В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отдельные вопросы налогообложения стоимости питания работников муниципальной службы

Отдельные вопросы налогообложения стоимости питания работников
муниципальной службы

В настоящее время одной из форм мотивации сотрудников является оплата стоимости питания. Это касается не только работников коммерческих организаций, но и сотрудников, занятых на государственной (в частности, муниципальной) службе. При этом данные компенсации предусматриваются нормативно-правовыми актами субъектов РФ или решениями представительных органов местного самоуправления. Все дополнительные выплаты работникам у бухгалтера могут вызвать множество вопросов, связанных с их налогообложением: подлежат ли обложению ЕСН суммы компенсации стоимости питания? Включаются ли эти выплаты в налогооблагаемую базу по НДФЛ? Перечисляются ли взносы на обязательное пенсионное страхование и в ФСС в части взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний?

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации“ (далее - Закон N 25-ФЗ). Статьей 23 данного закона предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, такие как:

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

- право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

- медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию;

- пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Таким образом, исходя из вышеприведенных норм Закона N 25-ФЗ дополнительные гарантии муниципальным служащим могут быть предусмотрены законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления (например, в виде компенсационных выплат на питание, лечение, погребение, при выходе на пенсию и т.д.).

Вопрос о том, считать подобные выплаты компенсационными или дополнительными, а также другие проблемы учета волнуют многих бухгалтеров. В данной статье расскажем о налогообложении сумм компенсации стоимости питания работников муниципальной службы.

Единый социальный налог. Включаются ли компенсационные выплаты на питание муниципальных служащих в налоговую базу по ЕСН? По данному вопросу существует две точки зрения. Первой придерживаются сотрудники финансового ведомства: указанные выплаты должны включаться в налоговую базу по ЕСН. Они основываются на том, что понятие “компенсация“ применяется к трудовым отношениям, а случаи предоставления компенсаций установлены Трудовым кодексом (например, при направлении работника в командировку, переводе в другую местность, предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.). Также согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Таким образом, предоставляемые муниципальным служащим в соответствии с законодательными актами субъектов РФ компенсации на питание не связаны с возмещением им затрат вследствие выполнения ими трудовых обязанностей, а значит, пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ в отношении данных выплат не применяется (письма Минфина РФ от 15.08.2005 N 03-05-02-03/40, от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42).

Другая позиция основана на том, что в соответствии с Налоговым кодексом при определении налоговой базы по ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (п. 1 ст. 237). В силу пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения и др.

Таким образом, стоимость бесплатного питания работников муниципальной службы не подлежит обложению ЕСН, если оно предоставляется в пределах сумм, установленных законодательными актами субъектов РФ или решениями местного органа самоуправления. К данному выводу пришли и финансисты в последнем своем письме, посвященном рассматриваемому вопросу (от 01.11.2008 N 03-04-06-01/328). Аналогичные выводы содержатся и в решениях судов. Так, судьи ФАС СКО отметили, что установленные областным законом выплаты муниципальным служащим в виде компенсационных выплат на питание не облагаются ЕСН на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. В данном подпункте указано, что не подлежит налогообложению оплата стоимости питания (постановления от 09.08.2006 N Ф08-3513/2006-1529А, от 27.03.2007 N Ф08-1036/2007-421А, от 26.07.2006 N Ф08-3339/2006-1440А).

Из всего вышесказанного следует, что позиция финансистов по данному вопросу неоднозначна, но арбитры встают на сторону налогоплательщика.

Взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ (п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ*(1)). Таким образом, если не удастся отстоять свою позицию по неначислению ЕСН на компенсационные выплаты на питание, то необходимо будет начислить на эти суммы и пенсионные взносы.

Налог на доходы физических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Однако у сотрудников финансового ведомства своя точка зрения в отношении налогообложения дополнительных компенсационных выплат, устанавливаемых для муниципальных служащих решениями местного органа самоуправления. В своих письмах Минфин указывает на невозможность применения п. 3 ст. 217 НК РФ, так как выплаты, связанные с компенсацией муниципальному служащему лечения, питания или выходного пособия, следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не связаны с возмещением затрат вследствие выполнения трудовых обязанностей, а значит, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 01.11.2008 N 03-04-06-01/328, от 18.08.2004 N 03-05-01-04/3, МНС РФ от 02.09.2004 N 04-2-06/605@).

Однако арбитражная практика показывает, что суды встают на сторону налогоплательщика. Так, в Постановлении ФАС СКО от 21.12.2005 N Ф08-6121/2005-2410А отмечено: несмотря на то что п. 3 ст. 217 НК РФ прямо не предусмотрено, что компенсационные выплаты на питание и лечение муниципальным служащим освобождаются от налогообложения, они не должны включаться в налоговую базу по НДФЛ в силу п. 1 ст. 217 НК РФ, в котором сказано, что не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В других судебных постановлениях указано, что законодательством РФ гарантированы дополнительные выплаты муниципальным служащим в виде компенсационных выплат на питание. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагается налогом оплата стоимости и выдача полагающегося натурального довольствия, оплата стоимости питания. Таким образом, ежемесячные компенсационные выплаты на питание муниципальным служащим в связи с их нахождением на государственной службе не подлежат обложению НДФЛ. Аналогичные выводы представлены в постановлениях ФАС СКО от 09.08.2006 N Ф08-3513/2006-1529А, от 27.03.2007 N Ф08-1036/2007-421А, ФАС ВСО от 08.08.2003 N А19-5404/03-5-Ф02-2432/03-С1.

Таким образом, учитывая позицию Минфина и налоговых органов по данному вопросу, правомерность применения п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении дополнительных гарантий (например, в виде компенсационных выплат на питание, лечение, при выходе на пенсию, увольнении и т.д.), устанавливаемых муниципальным служащим решениями представительных органов местного самоуправления, придется доказывать в суде.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Законодательство РФ, к сожалению, не содержит разъяснений по вопросу начисления данных взносов на компенсационные выплаты на питание. Однако согласно п. 10 Перечня*(2) страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации в пределах норм, установленных законодательством РФ, в частности на стоимость рациона бесплатного питания. На эту норму законодательства ссылается и ФАС ВВО в Постановлении от 21.09.2007 N А82-7860/2006-29. Таким образом, на суммы компенсации стоимости питания работников муниципальной службы не начисляются взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Е.А. Соболева,

редактор журнала “Оплата труда в бюджетном
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“


“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, январь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

*(2) Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765.