В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Введение новых систем оплаты труда

Введение новых систем оплаты труда

Согласно Постановлению Правительства РФ N 583*(1) учреждения образования с 1 декабря 2008 года должны производить оплату труда работников по новому, так как они переводятся на новые системы оплаты труда (НСОТ). В данной статье приведены основные документы, которые используются федеральными государственными образовательными учреждениями для введения новых систем оплаты труда.

Введение НСОТ вызвано прежде всего тем, что Единая тарифная сетка (ЕТС), на основе которой ранее производилась оплата труда, не учитывала всех особенностей деятельности бюджетных учреждений. Специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получали одинаковую заработную плату, которая также не зависела от качества их работы. Это не способствовало стимулированию качественного и результативного труда.

Принципиальное отличие НСОТ от оплаты труда на основе ЕТС состоит в том, что ею предусмотрено разделение работников по видам экономической деятельности. Широкие полномочия передаются руководителям бюджетных учреждений по вопросам распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые нужны в настоящий момент, определения необходимого количества сотрудников для исполнения задач, стоящих перед учреждением.

В целях реализации Постановления N 583 Минздравсоцразвития утверждены профессиональные квалификационные группы, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления, рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений.

В свою очередь, федеральными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета утверждены примерные положения об оплате труда работников по видам экономической деятельности и перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений.

Несмотря на то что главными распорядителями средств федерального бюджета утверждены положения об оплате труда, в каждом учреждении будет разработано свое положение и введена своя система оплаты труда, со своими подходами к оценке труда работников и структуре штатного расписания, установлению окладов.

Профессиональные квалификационные группы

Приказом Минздравсоцразвития РФ N 525*(2) установлено, что все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессионально-квалификационные группы. В свою очередь, внутри каждой группы должности могут быть сгруппированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ. Критерии отнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены в данном приказе. Основным признаком таких критериев является образовательный уровень будущего работника.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, согласно которым должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня. К первому относятся такие должности, как вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части. Второй уровень, в свою очередь, подразделен на первый и второй квалификационные уровни. К первому относятся дежурный по режиму, младший воспитатель, ко второму - диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму.

Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников состоит из четырех квалификационных уровней.

К первому уровню относятся инструкторы по труду, физической культуре, музыкальные руководители, старшие вожатые.

Во второй квалификационный уровень включены инструктор-методист, концертмейстер, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, тренер-преподаватель.

К третьему уровню отнесены воспитатели, мастера производственного обучения, методисты, педагоги-психологи, старшие инструкторы-методисты, старшие педагоги дополнительного образования и старшие тренеры-преподаватели.

Четвертый квалификационный уровень включает преподавателей (за исключением должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу), преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей физического воспитания, старших воспитателей, старших методистов, тьюторов (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), учителей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов (логопедов).

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений имеет три квалификационных уровня.

В первый квалификационный уровень включен заведующий (начальник) структурным подразделением: кабинетом, лабораторией, отделом, отделением, сектором, учебно-консультационным пунктом, учебной (учебно-производственной) мастерской и другими структурными подразделениями, реализующими общеобразовательную программу дополнительного образования детей (за исключением должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных ко второму квалификационному уровню).

Второй квалификационный уровень объединяет следующие должности: заведующий (начальник) обособленным структурным подразделением, реализующим общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей, начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, сектора, учебно-консультационного пункта, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебного хозяйства и других структурных подразделений образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования (за исключением должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к третьему квалификационному уровню), старший мастер образовательного учреждения (подразделения) начального и (или) среднего профессионального образования.

В третий квалификационный уровень включен начальник (заведующий, директор, руководитель, управляющий) обособленного структурного подразделения образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования.

Для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 217н утверждены иные профессиональные квалификационные группы должностей работников. Например, профессиональные квалификационные группы должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала подразделены на три квалификационных уровня:

- к первому отнесены: диспетчер факультета, специалист по учебно-методической работе, учебный мастер;

- ко второму: специалист по учебно-методической работе II категории, старший диспетчер факультета, учебный мастер II категории;

- к третьему: специалист по учебно-методической работе I категории, тьютор, учебный мастер I категории.

Должности профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений разделены на шесть квалификационных уровней. Например, в первый квалификационный уровень включены должности профессорско-преподавательского состава - ассистент и преподаватель, а также должности руководителей структурных подразделений - начальник (директор, заведующий, руководитель): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, питомника, подготовительных курсов (отделения), студенческого бюро, учебного вивария, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебной станции (базы) и других подразделений (кроме должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к 2-м квалификационным уровням), помощник проректора, помощник ректора, руководитель (заведующий) учебной (производственной, учебно-производственной) практики, ученый секретарь совета факультета (института).

Поскольку список должностей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу и руководителям структурных подразделений, довольно обширный, не будем перечислять все из них.

Кроме того, приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н и 248н утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих.

Стимулирующие выплаты

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.

Этот перечень небольшой, он включает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

Компенсационные выплаты

Кроме перечня выплат стимулирующего характера Минздравсоцразвития Приказом от 29.12.2007 N 822 утвердил также Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. В него включены:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, за пустынность, высокогорный коэффициент, “северные“ надбавки);

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) (а также за расширение зоны обслуживания и за работу вместо временно отсутствующего работника), при сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии));

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда

Во исполнение Постановления N 583 изданы Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н.

Цель данных рекомендаций - оказание практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. В рекомендациях приведены структура и содержание таких положений. Например, они должны содержать следующие главы: общие положения, порядок и условия оплаты труда, условия оплаты труда руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, другие вопросы оплаты труда или заключительные положения.

В главе, посвященной основным условиям оплаты труда, следует предусмотреть порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников, повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям. Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления деятельности, и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС. После чего на основании расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может быть произведена их корректировка в сторону повышения.

Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по профессиональным квалификационным группам рекомендовано рассчитывать на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в определенных разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

В отношении компенсационных выплат указано, что конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения определяются согласно законодательству РФ. Данные выплаты, установленные в процентном выражении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам (без учета повышающих коэффициентов).

В подраздел “Стимулирующие выплаты“ следует включать перечень (конкретные наименования) стимулирующих выплат и их размеры, которые рекомендовано устанавливать в процентном отношении к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим профессиональным квалификационным группам.

Документы, разработанные Рособразованием
для введения новых систем оплаты труда


Перечислим основные нормативные акты, утвержденные Рособразованием для использования их подведомственными федеральными государственными образовательными учреждениями при введении новых систем оплаты труда.

1. Приказом Рособразования от 05.09.2008 N 1169 утверждено, в частности, Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности “Образование“.

На основании примерного положения в каждом учреждении разрабатывается свое положение, в котором определяется порядок формирования фонда оплаты труда работников за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

2. Письмом Рособразования от 28.08.2008 N 1686/12-6 “О новой системе оплаты труда“ для подведомственных образовательных учреждений каждого уровня образования разработаны перечни показателей стимулирования и эффективности их работы. Например, для выплат стимулирующего характера профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений предусмотрены следующие показатели.

---------------------------------T-----------------------------------------------------------------¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+--------------------------------+-----------------------------------------------------------------+
¦Заинтересованность и высокие¦Использование инновационных технологий в сфере развития¦
¦результаты работы, за качество¦образования и науки в образовательном учреждении; ¦
¦выполняемых работ, премиальные¦использование новейших образовательных и информационных¦
¦выплаты по итогам работы ¦технологий в учебном процессе; ¦
¦ ¦ведение активной методической работы по формированию учебных¦
¦ ¦планов; ¦
¦ ¦разработка новых образовательных программ, связанных с внедрением¦
¦ ¦новых направлений и специальностей; ¦
¦ ¦наличие учебников и учебно-методических пособий и разработок,¦
¦ ¦созданных преподавателями образовательного учреждения; ¦
¦ ¦качество преподавания предмета на основе рейтинговой оценки¦
¦ ¦службы качества образовательного учреждения; ¦
¦ ¦качество подготовки студентов, слушателей и обучающихся в¦
¦ ¦образовательном учреждении; ¦
¦ ¦качество работы преподавательского коллектива кафедр вуза на¦
¦ ¦основе рейтинговой оценки службы качества образовательного¦
¦ ¦учреждения; ¦
¦ ¦подготовка студентов и учащихся, завоевавших призовые места в¦
¦ ¦международных, общероссийских и других не менее значимых¦
¦ ¦конкурсах и олимпиадах; ¦
¦ ¦подготовка студентов из числа стипендиатов Правительства РФ или¦
¦ ¦Президента РФ; ¦
¦ ¦высокий профессионализм и качество выполняемой работы ¦
+--------------------------------+-----------------------------------------------------------------+
¦За стаж непрерывной работы,¦Не предусматривается ¦
¦выслугу лет ¦ ¦
L--------------------------------+------------------------------------------------------------------

Показателями стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в частности, являются следующие показатели.

---------------------------T-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За интенсивность и высокие¦Участие во внедрении инновационной образовательной программы в¦
¦результаты работы ¦образовательном учреждении в рамках приоритетного национального проекта¦
¦ ¦“Образование“; ¦
¦ ¦участие в создании и функционировании экспериментальной площадки,¦
¦ ¦ресурсного центра на базе образовательного учреждения; ¦
¦ ¦участие в выполнении контрольных цифр приема в образовательное¦
¦ ¦учреждение; участие в реализации программ непрерывного¦
¦ ¦профессионального образования; ¦
¦ ¦подготовка победителей (призеров) всероссийских (региональных)¦
¦ ¦олимпиад, смотров, конкурсов и др.; ¦
¦ ¦выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) или¦
¦ ¦исполнение обязанностей временно отсутствующего работника ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За качество выполняемых¦Не менее 5% от общего числа обучающихся, получивших положительные¦
¦работ ¦оценки при прохождении промежуточной аттестации за курс обучения; ¦
¦ ¦превышение плановой наполняемости в группах (подгруппах); ¦
¦ ¦не более 10% от общего числа обучающихся, отчисленных до окончания¦
¦ ¦срока обучения по неуважительной причине; ¦
¦ ¦создание учебно-методических комплексов, учебно-программной¦
¦ ¦документации, учебных пособий, электронных учебников, имеющих¦
¦ ¦положительные рецензии; ¦
¦ ¦руководство курсовыми и дипломными работами (проектами), получившими¦
¦ ¦реальные практические результаты; ¦
¦ ¦использование современных образовательных технологий (в том числе¦
¦ ¦инновационных, информационных) и оборудования, новых форм организации¦
¦ ¦учебного процесса ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За стаж непрерывной¦Ежемесячная надбавка к должностному окладу: ¦
¦работы, выслугу лет ¦а) при стаже от 5 до 10 лет - на 10%; ¦
¦ ¦б) при стаже от 10 до 15 лет - на 15%; ¦
¦ ¦в) при стаже от 15 до 20 лет - на 20%; ¦
¦ ¦г) при стаже свыше 20 лет - на 30% ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦Премиальные выплаты по¦Не менее 75% от общего числа выпускников, получивших положительные¦
¦итогам работы ¦оценки при прохождении итоговой аттестации; ¦
¦ ¦не менее 25% от общего получивших повышенные разряды; ¦
¦ ¦не менее 50% от общего числа выпускников, трудоустроенных по полученной¦
¦ ¦профессии; ¦
¦ ¦участие в развитии предпринимательской и иной приносящей доход¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦организация и проведение среди обучающихся различных¦
¦ ¦культурно-массовых, спортивных и других мероприятий; ¦
¦ ¦участие в развитии научно-технического творчества обучающихся ¦
L--------------------------+------------------------------------------------------------------------

Приведем примерные показатели стимулирования основного персонала подведомственных Федеральному агентству по образованию федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования.

---------------------------T-----------------------------------------------------------------------¬
¦ Выплата стимулирующего ¦ Показатели ¦
¦ характера ¦ ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За интенсивность и высокие¦За условия труда, отклоняющиеся от нормальных: ¦
¦результаты работы ¦ ¦
¦ ¦за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими,¦
¦ ¦интернатами при школе; ¦
¦ ¦за выполнение обязанностей классного руководителя; ¦
¦ ¦за проверку письменных ¦
¦ ¦работ; ¦
¦ ¦за проведение работы по дополнительным образовательным программам; ¦
¦ ¦за организацию профессиональной ориентации; ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦ ¦за выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) или¦
¦ ¦исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без¦
¦ ¦освобождения от своей основной работы; ¦
¦ ¦за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере¦
¦ ¦по сравнению с работой в нормальных условиях); ¦
¦ ¦в случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком¦
¦ ¦выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не¦
¦ ¦менее чем в двойном размере); ¦
¦ ¦за переработку рабочего времени воспитателей, помощников воспитателей,¦
¦ ¦младших воспитателей вследствие неявки сменяющего работника; ¦
¦ ¦за работу в детских оздоровительных лагерях; ¦
¦ ¦за руководство школьными методическими объединениями (предметными¦
¦ ¦комиссиями); ¦
¦ ¦за выполнение обязанностей, связанных с организацией горячего питания,¦
¦ ¦медицинского обслуживания, обеспечения мягким инвентарем, подвоза¦
¦ ¦обучающихся в школу; ¦
¦ ¦за руководство ученическим самоуправлением, детскими общественными¦
¦ ¦организациями ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За качество выполняемых¦За подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов,¦
¦работ ¦спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном,¦
¦ ¦региональном, федеральном, международном уровнях ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦За стаж непрерывной¦Увеличение размера заработной платы: ¦
¦работы, выслугу лет ¦- при педагогическом стаже от 3 до 5 лет - на 10%; ¦
¦ ¦- при стаже от 6 до 10 лет - на 15%; ¦
¦ ¦- при стаже от 11 до 15 лет - на 20%; ¦
¦ ¦- при стаже от 16 до 20 лет - на 25%; ¦
¦ ¦- при стаже свыше 20 лет - на 30% ¦
+--------------------------+-----------------------------------------------------------------------+
¦Премиальные выплаты по¦За достижение высоких результатов в конкретном деятельности ¦
¦итогам работы ¦ ¦
L--------------------------+------------------------------------------------------------------------

Согласно Постановлению N 583 главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников бюджетных учреждений.

Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы.

Также Письмом Рособразования N 1686/12-6 утверждены критерии оценки эффективности работы высших учебных заведений, структур послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских подразделений и подразделений дополнительного профессионального образования.

-------------------------T-------------------------------------------------------------------------¬
¦ Показатели ¦ Критерии ¦
+------------------------+-------------------------------------------------------------------------+
¦Качество подготовки ¦Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; ¦
¦ ¦уровень организации научно-исследовательской работы студентов ¦
+------------------------+-------------------------------------------------------------------------+
¦Содержание и уровень¦Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям¦
¦подготовки ¦государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию ¦
+------------------------+-------------------------------------------------------------------------+
¦Качество подготовки ¦Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам; ¦
¦ ¦соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям¦
¦ ¦государственных образовательных стандартов; ¦
¦ ¦эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования; ¦
¦ ¦уровень организации научно-исследовательской работы студентов; ¦
¦ ¦востребованность выпускников ¦
+------------------------+-------------------------------------------------------------------------+
¦Реализация программ¦Наличие внутривузовского положения о ППО ¦
¦послевузовского профес-+-------------------------------------------------------------------------+
¦сионального образования ¦Количество отраслей наук, по которым осуществляется подготовка¦
¦(ППО) ¦аспирантов, докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество специальностей, по которым осуществляется подготовка¦
¦ ¦аспирантов, докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество обучающихся за счет средств федерального бюджета аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество обучающихся за счет юридических и физических лиц аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество обучаемых граждан иностранных государств - аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Доля защитившихся в срок аспирантов, докторантов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество обучаемых, выбывших до конца срока обучения аспирантов,¦
¦ ¦докторантов ¦
L------------------------+--------------------------------------------------------------------------

Эффективность работы подведомственных федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования оценивают, в частности, по следующим критериям.

--------------------------T------------------------------------------------------------------------¬
¦ Показатели ¦ Критерии ¦
+-------------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦Соответствие деятельности¦Наличие и качество уставных и иных документов (устав, учредительный¦
¦образовательного учрежде-¦договор, локальные акты, лицензия, свидетельство о государственной¦
¦ния уставу и норматив-¦аккредитации, программа развития, план работы образовательного¦
¦но-правовым документам ¦учреждения, учебно-программная документация); ¦
¦ ¦наличие общественной системы управления образовательным учреждением¦
¦ ¦(совет, наблюдательный совет, попечительский совет и так далее) ¦
+-------------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦Уровень организации¦Выполнение контрольных цифр приема обучающихся; ¦
¦управления и контроля за¦полнота выполнения учебных планов и программ; ¦
¦учебно-воспитательным ¦количество обучающихся, получивших повышенные и пониженные разряды,¦
¦процессом, качество¦дипломы (свидетельства) с отличием, отчисленных до окончания срока¦
¦подготовки выпускников ¦обучения по неуважительной причине (в процентах к общему числу); ¦
¦ ¦результаты итоговой государственной аттестации; ¦
¦ ¦участие во всероссийских и региональных олимпиадах, смотрах, конкурсах; ¦
¦ ¦процент охвата обучающихся дополнительным образованием; ¦
¦ ¦наличие концепции воспитательной работы; ¦
¦ ¦процент охвата обучающихся кружковой и спортивно-массовой работой; ¦
¦ ¦наличие студенческого самоуправления ¦
+-------------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦Уровень организации¦Наличие в плане работы разделов по организации управления и контроля за¦
¦управления и контроля за¦деятельностью филиала(ов), бухгалтерской службы, службы по обеспечению¦
¦всеми подразделениями¦безопасности учреждения, учебного хозяйства, общежития, хозрасчетного¦
¦учреждения ¦участка и так далее; ¦
¦ ¦наличие документов о разграничении компетенции между административно-¦
¦ ¦правленческим персоналом и осуществление контроля за деятельностью всех¦
¦ ¦подразделений образовательного учреждения; ¦
¦ ¦процент внебюджетных средств к бюджетным средствам ¦
+-------------------------+------------------------------------------------------------------------+
¦И другие показатели и критерии ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------

Перечень критериев оценки эффективности работы подведомственных Федеральному агентству по образованию федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, представлен в таблице.

-------------------------------T-------------------------------------------------------------------¬
¦ Показатели ¦ Критерии ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦Соответствие деятельности¦Отсутствие нарушений образовательного и трудового законодательства¦
¦образовательного учреждения¦в деятельности образовательного учреждения ¦
¦законодательству в области¦ ¦
¦образования, нормативным¦ ¦
¦правовым актам ¦ ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦Кадровое обеспечение¦Показатель укомплектованности образовательного учреждения¦
¦образовательного учреждения ¦педагогическими кадрами и работниками учебно-вспомогательного¦
¦ ¦персонала ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦Обеспечение высокого качества¦Показатели успешности итоговой аттестации выпускников, в том числе¦
¦обучения и воспитания ¦в форме ЕГЭ, промежуточной внутришкольной аттестации (в том числе с¦
¦ ¦помощью системы накопительных оценок в форме портфолио), единого¦
¦ ¦муниципального тестирования, международного тестирования ПИЗА и¦
¦ ¦другие ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество школьников - победителей и призеров олимпиад и¦
¦ ¦конкурсов, проводимых на муниципальном, региональном, федеральном,¦
¦ ¦международном уровнях ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения в¦
¦ ¦учреждения высшего профессионального образования ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество обучающихся, проявляющих социальную и творческую¦
¦ ¦активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального¦
¦ ¦характера, работе общественных организаций, реализации социальных¦
¦ ¦проектов ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество правонарушений среди школьников ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Реализация компетентностного подхода в образовании: ¦
¦ ¦а) формирование информационно-коммуникативной и социальной¦
¦ ¦компетентности учащихся; ¦
¦ ¦б) формирование готовности школьников к осознанному выбору¦
¦ ¦направления и формы получения профессионального образования; ¦
¦ ¦в) обеспечение преемственности результатов по ступеням образования;¦
¦ ¦г) сохранение и укрепление психического и физического здоровья¦
¦ ¦школьников ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Полнота выполнения требований государственного образовательного¦
¦ ¦стандарта: ¦
¦ ¦а) показатель учебно-материального обеспечения образовательного ¦
¦ ¦процесса; ¦
¦ ¦б) показатель кадрового обеспечения ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦Обеспечение доступности¦Создание условий, позволяющих обучающимся осваивать образовательные¦
¦качественного образования ¦программы, обеспечивающие им успешное развитие в соответствии с¦
¦ ¦возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и¦
¦ ¦предпочтениями: ¦
¦ ¦а) наличие в образовательном учреждении открытых и прозрачных¦
¦ ¦процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и¦
¦ ¦во все классы, с учетом имеющегося количества мест; ¦
¦ ¦б) наличие у родителей и учащихся возможностей для выбора¦
¦ ¦образовательной программы; ¦
¦ ¦в) наличие доступных дополнительных образовательных услуг; ¦
¦ ¦г) обязательность получения образования (отсутствие причин для¦
¦ ¦отчисления) учащимися, не достигшими 15-летнего возраста; ¦
¦ ¦д) соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым¦
¦ ¦образовательным программам; ¦
¦ ¦е) реализация программ предшкольного образования для выравнивания¦
¦ ¦стартовых условий для получения начального общего образования; ¦
¦ ¦ж) организация предпрофильной подготовки для девятиклассников; ¦
¦ ¦з) организация профильного обучения на третьей ступени школы; ¦
¦ ¦и) реализация программ углубленного изучения отдельных предметов; ¦
¦ ¦к) реализация программ дополнительного образования; ¦
¦ ¦л) организация обучения по программам для детей с особыми¦
¦ ¦образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в¦
¦ ¦состоянии здоровья, а также по программам коррекционно-развивающего¦
¦ ¦обучения ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦Создание условий для¦Охват обучающихся (в процентах от общего количества): ¦
¦внеурочной деятельности¦а) занятиями по дополнительным программам; ¦
¦обучающихся и организации¦б) занятиями в спортивных секциях; ¦
¦дополнительного образования ¦в) работой в детских и юношеских общественных организациях ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество программ дополнительного образования детей ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Количество спортивных секций ¦
¦ +-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Финансовая доступность обучения по программам дополнительного¦
¦ ¦образования и занятий в спортивных секциях ¦
+------------------------------+-------------------------------------------------------------------+
¦И другие показатели и критерии ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Приказом Рособразования от 10.07.2008 N 812 утвержден Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности “Образование“. Этим приказом установлено, что к основному персоналу для расчета средней заработной платы и определения должностных окладов руководителей образовательных учреждений относятся: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент, учитель, воспитатель, методист, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, учитель-логопед, тренер-преподаватель, концертмейстер.

Этапы введения новых систем оплаты труда

К основным этапам введения новых систем оплаты труда можно отнести: уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора, внесение изменений в коллективный договор, принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда, заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Согласно ст. 74 ТК РФ, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда, допускается их изменение по инициативе работодателя. Об этом он должен уведомить работника в письменной форме не менее чем за два месяца до введения изменений.

*

В таком порядке можно изменить только условия об оплате труда, изменять трудовую функцию работника и срок его трудового договора нельзя (ст. 74 ТК РФ).

*

Внесение изменений в коллективный договор. В соответствии с п. 1 Постановления N 583 системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

*

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). В том случае, если порядок внесения изменений в коллективный договор не изменен коллективным договором по сравнению с установленной ТК РФ процедурой, для начала процесса коллективных переговоров по внесению изменений и дополнений в коллективный договор руководителю образовательного учреждения нужно направить письменное уведомление об этом в представительный орган работников (ст. 36 ТК РФ).

*

Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда. Образовательное учреждение может принять либо один локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (например, положение об оплате труда), либо несколько (например, положение об установлении условий оплаты труда, о компенсационных и стимулирующих выплатах, об оказании материальной помощи и другие). Любой из этих актов принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к трудовым договорам работников. Подготовка и заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к ним являются завершающим этапом.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н “Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме“ установлены примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения. Согласно данному приказу трудовые договоры или дополнительные соглашения рекомендуется оформлять не позднее 1 декабря 2008 года.

Рассмотрим на примере включение в трудовой договор условий об оплате труда.

Пример.
Приведем выдержку из Трудового договора N 15 педагога учреждения среднего профессионального образования Фролова И.Н., заключенного 28 ноября 2008 г. Так как Положением об оплате труда учреждения предусмотрены различные виды выплат и доплат, информацию о них удобно представить в виде приложения к трудовому договору:

Трудовой договор N 15

г. Киров “28“ ноября 2008 г.

...

4. Оплата труда и социальные гарантии

4.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата согласно Приложению к Трудовому договору, являющемуся его неотъемлемой частью.

Приложение
к Трудовому договору N 15
от “28“ ноября 2008 г.

------------------------------------------T--------------T----------------------------T------------¬
¦ ¦Гарантирован- ¦Гарантированный размер¦Ежемесячные ¦
¦ ¦ ная базовая ¦ежемесячных стимулирующих¦стимулирую- ¦
¦ ¦ зарплата ¦доплат за результативность и¦щие выплаты ¦
¦ +------T-------+качество работы ¦ ¦
¦ ¦ по ¦ по ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюдже-¦внебюд-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ту ¦ жету ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ +-------------T--------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ по бюджету ¦по внебюджету¦ ¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------------+--------------+------------+
¦Должностной оклад педагога Фролова И.Н.¦5 000 ¦ 5 000 ¦ ¦0,5% от доход-¦1% от доход-¦
¦(4-ый квалификационный уровень) ¦ руб. ¦ руб. ¦ ¦ности по вне- ¦ности по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджетной дея-¦внебюджетной¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦деятельности¦
+-----------------------------------------+------+-------+-------------+--------------+------------+
¦Компенсационные выплаты (доплаты): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- за классное руководство ¦ ¦ ¦15% от ставки¦ 500 руб. ¦ ¦
¦- за заведование кабинетом ¦ ¦ ¦10% от ставки¦ 600 руб. ¦До 600 руб.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(бюджет), до¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 000 руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(внебюджет) ¦
¦- за почетные звания и отраслевые¦ ¦ ¦20% от ставки¦ ¦ ¦
¦награды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- за проверку письменных работ ¦ ¦ ¦15% от коли-¦5% от коли-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦чества пед.¦чества пед.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦часов ¦часов ¦ ¦
¦- за книгоиздательскую продукцию ¦ ¦ ¦ 100 руб. ¦ 100 руб. ¦ ¦
L-----------------------------------------+------+-------+-------------+--------------+-------------

И. Зернова,

редактор журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 11, ноябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 5.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ (далее - Постановление N 583).

*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 525 “О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам“.