В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Профсоюз как гарант интересов работников

Профсоюз как гарант интересов работников

В настоящее время на многих предприятиях для повышения уровня защиты прав работников - более слабой стороны в трудовых правоотношениях - продолжают действовать и создаются профессиональные союзы. В данной статье рассмотрим нормативно-правовую базу деятельности профсоюзов, каким образом они призваны обеспечивать права работников, в чем непосредственно заключается их деятельность, а также гарантии прав самих профсоюзов.

Нормативно-правовая база деятельности профсоюзов

Основы для создания профсоюзов в России заложены в ст. 30 Конституции РФ: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем, то есть гарантируется право как свободного вступления в профсоюзы, так и беспрепятственного выхода. На основании данного положения Конституции в гл. 58 ТК РФ осуществляется подробная регламентации деятельности профсоюзов. В развитие норм Конституции и ТК РФ принят и действует Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ (далее - ФЗ “О профсоюзах“). Отдельные нормы содержатся в федеральных законах N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“, N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“, ГК РФ и др. Деятельность профсоюзов может также регулироваться законами субъектов РФ, непротиворечащими федеральному законодательству.

Общая характеристика профсоюзов

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 ФЗ “О профсоюзах“). Все профсоюзы пользуются равными правами. Чтобы объединение работников носило статус профсоюза, могло пользоваться всеми правами и самостоятельно исполнять обязанности, предусмотренные для профсоюзов, оно должно отвечать следующим требованиям:

- добровольность объединения;

- обязательное наличие органа управления - профкома;

- возрастной критерий: согласно п. 2 ст. 2 ФЗ “О профсоюзах“ каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения родителей и органов опеки и попечительства.

Объединение работников при соблюдении вышеназванных требований получает статус профсоюза сразу же с момента создания. Регистрация профсоюза как юридического лица не является обязательной (ст. 8 ФЗ “О профсоюзах“), однако если объединение имеет намерение осуществлять и права юридического лица,
то регистрация необходима. В последнем случае профсоюз приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Регистрация осуществляется с учетом установленного ФЗ “О профсоюзах“ специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти) и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Права и обязанности профсоюзов

Права профсоюзов на совершение тех или иных действий рассматриваются работодателями именно как права, работодатель не вправе потребовать их совершения или воспрепятствовать этому. Каждый работник имеет право обратиться к профсоюзной организации, чтобы она совершили то или иное действие, которое предусмотрено законом, и данное действие следует рассматривать как обязанность профсоюза: он не может отказать работнику в реализации его законного требования. Таким образом, одни и те же действия, совершаемые профсоюзом в рамках осуществления предусмотренных законом прав, выступают одновременно и правами (в отношениях с работодателями), и обязанностями (в отношениях с работниками), поэтому нередко утверждают, что более точно употреблять термин “полномочия профсоюзов“.

Основные права профсоюзов закреплены в гл. 2 ФЗ “О профсоюзах“. Закон предоставляет равные права всем профсоюзам одного уровня.

Статья 11 ФЗ “О профсоюзах“ регламентирует право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Так, профсоюзы и
их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - независимо от членства в профсоюзах в случае, если работник, не являющийся членом профсоюза, обращается с такой просьбой. Кроме того, мнение общероссийских профсоюзов и их объединений учитывается при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Профсоюзы также вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени, графиков отпусков и т.д. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) (далее - работодатели) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами власти, а также работодателями, другими общественными объединениями своих предложений. Представители профсоюзов вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены этих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

Статья 12 ФЗ “О профсоюзах“ закрепляет право профсоюзов на содействие занятости. Это означает, что профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять
контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за 3 месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов их членов.

Также профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, когда обязательное согласие профсоюза на расторжение трудового договора прямо предусмотрено в законе. Таким образом, увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается (при соблюдении общего порядка) только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, увольнение профгрупоргов - с согласия соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

ФЗ “О профсоюзах“ в ст. 13 регламентирует и право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Представительство профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов. Если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных
переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. Работодатели и органы власти обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях. То есть они не могут отказаться от ведения коллективных переговоров, если такая инициатива поступила со стороны профсоюза.

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями или органами власти условий коллективного договора, соглашения профсоюзы и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для разрешения трудовых споров.

Статья 14 предусматривает право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, что включает в себя право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Отношения профсоюзов с работодателями и органами власти регулируются в соответствии со ст. 15 ФЗ “О профсоюзах“, строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Профсоюзы имеют равные с другими социальными
партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) ФСС по представлению соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией строятся на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с рассматриваемым федеральным законом. Так, профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации. Профсоюзы, если они уполномочены на то работниками, вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Профсоюзы имеют также право на информацию, о чем говорится в ст. 17 ФЗ “О профсоюзах“. Для осуществления своей уставной деятельности они вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей и органов власти информацию по социально-трудовым вопросам. Кроме того, законодательно закрепляется возможность обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, органов
управления организацией, органов власти. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

Предусмотренное ст. 18 право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров предполагает, что профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.

Согласно ст. 19 профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза. Выявив нарушения, они имеют право требовать их устранения. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении нарушений сообщить о результатах его рассмотрения и принятых мерах профсоюзу. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной
среды регламентируются ст. 20 ФЗ “О профсоюзах“. Они, по сути, входят в предыдущее полномочие, однако в силу его важности и значимости для организации трудовой деятельности выделяется законодателем отдельно. Так, профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Наряду с этим профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации, где работают члены профсоюза, для проверки соблюдения именно законодательства об охране труда и окружающей природной среды, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение
нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством, в зависимости от характера наступивших последствий и других условий нарушения закона.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Согласно ст. 21 профсоюзы вправе участвовать в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества, иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения. Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.

Право же профсоюзов на социальную защиту работников закрепляется главным образом в ст. 21 ФЗ “О профсоюзах“. Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе как по просьбе членов профсоюза, других работников, так и по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Гарантии прав профсоюзов

Гарантиям прав профсоюзов посвящена гл. 3 ФЗ “О профсоюзах“. В первую очередь в законе говорится о гарантиях имущественных прав, которые лежат в основе функционирования любого объединения, в том числе и профсоюза. Так, профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в хозяйственное ведение иным имуществом. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется за исключением контроля за доходами от предпринимательской деятельности. Специально отмечается, что ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается. Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Предусматривается, что профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций и органов власти, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Кроме того, профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов. Профсоюзы также вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Отдельно установлены гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы. Так, они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов. Перевод указанных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, и в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Что же касается гарантий освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, устанавливается, что профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации работодатель или его правопреемник (а в случае ликвидации организации - профсоюз) сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до 1 года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Согласно ст. 27 ФЗ “О профсоюзах“ увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение 2 лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение.

ФЗ “О профсоюзах“ предусматривает также обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов: работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. Если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что современное законодательство достаточно подробно регулирует деятельность профсоюзов, предоставляя им реальные возможности для осуществления эффективной защиты прав работников.

А.В. Зобова,

эксперт журнала
“Отдел кадров бюджетного учреждения“


“Отдел кадров бюджетного учреждения“, N 4, октябрь 2008 г.