В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Организационно-экономические аспекты безопасности функционирования хозяйствующих субъектов

Организационно-экономические аспекты безопасности функционирования фондовой биржи как хозяйствующего субъекта в форме некоммерческого партнерства являются объектом изучения, направленного на формирование концепции развития фондовых бирж. Результатом применения концептуального подхода к решению поставленной проблемы явились теоретически выработанные и обоснованные основные положения.

Концепция развития фондовой биржи содержит ее характеристику, освещает влияние процессов реструктуризации экономики на организационное построение фондовой биржи, определяет приоритетные направления, на которых следует сосредоточить материальные, трудовые и финансовых ресурсы в целях обеспечения, в частности, экономической безопасности, С организационно-экономической точки зрения фондовая биржа представлена как структурообразующий элемент фондового рынка и участник национальных экономических отношений. Организационные основы построения фондовой биржи базируются на принципах формирования структур управления,
подборе инфраструктурных подразделений, обеспечивающих прозрачность и безопасность выполняемых операций на рынке ценных бумаг.

Конструктивно-технологическое моделирование организационно-управленческих структур фондовой биржи в России в полной мере реализует зарубежный опыт в формировании оптимальной модели с корректировкой на сложившуюся ситуацию в экономике.

Государственная политика в функционировании фондовой биржи осуществляется с позиции главенствующей роли государства на фондовом рынке на основе нормативной базы и соблюдения национальных интересов.

Особое значение имеет развитие и укрепление государственного влияния на процессы, происходящие на фондовом рынке. С этой целью направления организации и функционирования фондовой биржи включают аспекты совершенствования законодательной базы, регулирующей отношения участников биржевых операций. Основные положения развития фондовых бирж в структуре современной экономики России можно представить в следующем виде.

Экономическая реформа, реструктуризация экономики и предпосылки
организационного формирования фондовых бирж


Основным условием перехода к экономике рыночного типа и на этой основе реструктуризации и развитии реального сектора экономики является формирование трехуровневой структуры ее финансирования, элементы которой представлены системой бюджетного финансирования, многообразием видов банковских кредитов и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. В сложившейся ситуации доминирующее положение приобрела мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, предприятиями, организациями и частными инвесторами.

В 1991 - 1998 гг. сформировались рынки государственных и корпоративных ценных бумаг, произошло “перераспределение“ доходов государства, юридических и физических лиц. Государственные финансовые инструменты использовались для финансирования дефицита государственного бюджета (ГКО, ОФЗ-ПК, ОГСЗ), реструктуризации внутреннего валютного долга (ОВВЗ), ограничения движения части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

Основными сегментами рынка ценных бумаг явились:

- государственные и муниципальные ценные бумаги;

- ценные бумага приватизированных предприятий;

- ценные бумага коммерческих структур.

Спрос на корпоративные ценные бумаги оказал существенное влияние
на отраслевую и региональную структуру экономики страны. В основном задачи рынка ценных бумаг заключались в мобилизации средств на покрытие дефицита федерального бюджета и развитие банковской системы, а не на вложения в реальный сектор экономики. В результате неравномерное распределение финансовых ресурсов привело к концентрации их в крупных финансовых центрах - Москве, С.- Петербурге, Екатеринбурге.


Факторы, влияющие па образование и развитие фондовой биржи


К числу этих факторов относятся:

- преодоление кризисных явлений в экономике;

- реструктуризация и развитие промышленного производства;

- финансирование дефицита федерального бюджета;

- ликвидация неплатежей в хозяйственной практике (казначейские обязательства, налоговые освобождения, векселя);

- эмиссия ценных бумаг коммерческими структурами;

- доступ российских ценных бумаг на международные рынки;

- реструктуризация банковской системы;

- защита интересов эмитентов и инвесторов;

- удовлетворение запросов реального сектора экономики;

- осуществление масштабной приватизации (приватизационные чеки, акции приватизированных предприятий);

- формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг.


Фондовая биржа - структурообразующая часть фондового рынка


В период 1991 - 1998 гг. широкое развитие получили все типы финансовых посредников, обслуживающих юридических и физических лиц. Структура фондового рынка, которая по количеству и уровню специализации сопоставима с рынками капитала зарубежных стран, представлена:

- коммерческими банками;

- брокерскими фирмами;

- инвестиционными фондами;

- инфраструктурными организациями (регистраторами, депозитариями, расчетно-клиринговыми организациями, фондовыми биржами и другими торговыми системами).

Фондовая биржа в структуре фондового рынка играет роль структурообразующего центра в силу того, что она находится в фокусе экономических процессов, связанных с движением товарно-материальных ценностей в сфере материального производства, денежных потоков, опосредованных движением товаров за пределами сферы материального производства, движением капитала и инвестиций, переделом собственности.

Организационное построение биржевого фондового рынка включает:

- постановку целей и задач организации и функционирования фондового рынка;

- формирование инфраструктуры биржевого фондового рынка;

- порядок регламентации деятельности инфраструктурных
организаций;

- схему взаимодействия инфраструктурных организаций с государственными органами управления;

- разработку стратегии государства на фондовом рынке, которая опирается на денежно-кредитную политику, программу реструктуризации экономики, систему налогообложения, защиту интересов государства и субъектов рынка ценных бумаг

Фондовая биржа - участник национальных экономических отношений

Юридический статус фондовой биржи определяется как некоммерческое партнерство. Основу ее хозяйственной самостоятельности составляют собственные средства. Биржевые процессы отражают интересы государства, участников биржевых операций.

Основы организации фондовой биржи

Цели и задачи организации фондовой биржи состоят в предоставлении услуг на фондовом рынке при соблюдении интересов государства, инвесторов и профессиональных участников.

Достижению этих целей способствуют:

- создание эффективного механизма привлечения к участию в биржевой торговле;

- защита прав и интересов инвесторов;

- интеграция в мировой финансовый рынок;

- использование широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностей экономики и различных групп инвесторов;

- либерализация допуска нерезидентов на российский рынок ценных бумаг;

- координация действий органов государственного регулирования фондового рынка и органов самоуправления.

Принципы организационного построения фондовой биржи

Эти принципы включают:

- научность в построении организационно - управленческих структур;

- эффективность (соблюдение режима экономии и бережливости);

- динамичность и оперативность;

- пропорциональность в построении;

- единоначалие, в руководстве;

- рациональный подбор и расстановку кадров;

- ответственность за выполнение заданий:

- контроль исполнения заданий;

- материальную заинтересованность в результатах труда.

Состав инфраструктурных подразделений фондовой биржи

В их состав входят следующие блоки:

- организации биржевой торговли;

- предторгового и послеторгового обслуживания;

- обеспечения жизнедеятельности биржи;

- работы с внешними организациями;

- биржевой безопасности;

- автоматизации технологического процесса;

- анализа и научных исследований;

- информационного обслуживания;

- финансово-экономической работы;

- административно-хозяйственной работы.

Обеспечение информационной прозрачности биржевых операций

Информационная прозрачность обеспечивается:

- системой показателей оценки ситуации на рынке ценных бумаг:

- разграничением информации на составляющую коммерческую тайну и общедоступную;

- информированием инвесторов о фактах деятельности эмитентов, способных повлиять
на курс их ценных бумаг;

- поддержкой рейтинговых агентств и организаций рейтинговой системы оценки компаний - эмитентов ценных бумаг;

- поддержкой специализированных изданий, характеризующих отдельные отрасли экономики как объект инвестиций;

- формированием центров раскрытия информации;

- повышением ответственности за предоставление недостоверной информации;

- раскрытием информации о ценах и объемах операций с ценными бумагами в торговых системах.

Моделирование организационно-управленческих структур
фондовой биржи


Предпосылки моделирования организационно-управленческих структур фондовой биржи продиктованы тем, что Россия - самодостаточная экономическая система, открытая для сотрудничества.

Задача состоит в превращении российских фондовых бирж в национальную фондовую биржу России как самостоятельный финансовый центр с использованием тех элементов зарубежных финансовых рынков и фондовых бирж, которые способны обеспечить ей максимальную конкурентоспособность.

В основе построения российской модели фондовой биржи лежат национальные интересы и традиции, при этом обеспечиваются формирование единого информационного пространства, информационная прозрачность рынка и защита прав инвесторов.

Модель фондовой биржи должна обеспечить:

- выполнение задач, решаемых участниками биржевых операций;

- максимальную ликвидность ценных бумаг;

- распределение ответственности и эффективную систему управления рисками;

- информационную прозрачность рынка;

- возможность наращивания оборотов и объемов торговли без внесений существенных структурных изменений в модель;

- возможность технологической совместимости российских и зарубежных фондовых бирж.

Информационное обеспечение в организационно-управленческой
модели фондовой биржи


Развитие технологий и средств информационного обеспечения фондовой биржи основано на отечественных достижениях в области технологических, программных и алгоритмических средств. Информационный процесс фондовой биржи имеет два уровня функционирования: межрегиональный и внутрирегиональный.

Межрегиональный уровень объединяет региональные фондовые биржи, обеспечивая взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Внутрирегиональный уровень затрагивает отношения между клиентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Задачи межрегионального уровня:

- формирование рыночной цены акций предприятий;

- осуществление первичного распределения ценных бумаг;

- запуск общероссийского вторичного рынка ценных бумаг.

Задачи внутрирегионального уровня:

- допуск к
информации об изменении курсов ценных бумаг, о ценообразовании, спросе и предложении;

- осуществление расчетов по операциям с ценными бумагами;

- использование информационной среды для формирования стабильной обстановки на рынке;

- автоматизация статистической и бухгалтерской отчетности;

- осуществление депозитарной деятельности и ведение реестров;

- управление счетами денежных средств и ценных бумаг;

- участие клиентов в торгах ценными бумагами;

- осуществление коммерческих сделок;

- работа с экспертными системами.

Для решения этих задач в организационно-управленческой структуре фондовой биржи необходим информационный блок, позволяющий участникам рынка ценных бумаг осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

а) дилерскую деятельность;

б) деятельность по организации торговли ценными бумагами;

в) расчетно-клиринговую деятельность по денежным средствам;

г) расчетно-клиринговую деятельность по ценным бумагам;

д) депозитарную деятельность;

е) деятельность держателя реестра;

ж) брокерскую деятельность.

Функционирование информационного блока должно быть основано на современных информационных технологиях, базах данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетях, интегрированных с.зарубежными финансовыми центрами.

Зарубежный опыт в формировании модели фондовой биржи

Он включает:

- изучение и критический анализ моделей фондовых бирж;

- рассмотрение проблем, решение которых влияет на эффективность организационного построения фондовой биржи;

- выбор организационно-правовой формы;

- комплектование кадров;

- формирование состава и установление функциональных обязанностей подразделений биржи.

Основы государственной политики в организации фондовой биржи

Политика государства на рынке ценных бумаг связана с развитием основного структурообразующего центра фондового рынка - фондовой биржи. Ее организационно-экономическое построение и функционирование создают условия для углубления экономических и социальных реформ в обществе.

Создаваемый в России конкурентоспособный рынок капиталов с целью мобилизации и предоставления инвестиционных ресурсов реальному сектору экономики имеет сходство с рынками капиталов развитых стран мира и характеризуется:

- значительным количеством функционирующих корпораций, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг;

- большим количеством финансовых институтов, действующих на рынке;

- склонностью населения к операциям с фондовыми ценностями;

- высокой
степенью открытости внутреннего рынка;

- многообразием фондовых инструментов;

- высокой концентрацией интеллектуальных ресурсов, обусловленной:

структурой собственности на финансовые активы аналогичной структуре собственности в странах с высокоразвитыми рынками акционерного капитала;

социальной ориентированностью рынка, поскольку инвесторы требуют разнообразия способов инвестирования и обеспечения личной финансовой безопасности.

Государству предстоит решить задачи увеличения степени доверия к рынку ценных бумаг и защиты частной собственности как основы формирующейся социально-экономической системы в стране, превращения в гаранта частной собственности путем позитивных преобразований в области экономических и финансовых отношений.


Роль государства в организационном построении фондовой биржи


Поведение государства при организационном построении и функционировании фондовой биржи связано с реализацией его участия на фондовом рынке. Особенность состоит в том, что фондовые ценности представляют собой совокупность прав, существующих в нормативно-правовом поле, системе правоприменения, которая является ключевым элементом стратегии поведения государства на рынке ценных бумаг.

В соответствии с этим государство:

- выполняет координирующую функцию, которая будет изменяться согласно задачам по обеспечению национальных интересов;

- создает систему регулирования рынка, которая будет развиваться в сторону большей детализации и усиления государственного контроля;

- является крупнейшим оператором на рынке ценных бумаг и оказывает влияние на его количественные и качественные параметры;

- расширяет сотрудничество с организациями и специалистами, поддерживающими государственную политику в области развития инфраструктуры рынка ценных бумаг;

- поддерживает инфраструктурные проекты, которые включают:

участие в финансировании развития, инфраструктуры рынка;

участие в привлечении инвестиций международных финансовых организаций.

Принципы государственной политики в организации биржи

Эти принципы сводятся к следующему:

- защите прав и интересов участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- преемственности государственной политики на фондовом рынке, означающей последовательность его действий;

- единству нормативной правовой базы, режима и методов регулирования деятельности
фондовой биржи на всей территории России;

- минимальному вмешательству с делегированием части нормотворческих и контрольных функций профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

- обеспечению равных возможностей, означающему:

стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование; гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

запрет государственным органам на публичную оценку деловых качеств профессиональных участников рынка ценных бумаг;

недопустимость государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников (кроме компаний - реестродержателей);

ориентации на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков.

Национальные интересы в организации фондовой биржи

Государственная политика в организации и функционировании фондовой биржи - это комплекс макроэкономических и макрополитических задач, решаемых государством на рынке ценных бумаг. Она включает:

- восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов;

- усиление социальной ориентированности экономики и повышение стабильности общества (финансовая безопасность и надежность вложений, доступ граждан к высокодоходным финансовым инструментам, развитие всех форм коллективных инвестиций):

- укрепление экономического суверенитета страны:

формирование самостоятельного финансового
центра мирового значения на основе инфраструктуры рынка и фондовой биржи, интегрированной в мировое финансовое сообщество;

развитие отечественной инвестиционной базы на основе коллективного инвестирования;

диверсификация источников иностранных инвестиций и стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами в целях снижения зависимости от конкретных групп инвесторов посредством совершенствования системы налогообложения, открытости рынка и информационной прозрачности;

развитие сотрудничества с признанными мировыми финансовыми институтами для привлечения консервативных инвесторов, ориентированных на долгосрочные инвестиции;

стимулирование инвестиций в экономику России органов государственного регулирования зарубежных стран;

развитие отношений участия в операциях на фондовых рынках с зарубежными странами на паритетных началах;

стимулирование выхода ценных бумаг российских эмитентов на международные
рынки капиталов;

подключение к международным системам расчета и клиринга по ценным бумагам;

приоритетная поддержка “портфельных инвестиций“, способствующая развитию отраслей реального сектора экономики;

повышение капитализации российских компаний и обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг;

формирование и развитие российской модели организации фондового рынка;

обеспечение биржевой информационной безопасности на основе информационного суверенитета страны.

Правовые основы организации фондовой биржи

В основе организации и функционирования фондовых бирж лежат указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты.

Нормативно-правовую базу составляют Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, федеральные законы “Об акционерных обществах“, “О рынке ценных бумаг“, “О некоммерческих организациях“, “О лицензировании отдельных видов деятельности“, постановления и распоряжения Федеральной службы по финансовым рынкам. Они регламентируют деятельность фондовой биржи как хозяйствующего субъекта правилами образования, регистрации и лицензирования в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Основные принципы развития нормативной правовой базы
организации фондовой биржи

Эти принципы сводятся к следующему:

- нормативная правовая база, регулирующая организационное построение и функционирование фондовых бирж, - часть нормативно-правовой основы государства;

- преемственность в развитии нормативно-правовой базы рынка ценных бумаг и фондовой биржи, стимулирующая эволюционный характер этого процесса;

- защита прав инвесторов, эмитентов и профессиональных участников с использованием системы взаимных гарантий и страхования;

- обеспечение достоверной информацией;

- усиление государственного контроля над соблюдением условий лицензирования;

- создание равных условий и конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;

- формирование системы правовых гарантий фиксации перехода прав собственности.

Основные направления развития нормативной правовой базы
организации и функционирования фондовой биржи


Нормативно-правовыми основами создания и функционирования фондовой биржи как хозяйствующего субъекта являются:

- развитие законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих ее организацию и функционирование;

- совершенствование системы налогообложения результатов биржевой деятельности;

- совершенствование механизма взаимоотношений биржи
с бюджетом и внебюджетными фондами;

- развитие нормативной базы регулирования выпуска и обращения ценных бумаг;

- совершенствование процедуры лицензирования;

- формирование механизма надзора над деятельностью организатора торговли ценными бумагами;

- стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;

- совершенствование системы административных и уголовных наказаний за правонарушения в организации и функционировании фондовой биржи;

- увеличение степени открытости рынка ценных бумаг для иностранных инвесторов;

- повышение квалификации участников рынка ценных бумаг;

- создание нормативной базы для осуществления технической и технологической политики биржи;

- повышение роли и правовой защиты основ саморегулирования фондовой биржи;

- повышение правовой защиты прав участников рынка ценных бумаг;

- формирование системы административных и уголовных мер, пресекающих мошенничество на рынке ценных бумаг.


Основные направления развития безопасности функционирования
фондовой биржи


Данные направления обеспечивают:

- экономическую устойчивость фондовой биржи:

- осуществление рационального подбора и расстановки кадров:

- эффективное функционирование биржи в режиме торговой сессии;

- охрану биржевого информационного пространства;

- формирование концепции активной службы безопасности.

Таким образом, организационно-экономические аспекты безопасности функционирования хозяйствующих субъектов, относящихся к некоммерческим партнерствам, связаны не только с ре структуризацией экономики, но и с их организационным построением. В первую очередь это относится к фондовым биржам как системообразующим центрам фондового рынка. С учетом зарубежного опыта сформированные на этой основе направления развития фондовых бирж включают принципы их организационного построения, моделирование организационно-управленческих структур, конструирование инфраструктуры фондовой биржи.

В связи с этим через организацию и функционирование фондовой биржи как участника национальных экономических отношений находит отражение государственная финансовая политика, подчеркивая тем самым ее роль в защите национальных интересов России на мировом фондовом рынке.


Литература


1. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 “О безопасности“ (ред. от 25.07.2002).

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Одобрены указом Президента РФ от 29.04.1996 N 608.

3. Абалкин Н.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. 1994. N 1.2. С. 4-13.

4. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО “Финстатинформ“, 1998. - 621 с.

Л.А. Чалдаева,

доктор экономических наук,

профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 20, октябрь 2004 г.