В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Приобретаем мягкий инвентарь

Практически в каждом учреждении используют мягкий инвентарь. Это и обмундирование, и одежда, и обувь, и постельные принадлежности. В последнее время произошли достаточно большие изменения в учете таких объектов. И по сей день у бухгалтеров возникают некоторые затруднения. О том, как их разрешить, мы и поговорим.

При отражении поступления мягкого инвентаря следует обратить внимание на предмет договора, заключенного между учреждением и его контрагентом. Если предметом договора является приобретение мягкого инвентаря, то отношения между контрагентами регулируются договором купли-продажи (глава 30 ГК РФ). Если же учреждение не приобретает мягкий инвентарь, а заключает договор на его создание, обращаться следует к главе 37 Гражданского кодекса “Подряд“. Договор
подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п. 1 ст. 703 ГК РФ). В нашем случае результатом выполнения работы будет мягкий инвентарь.

Пример 1
Учреждение в марте 2007 года приобрело мягкий инвентарь по цене 5900 руб. Договором поставки предусмотрен аванс в размере 30 процентов.

Бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 1 206 22 560
“Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов“ Кредит 1 304 05 340 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов“
- перечислен аванс поставщику - 1770 руб.;

Дебет 1 105 05 340
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря“ Кредит 1 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- 5900 руб. - спецодежда получена, оприходована на склад;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ Кредит 1 206 22 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- зачтен аванс, ранее перечисленный поставщику, - 1770 руб.;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ Кредит 1 304 05 340 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов“
- произведен окончательный расчет с поставщиком - 4130 руб. (5900 - 1770).

Если покупка в у.е.


Право устанавливать цену товара в иностранной валюте (условных единицах) предоставлено организациям пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса. При этом покупатель оплачивает поставщику рублевый эквивалент суммы в иностранной валюте или условных денежных единицах согласно условиям договора.

При пересчете кредиторской задолженности в рубли у покупателя возникают суммовые разницы. Они уменьшают (увеличивают) фактическую стоимость материальных запасов до принятия последних к учету (п. 50
Инструкции 25н, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.).

Пример 2
Учреждение за счет средств от предпринимательской деятельности приобретает мягкий инвентарь. В этом примере учреждение освобождено от уплаты НДС (ст. 149 НК РФ). Стоимость мягкого инвентаря выражена в евро и составляет 300 евро. Мягкий инвентарь поступил в учреждение 11 марта 2007 года, оплачен - 18 марта 2007 года.

Курс Центрального банка России составил (цифры приведены условные):

- на 11 марта 2007 года - 34,40 руб. за евро;

- на 18 марта 2007 года - 34,42 руб. за евро.

11 марта бухгалтер бюджетного учреждения сделал записи:

Дебет 2 105 05 340
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря“ Кредит 2 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- 10320 руб. (300 евро х 34,40 руб.) - отражено поступление мягкого инвентаря;

18 марта:

Дебет 2 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ Кредит 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
10326 руб. (300 евро х 34,42 руб.) - произведены расчеты с контрагентом.

Одновременно сумма 10 326 руб. отражается на забалансовом счете 18 “Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения“.

Сумма 6 руб. (10 326 - 10 320) представляет собой отрицательную суммовую разницу. Так как материальные запасы были уже приняты к учету, бухгалтер не имеет права корректировать их стоимость. Следовательно, возникает вопрос: как учесть данную сумму?

В Инструкции N 25н четких разъяснений для данной ситуации нет. Однако в пункте 217 приведен такой текст: “Суммы положительной (отрицательной) переоценки отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 01 171 “Доходы от переоценки активов“ и дебету (кредиту) соответствующих счетов аналитического учета счета 0 100 00 000
“Нефинансовые активы“, счета 0 200 00 000 “Финансовые активы“, счета 0 300 00 000 “Обязательства““. Следовательно, в данной ситуации следует сформировать следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 2 401 01 171
“Доходы от переоценки активов“ Кредит 2 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- в руб. - отражена отрицательная суммовая разница.

Инвентарь на заказ

Порядок отражения работ по изготовлению мягкого инвентаря зависит от того, кому принадлежит материал, из которого он изготовлен.

7. Материал подрядчика. В данном случае оплата договора осуществляется по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ (письмо Минфина России от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880).

Пример 3
Учреждение заключило договор на пошив спецодежды из материала подрядчика. Общая сумма контракта составляет 56 000 руб. Расчеты с подрядчиком произведены в полном объеме.

Бухгалтерские записи будут такими:

Дебет 1 105 05 340
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря“ Кредит 1 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- 56 000 руб. - отражено поступление спецодежды;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ Кредит 1 304 05 340
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов“
- 56 000 руб. - произведены расчеты с контрагентом.

Внимание
Руководителю учреждения необходимо оформить приказ, в котором будет утвержден перечень лиц, ответственных за сохранность, движение, оформление операций, связанных с мягким инвентарем. В документе также должен содержаться список должностных лиц, которые имеют право подписи первичных учетных документов на приобретение, оприходование, выдачу работникам, возврат, обмен, выбытие, списание мягкого инвентаря.

2. Учреждение приобретает материал для изготовления мягкого инвентаря и передает его подрядчику. В этом случае оплата договора осуществляется по подстатье 226 “Прочие услуги“. При этом нужно
сформировать фактическую стоимость мягкого инвентаря, которая состоит из стоимости материала, необходимого для его создания, и стоимости работ подрядчика по его созданию (п. 49 Инструкции N 25н “Об утверждении инструкции по бюджетному учету“, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, далее - Инструкция N 25н). В Инструкции N 25н нет четких указаний на то, каким образом в учете отразить передачу материала, из которого будет изготовлен мягкий инвентарь. Передачу материалов подрядчику следует отразить на счете 0 206 09 000 “Расчеты по выданным авансам за прочие услуги“ по следующим причинам:

- во-первых, для отражения расхода материалов необходимо документальное подтверждение их использования для изготовления мягкого инвентаря;

- во-вторых, если контрагент не выполнил свои обязательства, он должен вернуть ранее полученные материалы. Следовательно, до выполнения им работы необходимо отразить его дебиторскую задолженность перед учреждением.

Пример 4
Учреждение заключило договор по изготовление мягкого инвентаря на сумму 34 000 руб. Для этого контрагенту были переданы материалы на сумму 60 000 руб. Аванс составляет 30 процентов.

Дебет 1 206 09 560
“Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги“ Кредит 1 105 06 440 “Уменьшение стоимости прочих материальных запасов“
- переданы материалы контрагенту для изготовления мягкого инвентаря - 60 000 руб.;

Дебет 1 206 09 560
“Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги“ Кредит 1 304 05 226
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате прочих услуг“
- перечислен аванс за изготовление мягкого инвентаря - 10200 руб.;

Дебет 1 106 04 340
“Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ,услуг)“ Кредит 1 302 09 730
“Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками
и подрядчиками по оплате прочих услуг“
- отражены затраты
по изготовлению мягкого инвентаря (работа подрядчика) и стоимость переданных материалов - 94 000 руб.;

Дебет 1 302 09 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“ Кредит 1 206 09 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов“
- зачет ранее перечисленного аванса и стоимости переданных материалов - 70 200 руб.;

Дебет 1 105 05 340
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря“
Кредит 1 106 04 440
“Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“
- принят к учету изготовленный мягкий инвентарь - 94 000 руб.;

Дебет 1 302 09 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“ Кредит 1 304 05 226 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по оплате прочих услуг“
- произведены окончательные расчеты с подрядчиком - 23 800 руб.

Средства индивидуальной защиты

Определенные трудности возникают при использовании норм приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. N 390. Согласно пункту 2 данного приказа учреждения в 2006 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний могли приобретать работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированные средства индивидуальной защиты по установленным нормам.

При отражении данной ситуации возникали следующие вопросы: - по какой подстатье экономической классификации расходов необходимо оплачивать мягкий инвентарь; - каким образом следует отражать данные операции на счетах бюджетного учета?

С одной стороны, учреждение приобретает средства индивидуальной защиты (мягкий инвентарь). Значит, его оплата должна
отражаться по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. Однако в письме Минфина России от 14 апреля 2006 г. N 02-14-10/880 определено, что по подстатье 213 “Начисления на оплату труда“ отражают расходы, осуществляемые учреждениями в рамках государственного социального страхования за счет средств ФСС РФ в пользу штатных работников. Следовательно, оплату средств индивидуальной защиты следует отражать по подстатье 213 “Начисления на оплату труда“.

Пример 5
Учреждение в соответствии с приказом N 390 приобрело средства индивидуальной защиты на сумму 800 руб. Сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составила 3200 руб.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 1 401 01 213
“Расходы на начисления неоплату труда“ Кредит 1 303 06 730
“Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве - 3200 руб.;

Дебет 1 303 06 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“
Кредит 1 304 05 213
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по начислениям на оплату труда“
- перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве - 2400 руб. (3200 - 800);

Дебет 1 105 05 340
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря“ Кредит 1 302 22 730
“Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“
- отражено поступление средств индивидуальной защиты - 800 руб.;

Дебет 1 302 22 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ Кредит 1 304 05 213
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по начислениям на оплату труда“
- произведены расчеты
с контрагентом -
800 руб.

После необходимо отразить уменьшение задолженности учреждения по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на сумму 800 рублей. Списание мягкого инвентаря на уменьшение кредиторской задолженности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний противоречит пункту 59 Инструкции N 25н. В нем определено, что списание производится не в момент его выдачи в эксплуатацию, а в момент, когда инвентарь приходит в негодность. Следовательно, необходимо сформировать следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 1 303 06 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ Кредит 1 401 01 213 “Расходы на начисления на оплату труда“.

Впоследствии при списании материалов, приобретенных за счет взносов, делают запись:

Дебет 1 401 01 213
“Расходы на начисления на оплату труда“ Кредит 1 105 05 440
“Увеличение стоимости мягкого инвентаря.

С.Г. Хабаев,

доцент кафедры Академии бюджета и казначейства
Минфина России

“Бюджетный учет“, N 3, март 2007 г.