В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Этапы введения новой системы оплаты труда учреждениями здравоохранения

Этапы введения новой системы оплаты труда
учреждениями здравоохранения

В 2007 году Правительством РФ было принято решение о переходе федеральных бюджетных учреждений, в том числе и учреждений здравоохранения, от оплаты труда на основе ЕТС к новым отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования и способным существенно изменить качество оказываемых услуг. В связи с этим Правительством РФ было принято Постановление N 605*(1), в соответствии с которым в период с 01.09.2007 по 31.12.2008 в Российской Федерации необходимо было осуществить постепенный переход на новые системы оплаты труда. Однако в процессе проведения мероприятий по переходу на новые системы оплаты труда Правительство РФ приняло Постановление N 583*(2), в котором установлен конкретный срок введения новой системы оплаты труда - с 01.12.2008. Мероприятия по реализации поставленной задачи предлагаем рассмотреть в настоящей статье.

Сначала напомним, что согласно п. 2 и 3 Постановления N 583 введение новых систем оплаты труда осуществляется руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета (далее - главные распорядители) в отношении работников подведомственных им учреждений с учетом того, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая согласно новым системам оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Следует также отметить, что п. 5 Постановления N 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение об установлении системы оплаты труда). Пунктом 1 данного положения определено, что новые системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим положением.

Этапы перехода на новые системы оплаты труда определены в Информационном письме Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2008 N 6800-АС “Об исполнении графика реализации мероприятий по переходу на новые системы оплаты труда“:

- утверждение штатного расписания;

- утверждение положений об оплате труда работников соответствующих учреждений на основе примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития;

- внесение изменений в коллективный договор (данный этап не предусмотрен в информационном письме, однако, по мнению автора, его следует включить);

- предупреждение работников о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора;

- заключение дополнительных соглашений к трудовому договору.

Далее предлагаем рассмотреть перечисленные мероприятия более подробно.

Утверждение штатного расписания

Штатное расписание - это документ, определяющий структуру учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению. Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден Приказом Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16 (далее - Порядок N 16).

Штатное расписание разрабатывается всеми учреждениями здравоохранения самостоятельно и утверждается ежегодно главным врачом (директором, заведующим, начальником) по состоянию на 1 января по установленной форме (п. 2 и 3 Порядка N 16). При этом порядок расположения структурных подразделений и должностей в нем определяет руководитель учреждения здравоохранения (п. 5 Порядка N 16). Согласно п. 6 Порядка N 16 в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном (например, заведующий структурным подразделением, врачи-специалисты, медицинская сестра, санитарка, водитель автомобиля, уборщик служебных помещений). Не относящиеся к медицинским или фармацевтическим должности проводятся в штатном расписании по немедицинским структурным подразделениям. В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей, соответствующая расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной сметой (п. 7 Порядка N 16).

Переутверждение штатного расписания на предстоящий год необязательно, если в него не вносились изменения либо вносились, но незначительные. В этом случае оформляется перечень изменений (п. 3 Порядка N 16).

Для перехода на новую систему оплаты труда учреждениям здравоохранения при формировании штатного расписания и направлении его на согласование с вышестоящей организацией следует исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений функций, задач и объемов работ. В свою очередь, главным распорядителям при согласовании штатного расписания необходимо обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений.

Рекомендации по разработке
примерных положений об оплате труда


В соответствии с п. 6 Постановления N 583 для введения новой системы оплаты труда Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее - Рекомендации N 425н). Они подготовлены с целью оказания практической помощи главным распорядителям, которые, в свою очередь, утверждают примерные положения об оплате труда работников по видам экономической деятельности для своих подведомственных учреждений. Рекомендациями N 425н предлагается включать в примерное положение следующие разделы:

“Общие положения“;

“Порядок и условия оплаты труда“;

3) “Условия оплаты труда руководителей учреждения, его заместителей, главного бухгалтера“;

4) “Заключительные положения“.

Общие положения. Раздел может содержать ссылку на основание издания примерного положения (например, Постановление N 583), общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основных элементов, краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников (п. 6 Рекомендаций N 425н).

Порядок и условия оплаты труда. Данный раздел может содержать несколько подразделов.

1. Основные условия оплаты труда (п. 7.1 Рекомендаций N 425н). Подраздел включает порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям.

Напомним, учреждениям здравоохранения следует руководствоваться утвержденными Минздравсоцразвития:

- профессиональными квалификационными группами должностей медицинских и фармацевтических работников (Приказ от 06.08.2007 N 526);

- профессиональными квалификационными группами должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (Приказ от 31.03.2008 N 149н);

- профессиональными квалификационными группами общеотраслевых должностей руководителей и служащих (Приказ от 29.05.2008 N 247н);

- профессиональными квалификационными группами общеотраслевых профессий рабочих (Приказ от 29.05.2008 N 248н).

При установлении минимальных размеров окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано учитывать требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также Федеральный закон N 91-ФЗ*(3), устанавливающий с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 руб.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ (повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям) рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих*(4) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(5). При этом дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности. Повышающие коэффициенты устанавливаются в отношении конкретного работника с учетом его профессиональной подготовки, сложности выполняемой им работы, а также степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных перед ним задач, стажа его работы в конкретном учреждении и других факторов.

При применении повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ медицинских работников, замещающих должности, рекомендуется предусматривать категорийность (п. 7.1 Рекомендаций N 425н).

2. Компенсационные выплаты (п. 7.2 Рекомендаций N 425н). Данные выплаты устанавливаются на основе Перечня видов выплат компенсационного характера, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822), в соответствии с утвержденными этим же приказом Разъяснениями о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. При этом конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условий их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов (п. 7.2 Рекомендаций N 425н).

3. Стимулирующие выплаты (п. 7.3 Рекомендаций N 425н). В подраздел следует включить перечень (конкретные наименования) данных выплат, сформированный в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818, а также их рекомендуемые размеры.

Перечень стимулирующих выплат должен отвечать уставным задачам и показателям оценки эффективности работы федерального бюджетного учреждения, устанавливаемым главным распорядителем, а также исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей. Такие выплаты производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда. Конкретные размеры данных выплат устанавливаются по итогам работы и могут определяться как в процентах к минимальному окладу (ставке) работника по соответствующим ПКГ, так и в абсолютном размере.

Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) без учета повышающих коэффициентов (п. 7.3 Рекомендаций N 425н).

Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера. Раздел содержит условия оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений, включая размеры должностных окладов и порядок их индексации, а также размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 8 Рекомендаций N 425н).

Напомним, в соответствии с п. 6 Положения об установлении системы оплаты труда должностной оклад руководителя определяется трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Для учреждений здравоохранения перечень таких работников определен Приказом N 421н*(6) и включает в себя должности врачей-специалистов. При этом Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.04.2008 N 167н.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются согласно п. 7.2 Рекомендаций N 425н, то есть в соответствии с Приказом N 822.

Что касается выплат стимулирующего характера, то для данной категории работников предусматривается самостоятельный перечень стимулирующих надбавок. Они устанавливаются с учетом целевых показателей эффективности деятельности федерального бюджетного учреждения. Например, руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения.

Заключительные положения. В этом разделе отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий работников, а также иные рекомендации по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению главных распорядителей, целесообразно отражать в положениях об оплате и стимулировании труда работников подведомственных учреждений с учетом специфики трудовых отношений (в частности, данная глава может регулировать вопросы оказания работникам материальной помощи из фонда оплаты труда). Кроме того, в главе может определяться порядок делегирования руководителем учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению размеров заработной платы работников филиала (структурных подразделений), компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалами на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений).

Утверждение положения об оплате труда работников

Каждое учреждение здравоохранения принимает локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда, - другими словами, утверждает свое положение об оплате труда работников на основании примерных положений, разработанных для них главными распорядителями. Так, Минздравсоцразвития для своих подведомственных учреждений утвердило примерные положения для работников:

- федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения (Приказ от 28.08.2008 N 463н “О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации“ (далее - Примерное положение N 463н));

- санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений (Приказ от 28.08.2008 N 464н “О введении новой системы оплаты труда работников санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации“).

Фонд социального страхования примерное положение об оплате труда работников своих подведомственных учреждений утвердил Приказом от 29.09.2008 N 217 “Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации“.

В соответствии с положениями ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателями с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).

Статьей 372 ТК РФ установлен порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов. Работодатель направляет в выборный профсоюзный орган проект локального нормативного акта и обоснование по нему. Профсоюзный орган, в свою очередь, не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если профсоюзный орган соглашается с положениями локального нормативного акта, тот утверждается. В случае несогласия с проектом локального нормативного акта работодатель может учесть замечания профсоюза (то есть переделать проект и начать всю процедуру снова) либо в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Если в ходе консультаций стороны не договорятся, то необходимо оформить протокол разногласий. После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт по своему проекту, а профсоюз, в свою очередь, вправе обжаловать его в государственной инспекции труда или в суде либо начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном гл. 61 ТК РФ.

Приведенный порядок касается учреждений, в которых действует выборный профсоюзный орган, однако его можно применять и при принятии проектов локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников. Для этого порядок согласования необходимо закрепить положениями коллективного договора или соглашения.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, являются недействительными (ст. 8 ТК РФ).

Внесение изменений в коллективный договор

Согласно п. 1 Положения об установлении системы оплаты труда новая система оплаты труда устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Следовательно, возникает необходимость внесения изменений и дополнений в коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ либо положениями коллективного договора (ст. 44 ТК РФ). Для начала процесса коллективных переговоров по внесению соответствующих изменений и дополнений руководителю учреждения здравоохранения можно воспользоваться вышеупомянутым порядком (ст. 36 ТК РФ).


Предупреждение работников о предстоящих изменениях
обязательных условий трудового договора


При введении новой системы оплаты труда в соответствии со ст. 74 ТК РФ допускается внесение изменений в определенные сторонами условия трудового договора по инициативе руководителя учреждения здравоохранения, так как в данном случае они не могут быть сохранены по причине, связанной с организационными или технологическими условиями труда. Об изменении условий договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до внесения этих изменений. Однако в таком порядке можно изменить только условия об оплате труда, а не трудовую функцию работника и срок трудового договора.

Заключение дополнительных соглашений
к трудовым договорам


Мероприятие по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам со своими штатными работниками является последним этапом перехода на новые системы оплаты труда. Примерные формы дополнительного соглашения, а также трудового договора утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н “Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме“. Данным приказом трудовые договоры или дополнительные соглашения рекомендовано оформить не позднее 1 декабря 2008 года.

Пример.
Смирнова Екатерина Андреевна работает в должности медицинской сестры в федеральном клиническом медучреждении N 24 с 28 сентября 2002 г. в отделении для онкологических больных. В связи с введением с 1 декабря 2008 г. новой системы оплаты труда с ней необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Для установления нового размера оплаты труда Смирновой Е.А. воспользуемся данными, предусмотренными приложениями к Примерному положению N 463н.

Дополнительное соглашение N 25
к трудовому договору от 28 сентября 2002 г. N 54


г. Москва 1 декабря 2008 г.

Федеральное клиническое медучреждение N 24 в лице главного врача Петрова А.А., действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем “Работодатель“, с одной стороны и Смирнова Екатерина Андреевна, именуемая в дальнейшем “Работник“, с другой стороны заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от 28 сентября 2002 г. N 54 о нижеследующем:

1. Раздел (абзац, пункты) трудового договора изложить в следующей редакции: “За выполнение трудовой функции работнику устанавливаются:

- оклад в размере 2 200 руб. (п. 6 приложения 1);

- компенсационная выплата как работнику, занятому в подразделении, связанном с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в котором дает право работнику на расчет выплаты компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15 за работу в отделении для онкологических больных в размере 330 руб. (п. 1.5 приложения 4);

- стимулирующие выплаты:

а) повышающий коэффициент 0,35 к окладу за 3 квалификационный уровень в размере 770 руб. (п. 6.3 приложения 1);

б) надбавка за 6 лет непрерывной работы в учреждениях здравоохранения 80% от оклада в размере 1 760 руб. (п. 1.1 приложения 5).“.

2. Изменения в трудовом договоре, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступают в силу с 1 декабря 2008 г.

3. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора от 28 сентября 2002 г. N 54, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится у Работодателя в личном деле Работника, второй - у Работника.

М.П.

Оплата труда медицинской сестры Смирновой Е.А. с 1 декабря 2008 года составит 5 060 руб.

В. Лахматова,

редактор журнала “Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12, декабрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(2) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(3) Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ “О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“.

*(4) Выпуск 1 “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства“, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.

*(5) Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.

*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2008 N 421н “Об утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений“.