 0000 000 “Налоговые и неналоговые доходы“;

000 2 00 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления“;

000 3 00 00000 00 0000 000 “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“.

Можно отметить, что если в рамках Указаний N 74н меньше всего пострадала классификация доходов бюджетов, то в рамках Указаний N 145н именно этой классификации, если
не принимать во внимание изменений текущего характера, досталось от “модернизаторов-методологов“.

Обновленная структура Указаний N 145н

В связи отсутствием кардинальных изменений бюджетной классификации Российской Федерации, применяющейся в 2009 году, структура Указаний N 145н представлена в привычном для пользователей этого приказа виде и имеет следующие составные части:

1. Общая часть. В ней:

сделана ссылка на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, наделяющие Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по разработке и изданию Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Бюджетная классификация);

сформулировано предназначение Указаний - установление правил применения Бюджетной классификации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

дано определение Бюджетной классификации, исходя из которого она является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

приведен состав Бюджетной классификации, в который включены:

классификация доходов бюджетов;

классификация расходов бюджетов;

классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификация операций публично-правовых образований, что тождественно классификации операций сектора государственного управления).

2. Классификация доходов бюджетов. В ней дано определение классификации доходов бюджетов, подробно описана структура 20-значного кода и установлены методологические основы применения данной классификации.

Здесь по тексту Указаний N 145н проходят многочисленные дополнения и редакционные правки, которые в основном слишком специфичны, чтобы заинтересовать всех читателей. Поэтому остановлюсь лишь на одном моменте.

Статьей 5 “Особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2009 году“ Закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов“ (далее - Закон N 204-ФЗ) предусмотрено, что уплата процентов, начисленных при нарушении
срока возврата налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит отражению по отдельному коду подвида доходов соответствующего кода налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В связи с этим в текстовую часть указаний по доходам внесены соответствующие дополнения, в том числе появился новый абзац следующего содержания:

“Уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит отражению по коду подвида доходов 5000 соответствующего кода налога (сбора) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование классификации доходов бюджетов“.

3. Классификация расходов бюджетов. В ней:

дано определение классификации расходов бюджетов;

подробно описана структура 20-значного кода данной классификации;

приведены существенные требования утвержденной структуры классификации расходов бюджетов;

установлены правила применения ее составных частей, а именно: разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов.

Кроме того, данная часть Указаний N 145н содержит новый для пользователей приказа пункт 4 “Статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов“.

Напомню, что в Указаниях N 74н в рамках разделов “Классификация доходов бюджетов“ и “Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов“ были определены перечни статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, относящихся соответственно к доходам бюджетов и источникам финансирования дефицитов бюджетов. В разделе “Классификация расходов бюджетов расходам бюджетов“ аналогичный перечень отсутствовал, что вызывало у участников бюджетного процесса достаточно много вопросов.

Указаниями N 145н данный пробел устранен, так как в новом вышеуказанном пункте 4 отражены относящиеся к расходам
бюджетов статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления. К их числу относятся:

211 Заработная плата;

212 Прочие выплаты;

213 Начисления на выплаты по оплате труда;

221 Услуги связи;

222 Транспортные услуги;

223 Коммунальные услуги;

224 Арендная плата за пользование имуществом;

225 Работы, услуги по содержанию имущества;

226 Прочие работы, услуги;

231 Обслуживание внутреннего долга;

232 Обслуживание внешнего долга;

241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;

242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;

251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

252 Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств;

253 Перечисления международным организациям;

261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения;

262 Пособия по социальной помощи населению;

263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления;

290 Прочие расходы;

310 Увеличение стоимости основных средств;

320 Увеличение стоимости нематериальных активов;

330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;

340 Увеличение стоимости материальных запасов;

530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. В ней дано определение данной классификации, подробно описана структура 20-значного кода и установлены методологические основы применения данной классификации.

5. Классификация операций сектора государственного управления. В ней дано определение данной классификации, приведен ее состав, а также установлен порядок применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, которые используются при составлении и исполнении бюджетов.

Завершают Указания N 145н семь приложений, а именно:

Приложение 1 - “Классификация доходов бюджетов“;

Приложение 2 - “Перечень разделов и подразделов классификации расходов бюджетов“;

Приложение 3 - “Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов“;

Приложение 4 - “Классификация операций сектора государственного управления“;

Приложение 5 - “Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета“;

Приложение 6 - “Главные администраторы доходов бюджетов Российской Федерации“;

Приложение 7 - “Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета“.

По сравнению
с Указаниями N 74н, которые применялись в 2008 году, очевидно уменьшение количества приложений.

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что в составе приложений к Указаниям N 145н отсутствуют два привычных приложения - это “Перечень видов расходов классификации расходов бюджетов“ и “Перечень целевых статей классификации расходов бюджетов“.

Дело в том, что указанные приложения в предыдущих приказах практически дублировали текстовую часть Указаний, содержащую правила применения целевых статей и видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. В связи с этим было принято решение о нецелесообразности их существования.

Теперь целевые статьи и виды расходов содержатся в текстовой части Указаний, а именно в следующих пунктах описания классификации расходов бюджетов:

3.2.2. Перечень и правила применения целевых статей, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов;

3.3.2. Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов.


Основное по доходам


1) Первое и сразу попадающееся на глаза новшество выразилось в дополнении таблицы, содержащей Классификацию доходов бюджетов, новым столбцом, наименование которого - “Уровень кода“.

Сделано это в целях устранения ситуации, которую лучше показать на примере.

Так, код доходов 000 1 11 02 010 01 0000 120 “Доходы от размещения средств федерального бюджета“ носит агрегирующий характер, однако в рамках утвержденной структуры классификации доходов, где уровень подстатей должны отражать три знака кода (с 9 по 11 разряды), агрегированный характер указанного кода является скрытым. И таких примеров в классификации доходов бюджетов можно найти достаточно много.

Введение в таблицу классификации доходов бюджетов нового столбца, конкретизирующего уровень агрегированности кода, явилось одним из возможных вариантов решения данной проблемы.

Согласно комментарию, данному в концевой сноске к
наименованию данного столбца, уровень кода служит для определения уровней агрегирования кодов классификации доходов бюджетов. В рамках вида и подвида доходов код с большим значением уровня агрегируется на вышестоящий код с меньшим значением уровня.

2) В целях обеспечения учета взысканий, налагаемых руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов или контроль за соблюдением порядка ценообразования в субъектах Российской Федерации, по правонарушениям, связанным с ценами (тарифами), установленным законодательством субъектов Российской Федерации, классификация доходов бюджетов дополнена кодом 000 1 16 02030 02 0000 140 “Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в части цен (тарифов), регулируемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налагаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации“.

3) В целях решения проблемы, возникающей в течение 2008 года при отражении доходов от продажи земельных участков федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных (в части земельных участков, государственная собственность на которые разграничена), наименования кодов 000 1 14 06020 00 0000 430-000 1 14 06026 10 0000 430 изложены в следующей редакции:

000 1 14 06020 00 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (за исключением земельных участков автономных учреждений)“;

000 1 14 06021 01 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений)“;

000 1 14 06022 02 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений субъектов Российской Федерации)“;

000 1 14 06023 03 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений)“;

000 1 14 06024 04 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений)“;

000 1 14 06025 05 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений)“;

000 1 14 06026 10 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности поселений (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений)“.

4) В связи с вступлением в силу Закона от 25 ноября 2008 г. N 223-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации“, статьями 1 и 2 которого предусматривается оплата из средств соответствующего бюджета следующих судебных издержек (с последующим возмещением их сторонами судебного процесса или взыскания со сторон судебного процесса):

денежных сумм, причитающихся свидетелям, экспертам, специалистам;

расходов на производство осмотра на месте;

других связанных с рассмотрением дела расходов, признанных судом необходимыми.

При этом финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции является расходным обязательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей производится из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным классификация дополнена новым кодом доходов 000 1 13 01300 01 0000 130 “Доходы, поступающие в порядке возмещения бюджету субъекта Российской Федерации средств, выплаченных в возмещение судебных издержек“.

5) В соответствии с Законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства“ классификация доходов бюджетов дополнена следующими агрегирующими кодами, которые в рамках приложения 1 к Указаниям N 145н детализированы по элементам “03“, “04“, “05“ и “10“:

000 1 11 05026 00 0000 120
“Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков“;

000 1 14 06030 00 0000 430 “Доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации“;

000 1 14 07000 00 0000 410 “Доходы от продажи недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации“.

6) Как уже упоминалось выше, одно из наиболее заметных изменений в классификации доходов бюджетов, не носящее текущего характера, - модернизация, осуществленная в рамках группы 000 3 00 00000 00 0000 000 “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“ в части подгрупп 000 3 02 00000 00 0000 000 “Рыночные продажи товаров и услуг“ и 000 3 03 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“.

В подгруппе 000 3 02 00000 00 0000 000 “Рыночные продажи товаров и услуг“ произошли следующие изменения:

изменились наименования кодов:

000 3 02 01000 00 0000 130 “Доходы от оказания услуг“;

000 3 02 01010 01 0000 130 “Доходы от оказания услуг федеральными учреждениями“;

000 3 02 01020 02 0000 130 “Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации“;

000 3 02 01030 03 0000 130 “Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга“;

000 3 02 01040 04 0000 130 “Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов“;

000 3 02 01050 05 0000 130 “Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов“;

000 3 02 01050 10 0000 130 “Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления поселений“;

изменилось наименование статьи 000 3 02 02000 00 0000 400 “Доходы от реализации активов“, в рамках которой была осуществлена детализация, в основу которой на уровне подстатьи доходов были заложены виды объектов нефинансовых активов (основные средства, нематериальные активы и материальные запасы). Детализация осуществлена следующими кодами:

000 3 02 02010 00 0000 410 “Доходы от реализации активов (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“:

000 3 02 02011 01 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой федеральными учреждениями (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

000 3 02 02012 02 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

000 3 02 02013 03 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

000 3 02 02014 04 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

0003 02 02015 05 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

000 3 02 02015 10 0000 410 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления поселений (в части реализации основных средств по указанному имуществу)“;

000 3 02 02020 00 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов“:

000 3 02 02021 01 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой федеральными учреждениями“;

000 3 02 02022 02 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации“;

000 3 02 02023 03 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга“;

000 3 02 02024 04 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов“;

000 3 02 02025 05 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов“;

000 3 02 02025 10 0000 420 “Доходы от реализации нематериальных активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления поселений“;

000 3 02 02040 00 0000 440 “Доходы от реализации активов (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“:

000 3 02 02041 01 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой федеральными учреждениями (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“;

000 3 02 02042 02 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“;

000 3 02 02043 03 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“;

000 3 02 02044 04 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления городских округов (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“;

000 3 02 02045 05 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“;

000 3 02 02045 10 0000 440 “Доходы от реализации активов, осуществляемой учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления поселений (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)“.

В подгруппе 000 3 03 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“ исходя из видов безвозмездных поступлений произведена следующая детализация:

000 3 03 01000 00 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера“:

000 3 03 01010 01 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, причиненного федеральным государственным учреждениям“;

000 3 03 01020 02 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, причиненного государственным учреждениям субъектов Российской Федерации“;

000 3 03 01030 03 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, нанесенного муниципальным учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга“;

000 3 03 01040 04 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, нанесенного муниципальным учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления городских округов“;

000 3 03 01050 05 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, нанесенного муниципальным учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов“;

000 3 03 01050 10 0000 180 “Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера, нанесенного муниципальным учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления поселений“;

000 3 03 02000 00 0000 180 “Поступления от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев“ (здесь и далее указан лишь группировочный код, имеющий значение “3“ в столбце “Уровень кода“, за информацией о кодах, его детализирующих (с уровнем кода - “4“), необходимо обратиться к Приложению 1 Указаний N 145н);

000 3 03 03000 00 0000 180 “Гранты, премии, добровольные пожертвования“;

000 3 03 04000 00 0000 180 “Поступления учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам“;

000 3 03 05000 00 0000 180 “Поступления от продажи услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде“;

000 3 03 98000 00 0000 180 “Невыясненные поступления“;

000 3 03 99000 00 0000 180 “Прочие безвозмездные поступления“.

В остальном группа 000 3 00 00000 00 0000 000 “Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“ осталась без изменений.

В классификации доходов еще достаточно много новых моментов, большей частью сконцентрированных в подгруппе 000 2 02 00000 00 0000 000 “Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“ и связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Особенности Указаний N 145н, связанные
с межбюджетными трансфертами


В части межбюджетных трансфертов классификация доходов бюджетов и соответственно классификация расходов бюджетов также не остались без внимания.

Основной момент здесь - необходимость обеспечения преемственности и сопоставимости показателей бюджетной классификации (кодов доходов и целевых статей расходов) в части, предназначенной для отражения неиспользованных остатков целевых средств.

Так, указанные классификации содержат достаточно много позиций, в том числе, связанных с:

внедрением инновационных образовательных программ;

выплатой ежемесячного пособия на ребенка;

обеспечением мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла;

обеспечением мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), производящим мясо свинины и мясо птицы, части затрат на комбикорма;

ликвидацией последствий землетрясения в Сахалинской области;

оказанием высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

Классификация расходов бюджетов в части разделов, подразделов,

целевых статей и видов расходов


Данной классификации, если не учитывать положений вышеприведенной темы межбюджетных трансфертов, изменения почти не коснулись.

Основным новшеством можно признать лишь изменение наименования подраздела 0406 “Водное хозяйство“ в разделе 0400 “Национальная экономика“. Изменение это обусловлено статьей 17 закона от 14.07.2008 г. N 118-ФЗ “О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, принятого 14 июля 2008 г., предусматривающей с 1 января 2009 года внесение соответствующего изменения в абзац седьмой подпункта 4 пункта 3 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В остальном в разделах, подразделах, целевых статьях, с учетом раздела “Программы“, и видах расходов в основном присутствуют немногочисленные редакционные поправки.

Так, например, в разделе “Программы“:

программа 5800 “Военный персонал“ дополнена абзацем “дополнительное денежное стимулирование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации, что повлекло появление двух подпрограмм:

5801 “Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов“. По данной подпрограмме отражаются расходы на:

денежное довольствие и дополнительные выплаты военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, имеющим специальные звания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату труда и социальные выплаты военнослужащим, прикомандированным к Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратам военных судов;

материальное обеспечение в иностранной валюте контингентов Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;

5802 “Дополнительное денежное стимулирование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации“. По данной подпрограмме отражаются расходы на:

дополнительное денежное стимулирование военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации исходя из:

результатов проведения командно-штабных, тактических (летно-тактических), тактико-специальных учений, боевых стрельб, пусков, участия в походах;

состояния подчиненности воинской части;

уровня подготовленности к выполнению должностных обязанностей и объемов выполняемых задач в соответствии с занимаемой воинской должностью (должностью);

личной дисциплинированности;

достигнутых показателей в оперативно-розыскной работе;

в программе 6400 “Компенсации членам семей погибших военнослужащих“ появилось упоминание о сотрудниках (должностных лицах) правоохранительных органов;

программа 7600 “Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа“ дополнена абзацем “выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих и сотрудников (должностных лиц) правоохранительных органов, в случае получения ими травмы при исполнении служебных обязанностей“;

программа 9600 “Обеспечение реализации соглашений с правительствами иностранных государств и организациями“ дополнена абзацем “оплату судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг, выплаты по решениям Правительства Российской Федерации, связанным с исполнением судебных решений судебных органов иностранных государств, реализацию мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью“. Абзац “на финансирование судебных издержек, услуг адвокатов или адвокатских фирм, на проведение мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также на финансирование авансовых и таможенных платежей и уплату НДС“ исключен.

Описание вида расходов 019 “Субсидии некоммерческим организациям“ изложено в новой редакции: “Данный вид расходов отражает расходы на предоставление субсидий некоммерческим организациям, а также общественным объединениям и организациям“.


Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов


Структура данной классификации не изменилась.

Появилось крайне мало новых кодов, столько же было исключено. Кроме того, все они слишком специфичны для внимания широкого круга пользователей, поэтому целесообразно перейти к следующей классификации.


Классификация операций сектора государственного управления


Данная классификация также не претерпела структурных изменений. Поменялись лишь расшифровки отдельных статей и подстатей, относящихся к расходам бюджетов.

К числу изменений можно отнести следующие:

1) в подстатье 211 “Заработная плата“:

исключено упоминание о единой тарифной сетке. Взамен появились выплаты по ставкам заработной платы, что связано с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“;

исключены расходы на выплату авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений (эти расходы исходя из их экономического содержания отнесены на подстатью 226 “Прочие работы, услуги“ или на статью 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“);

в новой редакции изложен следующий абзац “выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства, а также иные выплаты компенсационного характера в случае увольнения в связи с сокращением штатной численности, ликвидацией, реорганизацией учреждений, изменением их структуры“;

2) в подстатье 221 “Услуги связи“ полностью перегруппирована ее расшифровка, но, что успокаивает, без каких-либо потерь. Более того, здесь появилась запись о том, что наряду с расходами на приобретение марок и маркированных конвертов на данную подстатью следует относить расходы на приобретение маркированных почтовых уведомлений. На практике бывали случаи, когда учреждения отражали по данной подстатье расходы на приобретение в почтовых отделениях бланков почтовых уведомлений, учитывая их узконаправленное предназначение. Однако отсутствие на бланке почтового уведомления государственного знака почтовой оплаты, а ставится он исключительно при отправке конкретного отправления, исключает факт прио бретения услуги связи. Отдельные учреждения, ведущие в силу возложенных на них функций активную деловую переписку, заказывают печать бланков почтовых уведомлений в типографиях. Разницы в этом случае с приобретением бланков нет никакой. Факта приобретения услуг связи нет, и расходы следует относить на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“;

3) подстатья 223 “Коммунальные услуги“ дополнена:

расходами на транспортировку электроэнергии по электрическим сетям;

расходами по оплате договоров водоотведения в части оплаты по повышенному тарифу, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей или в связи с превышением установленного договором объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс);

дано определение технологических нужд, представляющих собой работы, проведение которых является неотъемлемым условием предоставления коммунальных услуг и носит регламентированный условиями предоставления этих услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения);

появился новый абзац “плата за подключение к электрическим сетям и плата за увеличение потребляемой мощности“;

4) подстатья 225 “Работы, услуги по содержанию имущества“ изложена в новой редакции. Кроме того, в ней появился новый абзац “проведение работ по ремонту и восстановлению эффективности функционирования коммунальных инженерных систем и коммуникаций, осуществляемых сверх регламентированного условиями поставки коммунальных услуг перечня работ (технологических нужд), отражаемых по подстатье 223“.

Также из данной подстатьи исключены расходы на оплату пусконаладочных работ.

5) подстатья 226 “Прочие работы, услуги“:

в перечне целей проведения проектных и изыскательских работ для разработки проектно-сметной документации прописаны в том числе ремонт и реставрация объектов;

дополнена новыми абзацами:

“оплату услуг по разработке технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения“;

“установку и монтаж локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа“;

“На данную подстатью также относятся расходы на выплату авторских, исполнительских и постановочных вознаграждений, вознаграждений присяжных, народных, арбитражных заседателей, участвующих в судебном процессе, а также адвокатов (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации“;

6) в статье 290 “Прочие расходы“ проведены перегруппировка и редактирование абзацев. Так, например, абзац “выплаты спортсменам и их тренерам“ изложен в следующей редакции:

поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований (в том числе: Олимпийских, Параолимпийских, Сурдо-олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы), а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечившим их подготовку“;

7) статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“. Содержание данной статьи изложено в новой редакции:

“На данную статью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе: “зданий и сооружений (включая квартиры в многоквартирном доме), машин, оборудования и инструментов (включая транспортные средства, медицинский инструментарий, сценическо-постановочное оборудование, наглядные пособия и экспонаты, производственный и хозяйственный инвентарь), библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), драгоценностей и ювелирных изделий, прочих основных средств (предметов мебели, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и пр.), вооружения, военной и специальной техники“.

Здесь, в части строительных работ, следует особо отметить, что расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, сформированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ведомственными (отраслевыми) нормативными актами, регламентирующими порядок его составления, согласно требованиям Указаний N 145н подлежат отнесению на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:

расходы заказчика (застройщика), производимые по договору строительного подряда (государственному контракту на строительство), предметом которого являются: работы по строительству, реконструкции объекта - на статью 310 “Увеличение стоимости основных средств“;

расходы, осуществляемые заказчиком (застройщиком) в целях строительства, реконструкции, ремонта объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства (ремонта), подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления исходя из их экономического содержания. Например:

расходы на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции объектов следует относить на подстатью 226 “Прочие работы, услуги“;

плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта, - на подстатью 224 “Арендная плата за пользование имуществом“;

расходы на приобретение земельных участков - на статью 330 “Увеличение стоимости непроизведенных активов“;

оплата договоров на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации (в том числе организованных в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) - на подстатью 223“Коммунальные услуги“;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам; возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц - на подстатью 290 “Прочие расходы“ и т.д.

8) Статья 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“.

Содержание данной статьи изложено в новой редакции:

“На данную статью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к нематериальным активам, в том числе:

произведений науки, литературы и искусства;

научных разработок и изобретений, промышленных образцов и моделей, селекционных достижений;

товарных знаков и знаков обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

прав на “ноу-хау“ и на объекты смежных прав, исключительных имущественных прав на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

прочих нематериальных активов“.

9) Статья 330 “Увеличение стоимости непроизведенных активов“.

Содержание данной статьи изложено в новой редакции:

“На данную статью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены“.

10) Статья “340 Увеличение стоимости материальных запасов“.

“На данную статью относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам, в том числе:

продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам;

строительных материалов; лесных материалов; санитарно-технических материалов; электротехнических материалов; химикатов, химико-москательных материалов и реактивов; хозяйственных материалов; радиоматериалов;

кормов и фуража, семян, удобрений и других компонентов для содержания и воспроизводства ресурсов;

возвратной и обменной тары, стекла и химпосуды, фотопринадлежностей, подопытных животных, книжной, иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов и бланочной продукции), запасных и составных частей к объектам основных средств, молодняка всех видов животных и животных на откорм, посадочного материала, приобретение лесорубочных билетов для заготовки дров;

спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

прочих материальных запасов“.

Д.В. Новиков,

советник государственной I гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса

“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данный приказ размещен на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru в рубрике “Бюджет“, разделе “Бюджетная классификация Российской Федерации и бюджетный учет“, подразделе “Бюджетная классификация Российской Федерации“.