В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, по исчислению налога на доходы физических лиц в 2009 году

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, по исчислению
налога на доходы физических лиц в 2009 году

С 01.01.2009 вступают в силу изменения, внесенные федеральными законами в Налоговый кодекс в отношении порядка предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов и расходов на обучение. Поэтому работникам финансовых служб будет небезынтересно ознакомиться с основными из них.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 121-ФЗ*(1)

С выходом этого закона с 1 января 2009 года изменяются размеры стандартных налоговых вычетов. Кроме того, расширены границы получаемого работником дохода, при превышении которого стандартные вычеты не предоставляются.

Стандартный налоговый вычет на работника

Напомним, что до внесения изменений размер стандартного налогового вычета, предоставляемого непосредственно на самого работника, был равен 400 руб. и предоставлялся ему до тех пор, пока доход, облагаемый налогом по ставке 13%, не превышал 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход работника становился больше 20 000 руб., этот налоговый вычет не производился.

Вышеуказанный закон с 1 января 2009 года оставил без изменения размер такого вычета, однако им в два раза увеличена сумма дохода, позволяющая применять этот вычет. Таким образом, предоставлять стандартный налоговый вычет на самого работника в размере 400 руб. можно будет до тех пор, пока сумма его дохода не превысит 40 000 руб.

Стандартный налоговый вычет на детей

Напомним, что ранее размер стандартного налогового вычета составлял 600 руб. на каждого ребенка. Данной категории работников вычеты предоставлялись до момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превышал 40 000 руб.

Согласно Федеральному закону N 121-ФЗ с 1 января 2009 года сумма стандартного вычета на каждого несовершеннолетнего ребенка (и ребенка в возрасте до 24 лет, если он студент-очник) возрастет с 600 до 1000 руб. и вычет будет предоставляться до тех пор, пока зарплата родителя не превысит 280 000 руб.

Как и прежде, налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на учащихся очной формы обучения до 24 лет. Вычет должен применяться с месяца рождения ребенка без учета конкретной даты (5, 15, 25-е число месяца) и до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста. Например, если ребенку исполняется 18 лет в июле, то вычет может предоставляться до окончания года (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Причем право на такой вычет имеют не только родители ребенка (или супруги родителей), но и опекуны, попечители (если нет родителей), а также приемные родители ребенка. Если работник воспитывает ребенка самостоятельно, то вычет предоставляется ему в двойном размере до тех пор, пока он снова не вступит в брак.

Налоговый вычет удваивается в том случае, если ребенок в возрасте до 18 лет, а также учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет - инвалиды I или II группы.

Следует отметить такое нововведение Федерального закона N 121-ФЗ, как предоставление возможности одному из родителей получить двойной вычет с начала следующего года, если другой письменно откажется от вычета.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 55-ФЗ*(2)

С изданием Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“ определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также установлены порядок и условия их уплаты, уплаты взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Выход этого закона послужил поводом для внесения Федеральным законом N 55-ФЗ дополнительных пунктов в отдельные статьи Налогового кодекса по исчислению НДФЛ.

Так, статья 217 дополнена п. 38 и 39, согласно которым к доходам, не подлежащим налогообложению, относятся взносы:

- на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом N 56-ФЗ (п. 38). Под этим подразумеваются взносы, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, установленных этим законом (п. 4 ст. 2 Федерального закона N 56-ФЗ);

- работодателя в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались (п. 39).

Пункт 1 статьи 219 дополнен пп. 5, согласно которому при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме уплаченных им в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере фактически произведенных расходов. Причем такой вычет предоставляется на основании либо представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, либо справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Кроме того, Федеральным законом N 55-ФЗ увеличен предельный размер фактически произведенных расходов, учитываемых при предоставлении социальных налоговых вычетов. Так, с 1 января 2009 года социальные налоговые вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в течение налогового периода. При этом не учитываются расходы на обучение детей налогоплательщика и на дорогостоящее лечение супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ, а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

Напомним, что с 1 января 2008 года социальные налоговые вычеты предоставлялись в размере фактически произведенных расходов, в совокупности не превышавших 100 000 руб. в налоговом периоде.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 158-ФЗ*(3)

С 1 января 2009 года к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, относятся суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Напомним, что в 2008 году НДФЛ не облагались только суммы, выплачиваемые детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях либо за их обучение указанным учреждениям (п. 21 ст. 217 НК РФ).

А. Солнцева,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12, декабрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.07.2008 N 121-ФЗ “О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

*(2) Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“.

*(3) Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ “О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“.