В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Имеет ли право бюджетная организация выдавать своим работникам беспроцентные займы и займы под льготные проценты?

Бюджетное учреждение может выдавать займы работникам за счет средств, полученных от деятельности , приносящей доход (за счет чистой прибыли), если предоставление указанных займов предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации и данное направление расходования средств предусмотрено в генеральном разрешении (разрешении) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Расходы на указанные цели должны быть также предусмотрены в смете доходов и расходов по деятельности, приносящей доход, и отражаться в бюджетном учете на счете 2 207 01 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“.

Порядок оформления займа
определен Гражданским кодексом Российской Федерации (Далее - ГК РФ). С работником, которому выдают заем, необходимо заключить договор займа. Основные требования к договору займа содержатся в гл. 42 ГК РФ. По данному договору одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В договоре следует отразить: валюту займа, сумму, срок, на
который выдаются денежные средства, способ уплаты, размер и порядок уплаты процентов, если заем не беспроцентный (проценты уплачиваются ежемесячно или в полном объеме в день полного погашения основного долга). Можно предусмотреть в договоре, что работник возвращает долг частями. В случае, если заемщиком будет пропущен один из сроков, согласно положениям п. 2 ст. 811 ГК РФ заимодавец вправе потребовать досрочно вернуть всю оставшуюся сумму. Кроме того, в договоре может быть предусмотрено, что заем выдается на определенные цели. В соответствии с п. 2 ст. 814 ГК РФ целевой заем может быть взыскан досрочно.

Если заем беспроцентный или выдан под льготные проценты, у сотрудника возникает материальная выгода от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ).

Единый социальный налог при этом не начисляется, поскольку материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного (льготного) займа, не является выплатой по трудовому договору и, следовательно, не признается объектом обложения единым социальным налогом. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме
Минфина России от 02.04.2007 N 03-04-06-01/101.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с материальной выгоды необходимо удержать с работника. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) российские организации, от которых (или в результате отношений с которыми) налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с указанных доходов (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, из которой производится удержание.

С суммы материальной выгоды НДФЛ удерживается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Исключение составляют доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. К налоговой базе, облагаемой НДФЛ по повышенной ставке, налоговые вычеты не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Порядок расчета материальной выгоды установлен п. 2 ст. 212 НК РФ. При получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах за пользование заемными средствами, полученными от учреждения, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. При беспроцентном займе налоговая база определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, действующей на дату получения заемных
средств, и оставшейся части долга по займу. При расчете материальной выгоды берется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала на дату выдачи займа работнику. Все последующие изменения ставки в расчете материальной выгоды не учитываются.

Датой фактического получения доходов в виде материальной выгоды является день уплаты работником процентов по полученным заемным средствам (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

При беспроцентных займах фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Если заем выдается на несколько лет, а возврат денежных средств в полной сумме осуществляется по окончании срока договора займа, налоговая база при получении материальной выгоды в виде экономии на процентах определяется по состоянию на последний день календарного года.