В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Налогообложение грантов

Налогообложение грантов

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ*(1)). Финансирование на основе грантов осуществляется в целях поддержки системы образования, а также совершенствования организации и выполнения научных исследований, проводимых молодыми учеными вузов. В данной статье рассмотрим основные моменты налогообложения грантов.

Расходование средств, полученных в виде грантов, осуществляется на основании сметы доходов и расходов и только на те цели, на которые они получены. Если образовательное учреждение имеет несколько грантов, то смета должна быть составлена по каждому из них.

С учетом норм Налогового кодекса и недавно вышедших разъяснений, изложенных в Письме ФНС РФ от 29.09.2008 N ШТ-15-3/1078@ “О налогообложении грантов“ (далее - Письмо N ШТ-15-3/1078@), рассмотрим, как учитываются средства в виде грантов при исчислении налогов.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Поскольку операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), у передающей стороны (грантодателя) не возникает объекта обложения НДС.

У учреждения-грантополучателя денежные средства (гранты) не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат обложению НДС, если:

- они не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), так как пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ гласит, что налоговая база по НДС увеличивается только на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

- они получены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со ст. 149 НК РФ освобождены от обложения НДС;

- они получены некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности (Письмо N ШТ-15-3/1078@).

В данном письме ФНС заостряет внимание на том, что вопрос применения льготного режима обложения НДС должен рассматриваться в отношении каждой конкретной ситуации и решаться в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.

Налог на прибыль

Налоговая база по налогу на прибыль определяется налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 17 ст. 270 НК РФ учреждения-грантодатели не учитывают в составе расходов при исчислении налога на прибыль стоимость имущества, переданного в рамках целевого финансирования.

Для учреждений-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль, которые позволяют им не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.

Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиками в рамках целевого финансирования. Напомним, что к данным средствам относится имущество, полученное и использованное учреждением-грантополучателем по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе и в виде полученных грантов. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Следует учитывать, что грантами в целях применения гл. 25 НК РФ признаются денежные средства или иное имущество, в случае если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями согласно перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О Перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“.

Положения указанного постановления действуют до 01.01.2009. После этой даты следует пользоваться Перечнем международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

Таким образом, в целях обложения налогом на прибыль имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом и поэтому подлежит включению в налоговую базу;

- гранты выделяются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения;

- обязательность предоставления грантодателю отчетности о расходовании средств.

Если полученный учреждением грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию или к целевым поступлениям, он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2008 года из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц исключены суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ не только международными и иностранными организациями, но также и российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

В Письме N ШТ-15-3/1078@ сообщается, что в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - Перечень).

Российские организации могут претендовать на включение в Перечень, если они имеют статус некоммерческой организации, а гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. При этом данные программы должны соответствовать национальным интересам РФ и международным обязательствам и законодательству РФ.

В документах, представленных грантодателем для рассмотрения вопроса о включении организации в Перечень, должны найти отражение следующие данные:

- полное официальное наименование организации;

- вид организации (по учредительным документам);

- когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу);

- на какие цели выделяются гранты;

- данные о размере грантов;

- список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей - количество выданных грантов);

- программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в РФ.

Решение о включении учреждений в Перечень выносится федеральными органами исполнительной власти РФ, отвечающими соответственно за науку и техническую политику, образование, культуру и искусство в РФ. В случае положительного решения указанные органы подготавливают проекты постановления Правительства РФ и с соответствующими материалами направляют в Правительство РФ, предварительно согласовав их с Минэкономразвития, Минфином и Минюстом.

В случае отказа отдельным организациям во включении в Перечень, они извещаются о таком решении.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом следует учитывать, что в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в ФСС, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Таким образом, при предоставлении грантов на основании договоров гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг), заключаемых с физическими лицами - грантополучателями, сумма гранта в части вознаграждения физическому лицу за выполненные работы (оказанные услуги) подлежит обложению ЕСН только в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

В том случае, если получатель гранта при выполнении работ (оказании услуг) произведет по договору затраты, подтвержденные документально, то сумма гранта, возмещающая такие расходы, не облагается ЕСН на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

И. Зернова,

редактор журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12, декабрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“.