В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

10 лет законодательного регулирования бухгалтерского учета в России: уроки на будущее

10 лет законодательного регулирования бухгалтерского учета в России:

уроки на будущее*(1)

Десять лет назад с принятием Федерального закона “О бухгалтерском учете“ была заложена основа того, что называется законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Данный закон стал одним из базовых системообразующих актов законодательства. В нем установлены подходы к организации и ведению бухгалтерского учета и определен правовой механизм регулирования учета. Законом обеспечиваются гарантии участникам гражданского оборота на получение достоверной и надежной финансовой информации.

Федеральный закон сыграл определяющую роль в предотвращении развала единой системы бухгалтерского учета и отчетности в российской экономике. Он стал тем ядром, вокруг которого с разной степенью успешности велась работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Можно сколько угодно критиковать несовершенство этого закона, но нельзя отрицать очевидного: благодаря ему в настоящее время обеспечивается достаточно высокий уровень сопоставимости финансовой информации в разных секторах экономики. В частности, сформулированные в нем требования вообще дают возможность вести разговор о той или иной степени надежности бухгалтерской отчетности. Наконец, во многом благодаря этому закону эффективно функционирует общегосударственная система статистики.

Сегодня представляются схоластическими дискуссии десятилетней давности о необходимости такого закона. Противники закона тогда с иронией говорили: “Раз принимаем закон о бухгалтерском учете, то давайте принимать и закон о математике!“ Это впечатлявшее когда-то утверждение уже не кажется убедительным доводом против принятия закона о бухгалтерском учете. В правовом государстве именно законами должны быть обеспечены и защищены конституционные права каждого гражданина, каждого участника гражданского оборота да и всего общества в целом на надежную и достоверную информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики. Именно в этом заключается главная цель закона о бухгалтерском учете. И именно это является тем первым уроком, который общество должно извлечь из десятилетнего опыта законодательного регулирования бухгалтерского учета.

Как известно, бухгалтерия предполагает порядок, строгое следование определенной логике и принципам, во многом унифицированные требования к “производимому продукту“. И здесь немалое значение имеют те правила, законы, принципы, требования, которыми надлежит руководствоваться всем, кто так или иначе связан с бухгалтерским делом. Однако нельзя умолять значение неписаных принципов, требований и правил профессиональной этики. Наоборот, нормам профессиональной этики в современной жизни принадлежит не менее значимое место в регулировании бухгалтерского учета.

На бухгалтерской профессии, в широком ее понимании, лежит важная миссия обеспечить российский рынок и общество в целом объективной и надежной финансовой информацией. Осознание этой миссии бухгалтерами и аудиторами, понимание ими своей роли в ее выполнении, понимание того, какая информация является объективной и надежной - все это немыслимо без следования высоким принципам профессионализма. А профессионализм, мастерство бухгалтера, в свою очередь, неотделимы от таких нравственных категорий, являющихся неотъемлемой частью профессиональной этики, как принципиальность, ответственность, честность, объективность.

Бухгалтерская профессия, включая аудиторов, должна каждодневно демонстрировать обществу приверженность названным принципам. В противном случае вряд ли она сможет внести достойный вклад в решение таких важнейших задач, как поддержание высоких темпов роста экономики, искоренение коррупции, борьба с отмыванием нелегальных доходов, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доверия граждан к бизнесу.

Таким образом, только сочетание наличия законодательных положений, регулирующих бухгалтерский учет, и приверженности профессиональной этике способно обеспечить бухгалтерской профессии достойную роль в решении важнейших народнохозяйственных задач.

Урок второй касается содержания закона о бухгалтерском учете, т.е. какие вопросы должны регулироваться этим законом. Десятилетний опыт законодательного регулирования бухгалтерского учета свидетельствует, что такое регулирование должно быть сосредоточено на решении двух основных задач. Во-первых, закон должен устанавливать механизм реализации права заинтересованных лиц на получение информации о деятельности хозяйствующих субъектов, причем информации надежной, объективной и полезной. Во-вторых, закон должен определять ту систему регулирования бухгалтерского учета, которая позволит выполнять первую задачу. Отсюда предназначение закона заключается в том, чтобы установить минимально необходимые требования к учету (имеется в виду и учетный процесс, и бухгалтерская отчетность). Кроме того, он должен быть посвящен также органам и процедурам регулирования учета. Причем объектом регулирования являются не все составляющие бухгалтерского учета, а лишь те из них, которые обеспечивают формирование информации, представляемой внешнему миру. Ибо информационное обеспечение внутренних потребностей организации должно решаться внутри самой организации и без какого-либо вмешательства государства.

Законодательство о бухгалтерском учете должно устанавливать основные требования к учету. Эти требования должны касаться только юридически значимых вопросов построения учетного процесса.

При определении круга таких требований необходимо исходить из того, что их исполнение должно быть необходимым и достаточным условием формирования надежной, полезной и достоверной финансовой информации. В связи с этим именно законодательно должно определяться, какие объекты подлежат бухгалтерскому учету, каков минимальный объем информации, формируемой бухгалтерией для внешних пользователей. Должна устанавливаться обязательность ведения бухгалтерского учета, ибо, если бухгалтерский учет не ведется, то не может быть достоверной, полезной и надежной бухгалтерской отчетности.

Законодательство должно устанавливать минимальные требования, выполнение которых обеспечит юридическую доказательность первичной учетной документации. Это необходимо для целей государственного надзора, судебных разбирательств и ряда иных целей. Требования, обеспечивающие непрерывность процесса учета, юридическую доказательность записей в нем и показателей бухгалтерской отчетности также должны быть зафиксированы законодательно. То же самое касается вопросов учетных регистров, основ формирования денежной оценки имущества, подхода к составлению бухгалтерской отчетности.

Вместе с тем, формулируя требования к учету, законодательство не должно содержать каких-либо ограничений на подходы к реализации этих требований. Организация учетного процесса, или учетная политика, должна быть прерогативой самого хозяйствующего субъекта. Законодательство не должно содержать положений, хоть в малейшей степени ограничивающих свободу организации в постановке учета. Поэтому нецелесообразными признаны нормы действующего закона в отношении унифицированных форм первичной учетной документации, типовых форм учетных регистров, обязательности применения бумажных технологий, порядка подписания документов и отчетности, порядка проведения инвентаризации и некоторые другие нормы. Кроме того, данные нормы создают базу для исполнения Россией принятых на себя международных обязательств по борьбе с такими угрозами общественному развитию, как коррупция и отмывание нелегальных доходов.

Урок третий заключается в том, что законодательство о бухгалтерском учете, включая стандарты, действенно только тогда, когда оно является продуктом согласия всех участников процесса подготовки и использования внешней финансовой информации. Исходя из этого система органов регулирования бухгалтерского учета должна состоять из двух звеньев. Правительство России обеспечивает проведение единой политики в данной области, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“. Реализацию данной единой политики обеспечивают органы государственного и негосударственного регулирования. Каждый из них выполняет четко определенные функции, имеет свои полномочия.

Органы негосударственного регулирования разрабатывают национальную программу издания стандартов и проекты самих стандартов, участвуют в экспертизе проектов стандартов, издают рекомендации по применению стандартов и обобщают практику учета. Иными словами, эти органы выполняют ту работу, которая связана с созданием, мониторингом системы стандартов и своевременной постановкой вопросов о корректировке этой системы. За органами государственного регулирования остаются функции по приданию официального статуса тем проектам, которые разрабатываются органами негосударственного регулирования.

Данная структура органов регулирования будет обеспечивать общественное признание принципов и правил бухгалтерского учета, которое должно основываться на доверии к содержащим их актам и убежденности в их адекватности и качестве. Система стандартов бухгалтерского учета включает прежде всего принципы формирования бухгалтерской отчетности. Они должны создавать базу для разработки каждого нового стандарта.