В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Поступление и списание основных средств бюджетных учреждений

Поступление и списание основных средств
бюджетных учреждений

Основные фонды предприятий в общем случае - это совокупность материальных ценностей (средств производства), переносящих свою стоимость в течение производственного процесса по частям на изготавливаемую продукцию. Основные средства бюджетных учреждений по характеру участия в процессе воспроизводства относятся к группе непроизводственных основных фондов, которые не участвуют в процессе производства и предназначены для непосредственного потребления. Операции поступления и списания основных средств в бухгалтерском и налоговом учете бюджетных учреждений имеют свои особенности. Рассмотрим их.

Поступление основных средств

Основные средства могут поступать в учреждение по договорам купли-продажи, дарения или приобретения за плату, а также в результате изготовления их самим учреждением. Кроме перечисленных способов,
учреждения могут получать основные средства от вышестоящего органа в порядке централизованного снабжения либо безвозмездно от других государственных и муниципальных учреждений.

Принятие объектов основных средств к учету, оформление первичных учетных документов на поступающие основные средства осуществляется комиссией по приемке основных средств учреждения. Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения с включением в ее состав главного бухгалтера и лиц, на которых будет возложена ответственность за приемку и сохранность поступающих объектов основных средств.

Для контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1 000 руб. включительно, а также библиотечного фонда независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Применение КОСГУ при приобретении основных средств

Известно, что первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение, изготовление объектов (п. 12 Инструкции N 25н). К фактическим вложениям относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Перечисленные выше затраты, которые учитываются в составе первоначальной стоимости объекта основных средств, свидетельствуют о том, что приобрести основное средство, используя для этого только одну статью расходов, нельзя. Затраты учреждения по оплате договоров на приобретение основных
средств, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов основных средств в целях обеспечения собственных нужд осуществляются по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ.

Затраты учреждения по оплате договоров на оказание транспортных услуг по доставке основных средств осуществляются по подстатье 222 “Транспортные услуги“ КОСГУ. Если в рамках договора поставки предусмотрена также доставка основных средств поставщиком или какие-либо другие сопутствующие услуги, то их оплата производится исходя из сущности договора в полной стоимости по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ.

Затраты учреждения по оплате договоров на монтаж основных средств, если оборудование не поставлено на учет, оплачиваются по подстатье 226 “Прочие работы, услуги“ КОСГУ. А вот монтаж основного средства, если составлен отдельный договор на услуги по монтажу, при этом оборудование уже поставлено на счет 101 00 000, осуществляется по подстатье 225 “Расходы, услуги по содержанию имущества“ КОСГУ.

По статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ учитываются затраты на монтаж основных средств, если предметом договора является их приобретение, а услуги по монтажу включены в данный договор.

Услуги по страхованию имущества, консультационные услуги при приобретении основных средств осуществляются по подстатье 226 “Прочие услуги“ КОСГУ.

Оплата регистрационных сборов, государственных пошлин в связи с приобретением основных средств производится по статье 290 “Прочие расходы“ КОСГУ.

В случае если учреждение заключило несколько договоров, связанных с приобретением основных средств, каждый из них оплачивается по соответствующему коду КОСГУ в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Присвоение инвентарного номера

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект (п. 18 Инструкции N 25н). Инвентарным объектом основных средств может быть:

- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

-
отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;

- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (смонтированных на одном фундаменте и представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенной работы.

Если у одного объекта несколько частей имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 18 Инструкции 25н).

Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельный объект, им присваиваются отдельные инвентарные номера.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, то они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи) являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Не присваиваются инвентарные номера объектам стоимостью до 1 000 руб. включительно, библиотечного фонда, драгоценностям и ювелирным изделиям независимо от стоимости.

Когда объект является сложным, то есть включает в себя те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть тот же инвентарный номер, что и на основном объекте. Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода, когда он находится в учреждении.

Конкретных указаний по
формированию структуры инвентарного номера Инструкция N 25н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов. Однако инвентарный номер обязательно должен содержать код порядкового номера инвентарного объекта. Например, две первые цифры означают номер аналитического счета (22-й, 23-й разряд счета), третья цифра означает амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, цифры с четвертой по седьмую - порядковый номер в группе. В этом случае инвентарный номер легкового автомобиля может быть 05 3 0010, где код 05 означает, что объект учитывается на счете 101 05 000 “Транспортные средства“; код 3 - что объект относится к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет; код 0010 говорит о том, что это десятый по счету автомобиль, приобретенный учреждением. При присвоении инвентарного номера объекту следует помнить о том, что он должен быть уникальным, то есть инвентарный номер списанного с бюджетного учета основного средства не присваивается вновь принятым к учету объектам. Так, в нашем примере уникальными (неповторяющимися) будут четыре последние цифры - 0010.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте в связи с требованием эксплуатации присвоенный инвентарный номер отражается только в соответствующих регистрах без нанесения на объект.

Бюджетный учет приобретения основных средств

Для учета вложений в объеме фактических затрат при приобретении основных средств предназначен счет 1 (2) 106 01 000 “Капитальные вложения в основные средства“. В соответствии с п. 72 Инструкции N 25н операции по вложениям в объекты основных средств отражаются по дебету счета 1 106 01 310 “Увеличение капитальных вложений в основные средства“ в
корреспонденции с кредитом счетов 1 (2) 107 01 410 “Уменьшение стоимости основных средств в пути (в случае приобретения объектов основных средств по аккредитиву при переходе права собственности на указанные объекты в момент их отгрузки поставщиком), 1 (2) 208 x 660 как уменьшение дебиторской задолженности по соответствующим расходам, 1 (2) 302 x 730 как уменьшение кредиторской задолженности по соответствующим статьям. Таким образом, на счете 1 (2) 106 01 310 собираются все затраты, связанные с приобретением основного средства.

Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками при приобретении основных средств, либо учитываются в составе капитальных вложений (приобретение за счет бюджетного финансирования и средств от приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС), либо выделяются на счет 2 210 01 000 “Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“ (приобретение за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС). В соответствии с п. 166 Инструкции N 25н суммы налога, не включаемые в стоимость основного средства, отражаются по дебету счета 2 210 01 560 “Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам“ и кредиту счетов 2 208 x 660, 2 302 x 730.

Аналитический учет по счету 1 106 01 000 ведется в Многографной карточке по каждому приобретаемому объекту основных средств в разрезе видов затрат. Записи по дебету счета 1 106 01 310 производятся на основании сопроводительных документов поставщиков, других документов.

Принятие к бюджетному учету объектов основных средств отражается по дебету счета 101 хх 310 (как увеличение стоимости соответствующих основных средств) и кредиту счета 106 01 410 по окончании работ, связанных с доведением приобретенных объектов до состояния, в котором
они пригодны к использованию в запланированных целях.

Объекты основных средств, по которым сформирована первоначальная стоимость, находящиеся на складе, также учитываются на счете 1 101 x 310 в разрезе аналитических счетов в зависимости от вида основных средств. При этом по таким объектам производится начисление амортизации в общеустановленном порядке. Так, в соответствии с п. 40 Инструкции N 25н начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету.

Приобретение основных средств за счет
бюджетного финансирования


Рассмотрим операции формирования первоначальной стоимости основных средств на конкретном примере.

Учреждение приобрело медицинское оборудование стоимостью 215?000 руб., в том числе НДС - 32 796,61 руб. Затраты по доставке оборудования составили 8 200 руб., в том числе НДС - 1 250,85 руб. Монтаж оборудования проводился силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в монтаже, составила 12 000 руб.

В данном примере к фактическим затратам на приобретение относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику, в том числе НДС, затраты по доставке оборудования до места его использования, в том числе НДС, и затраты по его монтажу.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие проводки:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оприходовано оборудование ¦1 106 01 310¦1 302 19 730¦ 215 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Отражены затраты по доставке оборудования ¦1 106 01 310¦1 302 05 730¦ 8 200 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Отражены расходы на оплату труда работников, участвовавших¦1 106 01 310¦1 302 01 730¦ 12 000 ¦
¦в монтаже оборудования ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Начислены ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное¦1 106 01 310¦1 303 02 730¦ 3 120 ¦
¦страхование на заработную плату работников по ставке 26% ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Начислены взносы по обязательному социальному страхованию¦1 106 01 310¦1 303 06 730¦ 24 ¦
¦от несчастных случаев на производстве и профессиональных¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваний на заработную плату работников в размере 0,2% ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оборудование введено в эксплуатацию (215 000 + 8 200 +¦1 101 04 310¦1 106 01 410¦ 238 344 ¦
¦12 000 + 3 120 + 24) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

При приобретении основных средств за плату следует иметь в виду, что в 2008 году при авансировании договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“. Пунктом
6 указанного документа установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи в размере:

- до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ;

- до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Бюджетное учреждение приобрело компьютерные столы на сумму 176 000 руб., в том числе НДС - 26 847,45 руб. Согласно договору оплата проводилась в два этапа:

- аванс в размере 30% - 52 800 руб.;

- окончательный расчет на следующий день после получения основных средств.

За доставку столов после выполнения работ транспортной организации заплачено 15 000 руб., в том числе НДС - 2 288,13 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Перечислен аванс по договору на приобретение столов ¦1 206 19 560¦1 304 05 310¦ 52 800 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Получены столы ¦1 106 01 310¦1 302 19 730¦ 176 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Зачтен ранее перечисленный аванс ¦1 302 19 830¦1 206 19 660¦ 52 800 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Произведен окончательный расчет с продавцом столов ¦1 302 19 830¦1 304 05 310¦ 123 200 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оказаны услуги по доставке столов ¦1 106 01 310¦1 302 05 730¦ 15 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оплачены услуги по доставке столов ¦1 302 05 830¦1 304 05 222¦ 15 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Столы введены в эксплуатацию (176 000 + 15 000) руб. ¦1 101 06 310¦1 106 01 410¦ 191 600 ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

Приобретение основных средств за счет
внебюджетных источников


Под основными средствами в налоговом учете понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). То есть все имущество стоимостью до 20 000 руб. относится к материальным затратам.

Первоначальная стоимость основных средств в бюджетном и налоговом учете может не совпадать. Так, в налоговом учете в стоимость амортизируемого имущества не включаются таможенные платежи. В соответствии со ст. 264 НК РФ они относятся на расходы, связанные с производством и реализацией.

В бюджетном учете главным критерием отнесения объекта к основным средствам является срок полезного использования. Стоимостный критерий отнесения объектов к основным средствам отсутствует.

К инвестициям за счет внебюджетных средств относятся капитальные вложения за счет доходов от коммерческой деятельности либо пожертвований юридических или физических лиц и других целевых поступлений. Как указывалось выше, особенностью формирования первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников, является включение (невключение) в ее состав НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками.

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости.

Первый вариант. Если доход от внебюджетной деятельности облагается НДС, то сумма налога, предъявленная поставщиками, не учитывается в первоначальной стоимости основного средства, а по правилам гл. 21 НК РФ и Инструкции N 25н принимается к вычету. При этом должно быть выполнено условие о том, что и в дальнейшем основное средство будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

Бюджетным учреждением приобретено за счет средств от оказания платных услуг, облагаемых НДС, транспортное средство. Его стоимость согласно договору - 428 000 руб., в том числе НДС - 65 288,13 руб. Оплата поставщику проводилась в два этапа:

- аванс в размере 30% - 128 400 руб.;

- окончательный расчет на следующий день после получения транспортного средства.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Перечислен аванс по договору на приобретение транспортного¦2 206 19 560¦2 201 01 610¦ 128 400 ¦
¦средства ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Получено транспортное средство ¦2 106 01 310¦2 302 19 730¦ 362 711,87 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Учтен НДС, относящийся к стоимости транспортного средства ¦2 210 01 560¦2 302 19 730¦ 65 288,13 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Зачтен ранее перечисленный аванс ¦2 302 19 830¦2 206 19 660¦ 128 400 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Произведен окончательный расчет с продавцом транспортного¦2 302 19 830¦2 201 01 610¦ 299 600 ¦
¦средства ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Транспортное средство введено в эксплуатацию ¦2 101 05 310¦2 106 01 410¦ 428 000 ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

Второй вариант. Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками основного средства, формируют его первоначальную стоимость. В бюджетном учете проводки отражаются так же, как и в случае приобретения основного средства за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 - приносящая доход деятельность, а оплата товаров, работ, услуг отражается с использованием счета 2 201 01 000 “Денежные средства учреждения на банковских счетах“.

Третий вариант. Если основное средство приобретается для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период. Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Налогоплательщику предоставлено право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не облагаются НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Учреждение образования приобрело принтер стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1 800 руб.) за счет приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Принтер будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость отгруженных услуг, операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 58%.

Прежде чем привести схему проводок указанных операций, необходимо рассчитать сумму НДС, предъявленную продавцом принтера, которую надо будет включить в первоначальную стоимость основного средства. Она составит 58% от всей предъявленной суммы НДС, или 1 044 руб., значит, выделить на счет 2 210 01 560 необходимо сумму 756 руб.

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Получен принтер ¦2 106 01 310¦2 302 19 730¦ 11 044 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Учтен НДС по приобретенному принтеру ¦2 210 01 560¦2 302 19 730¦ 756 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Произведен расчет с поставщиком ¦2 302 19 830¦2 201 01 610¦ 11 800 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Принтер введен в эксплуатацию ¦2 101 05 310¦2 106 01 410¦ 11 044 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Предъявлен к вычету НДС по приобретенному принтеру ¦2 303 04 830¦2 210 01 660¦ 756 ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

Списание основных средств

Выбытие основных средств в бюджетных учреждениях может происходить по следующим причинам:

- непригодность к дальнейшей эксплуатации вследствие физического износа, морального устаревания;

- безвозмездная передача, внутриведомственная передача;

- недостача, хищение;

- реализация объектов основных средств.

Мы рассмотрим вопросы списания по причине непригодности к дальнейшему использованию вследствие износа, морального устаревания. Списание объектов основных средств включает в себя следующие мероприятия:

1. Определение технического состояния каждой единицы основных средств.

2. Оформление необходимой документации.

3. Получение разрешения на списание.

4. Демонтаж, разборка.

5. Утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации.

6. Списание с балансового (забалансового) учета учреждения.

Основаниями для получения разрешения на списание основных средств являются:

- техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции;

- нецелесообразность дальнейшего использования.

В целях обоснования непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности их восстановления возможно привлечение специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии, сертификаты. Соответственно, расходы на данные мероприятия должны быть предусмотрены в бюджетной смете доходов и расходов учреждения.

Если в структуре учреждения имеется отдел, в обязанности которого входит отслеживать техническое состояние основных средств (транспортный отдел, техническая служба), то определение состояния объекта можно вменить ему в обязанности. Главные бухгалтеры обычно сетуют на то, что специалисты подобных отделов на их просьбу выдать заключение о состоянии объекта просят, в свою очередь, показать инструкцию или какой-либо документ, подтверждающий, что они должны это делать. Решение данного вопроса достаточно простое. Таким документом может быть должностная инструкция инженера или другого специалиста отдела.

При списании основных средств необходимо иметь в виду, что истечение нормативного срока полезного использования основных средств не является основанием для списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому проектному назначению (п. 41 Инструкции N 25н).

За полноту и правильность проведения мероприятий по списанию основных средств, документальное оформление и финансовые расчеты несет ответственность руководитель учреждения или главный бухгалтер по распоряжению руководителя.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при списании (выбытии) объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят должностные лица, в том числе главный бухгалтер, и лица, ответственные за сохранность объектов. Обязанностями данной комиссии являются:

- непосредственный осмотр объекта с целью определения его технического состояния, возможности дальнейшего использования по назначению. При этом могут быть задействованы необходимая техническая документация (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкции по эксплуатации), данные бюджетного учета. Результатом осмотра должно стать заключение о непригодности (пригодности) объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- установление конкретных причин списания (выбытия) объекта, в том числе износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; низкое качество ремонта; ликвидация вследствие реконструкции, перевооружения учреждения; другие конкретные причины;

- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, и внесение предложения о привлечении этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов выбывающего объекта в деятельности учреждения и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;

- составление документации (пакет документов) для согласования списания объектов основных средств.

Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами (п. 21 Инструкции N 25н):

- Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря;

- Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы.

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускается (п. 21 Инструкции N 25н).

Дополнительно к актам о списании могут прилагаться следующие документы:

- копии приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;

- копии инвентарных карточек учета основных средств;

- подготовленные в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчеты об оценке рыночной стоимости имущества, копия лицензии оценщика;

- заключения о техническом состоянии, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- копии технических паспортов;

- копии справок бюро технической инвентаризации о техническом состоянии имущества;

- выписка из реестра федерального имущества (государственного имущества субъекта РФ, муниципального имущества), которой подтверждается, что федеральное имущество (имущество субъекта РФ, муниципальное) внесено в указанный реестр;

- балансовые справки о стоимости основного средства;

- копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

- сведения о прохождении последнего техосмотра;

- техническое заключение на аппарат специалистов системы связи для аппаратов сотовой радиотелефонной связи (радиостанций);

- сопроводительное письмо.

При списании основных средств, выбывших вследствие аварии, кроме перечисленных выше документов, прилагаются:

- копия акта об аварии;

- экспертное заключение о техническом состоянии объекта;

- справка о стоимости нанесенного ущерба.

В случае списания основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации, дополнительно прилагаются справки органов исполнительной власти субъектов РФ, или иных органов местного самоуправления, или территориальных органов МЧС, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.

В случаях хищения или нанесения ущерба дополнительно прилагаются:

- копия постановления о возбуждении уголовного дела или иные документы о принятии мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба;

- копия приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта основных средств;

- копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.

Списание незавершенного строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) осуществляется при наличии: заключения технической экспертизы, выданного организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (копия лицензии прилагается); протокола решения комиссии о нецелесообразности достройки объектов и (или) социальной или иной опасности для людей с предписанием разборки и уничтожения; балансовой справки о произведенных затратах.

При списании недвижимого имущества в связи со строительством, реконструкцией новых объектов и сносом старых комиссия учреждения должна делать во всех документах на списание ссылку на номер проекта, распоряжение главы администрации города о сносе зданий и (или) на акт районной межведомственной комиссии администрации района, с приложением копий этих документов.

Сопроводительное письмо составляется в произвольной форме, в нем указываются:

- перечень основных средств, списание которых подлежит согласованию (или прилагается к письму). В перечне указываются: номер по порядку, наименование имущества, тип, марка, год выпуска;

- обоснование причин списания либо необходимости реализации и нецелесообразности дальнейшего использования основных средств с указанием перечня прилагаемых документов (перечень прилагаемых документов приведен выше).

Все представляемые документы (в том числе и копии представляемых документов, кроме нотариально заверенных) должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. Подлинные экземпляры документов (нотариально заверенные копии) должны находиться в учреждении. В случае необходимости главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) вправе затребовать от учреждения подлинные документы, дополнительные документы или разъяснения, необходимые для рассмотрения вопроса о списании, продаже или изъятии основных средств.

При отсутствии возражений со стороны ГРБС акты о списании основных средств с прилагаемыми документами, обосновывающими списание, представляются для согласования в органы Роснедвижимости.

После утверждения актов о списании основных средств ГРБС и органом Роснедвижимости комиссия учреждения проводит следующие мероприятия:

- снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных надзорных органах;

- производит демонтаж, разборку объекта;

- осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес;

- контролирует сдачу на склад узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию, с представлением накладных в бухгалтерию учреждения для постановки их на учет;

- контролирует сдачу вторичного сырья в организации приема вторичного сырья, с представлением документов в бухгалтерию.

Первые экземпляры актов о списании основных средств передаются в бухгалтерию, вторые - остаются у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и являются основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Материальные запасы, полученные учреждением в результате ликвидации основных средств, принимаются к учету по текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету (п. 52 Инструкции N 25н).

Об уничтожении непригодных материалов, не подлежащих сдаче в металлолом, составляется акт.

Ответственность за результаты работы комиссии по списанию и выполнение всех мероприятий несет руководитель учреждения. Ответственность за полноту и достоверность информации в документах, правильность заполнения форм на списание основных средств несет главный бухгалтер учреждения.

Бюджетный учет списания основных средств

При списании основных средств, пришедших в негодность, сначала списывается начисленная по ним амортизация проводкой:

Дебет аналитических счетов счета 1 104 x 410
Кредит аналитических счетов счета 1 101 x 410
Затем остаточная стоимость объекта списывается на доходы от реализации активов проводкой:

Дебет счета 401 01 172
Кредит аналитических счетов счета 1 101 x 410
Списание основных средств, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, отражается по той же схеме, но с использованием счета 401 01 273 “Чрезвычайные расходы по операциям с активами“.

Рассмотрим пример, когда основные средства списываются по причине морального износа.

Учреждение списало морально устаревшее оборудование, первоначальная стоимость которого - 124 000 руб. Остаточная стоимость равна 15 000 руб. Демонтаж оборудования производила сторонняя организация. Стоимость ее услуг - 4 300 руб. Рыночная стоимость деталей, полученных от демонтажа, - 2 000 руб.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Списана начисленная амортизация оборудования ¦1 104 04 410¦1 101 04 410¦ 109 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Списана остаточная стоимость оборудования ¦1 401 01 172¦1 101 04 410¦ 15 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Сформирована фактическая стоимость запасных частей¦1 106 04 340¦1 401 01 172¦ 2 000 ¦
¦(рыночная стоимость запасных частей, полученных после¦ ¦ ¦ ¦
¦демонтажа) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Отражены расходы по демонтажу оборудования ¦1 401 01 225¦1 302 08 730¦ 4 300 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оприходованы запасные части ¦1 105 06 340¦1 106 04 440¦ 2 000 ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

Рассмотрим списание основных средств со 100%-ным износом.

Комиссия приняла решение о списании двух компьютеров по причине физического и морального износа. Их балансовая стоимость - 62 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%. Рыночная стоимость деталей от демонтажа - 3 800 руб. Детали оприходованы на склад.

В бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

------------------------------------------------------------T------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Списана начисленная амортизация компьютера ¦1 104 04 410¦1 101 04 410¦ 62 000 ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Сформирована фактическая стоимость запасных частей¦1 106 04 340¦1 401 01 172¦ 3 800 ¦
¦(рыночная стоимость запасных частей, полученных после¦ ¦ ¦ ¦
¦демонтажа) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+------------+------------+------------+
¦Оприходованы запасные части на склад ¦1 105 06 340¦1 106 04 340¦ 3 800 ¦
L-----------------------------------------------------------+------------+------------+-------------

Ю. Васильев,

д.э.н. генеральный директор КГ “Аюдар“,

автор книги “Годовой отчет для бюджетных организаций - 2008“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 11, ноябрь 2008 г.