В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учет санкционирования расходов бюджета с использованием программ “1С“

Учет санкционирования расходов бюджета с использованием программ “1С“

См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета “1С“

В соответствии с новыми требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н (далее - Инструкция), организация обязана учитывать на счетах бюджетного учета суммы лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Из практики бюджетного учета исключается понятие “финансирование“ расходов бюджетополучателей. Теперь расходы производятся получателями бюджетных средств в разрезе статей утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

1. Лимиты бюджетных обязательств

1.1. Понятие и порядок отражения по счетам бюджетного учета

Процесс бюджетного учета хозяйственных операций начинается с проводки полученных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

В
соответствии со ст. 223 Бюджетного кодекса РФ “Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца“.

Бухгалтерский учет лимитов бюджетных обязательств осуществляется на счете 0501000 “Лимиты бюджетных обязательств“ нового плана счетов бюджетного учета. К данному счету открываются
следующие аналитические счета:

050101000 “Утвержденные лимиты бюджетных обязательств“ (счет предназначен для учета утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями бюджетных средств);

050102000 “Лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств“ (счет предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств и сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных ими до распорядителей (получателей) бюджетных средств);

050103000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“ (счет предназначен для учета получателями бюджетных средств доведенных до них главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств);

050104000 “Переданные лимиты бюджетных обязательств“ (счет предназначен для учета главным распорядителем бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, переданных им распорядителям (получателям) бюджетных средств);

050105000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ (счет предназначен для учета распорядителями (получателями) бюджетных средств сумм полученных лимитов бюджетных обязательств);

050106000 “Лимиты бюджетных обязательств в пути“ (счет предназначен для учета распорядителями (получателями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, доведенных главными распорядителями бюджетных средств в отчетном периоде, а полученных распорядителями (получателями) бюджетных средств в периоде, следующем за отчетном);

050107000 “Лимиты бюджетных обязательств невыясненные“ (счет предназначен для учета главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств, информация по которым требует выяснения).

1.2. Порядок отражения лимитов бюджетных обязательств в учете в
программе “1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (ред. 5)


Для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных в соответствии с
“Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств“ главного распорядителя бюджетных средств, в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (ред. 5) предусмотрен документ “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ (Меню “Документы“ - “Санкционирование расходов“) (рис. 1).

“Рис. 1“

Порядок заполнения указанного документа следующий (рис. 2).

“Рис. 2“

Выбирается учреждение - получатель лимитов бюджетных обязательств из списка учреждений.

Выбирается лицевой счет, по которому отражаются поступившие лимиты бюджетных обязательств.

В реквизите “Содержание хозяйственной операции“ из списка выбирается соответствующая хозяйственная операция. Документом можно отразить следующие хозяйственные операции:

у получателя бюджетных средств
“Суммы лимитов бюджетных обязательств получателя, полученные через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета“;

“Отражение сумм лимитов бюджетных обязательств получателя в пути“;

“Поступление лимитов бюджетных обязательств получателя, ранее отраженных как суммы лимитов бюджетных обязательств в пути“;

у распорядителя бюджетных средств
“Суммы лимитов бюджетных обязательств распорядителя, полученные через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета“;

“Отражение сумм лимитов бюджетных обязательств распорядителя в пути“;

“Поступление лимитов бюджетных обязательств получателя, ранее отраженных как суммы лимитов бюджетных обязательств в пути“.

В реквизите “Первичный документ“ вводится наименование, номер и дата “Уведомления о лимитах бюджетных обязательств“.

Выбираются счета синтетического и аналитического учета по дебиту и кредиту из списка счетов, допустимых для установления хозяйственной операции.

В реквизите “Всего по документу“ указывается общая сумма лимитов бюджетных обязательств, утвержденная “Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств“.

В табличной части указываются коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов и суммы текущих изменений лимитов бюджетных обязательств.

Заполненный правильно документ следует сохранить и провести для отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Этим же документом вводится изменение лимитов бюджетных обязательств, связанное с отзывом бюджетных средств с определенного кода бюджетной классификации, доведенное до получателя бюджетных средств через органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета.

В реквизите
“Всего по документу“ проставляется сумма изменения лимитов бюджетных обязательств со знаком “минус“. Далее в табличной части указываются коды ведомственной, функциональной и экономической классификации и соответствующие им суммы изменений со знаком “минус“.

В случае необходимости отражения по кредиту счета 050105000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ сумм отозванных средств указанная операция проводится с помощью документа “Ввести операцию вручную“ (Меню “Документы“) с указанием обратных проводок по соответствующим статьям классификации расходов.

2. Бюджетные обязательства

2.1. Понятие и порядок учета бюджетных обязательств


Следующим документом, подлежащем учету в соответствии с требованиями новой Инструкции, является “Бюджетное обязательство“, принятое на учет обслуживающим органом казначейства.

Следует отметить, что в Инструкции очень расплывчато дано определение того, что же принимает к учету получатель бюджетных средств: бюджетные обязательства или денежные обязательства?

В соответствии со ст. 222 Бюджетного кодекса РФ “бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью“. Статьей 225 определено, что “получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов“.

Таким образом, по нашему мнению, правильнее было бы говорить о принятии к учету денежных обязательств получателем денежных средств. Поэтому далее в статье мы будем говорить именно о денежных обязательствах получателя бюджетных средств.

Следующим неясным вопросом, возникающим при тщательном изучении Инструкции, является вопрос о моменте принятия на учет денежных обязательств. С одной стороны, как указано в вышеприведенной ст. 225, денежные обязательства принимаются
получателем бюджетных средств “путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов...“. Поэтому кажется логичным принятие денежных обязательств на дату представления в органы казначейства платежных документов.

С другой стороны, при принятии новой Инструкции Министерством финансов РФ подчеркивалось, что все хозяйственные операции будут учитываться у получателей бюджетных средств методом начисления. Поэтому принятие денежных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется в момент возникновения обязательств перед работниками по оплате труда, перед поставщиками по оплате приобретенных товаров, работ и услуг.

По нашему мнению, принятие денежных обязательств к учету более правильно осуществлять в момент совершения хозяйственных операций по признанию кредиторской задолженности, подлежащей оплате за счет средств федерального бюджета (второй проводкой).

Однако окончательное решение по порядку принятия к учету денежных средств получателем бюджетных средств принимает вышестоящее учреждение (орган, исполняющий бюджет), и оно может отличаться от предложенного нами.

Учет принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется на счете 050201000 “Принятые бюджетные обязательства текущего года“.


2.2. Порядок отражения бюджетных (денежных) обязательств
в программе “1С“


Для ведения учета сумм принятых денежных обязательств, а также сумм бюджетных обязательств, зарегистрированных в органах казначейства, в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (ред. 5) предусмотрен документ “Бюджетное обязательство“ (Меню “Документы“ - “Санкционирование расходов“ (рис. 3).

“Рис. 3“

Порядок заполнения указанного документа следующий.

Выбирается учреждение из списка учреждений.

Выбирается лицевой счет, по которому отражаются принятые денежные (бюджетные) обязательства.

В ячейке “Первичный документ (основание для принятия к учету)“ строкой текста вводятся данные документа - основания для принятия на учет денежного (бюджетного) обязательства (казначейской выписки, расшифровки к договору, расчетно-платежной ведомости).

В ячейке “Сумма бюджетного обязательства на текущий год“ вводится принятая на учет сумма денежного (бюджетного) обязательства.

В ячейках “ФКР“, “ЭКР“
указываются коды бюджетной классификации (выбираются из соответствующих справочников), по которым зарегистрировано денежное (бюджетное) обязательство.

В ячейке “Детализация ЭКР“ выбирается код детализации ЭКР, если органом, исполняющим бюджет (главным распорядителем), установлена детализация ЭКР.

Для бюджетных обязательств, зарегистрированных в органах казначейства в соответствии с Правилами учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 13.08.1999 N 55н), следует включить флажок “Регистрируется в органах казначейства“ и указать регистрационные данные бюджетного обязательства в группе “Бюджетное обязательство“:

в ячейке “По договору“ - договор, по которому принято бюджетное обязательство;

в ячейке “Учетный номер в казначействе“ - номер, присвоенный органом казначейства;

в ячейке “Дата постановки на учет“ - дата постановки на учет бюджетного обязательства органом казначейства (дата казначейской выписки) - дата документа в программе;

в ячейке “Регистрационный номер“ - номер бюджетного обязательства в программе. Заполняется автоматически - предлагается текущий номер, его можно изменить.

В группе “Код синтетического и аналитического учета“ указываются коды синтетического и аналитического учета по дебету и кредиту (следует выбрать субсчет счета 501.03.1 по дебету и субсчет счета 502.01.1 по кредиту).

На закладке “График оплаты“ справочно приводится график оплаты денежного (бюджетного) обязательства по месяцам текущего года (рис. 4).

“Рис. 4“

Из документа можно распечатать бухгалтерскую справку по форме 0504833 (кнопка “Печать“).

Заполненный правильно документ следует сохранить и провести для отражения операции на счетах бухгалтерского учета.


3. Расшифровка к договорам


В соответствии с п. 4 Правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 13.08.1999 N 55н), “учет бюджетных обязательств, вытекающих из договора на поставку продукции, осуществляется органом федерального казначейства
на основании представленных учреждением оригинала договора и его копии либо экземпляров выписки из договора (в особых случаях), а также расшифровки к договору на поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета“.

Для формирования расшифровки в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (ред. 5) предусмотрен документ “Расшифровка к договору“ (Меню “Документы“ - “Санкционирование расходов“ (рис. 5).

“Рис. 5“

Порядок заполнения указанного документа следующий.

Выбирается учреждение из списка учреждений.

Выбирается лицевой счет, по которому отражаются принятые бюджетные обязательства.

В ячейке “Дата документа“ по умолчанию устанавливается рабочая дата программы (может быть изменена).

В ячейке “Номер документа“ проставляется регистрационный номер документа. Заполняется автоматически - предлагается текущий номер, его можно изменить.

В ячейке “К договору“ устанавливается договор, к которому формируется расшифровка (выбирается из справочника “Договоры“). В форме выбора показываются только договоры учреждения, от лица которого формируется документ. После выбора договора в поле “Поставщик“ справочно выводится наименование поставщика; в поле “Общая сумма по договору“ справочно выводится сумма договора.

В ячейке “В т.ч. на текущий год“ указывается сумма, подлежащая оплате по договору в текущем году.

В таблице сумма на текущий год приводится в разрезе кодов ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов с разбивкой по месяцам текущего года.

Формирование для печати Расшифровки к договору по типовой форме производится при нажатии кнопки “Печать“.

4. Порядок отражения санкционирования расходов бюджета в отчетности

Приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н введена в действие “Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности“. В ней определен порядок представления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств. Суммы операций, связанных с санкционированием расходов бюджета, отражаются только в форме 0503127
“Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств“.

Отчет состоит из трех разделов:

1. “Доходы бюджета“.

2. “Расходы бюджета“.

3. “Источники внешнего и внутреннего финансирования дефицитов бюджетов“.

В соответствии с п. 64 в графе 5 разд. “Расходы бюджета“ указываются объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.

Суммы в графе 5 отражаются на основании данных по соответствующим счетам счета 050100000 “Лимиты бюджетных обязательств“. Больше ни в одной форме утвержденных инструкцией форм отчетности данные счетов санкционирования расходов бюджетов не заполняются.

Для формирования “Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств“ (форма 0503127) с помощью программного продукта “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ (ред. 5) пользователю необходимо воспользоваться пунктом “Регламентированные отчеты“ меню “Отчеты“ главного меню программы (рис. 6).

“Рис. 6“

Затем выбирается пункт “Бухгалтерская отчетность“, “Отчетность ГРБС, РСБС, ПБС“, “Форма 0503127, р. 2. Расходы бюджета“.

Порядок заполнения указанного отчета следующий.

Выбирается учреждение из списка учреждений.

В ячейке “На“ устанавливается дата, на которую будет составляться отчет.

В ячейке “Ед. изм.“ устанавливается единица измерения, в которой будет составляться отчет.

В ячейке “Точность“ устанавливается точность отчета (суммы указываются в полных рублях, рублях и копейках).

В ячейке “Дата“ устанавливается дата создания отчета.

Выбирается код источника финансирования.

Заполнение табличной части 2 разд. “Расходы бюджета“ (рис. 7) может производиться вручную или автозаполнением.

“Рис. 7“

В графе 1 указывается наименование статей расходов бюджетной классификации расходов.

В графе 2 указываются коды строк наименований показателей отчетности.

В графе 3 указываются коды бюджетной классификации расходов Российской Федерации.

В графе 4 указываются объемы утвержденных бюджетных назначений по бюджетным ассигнованиям.

В графе 5 указываются объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета.

В графе 6 указываются суммы, отражающиеся на соответствующих счетах счета 030405000 “Расчеты
по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“.

В графе 6 указываются суммы, отражающиеся на соответствующих счетах счета 020101610 “Выбытия денежных средств учреждения на банковских счетах“.

В графе 7 указываются суммы некассовых операций на основании данных по соответствующим счетам счета 040101100 “Доходы учреждения“, 040102100 “Доходы резервного фонда“, счета 040101200 “Расходы учреждения“, 040102200 “Расходы резервного фонда“.