В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Кто виноват и кому отвечать

Кто виноват и кому отвечать

Статья 120 Гражданского кодекса говорит о том, что учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Посмотрим, как данная норма применяется на практике.

Как следует из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса, учреждение отвечает по обязательствам только лишь денежными средствами. Это означает, что взыскание не может быть обращено на другое имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет предпринимательской деятельности (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“). При недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств долг обязан будет оплатить собственник имущества. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса, распространяются с особенностями, установленными статьей 120.

Надо заметить, что поскольку законодательство не устанавливает иное, в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса речь идет о любых обязательствах учреждения (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении приносящей доход деятельности.

Обратите внимание: отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от учреждения по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование со стороны собственника само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения от ответственности. Помимо того на основании пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса к обстоятельствам, освобождающим от ответственности за нарушение обязательства, не относят отсутствие у должника необходимых средств (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 г. N 14 “О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами“, постановление ФАС Уральского округа от 5 декабря 2007 г. по делу N Ф09-10008/07-С5).

Процедура привлечения к субсидиарной ответственности

До предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен обратиться к основному должнику (п. 1 ст. 399 ГК РФ). И только когда тот откажется удовлетворить требования кредитора или кредитор не получит в разумный срок ответа на предъявленное требование, можно обращаться к собственнику имущества.

Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Гражданского кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.

Внимание
Принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника учреждения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам.

Плательщик - государство

При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От их имени выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 10 ст. 158 БК РФ, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23, ФАС Дальневосточного округа от 3 декабря 2007 г. по делу N Ф03-А73/07-1/5185, Центрального округа от 22 мая 2008 г. по делу N А14-213/2008/9/18). Если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования привлекают орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (если соответствующие полномочия не переданы) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Учреждение ликвидируется

При рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения нужно учитывать, что при недостаточности у последнего средств для удовлетворения требований кредиторов они, как и в предыдущих случаях, вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества (п. 6 ст. 63 ГК РФ). Правом на привлечение к субсидиарной ответственности обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации (п. 1, 2, 6 ст. 63, п. 5 ст. 64 ГК РФ, определение ВАС РФ от 8 августа 2008 г. N 9957/08 “Об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации“). Поэтому требования кредиторов, заявленные после того, не могут быть удовлетворены за счет собственника имущества учреждения.

Заметим, по общему правилу, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества. Однако учреждение отвечает по долгам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В связи с этим имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, и имущество, приобретенное учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, не может быть продано.

Э.А. Кипарисов,

юрист




“Бюджетный учет“, N 10, октябрь 2008 г.