В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Комментарий к федеральному закону от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования...

Государственной думой 13.04.2007 принят Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон N 63-ФЗ). Закон вступает в силу с 1 января 2008 года за исключением отдельных положений, действующих со дня его официального опубликования, и ряда положений, которые начнут действовать в более поздние сроки. Внесенные изменения в Бюджетный кодекс направлены на повышение эффективности функционирования бюджетной системы РФ.


Действие закона о федеральном бюджете


В новой редакции ст. 5 БК РФ законодатель уточнил период действия закона о федеральном
бюджете. Согласно произошедшим изменениям он вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Закон подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке, решение о бюджете - не позднее 10 дней после подписания.

Трактовка основных понятий

В силу совершенствования бюджетного процесса Законом N 63-ФЗ уточнены некоторые понятия и термины, а также введены новые. Например, определены более четко понятия “расходные обязательства“, “расходы бюджета“, “доходы бюджета“, “сводная бюджетная роспись (бюджетная роспись)“, “бюджетные ассигнования“, “лимит бюджетных обязательств“, “бюджетное учреждение“ и др. В свою очередь, понятия “публичные обязательства“, “бюджетные обязательства“, “денежные обязательства“, “плановый период“, “государственные (муниципальные) услуги“, “государственное (муниципальное) задание“ и пр. присутствуют в БК РФ впервые.

Сравним основные понятия в условиях перехода бюджетных учреждений в автономные и изменения их правового статуса.

Бюджетное учреждение

Новая трактовка этого понятия следующая: бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого,в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Новое определение отличается формулировкой функций бюджетного учреждения. Так, согласно действующей редакции БК РФ бюджетные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Цель создания учреждений (осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и лица, которыми оно может быть создано (в том числе Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), указаны в ст. 120 “Учреждения“ ГК РФ. В ст. 6 новой редакции БК РФ, соответственно, приведено понятие государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.

Напомним, что прежнее определение бюджетного учреждения акцентировало
внимание на создавшем его органе и предусматривало, что бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Государственные (муниципальные) услуги

Следуя новому определению бюджетного учреждения главное его предназначение - оказание услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Отсюда следует, что отличительной особенностью государственных (муниципальных) услуг является их безвозмездный характер оказания. Допускается предоставление платных услуг, но по ценам, которые устанавливает государство. И в том, и в другом случае они должны быть оказаны в рамках государственного (муниципального) задания (ст. 5 новой редакции БК РФ).


Государственное (муниципальное) задание


Под государственным (муниципальным) заданием следует понимать документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Причем законодатель ввел новый вид данного документа. В соответствии со ст. 69.2 новой редакции БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами
в случаях, если законодательством РФ предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

С 1 января 2008 года государственное (муниципальное) задание будет использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. При этом оно формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет при утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Бюджетная смета

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Таким образом, не только автономные, но и бюджетные учреждения должны будут получать государственные (муниципальные) задания. Отличие в том, что деятельность по оказанию государственных (муниципальных) услуг осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Следует отметить, что в новой редакции кодекса (ст. 6 БК РФ) отсутствуют такие понятия, как “смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности“ или “смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности“. Однако это не означает, что с 2008 года ее можно не составлять. В настоящее время для федеральных государственных учреждений обязанность представления сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в ОФК закреплена не только в БК РФ, но
и в Постановлении Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“.

Согласно ст. 221 новой редакции БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином РФ. Для сметы установлены следующие требования:

- утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. В бюджетной смете бюджетного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения;

- показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Финансовое планирование

Наиболее существенные изменения БК РФ связаны с совершенствованием методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, предполагающей переход к среднесрочному бюджетному планированию и формированию бюджетов на трехлетний период. Законодатель внес в ст. 6 новой редакции БК РФ значительные изменения в трактовку понятия “лимит бюджетных обязательств“ и дополнил эту статью терминами, необходимыми для более полного его толкования.

Лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, под текущим финансовым годом следует понимать год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета
на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом.

Отчетный финансовый год - это год, предшествующий текущему финансовому году.

Согласно новой редакции Бюджетного кодекса плановым периодом считаются два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств

В новой редакции БК РФ изменена трактовка понятий “главный распорядитель“, “распорядитель“ бюджетных средств.

Согласно внесенным изменениям главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В результате расширен перечень организаций, которые могут выступать в качестве главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. В него включены учреждения культуры, образования, науки и др. (например, Российская академия наук). Отметим, что не только бюджетные учреждения могут быть распорядителями бюджетных средств, но и автономные. Другое следствие данного нововведения - упорядочение нормативно-правового обеспечения функционирования органов управления образованием в качестве самостоятельных учреждений, а не структурных подразделений органов власти и местного самоуправления. При этом можно построить структуру распорядителей бюджетных средств с передачей реальных финансовых полномочий на нижестоящие уровни. Также расширены функции распорядителя
бюджетных средств. Он распределяет не только бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, но и лимиты бюджетных обязательств.


Получатель бюджетных средств


Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, ни автономные учреждения, ни коммерческие организации не являются получателями бюджетных средств.

В соответствии со ст. 162 новой редакции БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Состав бюджетной классификации Российской Федерации

Согласно новой редакции ст. 19 БК РФ уточнен состав бюджетной классификации Российской Федерации, включающей классификацию доходов, классификацию расходов, классификацию источников финансирования дефицита бюджетов и классификацию операций сектора государственного управления. Изменен порядок утверждения бюджетной классификации РФ.

В настоящее время она утверждается отдельным федеральным законом. После вступления в силу изменений базовые, единые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации будут устанавливаться непосредственно БК РФ.
Одновременно Минфину предоставлено право утверждать единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления наболее низких уровнях.

Законодательно определена классификация операций сектора государственного управления, к которому относятся органы государственной власти (органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.

Остановимся более подробно на классификации доходов и расходов бюджета.

Доходы бюджета

В новой редакции ст. 20 БК РФ законодатель более четко прописал, что едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами доходов бюджетов являются:

- налоговые;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Согласно новой редакции ст. 41 БК РФ к доходам относятся налоговые доходы - доходы, поступающие от сбора предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов, в том числе от предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональными и местными органами власти, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности:

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. К таким доходам относятся и доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений.

Отдельно можно выделить доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Обратите внимание: среди неналоговых доходов старой редакции БК РФ не значились доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Им была посвящена отдельная ст. 43 БК РФ. Поскольку по смыслу данный вид доходов относится к неналоговым доходам, он был перенесен в ст. 41 БК РФ, а 43-я признана утратившей силу.

Вопрос, подлежат ли доходы налогообложению, решен однозначно. Законодатель четко прописал, что они учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов. Об этом говорится в п. 3 ст. 41 новой редакции БК РФ.

К безвозмездным относятся, в том числе, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Понятие внебюджетных средств теперь в Бюджетном кодексе отсутствует. Бюджетное учреждение средства, полученные им в рамках приносящей доход деятельности, направляет в доход бюджета. Позже данные средства (но не обязательно в том же объеме) доводятся до бюджетного учреждения в рамках бюджетного финансирования.

Доходы от использования имущества

Законодатель в новой редакции ст. 42 БК РФ перечислил доходы, относящиеся к доходам от использования имущества. По сути, их перечень остался без изменений, однако формулировка включенных в него некоторых видов доходов стала более четкой. Так, к доходам от использования имущества относятся:

- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБР и в кредитных организациях;

- средства,
получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными кредитами;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, ее субъектам или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

В приведенном списке для бюджетных учреждений остаются актуальными доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Дело в том, что ст. 33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ и Постановление Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, принятое в исполнение указанного закона, предписывают учитывать доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов учреждений. Поступившие средства должны отражаться на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином*(1), и направляются на содержание учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования и развития их материально-технической базы.


Расходы бюджета

В ст. 21 БК РФ утверждены единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы расходов бюджетов. К ним относятся:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение, физическая культура и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

Кроме того, расшифровывается, что включает каждый раздел расходов. Например, в сферу образования входят:

- дошкольное образование;

- общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

- высшее и послевузовское профессиональное образование;

- молодежная политика и оздоровление детей;

- прикладные научные исследования в области образования;

- другие вопросы в области образования.

Заметим, что основные статьи расходов, перечисленные в новой ст. 23.1 БК РФ, не изменились. Это, как и прежде:

- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

- оплата работ, услуг;

- расходы по операциям с активами;

- социальное обеспечение;

- прочие расходы;

- безвозмездные перечисления бюджетам и организациям;

- обслуживание государственного (муниципального) долга.

Принципы формирования бюджетной системы

Расширен перечень принципов, по которым формируется бюджетная система РФ. К ним добавлен принцип единства кассы и подведомственности расходов бюджетов. С учетом произошедших изменений бюджетная система основывается на принципах:

- единства;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Как и ранее, принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Определение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств претерпело некоторые изменения, хотя суть его осталась прежней. В результате принцип адресности означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Любые действия, нарушающие принцип адресности - предусмотренные бюджетом средства направлены на цели, не обозначенные в бюджете, при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Кроме этого, законодатель дополнил ст. 38 БК РФ новыми статьями - 38.1 “Принцип подведомственности расходов бюджетов“ и 38.2 “Принцип единства кассы“. Суть новых принципов состоит в следующем. Принцип подведомственности расходов бюджетов подразумевает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю возникает в силу закона, нормативно-правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти РФ, местной администрации.

Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджетов, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, ее субъектов, муниципальных образований с соблюдением валютного законодательства РФ.

Бюджетные ассигнования

Законом N 63-ФЗ ст. 69 БК РФ изложена в новой редакции. Прежде она называлась “Формы расходов бюджетов“ и в ней были указаны формы предоставления бюджетных средств, среди которых были поименованы и бюджетные ассигнования. Сейчас эта статья называется “Бюджетные ассигнования“. В ней дан перечень услуг и расходов, на оплату стоимости которых выделяются бюджетные ассигнования.

В перечень включены:

- государственные (муниципальные) услуги, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- расходы на социальное обеспечение населения;

- услуги на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- межбюджетные трансферты и др.

Отдельно в ст. 69.1 БК РФ перечислено, что относится к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг:

а) обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

б) предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим (или) юридическим лицам;

в) закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

- осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

- закупки товаров в государственный материальный резерв.

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений

В новой редакции ст. 70 БК РФ законодатель четко определил свои обязательства по обеспечению функций бюджетных учреждений. Ими, в частности, являются:

- оплата труда работников учреждений, денежного содержания, денежного довольствия работников органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальной службы в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) законодательством РФ, ее субъектов и муниципальных образований;

- оплата командировочных и иных выплат;

- оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Из-за многочисленных налоговых споров и обращений в Минфин по поводу взыскания с бюджетных учреждений сумм налоговых платежей в случае отсутствия доведенных лимитов на уплату соответствующих налогов законодатель четко указал на обязанность государства обеспечить данный вид расходов в деятельности учреждений. Предыдущая редакция БК РФ не содержала такой формулировки, и при отсутствии соответствующих лимитов бюджетное учреждение не могло уплатить налоги.

Государственные закупки

Прежде всего, отметим, что Законом N 53-ФЗ*(2) устранено противоречие норм Бюджетного кодекса и Закона N 94-ФЗ, ставшее предметом рассмотрения в Президиуме ВАС РФ*(3). В настоящее время в законодательстве больше нет определения “собственные нужды“ учреждения, по которым закупки могли производиться на сумму до 200 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур. Согласно новой редакции ст. 71 БК РФ, введенной Законом N 53-ФЗ, бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБР предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время - 60 000 руб.*(4)). При этом законодатель уточнил срок, в который бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать одноименные товары, работы и услуги на сумму, не превышающую указанный предельный размер расчетов наличными деньгами. Он равен одному кварталу.

Обратите внимание: с 1 января 2008 года на основании изменений, внесенных Законом N 63-ФЗ*(5), ст. 71 БК РФ утрачивает силу.

Закон N 53-ФЗ изменил перечень субъектов, которые могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков. В новой редакции ст. 4 Закона N 94-ФЗ ими могут быть государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Напомним, что в предыдущей редакции Закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения, внебюджетные фонды и иные получатели средств федерального бюджета являлись государственными или муниципальными заказчиками, только если были наделены такими полномочиями органами государственной власти РФ.

Закон N 63-ФЗ уточнил в ст. 72 БК РФ, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, если поставки товаров осуществляются с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, длительность производственного цикла которых составляет более трех лет.

Участники бюджетного процесса

Представленный в ст. 152 БК РФ перечень участников бюджетного процесса с 01.01.2008 является закрытым. В нем поименованы все органы и организации, которые, согласно Бюджетному кодексу, являются участниками бюджетного процесса. Перечень участников бюджетного процесса, содержащийся в прежней редакции ст. 152 БК РФ, значительно не изменился, но все же некоторые коррективы в него были внесены. Например, прежде в перечень были включены только законодательные (представительные) органы государственной власти. Теперь в перечне поименованы и представительные органы местного самоуправления. Кроме того, ранее в перечне значились органы денежно-кредитного регулирования. Теперь в качестве участника бюджетного процесса от органа денежно-кредитного регулирования поименован только ЦБ РФ. Коррективы произведены в части государственных внебюджетных фондов: теперь участниками бюджетного процесса являются не все государственные внебюджетные фонды, а только органы управления ими.

Также в новой редакции ст. 152 БК РФ прописано, кем устанавливаются особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Остановимся на бюджетных полномочиях некоторых участников бюджетного процесса, которыми наделил их Бюджетный кодекс.

Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти
(исполнительно-распорядительных органов исполнительных образований)


В результате принятия Закона N 63-ФЗ новая редакция ст. 154 БК РФ стала содержать детализированный перечень бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти. В ней также прописаны полномочия финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов исполнительной власти, являющихся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств. Напомним, что прежде в ст. 154 БК РФ полномочия органов исполнительной власти были охарактеризованы в общих чертах. Сейчас они изложены детализировано и подробно.

Были внесены некоторые уточнения в перечень полномочий, что несколько расширило функции органов исполнительной власти (исполнительно-распорядительных органов). Например, начиная с 01.01.2008 исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают не только составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательным (представительным) органам, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, но и разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Финансовые органы уполномочены составлять проекты соответствующего бюджета (проекты бюджета и среднесрочный финансовый план), которые представляют с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, также организовывать исполнение бюджета, устанавливать порядок составления бюджетной отчетности и осуществлять иные бюджетные полномочия.

Федеральное казначейство по-прежнему осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с БК РФ. Только теперь это оговорено в нем.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств


Прежде перечень полномочий главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств был представлен в ст. 158 и 159 БК РФ соответственно. Теперь полномочиям данных органов посвящена только ст. 158 БК РФ. В новой редакции этой статьи изменены п. 1-3, а остальные пункты признаны утратившими силу. Утратили силу ст. 159 и 160 БК РФ, в которых были перечислены полномочия распорядителя бюджетных средств и предусмотрена ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.

Рассмотрим, какими же полномочиями с 01.01.2008 наделены главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Главный распорядитель. В новой редакции изменена не только формулировка некоторых полномочий главного распорядителя, но и сами полномочия. Прежде всего коррективы связаны с организацией бюджетного процесса, ориентированного на результат, поэтому до получателей бюджетных средств будут доводиться государственные (муниципальные) задания, которые должны быть ими выполнены в процессе исполнения бюджета.

Таким образом, начиная с 01.01.2008 главные распорядители бюджетных средств:

- обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными им бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формируют государственные (муниципальные) задания;

- вносят предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- вносят предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

- формируют перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведут реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществляют планирование соответствующих расходов бюджета, составляют обоснования бюджетных ассигнований.

Кроме того, главный распорядитель по-прежнему составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Кроме того, главный распорядитель организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, а также обеспечивает контроль над соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом, формирует бюджетную отчетность.

Начиная с 01.01.2009 главный распорядитель будет определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений.

Из статьи 152 БК РФ, изложенной в новой редакции, следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве ответчика по искам, предъявленным соответственно к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Новая редакция Бюджетного кодекса дополнена статьями, в которых определены полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, - 160.1 и 160.2.

Распорядитель бюджетных средств. Полномочия распорядителя бюджетных средств также изменились. Начиная с 01.01.2008 распорядители бюджетных средств вправе определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждать сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществлять контроль над использованием бюджетных средств их подведомственными получателями только в том случае, если на то им будут предоставлены полномочия главным распорядителем (пп. 4 п. 2 новой редакции ст. 158 БК РФ).

В новой редакции данной статьи за распорядителями бюджетных средств закреплены следующие полномочия:

- осуществление планирования соответствующих расходов бюджета;

- распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;

- внесение предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого он находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.

Бюджетные учреждения

В прежней редакции БК РФ ст. 161 называлась “Бюджетные учреждения“. Сейчас название данной статьи изменилось - “Особенности правового положения бюджетных учреждений“. Некоторые нормы, содержащиеся ранее в ст. 161 БК РФ, остались без изменения, но есть и те, которые были исключены в результате принятия Закона N 63-ФЗ. Например, бюджетное учреждение по-прежнему не имеет права получать кредиты (займы). Оно, как и прежде, самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Здесь отметим, что прежде бюджетные учреждения могли обеспечивать исполнение своих обязательств и за счет средств, полученных ими от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, теперь такого права у бюджетного учреждения нет, поскольку из БК РФ вообще исключено понятие “средства от приносящей доход деятельности“. Их просто нет. Все средства являются средствами бюджетов, бюджетной системы РФ.

В статье 161 БК РФ отмечено, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам ЭКР соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств. В случае уменьшения объемов лимитов бюджетных обязательств, приводящих к невозможности исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, и если необходимо - других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров.

В Бюджетном кодексе даны в новой редакции полномочия Минфина, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Счетной палаты РФ.

Исполнение бюджетов

Рассматривая то, что изменилось в процессе исполнения бюджетов, особое внимание хотелось бы уделить сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи, исполнению бюджета по доходам и расходам, лицевым счетам для учета операций по исполнению бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Сводная бюджетная роспись

В статью 217 БК РФ, регламентирующую порядок составления сводной бюджетной росписи, внесены следующие изменения. Она теперь не содержит информации о том, что исполнение всех бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется на основе бюджетной росписи. Также в ней теперь нет сведений о том, кем она составляется и на основании чего.

Вместе с тем в новой редакции ст. 217 БК РФ говорится: утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Кроме того, предусмотрены случаи, когда в ходе исполнения бюджета могут быть изменены показатели сводной бюджетной росписи, но при этом закон (решение) о бюджете останется неизменным. К таким случаям относятся:

- недостаточность бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств (с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году);

- изменение состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), вступление в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, использование средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленное законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;

- перераспределение бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом (в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на текущий финансовый год и плановый период);

- увеличение бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг, при условии если увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%), и др.

Также в ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решением Министра финансов РФ, при этом изменения в федеральный закон о федеральном бюджете не вносятся. Однако такой вариант изменения бюджетной росписи возможен, только если выплаты производятся в результате сокращения долговых обязательств, а также за счет средств Резервного фонда.


Исполнение бюджета по доходам


Исполнению бюджета по доходам посвящена ст. 218 БК РФ. В общем и целом нормы этой статьи не претерпели существенных изменений. Однако в новой редакции все то, что предусматривает исполнение бюджета по доходам, изложено более детализировано. Прежде было просто сказано, что исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Новая редакция данной статьи уточняет, в частности, что исполнение бюджета по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет.

Что касается возврата излишне уплаченных в бюджет сумм налогов, то новая редакция ст. 218 БК РФ уточняет, что возврату подлежат все излишне уплаченные или излишне взысканные суммы, а также суммы процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов, а также учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета с 01.01.2008 не включается в операции по исполнению бюджета по доходам.


Исполнение бюджета по расходам


В статье 219 БК РФ рассматривается исполнение бюджета по расходам. Согласно представленному в статье перечню исполнение бюджета по расходам начиная с 01.01.2008 включает:

- принятие бюджетных обязательств, которые производятся бюджетополучателем в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года;

- подтверждение денежных обязательств (осуществляется в соответствии с платежными и иными документами);

- санкционирование оплаты денежных обязательств (установление разрешительной надписи на списание денежных средств со счета для совершения платежа);

- подтверждение исполнения денежных обязательств производится на основании документов, подтверждающих списание денежных средств на погашение бюджетных обязательств.


Бюджетная роспись главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств


Бюджетный кодекс дополнен ст. 219.1 “Бюджетная роспись“, в которой регламентирован порядок составления данной росписи. Так, согласно нормам ст. 219.1 БК РФ бюджетные росписи главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными в соответствии со сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств). Бюджетная роспись утверждается главным распорядителем бюджетных средств. Ее показатели до получателей бюджетных средств доводятся до начала очередного финансового года. Изменение бюджетной росписи без корректировки сводной бюджетной росписи не допускается.


Лицевые счета


В Законе N 63-ФЗ прописано, что учет операций по исполнению бюджета производится на лицевых счетах. Они открываются в Федеральном казначействе либо в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

В закрепление норм, содержащихся в Приказе Федерального казначейства РФ от 22.03.2005 N 1н “Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства“, Законом N 63-ФЗ в БК РФ была добавлена ст. 241.1 “Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ“. В ней изложено, кто устанавливает кассовые особенности исполнения бюджетов субъектов РФ (бюджетов муниципального образования), в случае если согласно заключенному соглашению исполнение бюджетов субъектов РФ (бюджетов муниципального образования) выполняют органы Федерального казначейства, исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Также в статье определены основные моменты кассового обслуживания исполнения бюджета.


Завершение текущего финансового года


В новой редакции изложена ст. 242 БК РФ. Отдельные ее нормы остались неизменными. Например, то, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Исключение составляют операции по распределению органами Федерального казначейства поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ и их зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ (это требование новое). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года, как и прошлых лет, с 01.01.2008 по-прежнему прекращают свое действие 31 декабря. В ст. 242 БК РФ прописано право финансового органа устанавливать порядок завершения операций по исполнению бюджета, при условии если он не будет противоречить требованиям ст. 242 БК РФ.

Новым является то, что с 01.01.2008 не использованные бюджетополучателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, подлежат перечислению на единый счет бюджета не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года. Кроме того, определено, что финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в РФ в январе очередного финансового года.

Бюджетная отчетность

Согласно ст. 264.1 БК РФ начиная с 2008 года бюджетная отчетность будет включать в себя следующие формы:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Как видно из приведенного перечня, отчет о движении денежных средств является формой, которую бюджетные учреждения будут заполнять впервые. Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н, коммерческие организации при составлении бухгалтерской отчетности заполняют Отчет о движении денежных средств (ф. 4). Из бланка этой формы и порядка ее заполнения следует, что представленные в форме сведения характеризуют изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В ней отражаются данные о фактическом поступлении и расходовании денежных средств, то есть о дебетовых и кредитовых оборотах по счетам 50 “Касса“ (за исключением сумм на субсчете “Денежные документы“), 51 “Расчетные счета“, 52 “Валютные счета“, 55 “Специальные счета в банках“ и 57 “Переводы в пути“. Если действовать по аналогии с коммерческой формой отчетности и принять во внимание изменения, внесенные в БК РФ (в результате этого понятия “внебюджетные средства“ и “средства, полученные от оказания приносящей доход деятельности“ исключены, вследствие чего полученные в рамках осуществления приносящей доход деятельности средства будут направляться в доход бюджета и затем в качестве дополнительного финансирования доводиться до бюджетных учреждений), то можно предположить, что данная форма бюджетной отчетности будет содержать сведения по следующим счетам:

- 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“;

- 201 02 000 “Денежные средства учреждения во временном распоряжении“;

- 201 04 000 “Касса“;

- 201 07 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте“.

В пункте 4 ст. 264.1 БК РФ приведено краткое описание тех сведений, которые будут отражаться в каждой из форм отчетности.

Так, Отчет об исполнении бюджета будет содержать данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Баланс исполнения бюджета будет отражать сведения о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний дни отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности будет содержать данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляться по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Исходя из того, какие сведения должна содержать пояснительная записка, полагаем, что ее форма будет существенно изменена.

Следует заметить, что законодатель разрешил главным распорядителям (получателям) бюджетных средств применять ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.


Составление бюджетной отчетности


Вопросам составления бюджетной отчетности посвящена ст. 264.2 БК РФ. В ней рассмотрен порядок составления бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами средств бюджетов бюджетной системы РФ. Порядок, рассмотренный в данной статье, является общим и применялся еще до внесения изменений в БК РФ.

Бюджетная отчетность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит

Бюджетный кодекс дополнен ст. 270.1, согласно которой органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль над соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Таким образом, полагаем, что с 01.01.2008 органы исполнительной власти усилят контроль над эффективностью и результативностью использования бюджетных средств. Уже сейчас в некоторых субъектах РФ контрольные органы проверяют эффективность и результативность работы бюджетополучателей. Предполагаем, что данная практика будет применена повсеместно в силу реализации бюджетного процесса, ориентированного на результат.

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 7, 8, июль, август 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н “Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета“.

*(2) Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

*(3) Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 “О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации“.

*(4) Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке“.

*(5) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“.