В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Проблемы пенсионного обеспечения в Германии и новейшее законодательство

Проблемы пенсионного обеспечения в Германии и новейшее законодательство

Пожалуй, нет сегодня страны в мире, где бы правительство и население не были озабочены такой насущной проблемой, как достойное обеспечение старости. Это касается и тех стран, которые совсем недавно казались благополучными, высокоразвитыми или, как принято их называть, цивилизованными. Сюда относятся, в первую очередь, такие европейские страны, как Германия, Франция, Великобритания и др. Возникновение проблемы ученые связывают с общемировым экономическим застоем и старением населения, хотя второй фактор сам по себе играет отрицательную роль в экономическом развитии любой страны.

Старение нации становится не только определяющим условием прогрессирующей бедности, но и угрозой экономической безопасности страны. Этой проблеме был
посвящен декабрьский 2004 г. доклад на так называемом “Музейном вечере“ в немецком Бундесбанке, участницей которого была автор статьи. Первоначальное название в программе было обозначено как “Старая страна - бедная страна?“ На заседании же это название прозвучало не так фатально, как предполагалось, а именно “Демографические сложности роста и благосостояния в Германии“. Тем не менее проблема все более стареющего населения была рассмотрена как экономический и общественно-политический вызов современным индустриальным обществам.

Представленный в начале марта 2004 г. правительством Германии “Отчет о бедности и богатстве“ вызвал шок в немецком обществе. Выяснилось, что массовое обнищание населения - это уже не иллюзия, а жестокая правда. За период с 1988 по 2003 г. доля жителей страны, чей достаток характеризуется как “близкий к нищете“, выросла с 12,1 до 13,5%. Правда, понятие нищеты в Германии несколько отличается от России. Здесь это не обязательно бездомный оборванец, ночующий на вокзале или живущий на мусорной свалке, а также не многодетная мать-попрошайка. Бедность здесь определяется как неспособность собственными силами обеспечить себя одеждой, жилищем, питанием и другими жизненно необходимыми вещами. В формулировке Еврокомиссии различаются “абсолютная бедность“ и “относительная“.

Первая принята для развивающихся стран и предполагает существование на сумму менее 1 доллара в день. Сделаем маленький расчет и посмотрим, сколько долларов в день приходится у российского пенсионера. Например, у московского доцента “в отставке“ пенсия составляет около 2 000 руб в месяц. Из этой суммы вычтем 1 500 руб на коммунальные услуги за 3-комнатную приватизированную квартиру. Нетрудно догадаться, что у вас останется 500 руб. на ваше, так сказать, самообеспечение, т.е. 16,7 руб., или 60 центов, на день. Мы
не учли здесь весьма существенной так называемой “лужковской“ надбавки к пенсии. Она составляет примерно 1 000 руб. Тогда в вашем кармане остается 1 500 руб., или 50 руб. на день. Этого хватит на буханку хлеба и банку сока или молока. Нельзя забывать также, что подобная надбавка действует только по Москве, она не работает даже в Подмосковье, не говоря уже о России. В этом примере взят экстремальный случай, когда пенсионер живет одиноко и занимает большую квартиру. Выход из этой ситуации, как из любого положения, всегда есть, и даже не один. Во-первых, работать нужно до тех пор, пока носят ноги или пока не попросили освободить место. Во-вторых, если вы еще не потеряли вкуса к жизни, можно подыскать себе в спутники жизни такого же одинокого бедолагу, тогда вы будете иметь уже две пенсии. В-третьих, вы можете объединиться со своими соседями в одну квартиру и вспомнить старые, добрые времена коммуналки, а освободившуюся площадь сдавать в аренду. Можно еще придумать разные варианты в зависимости от фантазии. И чтобы вам совсем не стало грустно, будете готовиться к повышению тарифов за коммунальные услуги в 2-3 раза, как это предусмотрено надвигающейся реформой жилищно-коммунального хозяйства.

А если говорить всерьез, то нужно обратить внимание на невиданную доселе проблему, с которой столкнулась в последние годы Германия, - резкий рост преступности среди пенсионеров. В двух федеральных землях - Баден-Вюртенберге и Гессене - уже открыты специальные отделения для пожилых арестантов. Говоря о прогрессирующей сегодня “седовласой преступности стареющего немецкого государства“, известный криминалист профессор Артур Кройцер приводит статистические данные, согласно которым только в течение 2003 г.
в Германии полиция зарегистрировала 150 тысяч подозреваемых старше 60 лет, а число пожилых преступников, уже отбывающих свой срок заключения в немецких тюрьмах, возросло за последние 10 лет в 3 раза. Если эта тенденция сохранится, то к 2050 г. каждому третьему заключенному будет не менее 60 лет. В числе важнейших причин роста пожилой преступности выделена материальная. Цены на продукты питания, отопление и жилье беспрерывно повышаются, в то время как пенсии либо индексируются непропорционально росту цен, либо замораживаются на определенном уровне, что приводит к постепенному обнищанию пожилых людей. Если учесть, насколько немецкое общество законопослушно, то такая информация приводит в трепет. Давайте, однако, вернемся к понятию “относительная“ бедность, которое выведено для развитых индустриальных стран. “Обнищавшими считаются отдельные лица, группы лиц и семьи, которые располагают столь малыми материальными, культурными и социальными возможностями, что исключаются из образа жизни, минимально приемлемого для страны проживания“. Вот эта самая “относительная бедность“ и захлестнула сегодня Германию. Бедным в ФРГ считается в 2005 г. тот, у кого доход “нетто“ выходит 938 евро, т.е. 60% среднемесячного дохода и меньше. Как показывают проведенные в Германии исследования, беден сегодня именно наемный работник, особенно одинокий и имеющий детей. Степень риска оказаться за чертой бедности для семей с ребенком, где работают один или оба взрослых, выросла по сравнению с 1998 г. с 12,6 до 13,9%. У матерей и отцов-одиночек показатель этот ужасающе высок- 35,4%.Это объясняется катастрофической нехваткой мест в детских учреждениях, что не позволяет родителям решиться даже на неполный трудовой день, а потому они - первые в рядах долгосрочно безработных, число которых побило очередной рекорд,
составив 5,2 млн человек. Вот уж воистину плох капитализм без элементов социализма! В нашей стране все-таки можно пристроить ребенка в детский сад и пойти работать, если очень хочется или даже если совсем не хочется.

Следует отметить, что вопрос рождаемости в Европе приобрел стратегическое значение. Об этом много говорят в прессе, он часто обсуждается в правительстве и разных партайтагах всех партий. Статистические данные свидетельствуют, например, что на 1 ребенка-немца приходится 3 ребенка-иностранца. Подсчитано, что на достойное содержание подростка в Германии на сегодня необходимо тратить 800 евро в месяц. Сюда входят полноценное питание, современная одежда, обучение в приличной школе, покупка современных электронных игр, соответствующих возрасту транспортных средств, оплата развлечений и полноценного отдыха. А это, как показывают предшествующие данные, практически недосягаемо для большинства семей. В итоге большинство молодых людей как женского, так и мужского пола не торопятся жениться или выходить замуж, и уж тем более заводить детей. Здесь очень распространен новый тип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Они называются “Freund und Freundin“, что по-русски означает “друг и подруга“ и что примерно соответствует нашему гражданскому браку, с той разницей, что если совместное проживание зарегистрировано, то у обоих меняется налоговый класс. Это означает, что теперь доход “брутто“ будет считаться на двоих с вытекающими налоговыми последствиями. Однако эта проблема требует своего исследования и не является предметом нашей статьи.

Вопрос рождаемости был задет здесь не случайно. Общеизвестно, что у государственных пенсионных систем, включая германскую и российскую, существует один главный принцип, так называемый “договор поколений“. Суть его заключается в том, что деньги, перечисляемые в государственный пенсионный фонд, должны обеспечивать старость
ныне здравствующих пенсионеров. Но немецкое общество неуклонно стареет, вседствие чего пенсионные взносы растут, а пенсии, наоборот, уменьшаются. Если раньше было примерно 8 работающих на одного пенсионера, то сегодня чуть более двух, и в дальнейшем ожидается только ухудшение ситуации. По проведенным расчетам, через 25 лет на одного пенсионера будет приходиться только один работающий. Думается, в этой ситуации не спасут Германию ни многочисленные иммигранты, ни их дети, поскольку именно эта категория людей занята на самых низкооплачиваемых работах и соответственно производит малые отчисления в пенсионный фонд. Кроме того, преобладающая часть иммигрантов в Германии - это выходцы из мусульманских стран, где несколько по-иному считают потребности на содержание детей и поэтому рожают их куда более охотно, чем немецкие расчетливые мамы.

Негативные тенденции начали проявляться в Германии в середине 1990-х гг. Перед законодателями встали две противоположные по своей сути задачи. С одной стороны, требовалось не допустить чрезмерного обременения пенсионными платежами работающих, с другой - найти способ смягчения уменьшения размера государственной пенсии для будущих пенсионеров. Именно поэтому с 2002 г. государственная пенсия была дополнена системой мер по обеспечению старости в частном порядке за счет накопления капитала. Имеется в виду Закон о поддержке старости (Altervermogengesetz). Фактически, это закон о государственной поддержке частного пенсионного страхования. Меры, предусмотренные этим законом, призваны сбалансировать сокращение размеров пенсий, получаемых из государственного пенсионного фонда, и в то же время содействовать поддержанию того жизненного уровня, который существовал у человека в период его трудовой деятельности. Это то частное пенсионное страхование, которое было и есть в Германии и которое так категорически не прижилось в России сначала из-за отсутствия
какого-либо законодательства, а затем из-за полного отсутствия к нему доверия. Именно эти частные фонды прекрасно дополняют выплаты из государственного фонда и обеспечивают безбедное существование немецким людям пожилого возраста, которых неизменно можно видеть круглый год на известных мировых курортах. Не нужно, правда, забывать о том, что платить эти взносы нужно было из собственного кармана в течение многих лет, и довольно приличную сумму.

Закон о поддержке старости не распространяется на лиц, ведущих индивидуальную трудовую деятельность, и госслужащих, т.е. на тех, кто достаточно зарабатывает, чтобы отчислять на пенсию и не нуждается в государственной поддержке. Страхование состоит в накоплении денежных средств, которые с наступлением пенсионного возраста будут выплачены застрахованному лицу с процентами. Законом предусмотрено, что каждый наемный работник получит государственную финансовую поддержку применительно к будущей дополнительной пенсии. В нем предусмотрены два вида государственной поддержки: система прямых доплат к частным договорам пенсионного обеспечения и система списания с заработка, облагаемого подоходным налогом, определенных сумм в рамках “особых расходов“, потраченных работником на создание пенсионного частного капитала. Частное страхование, которое в некотором объеме финансируется государством, часто называют “пенсия Ристера“. Название это происходит от имени министра труда ФРГ, под чьим началом была внедрена эта система. Для того чтобы программа частного пенсионного страхования использовала государственные средства, необходимо, чтобы договор о страховании соответствовал всем без исключения 12 критериям надежности, предусмотренным в законе.

Прежде всего, программа страхования должна быть сертифицирована по следующим критериям:

взносы в стадии накопления должны быть непрерывными, а информация о состоянии накоплений предоставляется ежегодно;

продажа договора или передача его в залог исключены;

выплата накопленных средств начинается не ранее сроков, предусмотренных по закону или при
исполнении 60 лет;

переход к другой страховой компании возможен только в стадии накопления.

Предполагается, что к 2008 г. размер минимальных ежегодных отчислений застрахованного составит 4% суммы его налогооблагаемого годового дохода. Для получения максимально возможной поддержки со стороны государства участник программы должен вносить, по крайней мере, от 30 до 90 евро ежемесячно. Кроме того, застрахованный имеет возможность пользоваться налоговыми льготами. Так, с этого года можно будет списывать с налогов 60% средств, направленных в качестве взносов в частные и государственные фонды пенсионного страхования. Не облагаемая подоходным налогом сумма будет ежегодно увеличиваться на 2% до 2025 г.

В целом, размер государственной части “пенсии Ристера“ зависит от таких факторов, как семейное положение, количество детей, уровень доходов и размер взносов. В каждом конкретном случае все расчеты производятся индивидуально. Круг лиц, которые могут быть охвачены данной программой, не ограничивается только трудоустроенными гражданами. Возможность участия в ней получили и безработные. Большим преимуществом закона является то, что в нем впервые реализован фактор наличия в семье детей. Например, если работник воспитывает одного или нескольких детей, то сумма увеличивается более чем в 2 раза.

Система пенсионного обеспечения Ристера, как и всякая другая, имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее:

государственные доплаты (особенно для семей с детьми) и снижение налогов; сертификация страхования, а следовательно, и контроль возможных рисков; более высокие государственные доплаты в процентном соотношении к взносам для лиц, имеющих низкий доход. Недостатками “пенсии Ристера“ необходимо назвать следующее: высоких доходов от вложения средств не предвидится, поскольку сертификация продукта ограничивает инвестиционные возможности страховой компании, которая в соответствии с требованием государства вынуждена будет создавать резервы,
гарантирующие взносы. В этом случае вы избегаете риска, но, как говорится, не пьете шампанского;

при выплате пенсия полностью подлежит налогообложению. Но нельзя забывать, что в свое время
вы списывали с налогов 60% средств, направляемых в качестве взносов в государственный и частный пенсионные фонды, да еще государство вам приплачивало. Вот и настала очередь рассчитаться с ним за помощь и надежную защиту в старости;

выплаты будут производиться только по достижении 60 лет. Если учесть высокую продолжительность жизни в Германии, то это совсем юношеский возраст и вы можете наслаждаться жизнью еще лет 25-30;

если получатель пенсии рано скончался, то его прямым наследникам выплачивается только часть взносов, а непрямым - придется возвращать государственные доплаты, а также заплатить налог на наследство. “Пенсию Ристера“ можно получать только в Германии, и если вы осень своей жизни захотите провести на Богамах или Канарских островах, то сумму государственных доплат нужно будет вернуть.

Новые правила налогообложения сегодня касаются лишь тех людей, у которых сумма пенсии и других доходов превышает 1 575 евро в месяц. Это примерно 3,3 млн человек. Уже с начала этого года ровно половина их пенсии будет подлежать налогообложению. Людям, которые достигнут пенсионного возраста в 2006 г., придется платить налоги с 52% своих доходов; ущедшим на покой в 2007 г. - уже с 54%. В течение ближайших 15 лет налоговая ставка для пенсионеров будет ежегодно увеличиваться на два, а затем на один процент. Завершится реформа к 2040 г. К этому моменту налогообложению будет подлежать вся пенсия. Пока же те, кто получает пенсию меньше 1 575 евро, а это 14 млн пожилых людей, живущих
в Германии, от налогов освобождены.

Таковы основные проблемы пенсионного обеспечения в Германии и предполагаемые способы их преодоления.

Т.Е. Алексеева,

кандидат экономических наук, доцент

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 9, май 2005 г.