В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Оборонный“ транспортный налог

“Оборонный“ транспортный налог

Уплата транспортного налога федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, является предметом столкновения мнений Минфина России, ФНС России, арбитражных судов и самих органов власти. В статье анализируются различные правовые позиции по данному вопросу.

О том, что транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, сказано в подпункте 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса.

Система МВД России

Минфин России в письме от 4 февраля 2008 г. N 03-05-04-01/4 пришел к выводу, что нормы подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса применяются в отношении транспортных средств, предоставленных для обеспечения деятельности подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а именно милицейским подразделениям. При этом финансовое ведомство указало, что руководство деятельностью вневедомственной охраны осуществляется:

Департаментом государственной защиты имущества Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Центром оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны;

управлениями (отделами) вневедомственной охраны при министерствах внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований;

отделами (отделениями) вневедомственной охраны при органах внутренних дел районов, городов, районов в городах, городских и поселковых отделениях милиции.

Однако ранее в письме ФНС России от 19 сентября 2006 г. N 21-4-04/384@ разъяснялось, что поскольку подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются самостоятельными юридическими лицами и не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, то уплата транспортного налога подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел должна производиться в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По мнению ревизоров, налогоплательщик, зарегистрированный в качестве самостоятельного юридического лица, не является структурным подразделением МВД субъекта РФ, то есть не относится к федеральным органам исполнительной власти. Следовательно, не вправе пользоваться льготой по транспортному налогу. Однако судьи в данном случае поддерживают налогоплательщиков (постановления Западно-Сибирского округа от 23 января 2008 г. по делу N Ф04-365/2008(914-А75-40), ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2007 г. по делу N А39-1131/2007, от 18 сентября 2007 г. по делу N А82-16958/2006-14 и от 31 июля 2007 г. по делу N А38-48-4/35-2007, Московского округа от 26 ноября 2007 г. по делу N КА-А41/11902-07). Относится это и к вневедомственной охране, и к автохозяйству, и к учебным центрам и т.д.

Это важно
В судебном заседании придется представить документы, из которых следует, что налогоплательщик входит в систему МВД РФ, то есть в систему федеральных органов исполнительной власти. Тогда транспортные средства, находящиеся у него на праве оперативного управления, будут освобождены от уплаты транспортного налога

Служители Фемиды указывают, что в статье 2 Закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и воинской службе“ (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Помимо того в статье 1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон N 1026-1) установлено, что милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему МВД РФ.

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 32 (часть 4), 71 (пункт “м“), 72 (пункт “б“ части 1) и 114 (пункты “д“, “е“) военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним (постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П).

Имущество (в том числе транспортные средства) на праве оперативного управления передается учреждениям, а в хозяйственное ведение - государственным и муниципальным предприятиям (ст. 294, 296 ГК РФ).



Следовательно, в целях применения статьи 358 Налогового кодекса транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемые этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Данные выводы подтверждаются и определением ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 16369/07.

Вневедомственная охрана

Относительно отделов вневедомственной охраны арбитры, помимо всего прочего, говорят следующее. В силу статьи 9 Закон N 1026-1 подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел являются бюджетными организациями и составной частью милиции общественной безопасности. Руководство всей милицией в нашей стране осуществляет министр внутренних дел (ст. 7 Закон N 1026-1).

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927).

Таким образом, отделы вневедомственной охраны относятся к органам исполнительной власти Российской Федерации. Поэтому транспортные средства, принадлежащие им на праве оперативного управления, не подлежат обложению транспортным налогом (постановления ФАС Московского округа от 6 сентября 2007 г. по делу N КА-А41/9151-07, Центрального округа от 13 ноября 2007 г. по делу N А62-2299/2007, от 29 октября 2007 г. по делу N А62-2301/2007, решение арбитражного суда Московской области от 20 августа 2007 г. по делу N А41-К2-9520/07).

Минобороны России

Подведомственные Минобороны России учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств (письма Минфина России от 10 апреля 2006 г. N 03-06-04-04/12, от 3 марта 2006 г. N 03-06-01-02/09). Однако такая позиция не находит своего отражения в судах.

Внимание
Нахождение учреждения на налоговом учете в качестве самостоятельного юридического лица не может служить основанием для отказа в применении льготы по налогам при соблюдении требований, установленных подпунктом 2 пункта 4 статьи 474, подпунктом 2 пункта 4 статьи 358 Налогового кодекса (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21 июня 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/1460). Решающую роль для освобождения учреждения от уплаты налогов имеет не его юридический статус, а вхождение в состав федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрены военная служба и использование имущества, находящегося на праве оперативного управления, для нужд обороны (постановления ФАС Московского округа от 3 октября 2007 г. по делу N КА-А41/10532-07, Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2007 г. по делу N А41-К2-5601/07).

Рассмотрим постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. по делу N Ф03-А73/07-2/3104. Арбитры пришли к выводу, что строительное управление военного округа Министерства обороны Российской Федерации отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса, и по этому обоснованно применило льготу по транспортному налогу. Судьи установили, что управление создано в соответствии с приказом Миноброны России. Основным видом его деятельности является выполнение государственного оборонного заказа. На предприятии предусмотрено прохождение военной службы, имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

А в постановлениях того же округа от 12 декабря 2007 г. по делу N Ф03-А73/07-2/5644 и по делу N Ф03-А73/07-2/5597 установлено, что спорные транспортные средства согласно уставу налогоплательщика - окружного военного клинического госпиталя Минобороны России - являются федеральной собственностью, закреплены на праве оперативного управления и не подлежат налогообложению. Данная позиция подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2007 г. N 36/07, 14187/06.

На заметку
Применение подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса не ставится в зависимость от соблюдения порядка регистрации транспортных средств в военной транспортной инспекции или от того, что организация осуществляет помимо специальной деятельности работы гражданского характера (постановление ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу N А49-6779/2006-319А/17).

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17 июля 2007 г. по делу N Ф08-4117/2007-1630А рассмотрел вопрос о правомерности применения освобождения от уплаты транспортного налога военным санаторием. Судьи указали, что налогоплательщик находится в ведомственном подчинении Минобороны и создан в целях осуществления санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и иного контингента в соответствии с действующим законодательством, с использованием природных факторов Сочинского федерального курорта в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, диетическим питанием и другими методами в условиях специально организованного режима.

При этом суд установил, что трудовой коллектив санатория состоит из гражданских лиц, в то же время высшим должностным лицом санатория является его начальник, назначенный вышестоящим начальником органа военного управления. Суд исследовал имеющиеся в деле выписки тарифных разрядов штата должностей, замещаемых военнослужащими санатория, и указал, что в учреждении предусмотрено прохождение военной службы, при этом имущество налогоплательщика находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

ВАС РФ также поддержал данные выводы в определении от 12 ноября 2007 г. N 14547/07.



Следует отметить, что суды при рассмотрении подобных ситуаций зачастую отклоняют доводы налогового органа о неправомерности применения освобождения от уплаты транспортного налога, мотивированные тем, что работниками налогоплательщика являются лица, принятые по трудовым договорам. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 6 июля 2007 г. по делу N А05-415/2007 разъяснил, что наличие в штате работников, осуществляющих свою функцию на основании трудовых договоров, не означает, что налогоплательщик не является организацией, в которой не предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Другие ведомства

Возникают споры с налоговиками и у ФСБ. Однако дом отдыха ФСБ России, к примеру, отстоял свою позицию в суде (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2007 г. по делу N Ф08-8087/07-3030А).

Судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структуру федеральных органов исполнительной власти образуют конкретные органы, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий.

ФСБ России представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющей решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности“). ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (Положение о ФСБ РФ, утвержденное Указами Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 и от 9 марта 2004 г. N 314).

Доказательством в суде послужил устав Дома отдыха, из которого следует, что его учредителем является ФСБ России. Кроме того, Дом отдыха находится в подчинении Военно-медицинского управления ФСБ России, является юридическим лицом, финансируемым за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по смете доходов и расходов, утверждаемой в установленном порядке. Основными целями деятельности учреждения являются организация полноценного здорового отдыха военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, иных сил обеспечения безопасности Российской Федерации и членов их семей.

ФСБ России составляет единую централизованную систему органов, и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными для решения в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации, что позволяет отнести закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество к освобождаемому от налогообложения на основании подпункта 6 пункта 4 статьи 358 и подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса.

Поддержали судьи и МЧС России (постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2007 г. по делу N Ф09-8934/07-С3). Сказано было следующее. Согласно пунктам 1 и 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Ю.М. Лермонтов,

консультант Минфина России


“Бюджетный учет“, N 10, октябрь 2008 г.