В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников

С переходом на новые системы оплаты труда особая роль отводится аттестации педагогических работников. Целью ее проведения является определение соответствия уровня их профессиональной компетентности требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Результат аттестации оказывает влияние на оплату труда данных работников учебных заведений. В статье предлагаем рассмотреть процедуру проведения аттестации.

Нормативное регулирование проведения аттестации
педагогических работников


В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон “Об образовании“) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений относится к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования. В свою очередь, в компетенцию субъектов РФ входит проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (п. 16 ст. 29 Закона “Об образовании“).

В рамках своей компетенции Минобразование РФ издало Приказ от 26.06.2000 N 1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений“ (далее - Положение N 1908). В соответствии с п. 1.5 данного положения нормативной основой для аттестации являются Закон “Об образовании“ и указанное положение.

Согласно п. 1.8 Положения N 1908 установление федеральными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов РФ, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации не допускается.

Федеральными законами от 31.12.2005 N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“ и от 29.12.2006 N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“ внесены изменения и дополнения в Закон “Об образовании“ в части аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Однако эти изменения не нашли своего отражения в Положении N 1908, поэтому в целях устранения существующей правовой коллизии между ст. 29, 31 Закона “Об образовании“ и п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.7 Положения N 1908 Минобрнауки в Письме от 07.08.2007 N 03-1720 довело до сведения организаций, что разрабатывается новая редакция Положения, поэтому до ее введения рекомендовано применять нормы Положения N 1908 в части, не противоречащей действующему законодательству.

В этом письме предложено для реализации объективных и своевременных аттестационных процедур создавать аттестационные комиссии субъекта РФ с включением в их составы представителей муниципальных образований, привлекаемых к проведению процедур аттестации до внесения изменений в действующее законодательство, либо передавать в установленном законом порядке полномочия по аттестации педагогических и руководящих кадров на первую и вторую квалификационные категории органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Следует обратить внимание на то, что до момента написания статьи новое Положение не издано.

Положение N 1908 регламентирует порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

Задачи и принципы аттестации

Аттестация - периодическая проверка и оценка деловой квалификации и профессиональной подготовки работника. Роль аттестации состоит в том, что она является основной юридической формой проверки и оценки необходимых качеств работников, способствуя тем самым постоянному выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров.

Согласно п. 1.3 Положения N 1908 основными задачами проведения аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

- обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

В свою очередь, принципами аттестации являются (п. 1.4 Положения N 1908):

- добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;

- обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;

- открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

Квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются сроком на пять лет, после чего подтверждать свою квалификацию надо заново. Однако согласно п. 2.5 Положения N 1908 пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию можно до истечения срока действия уже имеющейся.

За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Работники, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с нормами Положения N 1908.

Порядок проведения аттестации

Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории является заявление работника. Представление иных документов не требуется.

Заявление должно быть подано работником в соответствующую аттестационную комиссию по установленной форме (приложение 1 к Положению N 1908) в срок с 15 апреля по 30 июня. Проведение аттестации работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля. Дату ее прохождения для каждого аттестуемого педагогического работника устанавливают индивидуально в соответствии с графиком, о чем его извещают не позднее чем за две недели до начала аттестации.

В соответствии с п. 2.2 Положения N 1908 продолжительность аттестации педагогического работника не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.

Аттестацию педагогических работников проводит специальная комиссия.

Результаты аттестации педагогических работников

Решение по аттестации педагогических работников принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

Решение аттестационной комиссии оформляют протоколом и подписывают все члены комиссии. Кроме того, его заносят в аттестационный лист (приложение 2 к Положению N 1908), который подписывают председатель аттестационной комиссии и ее секретарь.

*

Аттестационный лист оформляют в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой выдается ему на руки (п. 3.11 Положения N 1908).

*

По результатам аттестации комиссией могут быть вынесены решения:

а) соответствует заявленной квалификационной категории;

б) не соответствует заявленной квалификационной категории.

Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию, в том числе по истечении срока действия квалификационной категории, устанавливают оклад по оплате труда с учетом стажа их педагогической работы (работы по специальности) и образования.

Согласно п. 4 совместного Письма Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 297/19-10/117*(1) квалификационные категории в течение срока их действия должны учитываться на всей территории Российской Федерации при установлении педагогическим работникам оплаты труда в следующих случаях:

- при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа и вида образовательного учреждения;

- при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее оставления;

- при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением N 1908.

Оплата труда педагогического работника, выполняющего педагогическую работу на различных должностях и имеющего квалификационную категорию по одной из них, устанавливается с учетом присвоенной квалификационной категории при условии совпадения по этим должностям должностных обязанностей, профилей работ решением соответствующего органа управления образованием.

В совместном Письме Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11 перечислены должности, по которым присвоена соответствующая квалификационная категория, и оговорено, при поступлении на какие должности она может учитываться.

--------------------------------------------------T------------------------------------------------¬
¦ Должность, по которой присвоена ¦ Должность, по которой может учитываться ¦
¦ квалификационная категория ¦ квалификационная категория, присвоенная по ¦
¦ ¦ должности, указанной в графе 1 ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Учитель, преподаватель ¦Воспитатель (независимо от места работы);¦
¦ ¦социальный педагог, педагог-организатор; педагог¦
¦ ¦дополнительного образования (при совпадении¦
¦ ¦профиля кружка, направления дополнительной¦
¦ ¦работы профилю работы по основной должности);¦
¦ ¦учитель, преподаватель, ведущий занятия по¦
¦ ¦отдельным профильным темам из курса “Основы¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности“ (ОБЖ) ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Старший воспитатель ¦Воспитатель ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Преподаватель-организатор основ безопасности¦Учитель, преподаватель, ведущий занятия с¦
¦жизнедеятельности, допризывной подготовки ¦обучающимися по курсу “Основы безопасности¦
¦ ¦жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ)¦
¦ ¦сверх учебной нагрузки, входящей в основные¦
¦ ¦должностные обязанности; учитель, преподаватель¦
¦ ¦физкультуры (физвоспитания) ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Руководитель физвоспитания ¦Учитель, преподаватель физкультуры¦
¦ ¦(физвоспитания), инструктор по физкультуре;¦
¦ ¦учитель, преподаватель, ведущий занятия из курса¦
¦ ¦“Основы безопасности жизнедеятельности“ (ОБЖ) ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Мастер производственного обучения ¦Учитель труда, преподаватель, ведущий¦
¦ ¦преподавательскую работу по аналогичной¦
¦ ¦специальности, инструктор по труду, педагог¦
¦ ¦дополнительного образования (по аналогичному¦
¦ ¦профилю) ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Учитель трудового обучения (технологии) ¦Мастер производственного обучения, инструктор по¦
¦ ¦труду ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Учитель-дефектолог, учитель-логопед ¦Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель¦
¦ ¦(независимо от преподаваемого предмета либо в¦
¦ ¦начальных классах) в специальных (коррекционных)¦
¦ ¦образовательных учреждениях для детей с¦
¦ ¦отклонениями в развитии, воспитатель, педагог¦
¦ ¦дополнительного образования (при совпадении¦
¦ ¦профиля кружка, направления дополнительного¦
¦ ¦работы профилю работы по основной должности) ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Учитель музыки общеобразовательного учреждения,¦Преподаватель детской музыкальной школы (школы¦
¦преподаватель учреждения среднего профессиональ-¦искусств, культуры), музыкальный руководитель,¦
¦ного образования ¦концертмейстер ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Преподаватель детской музыкальной, художественной¦Учитель музыки общеобразовательного учреждения,¦
¦школы, школы искусств, культуры, музыкальный¦преподаватель учреждения среднего профессиональ-¦
¦руководитель, концертмейстер ¦ного образования ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Старший тренер-преподаватель, тренер-преподава-¦Учитель, преподаватель физкультуры (физвоспита-¦
¦тель, в том числе ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП ¦ния), инструктор по физкультуре ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Преподаватель учреждения начального или среднего¦Учитель того же предмета в общеобразовательном¦
¦профессионального образования ¦учреждении ¦
+-------------------------------------------------+------------------------------------------------+
¦Учитель общеобразовательного учреждения ¦Преподаватель того же предмета в учреждении¦
¦ ¦начального и среднего профессионального¦
¦ ¦образования ¦
L-------------------------------------------------+-------------------------------------------------

Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в том числе ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.

В отдельных случаях, например: при временной нетрудоспособности, нахождении в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождении в командировке по специальности за рубежом, возобновлении педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождении в длительном отпуске - срок действия квалификационной категории по заявлению работника может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием. Заявления должны быть адресованы:

- федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов РФ - на продление высшей квалификационной категории;

- местным (муниципальным) органам управления образованием - на продление первой и второй квалификационных категорий.

Срок рассмотрения заявлений не должен превышать одного месяца.

В случае признания педагогического работника не соответствующим заявленной квалификационной категории новая аттестация может проводиться не ранее чем через год со дня принятия такого решения аттестационной комиссией.

На основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника. Так, в трудовую книжку работника (раздел “Сведения о работе“) о присвоенной квалификационной категории вносят следующие записи:

- в графу 1 - порядковый номер вносимой записи;

- в графу 2 - дату решения аттестационной комиссии;

- в графу 3 - “Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности “учитель“, “преподаватель“ (без указания преподаваемого предмета), “воспитатель“ и так далее;

- в графу 4 - дату и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.

А. Солнцева,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, январь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 N 297/19-10/117 “О некоторых вопросах применения Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений“.