В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отражение выдачи и погашения ссуд военнослужащим

Отражение выдачи и погашения ссуд военнослужащим

До недавнего времени заработная плата бюджетников не отвечала повышенным потребностям нашей жизни, заработная плата молодых специалистов была крайне низкой. В целях поддержания их материального состояния отдельными отраслевыми законодательными актами предусматривалось предоставление беспроцентных ссуд (в частности, военнослужащим на обзаведение имуществом первой необходимости). В 2008 году порядок выдачи ссуд был изменен. Как следует отразить данную операцию с учетом изменений, мы рассмотрим в статье.

Правовая основа выдачи беспроцентной ссуды

Отметим, что при проверках Росфиннадзор особое внимание уделяет правовой основе выдачи бюджетных ссуд. Ранее Минфин в Письме от 07.10.2005 N 02-14-11/2741 разъяснил, что бюджетные учреждения могут предоставлять своим работникам ссуды для приобретения жилья или обзаведения домашним хозяйством как на возвратной, так и безвозмездной основах за счет внебюджетных источников (в части использования средств за счет чистой прибыли). Основной момент, на который он обращал внимание, - наличие соответствующего отраслевого законодательства, регулирующего использование внебюджетных источников бюджетных учреждений. Расходы на указанные цели в обязательном порядке должны быть утверждены главным распорядителем в смете доходов и расходов учреждения. Отсутствие данных фактов расценивается проверяющими как нарушение бюджетного законодательства.

Выдача военнослужащим беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости предусмотрена в ряде министерств в соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“. Согласно данному пункту военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, имеют право на получение из средств Минобороны РФ либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере и порядке, определяемых Правительством РФ. Реализовать данное право они могут в одном из следующих случаев:

- в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания;

- в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу, первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;

- в течение трех месяцев со дня заключения первого брака.

При возникновении у военнослужащего права на получение указанной выплаты по нескольким основаниям, установленным названным пунктом, выплата предоставляется только по одному основанию и один раз за период прохождения военной службы.

В соответствии с действующим законодательством изданы:

- Инструкция о порядке выплаты и учета беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости, утвержденная Приказом МВД РФ от 13.05.2003 N 322;

- Инструкция о порядке выплаты военнослужащим ФСО России, проходящим военную службу по контракту, беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости, утвержденная Приказом ФСО РФ от 18.09.2002 N 299;

- Инструкция о выплате и учете беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости, утвержденная Приказом Службы специальной связи и информации при ФСО РФ от 18.03.2004 N 43 (далее - Инструкция N 43).

Порядок выдачи беспроцентной ссуды

Порядок выдачи беспроцентной ссуды военнослужащим в органах, где это предусмотрено отраслевым законодательством, одинаковый. Для ее получения военнослужащие подают рапорт с указанием размера испрашиваемой ссуды и срока ее погашения. Размер ссуды определяется исходя из оклада денежного содержания, получаемого военнослужащими.

Например, в соответствии с п. 1-3 Инструкции N 43 выдача ссуды осуществляется на основании приказов начальников главных управлений, управлений, подразделений связи специального назначения Спецсвязи России, руководителей территориальных органов, образовательных, научно-исследовательских и иных организаций Спецсвязи России в размере до 12 окладов денежного содержания на срок до трех лет.



Погашение выданной ссуды производится ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем ее получения, в равных долях с учетом срока, на который предоставлена ссуда.

Пример.
В октябре 2007 г. лейтенанту Петрову К.Л., назначенному после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования на должность командира взвода с окладом по воинской должности 4 776 руб. и окладом по воинскому званию 2 388 руб. (все цифры условные), в соответствии с приказом руководителя организации предоставлена ссуда в размере 85 968 руб. (12 окладов денежного содержания) сроком на три года.

Исходя из условий примера погашение полученной ссуды должно осуществляться ежемесячно начиная с ноября 2006 года в размере 1/36 выданной ссуды - 2 388 руб. Последнее удержание следует произвести в октябре 2009 года.

При убытии военнослужащих, получивших ссуду, к новому месту военной службы в связи с переводом в другую организацию Спецсвязи России в их денежном аттестате производится запись: “Имеет задолженность по беспроцентной ссуде на обзаведение имуществом первой необходимости в сумме _____ руб., которая должна быть взыскана по новому месту военной службы до _________________ 200_ г.“. При прибытии военнослужащих, имеющих задолженность по ссуде, к новому месту военной службы в связи с переводом в другую организацию Спецсвязи России на основании данной записи в адрес организации, выдавшей ссуду, высылается письменное подтверждение принятия к удержанию задолженности по ссуде с указанием размера задолженности и срока ее погашения (п. 6 Инструкции N 43).

При увольнении военнослужащих с военной службы до истечения срока погашения выданной ссуды взыскание задолженности по ссуде производится из суммы денежного довольствия, причитающегося военнослужащим при увольнении. При невозможности полностью погасить ссуду за счет начисленного военнослужащим при увольнении денежного довольствия взыскание оставшейся задолженности производится в соответствии с законодательством РФ.

В случае смерти военнослужащих, имеющих задолженность по ссуде, осуществляется ее списание в установленном порядке (п. 8 Инструкции N 43).

Изменения в отражении операций по возврату
бюджетных ссуд в 2008 году


До 01.01.2008 согласно приложению 9 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(1) возврат бюджетных ссуд осуществлялся по коду 092 01 08 00 00 01 0 00 640 “Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны“ классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Вместе с тем Федеральным законом от 03.03.2008 N 19-ФЗ были внесены изменения в Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленный Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов“, предусматривающие возможность администрирования возвратов бюджетных кредитов (ссуд). Поэтому с 01.01.2008 должен был применяться код 000 01 06 08 00 01 0 00 640 “Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны“ классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, где первые три знака 000 - код соответствующего главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в совместном Письме Минфина РФ N 02-14-10а/1172 и Федерального казначейства N 42-7.1-15/5.1-179 от 22.04.2008 “О порядке учета операций по возврату в 2008 году ссуд, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации в прошлые годы из федерального бюджета, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности“, платежи в возмещение бюджетных ссуд, выданных в 2008 году, подлежат зачислению на бюджетный лицевой счет в возмещение ранее сформированной дебиторской задолженности учреждения. Следует обратить внимание, что указанные денежные средства подлежат зачислению не на балансовый счет 40105, а на счет 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации“.

Суммы же возвратов бюджетных ссуд прошлых лет принимаются в кассу бюджетного учреждения как внебюджетные средства, учитываемые по коду 000 3 02 01010 01 0 00 130 “Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями“ классификации доходов федерального бюджета. Поступившие в кассу учреждения суммы сдаются им на лицевой счет в органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (без права использования), и затем перечисляются в доход федерального бюджета.

Соответствующие изменения учреждение должно отразить в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, исключив из нее сметные назначения по кодам 540 “Увеличение задолженности по бюджетным кредитам“ и 640 “Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам“ бюджетной классификации с применением КОСГУ и включив в нее показатели возвратов ссуд по вышеуказанному коду доходов со знаком “плюс“ и показатели по предоставленным в 2008 году ссудам со знаком “минус“.

Отражение операций в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 150 Инструкции N 25н осуществление операций по предоставлению и погашению всех видов бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам отражается с использованием счета 2 207 01 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“.

Учитывая рекомендации, изложенные в вышеприведенном письме контролирующих органов, представим порядок отражения операций по выдаче и погашению бюджетных ссуд в форме таблицы:


----------------------------------------------------------T-------------------T--------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦ Выдача ссуды (кредита) ¦
+---------------------------------------------------------T-------------------T--------------------+
¦В соответствии с заявкой, поданной в ОФК, произведено¦ 1 210 03 560 ¦ 1 304 05 540 ¦
¦списание суммы, определенной к получению ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Поступили средства в кассу для выдачи ссуды ¦ 1 201 04 510 ¦ 1 210 03 660 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Выдана ссуда из кассы военнослужащему ¦ 1 207 01 540 ¦ 1 201 04 610 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦ Возврат ссуды с 01.01.2008 ¦
+---------------------------------------------------------T-------------------T--------------------+
¦Поступили наличные денежные средства в кассу учреждения в¦ 2 201 04 510 ¦ 2 401 01 130 ¦
¦счет погашения задолженности по ссуде, погашена+-------------------+--------------------+
¦задолженность по бюджетной ссуде ¦ 1 303 05 830 ¦ 1 207 01 640 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Сданы средства из кассы на лицевой счет в ОФК ¦ 2 210 03 560 ¦ 2 201 04 610 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Поступили денежные средства на лицевой счет в ОФК ¦ 2 201 01 510 ¦ 2 210 03 660 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Перечислена в доход бюджета сумма возврата бюджетной¦ 2 401 01 130 ¦ 2 201 01 610 ¦
¦ссуды ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Поступила в бюджет сумма возврата ссуды (на основании¦ 1 210 02 640 ¦ 1 303 05 730 ¦
¦выписки из сводного реестра поступлений (ф. 0512088)) ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------------------+-------------------+---------------------

При удержании суммы ссуды из денежного довольствия военнослужащего операции упрощаются, так как не возникает сдачи денежной наличности на счета ОФК. При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

----------------------------------------------------------T-------------------T--------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Удержана сумма ссуды из денежного довольствия¦ 1 302 01 830 ¦ 1 304 03 730 ¦
¦военнослужащего, одновременно происходит уменьшение+-------------------+--------------------+
¦расчетов по ссуде ¦ 1 304 03 830 ¦ 1 207 01 640 ¦
+---------------------------------------------------------+-------------------+--------------------+
¦Перечислена в бюджет удержанная сумма ссуды ¦ 1 210 02 640 ¦ 1 304 05 540 ¦
¦ ¦ ¦ (код 211 КОСГУ) ¦
L---------------------------------------------------------+-------------------+---------------------

НДФЛ и беспроцентная ссуда

Подлежит ли обложению НДФЛ получение беспроцентной ссуды, выданной военнослужащим в соответствии с отраслевым законодательством? Первоначально позиция контролирующих органов по данному вопросу была однозначна - подлежит. В Письме от 07.11.2005 N 03-05-01-03/125 по поводу обложения налогом на доходы физических лиц выплат военнослужащим на обзаведение имуществом первой необходимости Минфин указал: понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, устанавливаются законодательством и, в частности, Трудовым кодексом. Так, в соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Согласно ст. 165 ТК РФ к таким компенсациям, в частности, относятся выплаты:

- при направлении в служебные командировки;

- при переезде на работу в другую местность;

- при исполнении государственных или общественных обязанностей;

- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости Трудовым кодексом не предусмотрены и по своему характеру не соответствуют вышеуказанному определению компенсации как возмещения затрат, возникающих при выполнении трудовых обязанностей, или потери доходов. Кроме того, военнослужащие исполняют не трудовые обязанности, а обязанности военной службы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“.

Из вышесказанного финансисты сделали вывод, что выплаты военнослужащим на обзаведение имуществом первой необходимости не подпадают под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в общем порядке.

Однако позже Минфин пересмотрел свое отношение к данному вопросу, и в Письме от 27.02.2006 N 03-05-01-07/6*(2) были даны следующие разъяснения. Статьей 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика.

Вместе с тем п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Статьей 10 Федерального закона N 76-ФЗ определено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, а время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.



Исходя из вышеизложенного выдача единовременного пособия в виде ссуды на возвратной основе на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесена к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ доходы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в виде данной выплаты не подлежат обложению НДФЛ.

С.Р. Валова


“Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, январь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н.

*(2) Направлено для руководства и использования в работе налоговыми органами Письмом ФНС РФ от 07.03.2006 N ГИ-6-04/232@.