В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Порядок обеспечения наличными деньгами участников бюджетного процесса, вступающего в силу с 1 января 2009 года

Порядок обеспечения наличными деньгами участников бюджетного
процесса, вступающего в силу с 1 января 2009 года

В настоящей статье мы рассмотрим Правила обеспечения наличными деньгами получателей бюджетных средств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 03.09.2008 N 89н (далее - Правила), которые вступают в силу с 1 января 2009 г. и устанавливают порядок обеспечения наличными деньгами тех участников бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства (далее - ФК).

В настоящее время такой порядок регламентируется приказом Министерства финансов РФ от 21.09.2001 N 85н “О Порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“, а также отдельными положениями Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденного приказом ФК от 22.03.2005 N 1н (далее - Порядок 1н).

Какие изменения произошли в данном порядке?

Во-первых, необходимо представлять, на каких участников бюджетного процесса распространяются положения данных Правил.

Конечно, это получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения Соглашения об осуществлении органом ФК отдельных функций финансового органа по организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета между органом ФК и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее - Соглашение 1), и обособленные подразделения вышеназванных получателей бюджетных средств, как наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета, так и не наделенные соответствующими полномочиями.

Кроме того, Правила устанавливают особенности организации обеспечения наличными деньгами так называемых “удаленных получателей средств бюджета“. Это те получатели средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые находятся за пределами административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, при этом финансовый орган не имеет возможности самостоятельно обеспечить таких получателей бюджетных средств наличными деньгами.

Во-вторых, как и счета 40116 будут открыты отдельно для каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, то есть, счета 40116 открываются отдельно Управлению, Отделению в разрезе бюджетов и в рамках соответствующих балансовых счетов открытых Управлениям (рис. 1).

Открытие счетов 40116

-------------------------¬ --------------------------------------¬
¦ ¦ ¦ ------------------------¬ ¦
¦ -----------¬ ¦ ¦ ¦Лицевые счета, открытые¦ ¦
¦ ¦Счет 40116+◄-----+--+------+ на балансовых счетах ¦ ¦
¦ L----------- ¦ ¦ ¦ 40105, 40503, 40302 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L------------------------ ¦
¦ ¦ ¦ ------------------------¬ ¦
¦ -----------¬ ¦ ¦ ¦Лицевые счета, открытые¦ ¦
¦ ¦Счет 40116+◄-----+--+------+ на балансовых счетах ¦ ¦
¦ L----------- ¦ ¦ ¦ 40201, 40603 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L------------------------ ¦
¦ ¦ ¦ ------------------------¬ ¦
¦ -----------¬ ¦ ¦ ¦Лицевые счета, открытые¦ ¦
¦ ¦Счет 40116+◄-----+--+------+ на балансовых счетах ¦ ¦
¦ L----------- ¦ ¦ ¦ 40204, 40703 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L------------------------ ¦
¦ Управление (Отделение) ¦ ¦ Управление ¦
L------------------------- L--------------------------------------

Рис. 1

Как видно из рис. 1, счета 40116 будут открыты органу ФК отдельно для учета операций по обеспечению наличными деньгами клиентов органов ФК по счетам, открытым на балансовых счетах:

1) 40105 “Средства федерального бюджета“ (далее - счет N 40105), 40503 “Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации“ (далее - счет N 40503), 40302 “Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений“ (далее - счет N 40302) - для получателей средств федерального бюджета и их уполномоченных подразделений;

2) 40201 “Средства бюджетов субъектов Российской Федерации“ (далее - счет N 40201), 40603 “Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации“ (далее счет - N 40603) - для получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и их уполномоченных подразделений;

3) 40204 “Средства местных бюджетов“ (далее - счет N 40204), 40703 “Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации“ (далее - счет N 40703) - для получателей средств местных бюджетов и их уполномоченных подразделений; (далее - соответствующие счета Управления).

При этом учет операций по взносу наличных денег соответственно получателями средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета будет также осуществляться по соответствующему счету N 40116, открытому к указанным счетам.

Отражение же операций по обеспечению получателей бюджетных средств наличными деньгами будет осуществляться, как видно из данной схемы, на соответствующих лицевых счетах, открытых в Управлении клиенту.

Здесь необходимо отметить, что с 1 января 2009 г. изменяется также порядок открытия и ведения лицевых счетов органами ФК. Указанный порядок теперь будет регулировать приказ ФК от 07.10.2008 N 7н “Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов ФК и его территориальными органами“ (далее - Порядок 7н).

Таким образом, операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета, уполномоченных подразделений и операции по взносу наличных денег получателями средств бюджета будут отражаться на следующих лицевых счетах:

- на лицевом счете получателя бюджетных средств.

На указанном лицевом счете отражаются операции по расходам бюджета, в том числе операции получателя средств федерального бюджета, связанных с использованием дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей (далее - средства дополнительного бюджетного финансирования), а также операции со средствами для осуществления оперативно-розыскных мероприятий и со средствами от приносящей доход деятельности;

- на лицевом счете получателя бюджетных средств по переданным полномочиям.

Этот лицевой счет будет применяться только после соответствующих поправок в БК РФ, и не имеет аналогов в действующей системе, на нем будут отражаться операции, осуществляемые в соответствии с переданными полномочиями получателя средств бюджета, более подробно о данном лицевом счете можно узнать из Порядка 7н;

- на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, на котором отражаются операции со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств бюджета.

Как и в настоящее время, на счет 40116 не допускается зачисление средств в безналичном порядке, кроме тех средств, которые поступают с соответствующих счетов Управления (рис. 1).

В случае если на счет 40116 все-таки зачислены в безналичном порядке средства с каких-либо иных счетов, орган ФК сформирует платежное поручение и в течение десяти рабочих дней со дня такого поступления вернет указанные средства плательщику (п. 2.2 Правил).

В течение года на счете 40116 возможно наличие остатков. Это могут быть средства, не полученные уполномоченным подразделением, суммы по не предъявленным в течение десяти рабочих дней денежным чекам, а также ошибочно зачисленные и подлежащие возврату суммы, при этом остатки со счета 40116 в соответствии с порядком завершения текущего финансового года, который установлен приказом Министерства финансов РФ от 06.06.2008 N 56н “Об утверждении порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году“, подлежат перечислению на соответствующие счета с последующим отражением этой операции на соответствующих лицевых счетах клиентов как восстановление кассовой выплаты (поступление средств, полученных от приносящей доход деятельности).

Таким образом, наличие неиспользованных остатков средств на счете 40116 по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается.

Порядок выдачи денежных чековых книжек (далее - чековые книжки) клиентам органами ФК практически не изменился.

Выдача чековых книжек осуществляется органом ФК в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ от 24.04.2008 N 318-П о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации (далее - Положение 318-П), которое действует взамен Положения Центрального банка РФ от 09.10.2002 199-П, с учетом особенностей, установленных совместным Положением Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ от 13.12.2006 N 298-П и 173н “Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства“ (далее - Положение 298-П/173н).

Полученные органом ФК в учреждениях банка чековые книжки для получения наличных денег с соответствующих счетов 40116 подлежат учету и регистрации в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек (далее - Журнал регистрации) по форме согласно приложению N 1 к Правилам, который ведется на бумажном носителе в органе ФК на каждый счет, открытый ему на счете 40116.

Чековые книжки выдаются органом ФК на основании представленного клиентом Заявления на получение денежных чековых книжек по форме, установленной приложением N 2 к Правилам.

При этом в выданной чековой книжке работником органа ФК на оборотной стороне каждого денежного чека будет проставлено полное или сокращенное наименование получателя средств бюджета, за исключением тех получателей, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование.

Возврат же чековых книжек осуществляется по заявлению получателя, оформленному в простой письменной форме, в котором указываются номера подлежащих возврату неиспользованных денежных чеков, в следующих случаях:

- закрытия лицевых счетов получателя средств бюджета;

- изменения указанного в чековой книжке наименования получателя средств бюджета;

- закрытия или изменения номера соответствующего счета 40116, открытого органу ФК в учреждении банка.

После возврата клиентом чековых книжек с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными денежными чеками орган ФК возвращает чековые книжки с корешками использованных денежных чеков получателю средств бюджета, а неиспользованные денежные чеки и корешки возвращает в учреждение банка, ранее выдавшего эти чековые книжки, в соответствии с процедурой, установленной Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации“.

Теперь остановимся на процедуре получения наличных денег.

Для получения наличных денег клиент представляет в орган ФК по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег, Заявку на получение наличных денег (далее - Заявка).

При этом обратите внимание, что указанная Заявка является приложением не к Правилам, а к Порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и порядку осуществления органами ФК отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом ФК от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н), которым утверждена форма данной Заявки и порядок ее заполнения.

Если в действующей системе Заявка оформляется отдельно по каждому лицевом счету, то с 1 января 2009 г. Заявка оформляется клиентом отдельно по каждому виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги, это могут быть:

- средства бюджета,

- средства от приносящей доход деятельности,

- средства дополнительного бюджетного финансирования,

- средства для осуществления оперативно-розыскных мероприятий,

- средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств (далее - вид средств).

Это также связано с изменениями в порядке открытия и ведения лицевых счетов органами ФК.

Как и сегодня для получения наличных денег за счет средств, поступивших во временное распоряжение, при оформлении Заявки клиентом показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются.

На каждую Заявку отдельно получателем средств бюджета оформляется денежный чек, который должен быть представлен им вместе с Заявкой в орган ФК.

Заявка представляется в орган ФК в электронном виде либо на бумажном носителе. При этом если Заявка представляется клиентом на бумажном носителе, то по согласованию с руководителем органа ФК либо уполномоченным им лицом она может быть представлена по факсимильной связи накануне предполагаемого дня получения наличных денег с последующим одновременным представлением получателем средств бюджета в день получения им наличных денег Заявки на бумажном носителе и денежного чека.

Контроли, которые проходит Заявка, установлены п. 2.8, 2.9, 2.11 Правил. В соответствии с указанными пунктами Заявка должна соответствовать установленной форме, содержать все предусмотренные к заполнению реквизиты и показатели, которые должны соответствовать друг другу, должна быть подписана в установленном порядке уполномоченными на это лицами, кроме того Заявка проверяется органом ФК также по следующим показателям:

- указанные в Заявке коды классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) должны соответствовать содержанию текста назначения платежа исходя из установленного Министерством финансов РФ порядка применения КОСГУ (то есть, положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 N 74н).

При этом суммы, указанные в Заявке, не должны превышать:

- соответствующих бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования*(1), учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств, лицевом счете по переданным полномочиям, данный контроль проходит Заявка также в случае получения наличных денег за счет средств бюджета получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при наличии Соглашения 1;

- источник дополнительного бюджетного финансирования и лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию при получении наличных денег за счет средств дополнительного бюджетного финансирования.

При этом в случае представления Заявки получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) проверяется наличие на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) необходимого свободного остатка средств.

Если Заявка представляется клиентом для получения наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности, то она должна соответствовать установленным Министерством финансов Российской Федерации или финансовым органом требованиям для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. При этом если она представляется получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), то проверяется на соответствие требованиям, определенным Соглашением о проведении и учете операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - Соглашение 2).

Также осуществляется проверка сумм, указанных в Заявке для исполнения учтенного бюджетного обязательства получателя средств бюджета, на непревышение неисполненной части соответствующего бюджетного обязательства, для клиента федерального уровня - в соответствии с положениями приказа Министерства финансов РФ от 19.09.2008 N 98н “О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета“, для получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в случае если учет бюджетных обязательств органом Федерального казначейства предусмотрен Соглашением 1 и (или) Соглашением 2.

Кроме того, при получении наличных денег за счет средств, поступающих во временное распоряжение, Заявка проверяется на наличие достаточного для использования остатка средств на лицевом счете получателя средств федерального бюджета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение.

Кроме Заявки клиент также представляет в орган ФК денежный чек (далее - чек), оформленный в порядке, установленном Положением 298-П/173н, который после проверки, установленной п. 2.13 Правил, оформляется подписями уполномоченных лиц органа ФК и оттиском его гербовой печати и представляется клиентом в учреждение банка.

Рассмотрим схему обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов, представленную на рис. 2.

Схема обеспечения наличными деньгами получателей
средств бюджетов


---------------¬Перечисление---------------¬Расчетный----------------------------------------------¬
¦ Кредитная ¦ средств ¦ Кредитная ¦документ ¦ Управление ¦
¦ организация ¦ ¦ организация ¦ ¦ --------------------------¬ ¦
¦(соответствую-+◄-----------+(соответству- +◄- -- -¦- - - +3. Формирование документа¦ ¦
¦щий счет 40116¦ ¦ющий безналич-¦ ¦ L------------T------------- ¦
¦ органа ФК) ¦ ¦ный счет УФК) ¦ ¦ ^ ¦
L-------T---T--- L--------------- ¦ ¦ ¦
^ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦----------------------+---------------------¬¦
¦ ¦¦2. Регистрация заявки на получение наличных¦¦
¦ ¦ ¦L---------------------T----------------------¦
Денежный ¦Наличные ¦ ^ ¦
чек ¦ ¦средства ¦ ¦ ¦
¦ L----------------------------------------------
¦ ¦ ¦ Заявка
¦ на получение
¦ ¦ ¦ наличных
Ў Заявка на получение наличных, ----------------------------------------------¬
--------+---+--¬ денежный чек ¦ ----------------+---------------¬ ¦
¦ ПБС +- -- -- -- -- -- -- -- -- --¦- --►+1. Контроль заявки на получение¦ ¦
L--------------- ¦ ¦ наличных и денежного чека ¦ ¦
¦ L-------------------------------- ¦
¦ Управление (Отделение) ¦
L----------------------------------------------

Рис. 2

Клиент представляет в орган ФК по месту обслуживания Заявку и чек. После проведения всех предусмотренных контрольных процедур на основании Заявки Управлением осуществляется перечисление средств с соответствующих счетов Управления на соответствующие счета, открытые органу ФК на счете 40116 в учреждении банка, в которое клиент представляет оформленный в установленном порядке чек, на основании которого учреждение банка выдает ему наличные деньги.

При этом к каждому счету Управления, средства с которого перечисляются на соответствующие счета 40116 на основании представленных клиентом в органы Федерального казначейства по месту обслуживания Заявок, Управлением формируется в двух экземплярах Справка (ОКУД 0504833), в которой указываются серии, номера, даты и суммы денежных чеков, указанных в Заявках, и общая сумма по Справке, на которую оформляется платежное поручение на перечисление средств с соответствующего счета Управления на соответствующий счет 40116.

Данная Справка и платежное поручение Управления с отметкой учреждения банка будут являться для органа ФК основанием для отражения операций по списанию с соответствующих счетов Управления и соответственно по зачислению средств на счета 40116. При этом кассовая выплата с соответствующих счетов Управления будет отражена в соответствии с исполненной Заявкой, второй экземпляр которой с отметкой органа ФК будет представлен получателю средств бюджета вместе с выпиской из соответствующего лицевого счета. Обратите внимание, что указанные выписки являются приложением к Порядку 7н.

В случае если в течение десяти дней со дня оформления денежного чека, не считая дня выписки, денежный чек не был предъявлен получателем средств бюджета в кассу учреждения банка, орган ФК оформляет платежное поручение на возврат невостребованной суммы с соответствующего счета 40116 на соответствующий счет Управления.

Указанное платежное поручение является основанием для отражения органом ФК операций по списанию средств с соответствующего счета N 40116, а также операции по зачислению средств на соответствующий счет Управления, и соответствующих операций на лицевом счете, открытом получателю средств бюджета.

Хочу обратить ваше внимание на новации порядка обеспечения наличными деньгами клиентов органов ФК, установленные Правилами.

Это процедура предусмотрена для случая, когда предъявленный в учреждение банка денежный чек не принят к исполнению, например, в случае если он испорчен (рис. 3).

Процедура обеспечения ПБС наличными деньгами в случае непринятия
денежного чека банком


-------------------------------------------------------¬ -------------------------------¬
¦ -------------------------------------------¬ ¦ ¦ -------------------¬ ¦
¦ ¦1. Проверка представленных денежных чеков+-----+---+----►+Непринятый банком¦ ¦
¦ L-------------------T----------------------- ¦ ¦ ¦ денежный чек. ¦ ¦
¦ Ў ¦ ¦ ¦Новый денежный чек¦ ¦
¦ --------------------+----------------------¬ ¦ ¦ L------------------- ¦
¦ ¦2. Формирование 2-х экземпляров Справки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(по форме 0504833) с указанием реквизитов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦непринятого банком и нового денежных чеков¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------T----------------------- ¦ ¦ ¦
¦ -----------+------------¬ ¦ ¦ ПБС ¦
¦ Ў Ў ¦ ¦ ¦
¦ ---------+-----------¬-----------+---------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Справка (ф. 0504833)¦¦Справка (ф. 0504833)¦ ¦ ¦ ¦
¦ L--------T------------L----------T---------- ¦ ¦ ¦
¦ Ў Ў ¦ ¦ ¦
¦ ----------+-------¬---------------+----------¬ ¦ ¦ -------------------¬ ¦
¦ ¦Документы опердня¦¦Документы к соответствую-+----+---+----►+Выписка из ЛС ПБС¦ ¦
¦ ¦ к счету N 40116 ¦¦ щим счетам Управления ¦ ¦ ¦ L------------------- ¦
¦ L------------------L-------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ Управление (Отделение) ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------------- L-------------------------------

Рис. 3

В случае возникновения такой ситуации, клиент представляет в орган ФК два чека: непринятый учреждением банка и новый чек.

Лицевая сторона непринятого учреждением банка чека перечеркивается уполномоченным работником органа Федерального казначейства и возвращается клиенту.

При этом повторно получателем средств бюджета Заявка не предоставляется.

По каждому непринятому денежному чеку органом ФК формируется в двух экземплярах Справка по форме 0504833, в которой указываются серия, номер, дата, сумма непринятого или испорченного чека, указанного в Заявке, и слово “аннулирован“, а также серия, номер, дата, сумма нового денежного чека и слова “взамен аннулированного чека“.

Первый экземпляр Справки помещается в документы операционного дня органа ФК к счету N 40116, а второй экземпляр помещается в документы операционного дня органа ФК, к выписке из соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств бюджета.

Дальше чек проходит заново все контрольные процедуры.

Что делать, если получателем чек утерян? Это также нововведение Правил.

В случае утери получателем средств бюджета чека им представляется в орган ФК заявление об аннулировании денежного чека, оформленное в простой письменной форме, на основании которого орган ФК оформляет платежное поручение на возврат ранее перечисленной согласно Заявке, оформленной на основании утерянного чека суммы с соответствующего счета 40116 на соответствующий счет Управления, с которого ранее производилось перечисление средств.

Данное платежное поручение является основанием для отражения органом Федерального казначейства операций по списанию средств с соответствующего счета 40116, а также операции по восстановлению кассовых выплат, ранее произведенных на соответствующем счете Управления, а также на соответствующем лицевом счете, открытом получателю средств бюджета (рис. 4).

Процедура обеспечения ПБС наличными деньгами
в случае утери денежного чека


-------------------------------¬ ---------------------------¬
¦-----------------------¬ ¦ ¦ -----------------¬ ¦
¦¦Оформление расчетного+◄-----+-----------------------------+----+ Заявление ¦ ¦
¦¦ документа на отзыв ¦ ¦ ¦ ¦об аннулировании¦ ¦
¦¦средств со счета 40116+---¬ ¦ ¦ ¦ денежного чека ¦ ¦
¦L---T------------------- Ў ¦ ----------------------¬ ¦ ¦ в произвольной ¦ ¦
¦ ¦ ---------+--+-----+¬ Кредитная ¦ ¦ ¦письменной форме¦ ¦
¦ ¦ ¦Расчетный документ¦ организация ¦ ¦ L----------------- ¦
¦ ¦ L-----------T-----T- (соответствующий ¦ ¦ ¦
¦ Ў Управление (Отделение) ¦ ¦счет 40116 органа ФК)¦ ¦ ¦
¦ ---+-------------------------+---¬ L----------T----------- ¦ ¦
L-+Списание средств со счета 40116.¦ Ўсредства ¦ ¦
¦Восстановление кассовой выплаты¦ -----------+----------¬ ¦ Клиент ¦
--+ на соответствующем ¦ ¦Кредитная организация¦ ¦ ¦
¦ ¦ банковском счете УФК ¦ ¦ (соответствующий ¦ ¦ ¦
¦ L------------T----------------T--- ¦безналичный счет УФК)¦ ¦ ¦
¦ Ў ¦ L----------T----------- ¦ ¦
¦--------------+------------¬ ¦ выписка ¦ ¦ ¦
¦¦ Отражение восстановления +◄--+---------------- ¦ ------------------¬ ¦
¦¦кассовой выплаты на ЛС ПБС+◄--+----------------------------+----+Выписка из ЛС ПБС¦ ¦
¦L--------------------------- ¦ ¦ L------------------ ¦
¦ Управление ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- L---------------------------

Рис. 4

Также Правилами установлен порядок обеспечения наличными деньгами уполномоченных подразделений.

Как и в настоящее время, обеспечение наличными деньгами уполномоченных подразделений осуществляется без открытия им органами ФК соответствующих лицевых счетов, на основании представленных в орган ФК по месту его нахождения уполномоченным подразделением документов: письма получателя средств бюджета, создавшего уполномоченное подразделение и Карточки образцов подписей уполномоченного подразделения, заверенной в установленном порядке.

При этом при оформлении Карточки образцов подписей уполномоченным подразделением в графе “Фамилия, имя, отчество“ вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись “Бухгалтерский работник в штате не предусмотрен“.

Орган ФК подшивает представленные уполномоченным подразделением документы в папку, которой присваивается учетный порядковый номер, который будет являться учетным порядковым номером указанного уполномоченного подразделения.

Орган ФК в порядке, установленном для получателей средств бюджета, выдает уполномоченному подразделению чековую книжку после поступления средств в его пользу на соответствующий счет 40116. На оборотной стороне чека указывается наименование уполномоченного подразделения.

Получатель средств бюджета, создавший уполномоченное подразделение, представляет в орган ФК по месту своего обслуживания Заявку на кассовый расход, на основании которой Управление осуществляет перечисление денежных средств с соответствующих счетов Управления на соответствующий счет 40116, открытый по месту нахождения уполномоченного подразделения.

Необходимо отметить, что Заявка на кассовый расход является приложением к Порядку 8н, этот платежный документ заменит с 1 января 2009 г. представляемое в настоящее время в органы ФК клиентами платежное поручение. С 1 января 2009 г. платежные поручения представляются исключительно финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета с открытием лицевого счета финансовому органу.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления на соответствующий счет 40116 денежных средств, предназначенных для уполномоченного подразделения, орган ФК по месту нахождения уполномоченного подразделения представляет уполномоченному подразделению Ведомость операций уполномоченного подразделения получателя бюджетных средств с наличными деньгами (далее - Ведомость) (приложение N 3 к Правилам) одновременно с копиями платежных поручений на перечисление денежных средств с соответствующего счета Управления на соответствующий счет 40116. Второй экземпляр Ведомости остается в документах операционного дня органа ФК.

Для получения наличных денег уполномоченное подразделение представляет в орган ФК в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 2.7 Правил), Заявку и чек.

Заявка представленная уполномоченным подразделением, проходит контрольные процедуры аналогично установленным для получателей средств бюджета пп. 2.8, 2.9 Правил, а чек - пунктом 2.13 Правил.

Исполненная Заявка является основанием для отражения операции по списанию средств со счета 40116, при этом первый экземпляр исполненной Заявки с Ведомостью остается в документах операционного дня органа ФК по соответствующему счету 40116, а второй экземпляр исполненной Заявки с отметкой органа ФК вместе с Ведомостью передается уполномоченному подразделению.

Если в течение десяти рабочих дней со дня его выписки, не учитывая день выписки, уполномоченное подразделение не предъявило денежный чек в кассу учреждения банка или денежный чек не был принят учреждением банка, то орган ФК осуществляет процедуры, аналогичные процедурам, установленным для получателей средств бюджета (пп. 2.18-2.20 Правил).

Теперь рассмотрим процедуру взноса получателем средств бюджета наличных денег.

Во-первых, Правилами установлен закрытый перечень средств, которые могут вноситься на соответствующий счет 40116 получателем средств бюджета. Это могут быть неиспользованные наличные деньги по видам средств или суммы поступивших в наличной форме средств от приносящей доход деятельности.

Основанием для взноса наличных денег в кассу учреждения банка будет являться Объявление на взнос наличными (ОКУД 0402001), оформленное в соответствии с требованиями, установленными Положением 318-П, с учетом особенностей, установленных Положением 298-П/173н (далее - Объявление на взнос), оформленное отдельно по каждому виду средств получателем средств бюджета с учетом требований, установленных п. 4.2 Правил.

По-прежнему сохраняется порядок возврата уполномоченным подразделением неиспользованных денежных средств в кассу получателя средств бюджета, создавшего это уполномоченное подразделение.

В соответствии с п. 4.6 Правил взнос неиспользованных наличных денег производится уполномоченным подразделением либо в кассу получателя средств бюджета, подразделением которого оно является, либо на соответствующий счет Управления по месту открытия соответствующего лицевого счета получателю средств бюджета в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ от 01.04.2003 N 222-П “О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации“, без открытия банковского счета.

Операции по возврату уполномоченным подразделением неиспользованных наличных денег отражаются на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, создавшего уполномоченное подразделение по видам средств: средств бюджета, средств отприносящей доход деятельности, средств, поступивших во временное распоряжение получателей бюджетных средств.

Еще одна новелла данных Правил (рис. 5).

Взнос наличными по “некорректным“ Объявлениям на взнос
наличными


-----------------------------------------------------------------¬
¦Объявления на взнос наличными, в которых не указано (некорректно¦
¦ указано) наименование клиента и (или) номер ЛС клиента, ¦
¦ и (или) код бюджетной классификации РФ ¦
L--------------------------------T--------------------------------
Ў
-------------+----------¬
счет ¦Определение банковского¦ счет не
определен ¦счета для перечисления¦ определен
------------+средств со счета 40116+-----------¬
Ў L------------------------ Ў
--------+----------------¬ ----------------+--------¬
¦ Перечисление средств ¦ ¦ Перечисление средств ¦
¦на соответствующий счет¦ ¦ на банковский счет ¦
¦ Управления ¦ ¦соответствующего бюджета¦
¦ ¦ ¦ (40105, 40201, 40204) ¦
L------------------------- L-------------------------
Управление (Отделение)

Рис. 5

Если в Объявлении на взнос не указаны или некорректно указаны наименование получателя средств бюджета и (или) номер его лицевого счета, и (или) код бюджетной классификации Российской Федерации, то орган ФК на позднее десяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на соответствующий счет N 40116 по указанному Объявлению на взнос перечисляет поступившие средства:

- если есть возможность определить счет, на который должны быть перечислены внесенные получателем средств бюджета денежные средства - то на соответствующий счет Управления;

- если из информации, указанной в Объявлении на взнос, невозможно определить соответствующий счет Управления, на который они должны быть перечислены, но возможно определить “уровень бюджета“ получателя средств бюджета - то на счет N 40105, N 40201, N 40204 соответственно.

Выяснение вида и принадлежности таких средств осуществляется в порядке, установленном Порядком 7н и Порядком учета ФК поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 05.09.2008 N 92н.

Еще одним отличием от действующей в настоящее время нормативной базы является то, что разделом 5 Правил устанавливаются особенности обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации в условиях открытия финансовому органу лицевого счета бюджета, то есть положения, которые в настоящее время регулирует Порядок 1н.

Как известно, в случае кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с открытием лицевого счета бюджета соответствующий финансовый орган сам организует обеспечение своих получателей наличными деньгами.

При наличии получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, расположенных за пределами административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации (далее - удаленный получатель средств бюджета), обеспечение таких удаленных получателей средств бюджета наличными деньгами может осуществляться органом ФК со счетов, открытых Управлению для обслуживаемого бюджета субъекта Российской Федерации:

- либо в порядке, установленном Правилами для получателей средств бюджета (на основании заключенного между Управлением и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации Соглашения 1 и (или) Соглашения 2);

- либо в порядке, установленном Правилами для уполномоченных подразделений (в соответствии с документом, определяющим порядок и условия обмена информацией между финансовым органом и органом ФК при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

Е.В. Мухтиярова,

начальник отдела методологии исполнения бюджетов
по расходам Департамента бюджетной политики
и методологии Министерства финансов РФ


“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 23, декабрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае использования предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета.