В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации

Особенности правового регулирования
наименования некоммерческой организации

Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит “информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица - возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.“*(1). Некоммерческие организации (далее - НКО) создаются для “достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической
помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ“ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.2006 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“*(2), далее - Закон N 7-ФЗ).

Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать НКО от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. “В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности“*(3).

Следует отметить, что в современной литературе, регулирующей правовой статус и особенности бухгалтерского учета НКО, не уделяется серьезного внимания наименованию НКО*(4).

В судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.02.1999 N 7570/98)*(5). К произвольной части относится собственно наименование, а к обязательной - указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для НКО и территориальная сфера и характер ее деятельности. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.

Наименования НКО, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)*(6), п. 1 ст. 4 Закона N
7-ФЗ). Наименование и место нахождения НКО указываются в ее учредительных документах (п. З ст. 54 ГК РФ, п. З ст. 4 Закона N 7-ФЗ). Напомним, что учредительными документами для всех видов НКО является устав, а для ассоциаций и союзов - учредительный договор в дополнение к уставу (п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).

Важнейшей особенностью наименования юридических лиц всех организационно-правовых форм является обладание исключительным правом на его использование. Данное право возникает с момента государственной регистрации НКО в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“*(7) с учетом требований ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ. При этом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. При этом право на наименование охраняется не только на территории Российской Федерации, но и в странах-участницах Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03 1883)*(8).

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию НКО. Прежде всего, оно должно быть указано на государственном языке Российской Федерации - русском (ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ “О государственном языке Российской Федерации“*(9)). На практике встречаются случаи, когда заявители подают в органы Госрегистрации учредительные документы с указанием наименования НКО на иностранном языке или на языке народов России. Подобного рода действия, безусловно, являются нарушениями требований действующего законодательства и влекут за собой отказ в государственной регистрации НКО. Данное требование не является дискриминирующим, так как учредители регистрируемого НКО имеют право указать наименование НКО на языке народов России и (или) иностранном языке в
Заявлении формы N РН0001, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций“ (с изм. от 10.04.2007)*(10), а также в разд. 1 устава НКО (общие положения).

При использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования заявители обязаны представить в регистрирующий орган подтверждающие их (заявителей) полномочия документы (ч. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ). Например, при регистрации Санкт-Петербургской общественной организации “Просветительское общество имени Эдвина Харви“ было затребовано письменное разрешение на использование имени американского издателя от его дочери.

Пункт 1 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1463 “Об использовании в названиях организаций наименований “Россия“, “Российская Федерация“*(11) устанавливает, что “в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования “Россия“, “Российская Федерация“, слово “федеральный“ и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации“, а в иных случаях - с разрешения Межведомственной комиссии, образованной приказом Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2006г. N 39/112/73/29/39н/42/39 “О Межведомственной комиссии по вопросам использования наименований “Россия“, “Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций“*(12).

Добавим, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим письмом N 09-1-03/3458@*(13)
требует от регистрирующих органов всегда проверять обоснованность использования юридическими лицами вышеуказанных наименований.

Следует отметить, что использование слов “Россия“ и др. общероссийскими общественными объединениями, политическими партиями и централизованными религиозными объединениями регулируется соответствующими законами - абз. 6 п. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“*(14), п. 4 ст. 6 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях“*(15), п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях“*(16).

Особое внимание уделяется тому, чтобы в обязательной части наименования НКО указывалась ее организационно-правовая форма (например, общественная организация, фонд, некоммерческое партнерство и т.д. в соответствии со ст. 6-11 Закона N 7-ФЗ). Например, абз. 1 ст. 28 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ предусматривает, что “официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности“. Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов РФ или муниципальных образований (Московская общественная организация инвалидов по слуху “Ковчег“, Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд и т.п.) или слов “региональный“, “местный“, но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории (Ленинградский областной благотворительный общественный фонд “Бетель“ (Милосердие).

На требование указания организационно-правовой формы адвокатскими образованиями, созданными в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“*(17) (адвокатская палата, коллегия адвокатов, юридическая консультация), указывает и письмо МНС России от 25.02.2004 N 09-1-02/767*(18). Отметим, что на основании вышеуказанного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете “Московский
налоговый курьер“ (2004. N 12, июнь).

Пункт 7 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 286-ФЗ “О взаимном страховании“*(19) также указывает, что наименование общества взаимного страхования “должно содержать слова “некоммерческая организация“ и “взаимное страхование““.

Как было сказано выше, обязательным требованием к наименованию НКО является указание характера ее деятельности. Так, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“*(20) гласит, что “наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова “союз“ или “ассоциация““. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“*(21) также обязывает садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения иметь “наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова “некоммерческое товарищество“, “потребительский кооператив“, “некоммерческое партнерство““. В соответствии с п. З ст. 2 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации“*(22) наименование “торгово-промышленная палата“ и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания “торгово-промышленная палата“, “торговая палата“ или “промышленная палата“ и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции РФ*(23)), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России НКО, которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о
своей деятельности как непосредственно, так и путем учреждения средств массовой информации. Именно поэтому, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях“ требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Данное требование законодателя несет немалую практическую пользу, так как очень часто функционеры деструктивных религиозных культов (как зарегистрированных, так и действующих без государственной регистрации) вводят граждан в заблуждение относительно своей конфессиональной принадлежности, именуя себя “православными“, “просто христианами“, “просто верующими“ и т.п. На практике Росрегистрации может быть достаточно непросто разрешать вопросы, связанные с требованием закона об указании вероисповедания религиозной организации в наименовании, данный вопрос требует специальных знаний в области религиоведения и может быть разрешен в том числе и в результате проведения государственной религиоведческой экспертизы. Так, пришлось столкнуться с религиозной организацией, в своем наименовании содержащей названия трех религиозных конфессий - “Местная религиозная организация евангельских христиан “Реформатская пресвитерианская церковь“. Только специальные познания сотрудников Росрегистрации помогли определить, что данное наименование не противоречит закону и науке.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут иметь “печать с полным наименованием этой НКО на русском языке“ и “вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему“. Выполнение данного требования НКО подчас затруднительно. Дело в том, что полные наименования НКО нередко содержат 10 и более слов. Разместить полное наименование НКО на печати непросто, тем более что некоторые НКО стремятся разместить на печати наименование на иностранном языке (для удобства в
осуществлении внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере международного сотрудничества), а также символ или эмблему. Кроме того, многословные полные наименования НКО могут не помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие НКО стремятся иметь сокращенное наименование.

Действующее законодательство разрешает юридическим лицам (прежде всего, коммерческим организациям) иметь как полное, так и сокращенное наименование (подп. “а“ п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“), данные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций“, также предусматривают возможность существования полного и сокращенного наименования. На наш взгляд, имеет место некоторое противоречие в различных нормативно-правовых актах: в одних предусмотрено сокращенное наименование НКО, в других требуется обязательное указание полного наименования. На практике, регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование либо разрешить иметь сокращенное наименование, но не допустить аббревиатур и сокращений в отношении ключевых слов. Так, Религиозная организация “Христианское общество “Библия для всех“ Российского Союза евангельских христиан-баптистов“ имеет сокращенное наименование Христианское общество “Библия для всех“. Регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование в силу наличия специального порядка их государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

Наименование НКО может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Подпункты 2, 3 п. 1 ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ предусматривают возможность отказа в государственной регистрации НКО, если “ранее зарегистрирована некоммерческая организация
с таким же наименованием“, и если “наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан“. Аналогичные требования содержатся в пп. 4 и 6 ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“. В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если “ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории“ и если “наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан“.

С требованием о недопустимости создания НКО с одинаковым наименованием с ранее зарегистрированной организацией все ясно: наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Несколько сложнее доказать оскорбление нравственности, национальных и религиозных чувств граждан в наименовании НКО. Наименование НКО может оскорблять нравственность, если в нем содержатся унижающие честь и достоинства других лицвыражения, например, пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропагандой исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться: свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании НКО сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации НКО, но и может привести к уголовному преследованию по ст. 136, 148, 239, 282 Уголовного кодекса РФ*(24).

В соответствии с п. З ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях“ не
допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в указанном Федеральном законе понимается “указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии“. Таким образом, в Российской Федерации не может существовать, например, Русская партия. Недопустимо создание клерикальных партий, таких как швейцарская Евангелическая народная партия или бангладешские Мусульманская лига и Исламская демократическая лига, или расистских, одним своим названием оскорбляющих целые этнические группы (как карликовые американские Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-Клукс-Клан). Положения ст. 9 Федерального закона “О политических партиях“ не раз становились объектом критики, однако мы согласимся с мнением А.Н. Аверьянова и др., что “образование политической партии по признакам религиозной принадлежности (как и по признакам расовой и национальной принадлежности) в таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, чревато трудно предсказуемыми последствиями. Правовой запрет на их создание обусловлен, кроме прочего, и особенностями исторического развития России.

В некоторых странах Запада и Востока существуют политические партии, в названии которых отражаются религиозные признаки; это, в частности, христианско-демократические и другие партии. Однако опыт по созданию политических партий (движений) чисто религиозной направленности всегда в итоге приводит к катастрофе“*(25).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона “Об общественных объединениях“ в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ “О политических партиях“. Случается, что общественные объединения нарушают требования данной статьи. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2002 N 56-Г02-10*(26) определила оставить без изменения решение Приморского краевого суда от 14.03.2002 о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации “Независимая общественная прокуратура“. В Определении суда указано, что в наименовании указанной НКО использовано наименование органа государственной власти, так как “в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“*(27) Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений - органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО окажет данному непростому процессу самую действенную помощь.

К.Б. Ерофеев,

кандидат технических наук,

директор Автономной некоммерческой организации
“Христианский культурный центр“, г. Санкт-Петербург


“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 17, сентябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.1994 N 51-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 20.02.1996 N 18-ФЗ, от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ), под общ. ред. А.М. Эрделевского (с изм. и доп. на 01.04.2001). Библиотечка РГ, 2001. Система ГАРАНТ, 2007.

*(2) Собрание законодательства РФ от 15.01.1996 N З ст. 145.

*(3) Комментарий к Федеральному закону “О некоммерческих организациях“ (под ред. М.Ю. Тихомирова). М., 2000. Система ГАРАНТ, 2007.

*(4) См., в частности: Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 1998; Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.: Изд. г-на М.Ю. Тихомирова, 2000; Правовой статус общественных объединений в РФ: Справ. М.: ИВЦ “Маркетинг“, 2000; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Общ. организация “Православное дело“, 2000; Загайнова С. К., Горбунова Н.В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. СПб.: Шандал, 2004.

*(5) Текст постановления официально опубликован не был.

*(6) Собр. законодательства РФ от 05.12.1994 N 32, ст. 3301.

*(7) Собр. законодательства РФ от 13.08.2001 N 33 (Ч. I), ст. 3431.

*(8) Текст Конвенции опубликован в Вест. Высш. арбитраж. суда РФ. 1996. N 2.

*(9) Собр. законодательства РФ от 06.06.2005 N 23, ст. 2199.

*(10) Собр. законодательства РФ от 24.04.2006 N 17 (ч. II), ст. 1869.

*(11) Собр. законодательства РФ от 16.12.1996 N 51, ст. 5816.

*(12) Текст приказа опубл. в журн. “Еженед. бюл. законодат. и ведом, актов“. 2006. N 17.

*(13) Текст письма опубл. в газ. “Экономика и жизнь“. 2004. N 43, окт.

*(14) Собр. законодательства РФ от 22.05.1995 N 21, ст. 1930.

*(15) Собр. законодательства РФ от 16.07.2001 N 29, ст. 2950.

*(16) Собр. законодательства РФ от 29.09.1997 N 39, ст. 4465.

*(17) Собр. законодательства РФ от 10.06.2002. N 23, ст. 2102.

*(18) Текст письма официально опубликован не был.

*(19) Собр. законодательства РФ от 03.12.2007 N 49, ст. 6047.

*(20) Собр. законодательства РФ от 24.97.2000 N 30, ст. 3122.

*(21) Собр. законодательства РФ от 20.04.1998 N 16, ст. 1801.

*(22) Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19.08.1993 N 33, ст. 1309.

*(23) Текст Конституции РФ опубликован в “Рос. газ.“ от 25.12.1993 N 237.

*(24) Собр. законодательства РФ от 17.06.1996 N 25, ст. 2954.

*(25) Аверьянов А.К, Васецкий Н.А., Малое Ю.К. Комментарий к Федеральному закону “О политических партиях“. Юрайт-М. Новая правовая культура, 2003. Система ГАРАНТ, 2007.

*(26) Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. N 4, апр.

*(27) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02 1992. N 8, ст. 366.