В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Сверка с налоговой и ее последствия

Сверка с налоговой и ее последствия

Перед сдачей годовой отчетности желательно проверить, имеет ли учреждение задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если нет - хорошо. В противном случае нужно будет подать уточненные декларации, разобраться с переплатой или недоплатой и пенями.

Для начала сразу определимся: совместная сверка сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться как по заявлению учреждения, так и по требованию инспекции (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 7 ст. 45 НК РФ). Однако в обязательном порядке сверка проводится:

- крупнейшими налогоплательщиками (ежеквартально);

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в связи с переходом из одной налоговой инспекции в другую;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае ликвидации (реорганизации) организации;

- по инициативе налогоплательщика;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

У каждого из этих вариантов есть свои особенности. Но в любом случае сверку осуществляют в соответствии с разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@, далее - Регламент (письмо Минфина, ФНС России от 8 мая 2007 г. N СК-6-25/375@).

Сверка по заявлению

Для того чтобы провести сверку, учреждение должно подать заявление в произвольной форме (рис. 1). Оно должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем. В документе следует указать название учреждения, ИНН, КПП, перечислить виды налогов, по которым нужно провести сверку. Обратите внимание: как правило, сверку по НДФЛ проводят отдельно от остальных налогов.

Руководителю ИФНС N 18
по. СВАО г. Москвы________________________________
От руководителя ГОУ “Лицей N 1893“________________
от 19 декабря 2008 г.

Заявление

Прошу произвести налоговую сверку расчетов ГОУ “Лицей N 1893“ с бюджетом за 2007 г. (2008 г.):

- по НДС;

- по налогу на прибыль;

- по ЕСН.

Руководитель ГОУ “Лицей N 1893“

Рисунок 1

Заявление можно вручить инспектору лично или отправить по почте с уведомлением о вручении (п. 3.4.1 Регламента). В первом случае на втором экземпляре инспектор должен будет поставить отметку о принятии и дате представления заявления.

Далее, если в данных инспекции и учреждения нет расхождений, проверяющие в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должны составить акт по форме 23-а (краткая) (его форма утверждена приказом ФНС России от 4 апреля 2005 г. N САЭ-3-01/138@).

При выявлении расхождений срок проведения сверки, формирования и оформления акта не должен превышать 15 рабочих дней (в них не учитывают дни на доставку актов по почте). При выявлении расхождений инспектор должен провести анализ данных, которые имеются в налоговом органе, и сверить их с первичными документами учреждения. Если выявлено, что ошибки допущены инспекцией, проверяющий подготавливает служебные записки и передает их в отдел, допустивший их. Ошибки исправляют в течение пяти рабочих дней, затем информация об их устранении направляется в отдел работы с налогоплательщиками (п. 3.1.5 Регламента). После этого также формируется акт по форме 23-а (краткая).

Внимание

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, которая включает сверку расчетов с налоговой инспекцией (ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ)*(1).

Если же ошиблось учреждение, инспектор должен выслать ему Уведомление (приложение 1 к Регламенту). Первый экземпляр акта учреждение получит в течение трех рабочих дней. На втором ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

Кроме того, учреждение может написать заявление на выдачу справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени и налоговых санкций (рис. 2). Такой документ формируется на основании приказа ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@. Его выдают или посылают по почте в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. Заметим: если у учреждения по состоянию на дату, указанную в справке, есть начисленные, но не уплаченные суммы, в справке делается запись “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.

Руководителю ИФНС N 18
по. СВАО г. Москвы________________________________
От руководителя ГОУ “Лицей N 1893“________________
от 19 декабря 2008 г.

Заявление

Прошу выдать справку об отсутствии задолженности по состоянию на 1 декабря 2008 года перед федеральным бюджетом Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами фондов. Справка необходима для представления в _________________________.

Руководитель ГОУ “Лицей N 1893“

Рисунок 2

Снятие с учета

При снятии организации с учета в налоговом органе в связи с переходом из одной инспекции в другую или ликвидацией (реорганизацией) сверку проводят вне зависимости от воли организации. В этом случае представителя учреждения пригласят в инспекцию, прислав уведомление, в котором укажут дату сверки (п. 3.3.2 Регламента).

По результатам сверки расчетов также составляется акт по форме N 23-а (краткая) в трех экземплярах (в случае ликвидации - в двух), который визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается учреждению. На втором и третьем ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой остается в инспекции по месту проведения сверки. Второй экземпляр акта ликвидируемой организации передается на хранение в архив инспекции.

Заметим, при смене местонахождения обособленного подразделения также придется провести сверку расчетов. Дело в том, что Налоговый кодекс не устанавливает порядка учета в налоговых органах обособленных подразделений в связи с изменением местонахождения. Поэтому нужно будет провести процедуру их закрытия и открытия новых (письма Минфина России от 14 июля 2008 г. N 03-02-07/1-278, 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275).

Уточнение платежа

Итак, по результатам сверки оказалось, что у учреждения имеется переплата по одному налогу и недоплата по другому. Что делать в этом случае? Следует подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ). Заметим, подавать такой документ можно лишь в том случае, когда ошибка не привела к потерям бюджета (в платежном поручении были неправильно указаны: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус налогоплательщика). К заявлению нужно приложить копии платежных документов.

На основании заявления и акта сверки инспекция уточнит платеж на день фактической уплаты налога. Учреждению при этом выдадут “Решение об уточнении платежа“ (форма утверждена приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. N ММ-3-10/187@).

Пени

После уточнения платежа уплаченная сумма отражается в карточке лицевого счета плательщика. А пени, начисленные на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия решения об уточнении платежа пересчитываются. Специальный срок для этого не установлен. Поэтому применяется срок для рассмотрения заявлений организации о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. N 03-02-07/1-324) - 10 дней со дня получения соответствующего заявления.

Однако, по мнению чиновников, заявление на пересчет пени подавать в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нельзя, так как они не являются налогом или сбором (письма Минфина России от 15 января 2007 г. N 03-02-07/2-3, ФНС России от 15 марта 2006 г. N 19-4-06/000036). Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату взносов на ОПС, говорят они, регулируется статьей 26 Закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ). Эта статья не предусматривает пересчет пеней. Но судьи с такой позицией в корне не согласны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 апреля 2008 г. по делу N А42-4853/2007). Они утверждают, что ни статьей 26 указанного Закона, ни другими его статьями не регламентируется порядок устранения допущенных страхователем ошибок, не повлекших неперечисления взносов, а также последствия такого устранения для расчета пеней. В связи с этим в таких случаях нужно руководствоваться соответствующими нормами Налогового кодекса, то есть в нашем случае статьей 45.

Полезные советы

Примите к сведению несколько советов, которые помогут получить акт и справку о состоянии расчетов с наименьшими проблемами.

1. Собираясь на сверку, захватите заверенные копии деклараций по всему проверяемому периоду, уточненные декларации, платежные поручения, другие первичные документы и карточки по каждому налогу. Кроме того, можно взять в банке выписку из лицевого счета.

2. Бывает так: учреждение проводит сверку, получает акт. Однако на лицевом счете появляются недоплаты, пени и штрафы. Как это возможно? Все очень просто. Чиновники еще не провели камеральную проверку поданной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Поэтому, прежде чем идти на сверку, зайдите в отдел камеральных проверок. Там проверят дату сдачи отчета и правильность арифметического подсчета налога.

Переплата и зачет

При наличии переплаты учреждение вправе написать заявление о зачете или возврате данной суммы. Заявление составляется в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов. Также указывается, по каким налогам (сборам) и на какую сумму имеется переплата и по каким налогам (сборам) в счет предстоящей уплаты (погашения недоимки) ее нужно зачесть. Но, как гласит пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса, это можно сделать лишь в течение трех лет со дня уплаты налога. Однако в письме Минфина России от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-О говорится, что налогоплательщик в случае пропуска указанного срока вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. Тогда будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ, Определение ВАС РФ от 26 июня 2008 г. N 8030/08). А в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 ноября 2006 г. N 6219/06 уточнено, что организации могут потребовать зачет налогов в суде, если с момента сверки расчетов с инспекцией прошло менее трех лет. Эту позицию поддерживают и окружные судьи (постановление ФАС Московской области от 28 июня 2007 г. по делу N КА-А40/5150-07). Однако, если учреждение обратится в суд позже, арбитры уже не помогут (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 марта 2008 г. по делу N А82-1988/2007-28).

Важно отметить, что с 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (письма Минфина России от 22 сентября 2008 г. N 03-02-07/1-370, от 21 октября 2008 г. N 03-02-07/1-412). Например, НДС можно зачесть в счет акцизов, НДФЛ, ЕСН, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биоресурсов, госпошлины (ст. 13 НК РФ). Налог на имущество можно зачесть в счет транспортного налога (ст. 14 НК РФ).

К местным налогам и сборам относится только земельный налог. Поэтому зачесть переплату по нему можно только в счет предстоящих платежей (ст. 15 НК РФ).

При совмещении общего режима налогообложения с уплатой ЕНВД переплата по налогу на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по ЕНВД (п. 7 ст. 12, подп. 3 п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Взносы на обязательное пенсионное страхование

При зачете или возврате взносов на ОПС также возникают трудности. Налоговики отказывают организациям, ссылаясь на то, что это обязанность Пенсионного фонда. Однако и чиновники, и судьи поддерживают налогоплательщиков (постановления Президиума ВАС РФ от 5 сентября 2006 г. N 2776/06, от 5 сентября 2006 г. N 4240/06, ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2007 г. по делу N А17-1619/5-2006, Московского округа от 17 июля 2008 г. по делу N КА-А40/5912-08, письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. N 03-02-07/1-337, от 12 мая 2008 г. N 03-02-07/2-87). Доводы здесь такие. Пункт 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что терорганы Пенсионного фонда могут возвращать страховые взносы, только если невозможно установить, за каких застрахованных лиц платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены. А контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н (далее - Указания), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют администраторы доходов бюджетов.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет (п. 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н).

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в Указаниях, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Ей и производить зачет (возврат) взносов.

Уточненка

Если по результатам сверки выявлены ошибки, нужно подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ) за тот период, в котором была совершена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если установить такой период невозможно, перерасчет базы и суммы налога производится за период, в котором выявлены искажения. Учреждение может направить уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки (письма Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-02-07/1-86, ФНС России от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/1192@, постановление Президиума ВАС РФ от 12 июля 2005 г. N 2769/05).

К уточненным декларациям следует приложить бухгалтерскую справку-расчет, объясняющую причины внесения изменений в ранее представленные декларации (письмо УФНС по г. Москве от 24 января 2007 г. N 18-08/3/05907@).

Если уточненная декларация представляется после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то учреждение освобождается от ответственности при условии, что уточненка была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении инспекцией факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной проверки (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ).

Если уточненка представляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то учреждение освобождается от ответственности при представлении уточненной декларации до момента, когда оно узнало об обнаружении инспекцией неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2008 г. по делу N А19-13516/07-43-Ф02-2423/07). При этом освобождение от ответственности предусматривает освобождение от штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9).

Помимо того в постановлении N А19-13516/07-43-Ф02-2423/07 арбитры указали следующее. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 42 постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при применении статьи 122 Налогового кодекса необходимо иметь в виду, что “неуплата или неполная уплата сумм налога“ означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения определенных действий или бездействия. В связи с этим, если в предыдущем периоде у учреждения имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, отсутствует. Ведь занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у учреждения имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса.

Внимание

Налоговики не вправе отказывать в приеме декларации, когда она составлена по действующей форме. Если форма не соблюдена, инспектор имеет все основания ее не принимать и просто на словах сообщить об этом представителю, через которого подается отчетность. Если до срока сдачи декларации налогоплательщик не успеет представить ее еще раз, но уже в надлежащем виде, учреждению грозит штраф по статье 119 На логового кодекса (письмо Минфина России от 7 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-456). Однако суды считают, что если декларация сдана не по форме, но вовремя, и содержит все необходимые данные для проверки и расчета налога, то она считается поданной в срок (определение ВАС РФ от 26 февраля 2008 г. N 1789/08).

Остановимся на таком моменте. Если началась камеральная проверка поданной первоначальной декларации, представление уточненки ее прекращает и обязывает инспекторов провести камеральную проверку уточненной декларации (письмо Минфина России от 25 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-76). Однако если до момента подачи уточненки налоговики уже нашли в первоначальной декларации ошибки, они должны принять соответствующее решение в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-61).

Следует учесть, что со дня представления уточненной налоговой декларации начинается трехмесячный срок проведения камеральной проверки по такой декларации (письмо Минфина России от 15 ноября 2007 г. N 03-02-07/1-477, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2008 г. по делу N А82-8852/2007-28).

А.Ю. Ильина,

редактор-эксперт I журнала “Бюджетный учет“


“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об инвентаризации в органах Федерального казначейства читайте на стр. 59