В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Новое в учете поступлений в бюджетную систему

Новое в учете поступлений в бюджетную систему

Н.Г. Кобзева, начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами, рассказала об изменениях в Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.

Наталья Геннадиевна рассказала о Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системе Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н (далее - Порядок), о его содержании, а также об изменениях и нововведениях в нем. Данный Порядок вступает в силу с 1 января 2009 года.

В первую очередь изменения Порядка связаны с новыми функциями Федерального казначейства - открытие и ведение лицевых счетов администраторов доходов бюджета. Но это не значит, что изменился весь ранее установленный порядок учета и распределения поступлений. Одним из основных изменений данного Порядка является установление новых форм документов. Рассмотрим произошедшие нововведения.

Так, вместо платежного документа на возврат появился новый документ - Заявка на возврат. Также установлена новая форма Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступлений. Заявка на возврат и Уведомление об уточнении вида и принадлежности утверждены приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н “О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов“ (далее - Приказ N 8н). Одной из особенностей Приказа N 8н является установление порядка заполнения утвержденных им форм документов. В частности, в приказе предусмотрен порядок заполнения как Заявки на возврат, так и Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступления. Данные формы являются унифицированными и более удобными для работы.

Межрегиональный зачет

Какие появляются новые документы? Одним из новых документов является Уведомление о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемых налоговыми органами, которые находятся на территориях различных субъектов РФ (далее - Уведомление о межрегиональном зачете). Данный документ предназначен исключительно для налоговых органов, чтобы проводить операции по зачету налогов и сборов по видам налогов и сборов, осуществляемых налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ. То есть, если налогоплательщик стоит на учете в одном субъекте РФ и имеет переплату по налогу или сбору, но, кроме того, он еще стоит на учете по другим основаниям в других субъектах РФ (например, там находится его филиал) и по тому же виду налога или сбора образовалась недоимка, то согласно разъяснению Минфина России, данный налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения зачета. Операции зачета (уточнения) всегда являлись для органов Федерального казначейства внебанковскими операциями. Если говорить об операции по межрегиональному зачету, то для ее осуществления необходимо перечисление денежных средств между органами Федерального казначейства, что является для них банковской операцией. В частности, для проведения операции межрегионального зачета налоговые органы оформляют уведомление о межрегиональном зачете и направляют его в Управление ФНС России, которое в установленном порядке представит его в орган Федерального казначейства, со счета которого будут перечисляться средства. Орган Федерального казначейства на основании данного уведомления оформляет платежный документ и направляет его в банк. То есть фактически на основании данного уведомления орган Федерального казначейства перечисляет средства с одного счета Федерального казначейства на другой по месту зачисления данного платежа. В дальнейшем процедура абсолютно такая же, как по зачислению поступающих от налогоплательщиков налогов и сборов. В данном случае при обработке такой операции особых изменений нет, кроме введения нового документа и такого понятия, как межрегиональный зачет (рис. 1).

Уведомление Уведомление
о межрегиональ- о межрегиональ-
ном зачете ном зачете
---------------¬ ------------¬ -------------¬
¦ИФНС, принима-¦ ¦ УФНС, ¦ ¦ УФК, осу-¦
¦ющая решение о+-------------►+ передающие+-------------►+ществляющие ¦
¦зачете переп-¦ ¦ документы ¦ ¦перечисление¦
¦латы в счет¦ ¦ ¦ ¦ средств ¦
¦недоимки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------- L------------ L----------T--
----------------------------------------¬ п/п на перечисление ¦
¦ Осуществление межрегионального зачета¦ средств Ў
¦ ¦ ----------+-¬
¦ -----------► - движение информации ¦ ¦ Банк ¦
¦ ¦ L---------T--
¦ - - - - - -► - движение средств ¦ Выписка из банковского
L---------------------------------------- счета с приложением п/п ¦
на перечисление средств Ў
-------------------¬ ------------¬ ------------------+-¬
¦ИФНС, принимающая ¦ ¦ УФНС, ¦ ¦УФК, осуществляющие¦
¦Уведомление о меж-¦ ¦принимающее¦ ¦зачисление средств ¦
¦региональном за-¦ ¦ документы ¦ ¦ ¦
¦чете +◄-------+ +◄---------+ ¦
L------------------- L------------ L--------------------
Уведомление Выписка из ли-
о межрегиональ- цевого счета с
ном зачете приложением п/п
на перечисление
средств

Рисунок 1

Кроме того, порядок проведения органами Федерального казначейства межрегионального зачета также установлен приказом Минфина России от 4 сентября 2008 г. N 90н (далее - Приказ N 90н), который внес изменения в приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н (далее - Приказ N 116н). И с момента вступления в силу Приказа N 90н можно уже в этом году осуществлять такие зачеты. Единственным различием между 2008 годом и последующими годами является то, что для проведения межрегионального зачета в 2008 году используется платежный документ. С 1 января 2009 года применяется только уведомление о межрегиональном зачете.

Изменения и новшества

Как рассказала Наталья Геннадиевна, произошел ряд изменений в обработке поступлений (рис. 2). В частности, дополнены основания, по которым платежи относят на невыясненные поступления. Это: отсутствие полномочий по администрированию (отсутствуют закрепленные в установленном порядке источники доходов) и не открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по администрированию доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета). Сравнительный анализ оснований для отнесения к невыясненным поступлениям приведен в таблице 1.

“Таблица 1“

------------------------------------------------------------------------¬
¦ Основные изменения порядка обработки и учета поступлений ¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Порядок осуществления межрегиональных зачетов ¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Учет поступлений на счете 40101 в разрезе субсидий/субвенций ¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦Изменения в процедуре обработки невыясненны поступлений и их последую-¦
¦щего выяснения, в том числе по поступлениям в иностранной валюте ¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦Изменения в процедуре обработки и учета поступлений, минуя счет 40101¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Порядок учета нефтегазовых доходов ¦
L------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------¬
¦ Изменения в процедуре возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм: ¦
¦- Возврат осуществляется на основании Заявки на возврат; ¦
¦- Возврат поступлений в иностранной валюте осуществляется непосред-¦
¦ственно администратором доходов за счет подкрепления его банковского¦
¦счета ¦
L------------------------------------------------------------------------

Рисунок 2

Еще одним нововведением является то, что субсидии (субвенции) со следующего года будут зачисляться на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации“. И если в поле назначения платежа будет отсутствовать информация, которая позволяет однозначно определить принадлежность субсидии (субвенции) к коду цели, то эти поступления будут отнесены к невыясненным поступлениям.

Еще одно новое требование - это требование по коду ОКАТО. Если речь идет о средствах, которые в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет или в бюджет субъекта Российской Федерации, то отсутствие кода ОКАТО не должно приводить к отнесению таких платежей на невыясненные поступления. В данном случае отсутствие кода ОКАТО не мешает отразить их в доходах соответствующего бюджета. В отношении платежей, подлежащих полностью или частично зачислению в местные бюджеты, отсутствие кода ОКАТО является основанием для отнесения такого платежа к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.

Что появилось нового в других формах? В Справке о перечислении поступлений в бюджеты появился новый раздел по платежам, поступившим в бюджеты минуя счет органа Федерального казначейства. В данном случае в первом разделе Справки о перечислении поступлений в бюджеты отражаются поступления, которые зачислены на счет 40101, а в третьем разделе - платежи, которые зачислены на счета бюджетов и являются доходами данных бюджетов.

С 2009 года видоизменен порядок обработки и учета поступлений, зачисленных в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства.

Суммы платежей в бюджет, поступившие на единые счета бюджетов минуя счет органа Федерального казначейства, которые являются налоговыми платежами и (или) в соответствии с нормативами распределения подлежат полностью или частично зачислению в другие бюджеты, учитываются в соответствующем бюджете как невыясненные поступления и включаются в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства.

Неналоговые платежи, подлежащие зачислению в полном объеме в соответствующий бюджет, учитываются на соответствующих лицевых счетах администраторов поступлений в бюджет и в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, не включаются.

Поступления, зачисленные на единый счет федерального бюджета, открытый органу Федерального казначейства, и включенные в реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, казначейство отражает на лицевом счете администратора доходов бюджета - органа Федерального казначейства и направляет соответствующим администраторам поступлений в бюджет Запрос на выяснение принадлежности платежа.

Поступления, зачисленные на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, единые счета местных бюджетов орган Федерального казначейства на основании расчетных документов, включенных в Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, отражает на лицевом счете администратора доходов бюджета - финансового органа, на счет которого они поступили.

При осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджета финансовым органом в день получения банковской выписки по единому счету соответствующего бюджета финансовый орган направляет органу Федерального казначейства Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, и оформляет расчетный документ на перечисление итоговой суммы, указанной в Реестре платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, с единого счета соответствующего бюджета на счет органа Федерального казначейства.

При осуществлении кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета органом Федерального казначейства в день получения банковской выписки по единому счету соответствующего бюджета орган Федерального казначейства формирует Реестр платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, и направляет его в адрес финансового органа, а также оформляет расчетный документ на перечисление итоговой суммы, указанной в Реестре платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, с единого счета соответствующего бюджета на счет органа Федерального казначейства. При этом в расчетном документе на перечисление итоговой суммы на счет органа Федерального казначейства в поле 104 указывается код бюджетной классификации “Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет“, а в поле “Назначение платежа“ указывается соответствующий код бюджетной классификации “Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации“ или “Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты“.

Уточнение (возврат) платежей, поступивших в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, осуществляется уже в установленном порядке.

Порядок обработки и учета платежей, поступивших минуя счет 40101, приведен на рисунке 3.

------------------------------------------------------------------------¬
¦ Обработка и учет поступлений, минуя счет 40101 ¦
L------------------------------------------------------------------------
--------------------------------¬
-----------------------¬ ¦ ----------------------------¬ ¦
¦Неналоговые платежи,¦ ¦ ¦1. Обработка банковской вы-¦ ¦ Выписка из
¦полностью подлежащие+------►-+писки из счета бюджета,¦ ¦ счета
¦зачислению на счет¦ ¦ ¦отнесение поступлений к+◄+------------¬
¦соответствующего бюд-¦ ¦ ¦невыясненным соответствую-¦ ¦ ¦
¦жета, отражаются на¦ ¦ ¦щего бюджета ¦ ¦ ¦
¦лицевом счете АДБ ¦ ¦ L---------------------------- ¦ ¦
L----------------------- ¦ ¦ ¦
Реестр платежей ¦ ¦ ¦
минуя ¦ ----------------------------¬ ¦ ¦
-----------¬ 40101 ¦ ¦2. Формирование Реестра¦ ¦ -+-----¬
¦Финансовый+◄-----------------+-+платежей, поступивших в¦ ¦ ¦ Банк ¦
¦ орган ¦ ¦ ¦бюджет минуя счет 40101 ¦ ¦ LT----T-
L----------- ¦ L---------------------------- ¦ ^ ¦
¦ ----------------------------¬ ¦ ¦ ¦
---------------------¬ ¦ ¦3. Формирование платежного¦ ¦ ¦ ¦
¦В поле “Назначение¦ ¦ ¦поручения на перечисление¦ ¦ п/п ¦ ¦
¦платежа“ указывается+--------►-+средств со счета бюджета на+-+------------- ¦
¦КБК невыясненных¦ ¦ ¦счет 40101 (для сумм, отра-¦ ¦ ¦
¦поступлений, зачис-¦ ¦ ¦женных в Реестре) ¦ ¦ ¦
¦ляемых в соот-¦ ¦ L---------------------------- ¦ ¦
¦ветствующий бюджет,¦ ¦ ----------------------------¬ ¦ ¦
¦в поле 104 указы-¦ ¦ ¦4. Обработка банковской вы-¦ ¦ Выписка из ¦
¦вается КБК “Невыяс-¦ ¦ ¦писки из счета 40101, на-¦ ¦ счета ¦
¦ненные поступления,¦ ¦ ¦правление Запроса на выяс-+◄+------------------
¦зачисляемые в феде-¦ ¦ ¦нение вида и принадлежности¦ ¦
¦ральный бюджет“ ¦ ¦ ¦платежей потенциальному¦ ¦
L--------------------- ¦ ¦администратору доходов бюд-¦ ¦
¦ ¦жета ¦ ¦
¦ L---------------------------- ¦
¦УФК ¦
L--------------------------------
Рисунок 3

Кроме того, изменился раздел по взаимодействию с администраторами доходов. Одним из нововведений является то, что теперь органы Федерального казначейства не заключают соглашения с администраторами поступлений в бюджет об информационном взаимодействии. Взаимодействие органов Федерального казначейства и администраторов поступлений в бюджет регламентируется Приказами N 92н и 7н. В связи с чем все ранее заключенные соглашения действительны до конца текущего года; со следующего года они применяться не должны. Вместе с тем данная норма не распространяется на соглашения (договоры) об обмене электронными документами.

В частности, Приказом N 7н регламентируется предоставление информации по лицевым счетам администраторов доходов и первичных документов, а Приказом N 92н определен ряд документов для предоставления администратору Справки о перечислении поступлений в бюджеты. Данная Справка направляется администратору один раз в месяц. При этом если между органом Федерального казначейства и администратором установлен электронный документооборот, то данная Справка по обращению администратора может направляться хоть каждый день. То есть в Приказе N 92н основной упор сделан на взаимодействие органов Федерального казначейства, а также администраторов и финансовых органов в электронном виде.

При наличии между органом Федерального казначейства и администратором электронного взаимодействия помимо справки органы Федерального казначейства могут представлять и ряд иных документов. Если главным администраторам необходимы сводные данные по подведомственным администраторам, то по обращению главного администратора орган Федерального казначейства может направлять Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора (администратора с полномочиями главного администратора) доходов бюджета. Данные сводные сведения формируются в разрезе кодов бюджетной классификации, кодов ОКАТО и предоставляются только при наличии электронного документооборота и обращения главного администратора. Если речь идет о бумажном документообороте, такие данные, не предоставляются. Сводные сведения формируются на определенную дату, поэтому для составления той или иной отчетности они могут быть необходимы, в частности, главным администраторам. Насколько такой документ удобен, пока сложно говорить, так как пока это абсолютно новая форма.

В отношении старых форм, например Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий, то с 2009 года она практически не нужна, поскольку вся информация будет отражаться в Выписке из лицевого счета. Вместе с тем в соответствии с Приказом N 92н данная Выписка может представляться администратору в качестве оперативной информации после обработки органом Федерального казначейства банковской выписки по счету 40401. Учитывая, что Выписка из лицевого счета представляется администратору после завершения всех операций - либо в тот же день, но вечером, либо на следующий рабочий день, то для получения оперативной информации о поступлении платежей администратор может получать Выписку из сводного реестра по своим администрируемым доходам. При этом следует обратить внимание, что данная Выписка может представляться администратору только при наличии электронного взаимодействия и, соответственно, письменного обращения администратора. Все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям) будут отражаться на лицевом счете, и уже после их завершения органом Федерального казначейства будет формироваться и направляться администратору Выписка из лицевого счета.

Что положительно в данной выписке из лицевого счета? Первое: это один документ, а не несколько видов документов, как было ранее (Выписка из сводного реестра, Ведомость внебанковских операций и т.д.). В ней сосредоточены все операции по поступлениям, возвратам, зачетам (уточнениям). Кроме того, к данной выписке будут прилагаться все первичные документы, в том числе и документы администратора. Выписка из лицевого счета состоит из нескольких разделов. В первом разделе отражаются исполненные (проведенные) операции - зачисленные на счет платежи, исполненные операции по возврату, зачету (уточнению), в том числе частично исполненные. Документы, которые еще не исполнены или частично не исполнены, отражаются во втором разделе. Естественно, любой администратор может осуществлять контроль за исполнением направленных им в орган Федерального казначейства документов. Это одно из необходимых новшеств, поскольку сейчас администратор фактически не знает, на какой стадии исполнения находятся направленные им в орган Федерального казначейства документы.

Невыясненные поступления

Немного остановимся на процедуре по выяснению поступлений.

В Приказе N 8н предусмотрен такой документ, как Запрос на выяснение принадлежности поступления. Данный Запрос формируется органами Федерального казначейства и направляется предполагаемым администраторам поступлений в бюджет только по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. В отношении невыясненных поступлений бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в данном случае ничего не изменилось. Запрос направляется вне зависимости от принадлежности администратора к тому или иному бюджету. После того как предполагаемый администратор получает такой запрос с приложением документов, для уточнения такого платежа он формирует и направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности поступлений. После чего операция по уточнению платежа отражается на лицевом счете данного администратора. И уже по результатам обработки всех документов ему направляется выписка из лицевого счета. Процедура выяснения невыясненных поступлений приведена на рисунке 4.

------------------------------------------------------------------------¬
¦ Процедура выяснения невыясненных поступлений ¦
L------------------------------------------------------------------------
--------------------------------¬
-------------------------------------¬ ¦Предполагаемый администратор ¦
¦ АДБ ¦ ¦определяется на основании ИНН,¦
LT----------T---------------T--------- ¦КПП, в случае их наличия в п/п,¦
^ ¦ ^ ¦иначе по КБК (или коду главы) ¦
¦ Выписка ¦ Уведомление ¦ Запрос L----T---------------------------
¦ из Лице- ¦ об уточне- ¦ на выяс- ◄-----
¦ вого ¦ нии вида и ¦ нение
¦ счета ¦ принадлеж- ¦
¦ ¦ ности пла- ¦
¦ ¦ тежа ¦ Выписка из банковского
¦ Ў ¦ счета с приложением п/п
-+----------+---------------+-------¬ ---------------¬
¦ УФК +-◄------------------+ Счета УФК ¦
L------------------------------------ L---------------

Рисунок 4

Если в 2008 году органы Федерального казначейства направляют администраторам поступлений в бюджет Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий, куда включаются также невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, то с 2009 года администратор будет получать Выписку из лицевого счета, в которой будут отражены операции по поступлению, возврату, уточнению администрируемых им доходов. Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, предполагаемый администратор будет получать отдельно в виде Запроса на выяснение принадлежности поступлений.

Учет иностранной валюты

Как отметила Наталья Геннадиевна, внесены изменения в порядок учета поступлений в иностранной валюте. Данный порядок изменился только для органов Федерального казначейства. В настоящее время на счета Федерального казначейства в иностранной валюте могут поступать исключительно те платежи, которые предусмотрены международными договорами. Если на счет Федерального казначейства поступили средства в иностранной валюте, то Федеральное казначейство направляет уведомление о поступлении в иностранной валюте тому органу Федерального казначейства, который указан в платежном документе, если в данном органе Федерального казначейства обслуживается предполагаемый администратор поступлений в бюджет. В данном случае сам учет остается фактически таким же, как и сейчас. Что касается поступлений, по которым Федеральное казначейство не может определить принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации или администратору поступлений в бюджет, то данное поступление Федеральное казначейство будет направлять в Управление Федерального казначейства по г. Москве для отражения на лицевом счете и направления Запроса на выяснение принадлежности платежей администраторам доходов, которые также являются и главными администраторами. Порядок обработки и учета невыясненных поступлений в иностранной валюте приведен на рисунке 5.

----------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Порядок обработки и учета невыясненных поступлений в иностранной валюте ¦
L----------------------------------------------------------------------------------
---------------------¬ -------------------------¬ -------------------------¬
¦ ЦАФК ¦ ¦ УФК по субъекту РФ ¦ ¦ УФК по г. Москва ¦
L--------------------- L------------------------- L-------------------------
---------------------¬ --------------------------¬ --------------------------¬
¦1. Обработка выписки¦ ¦4. Обработка Уведомления ¦ ¦4. Обработка Уведомления¦
¦из валютного банков-¦ ¦о поступлении иностранной¦ ¦о поступлении иностранной¦
¦ского счета ¦ ¦валюты, отнесение поступ-¦ ¦валюты, отнесение поступ-¦
¦ ¦ ¦лений к видам доходов, в¦ ¦лений к видам доходов, в¦
¦ ¦ ¦том числе по невыясненным¦ ¦том числе по невыясненным¦
¦ ¦ ¦поступлениям ¦ ¦поступлениям ¦
L--------------------- L-------------------------- L--------------------------
---------------------¬ --------------------------¬ --------------------------¬
¦2. Определение воз-¦ ¦5. В случае отнесения¦ ¦7. В случае отнесения¦
¦можности отнесения¦ ¦поступлений к¦ ¦поступлений к¦
¦поступлений к АДБ¦ ¦невыясненным направление¦ ¦невыясненным либо¦
¦или субъекту ¦ ¦Запроса на выяснение¦ ¦поступления Уведомления¦
¦ ¦ ¦предполагаемому АДБ,¦ ¦об уточнении от УФК по¦
¦ ¦ ¦уточнение поступления на¦ ¦субъекту РФ, направление¦
¦ ¦ ¦основании Уведомления АДБ¦ ¦Запроса на выяснение ГАДБ¦
L--------------------- L-------------------------- L--------------------------
---------------------¬ --------------------------¬ --------------------------¬
¦3. Формирование¦ ¦6. В случае отказа АДБ -¦ ¦8. В случае письменного¦
¦Уведомления о пос-¦ ¦учет как невыясненных¦ ¦уточнения ГАДБ¦
¦туплении иностранной¦ ¦поступлений ¦ ¦поступлений, формирование¦
¦валюты ¦ ¦ ¦ ¦Уведомления о поступлении¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦иностранной валюты и¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦направление его в УФК по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦субъекту РФ ¦
L--------------------- L-------------------------- L--------------------------

Рисунок 5

Кроме того, одним из нововведений является установление порядка возврата поступлений в иностранной валюте. Поступления в иностранной валюте могут быть возвращены только в случаях, установленных законодательством. Чтобы осуществить такой возврат, предложена абсолютно новая схема. В соответствии с данным порядком администратор представляет в орган Федерального казначейства Заявку на возврат, в которой указывает как сумму в иностранной валюте, так и эквивалентную ей сумму в валюте Российской Федерации. Управление Федерального казначейства оформляет платежное поручение на перечисление указанных в заявке средств в валюте Российской Федерации на счет, открытый администратором в банке. Вернее, данные средства будут перечисляться на корреспондентский счет данного банка. Далее банк в установленном порядке конвертирует данные средства и зачисляет на валютный счет администратора доходов бюджета. Дальнейший возврат плательщику в иностранной валюте будет осуществляться самим администратором с валютного счета. Особенности по осуществлению возврата поступлений в иностранной валюте приведены на рисунке 6.

------------------------------------------------------------------------¬
¦ Особенности по осуществлению возврата поступлений в иностранной валюте¦
¦ ------------► - движение информации ¦
¦ - - - -- - -► - движение средств ¦
L------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------¬ ----------------------------¬
¦ АДБ ¦ ¦ Плательщик ¦
L-T-----------------T-----------T--T-- L--------------T-------------
^ ¦ ¦ ¦5 ^
¦ ¦ ¦ ¦ 5
¦ ¦ ¦ ¦ п/д -------------+------------¬
¦ Выписка из ¦ Заявка ¦ L-------►-+ Валютный счет АДБ ¦
¦ Лицевого ¦ на воз- ¦3 L------------T-------------
¦ счета ¦ врат ¦ ^
¦ ¦ ¦Документ - осно- 3 ¦
¦ ¦ ¦вание для про-
¦ ¦ ¦ведения кон- ¦
¦4 ¦1 ¦версии -------------+------------¬
¦ ¦ L----------►-+ Счет банка для ¦
¦ ¦ ¦ осуществления конверсии ¦
¦ ¦ L------------T-------------
¦ ¦ ^
¦ ¦ 2 ¦
¦ Ў
--+-----------------+------------¬ п/д -------------+------------¬
¦ УФК +---------►-+ Счета поступлений УФК ¦
L--------------------------------- 2 L--------------------------

Рисунок 6

По возврату в валюте Российской Федерации изменилась только форма документа, представляемая в органы Федерального казначейства для осуществления возврата средств плательщикам. Это, как уже упоминалось ранее, Заявка на возврат. При предоставлении администратором данного документа орган Федерального казначейства обрабатывает его абсолютно в том же порядке, который действует в 2008 году.

Форма заявки состоит из трех разделов: реквизиты документа, реквизиты документа-основания, реквизиты получателя. То есть в данной заявке присутствует вся информация, содержащаяся в платежном поручении.

И в завершение Наталья Геннадиевна немного остановилась на лицевых счетах администраторов доходов бюджета. В частности, администратору доходов бюджета открывается только один лицевой счет с признаком 04 “Лицевой счет администратора доходов бюджета“. При этом в рамках 04 лицевого счета у администратора может быть несколько лицевых счетов по кодам типа бюджета в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами государственной власти Российской Федерации (1), органами государственной власти субъектов Российской Федерации (2), органами местного самоуправления (3).

Что касается налоговых органов, то лицевой счет администратора доходов бюджета открывается только Управлению ФНС России с кодом типа бюджета “1“ вне зависимости от установления платежа.

Что касается переданных федеральными органами государственной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по администрированию, то органу государственной власти субъекта Российской Федерации будет открыто два лицевых счета администратора доходов бюджета. Один лицевой счет будет открыт с кодом типа бюджета “1“ по переданным полномочиям. Второй лицевой счет - счет администратора доходов бюджета субъекта.

Н.Г. Кобзева,

начальник отдела организации распределения
поступлений между бюджетами


“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2008 г.