В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Комментарий к Федеральному закону от 24.06.2008 N 91-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“

Комментарий к Федеральному закону
от 24.06.2008 N 91-ФЗ
“О внесении изменения в статью 1 Федерального закона
“О минимальном размере оплаты труда“

Федеральным законом от 24.06.2008 N 91-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“ с 1 января 2009 года с 2 300 до 4 330 руб. увеличен МРОТ. Последний раз величина МРОТ менялась в сентябре 2007 года.

Источники обеспечения размера МРОТ

Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается:

- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- прочими работодателями за счет собственных средств.

Региональный МРОТ

Возможность устанавливать региональными законами МРОТ выше федерального появилась у недотационных субъектов РФ с 1 октября 2003 года. При этом до 2005 года для его введения на территории субъекта РФ необходимо было получить согласие Правительства РФ, а с 2005 года эта необходимость отпала (п. 2 ст. 1, 2 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ*(1), ст. 2 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ*(2)).

Разработку проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключение осуществляет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ. Согласно данной статье эти соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов бюджетов в представительные органы субъектов РФ.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения.

Если указанные работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированного письменного отказа присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием членов трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации и указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях. К отказу также должны быть приложены протокол консультаций работодателя с вышеозначенным выборным органом и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Копии письменных отказов направляются выше указанным уполномоченным органом в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работающего на территории соответствующего субъекта РФ, состоящего в трудовых отношениях с работодателем, не может быть ниже МРОТ в этом субъекте при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Последствия увеличения МРОТ

Во-первых, с увеличением МРОТ до 4 330 руб. становится больше размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для лиц, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“).

Во-вторых, руководителям бюджетных учреждений следует предусмотреть, что с 1 января 2009 года заработная плата неквалифицированных работников не может быть ниже 4 330 руб., а следовательно, должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее повышение, - размер компенсационных и стимулирующих выплат.

Заметим, если ранее базовый оклад или тарифная ставка первого разряда неквалифицированного работника бюджетной сферы не могла быть меньше установленного размера МРОТ, то в сентябре 2007 года Федеральным законом N 54-ФЗ*(3) законодатель внес изменения, которые допускают их установление в более низком размере.

Обратите внимание: можно использовать МРОТ только для регулирования оплаты труда и выплаты больничных (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Взаимосвязь МРОТ и новых систем оплаты труда

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 04.02.1999 N 22-ФЗ “Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ по решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки. Ее введение осуществляться в настоящее время и до 31 декабря 2008 года включительно.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и с учетом:

- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- государственных гарантий по оплате труда;

- базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

- перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- мнения соответствующих профсоюзов.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы определяются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников и персонала, устанавливаются согласно перечням видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым приказами Минздравсоцразвития РФ N 818 *(4) и 822 *(5).

Выплаты компенсационного характера назначаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников и персонала, если иное не определено федеральными законами и указами Президента РФ.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Исходя из вышеперечисленного, руководителям бюджетных учреждений и финансовым службам следует:

- увеличить размер стимулирующих выплат и предусмотреть источники их финансирования, как правило, за счет средств от приносящей доход деятельности;

- произвести перерасчет средств, необходимых на оплату труда работников и персонала, на следующий календарный год и внести корректировки в план сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на 2009 год и последующие годы.

МРОТ и штрафные санкции

Обращаем также внимание читателей, что увеличение штрафных санкций не предвидится. Сейчас они не привязаны к МРОТ в федеральных законах, поскольку размеры административных, налоговых и уголовных штрафов установлены в фиксированных рублевых суммах. Правда, в ряде ранее принятых нормативных актах еще упоминается МРОТ, равный 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

С.Р. Валова,

эксперт журнала “Оплата труда в бюджетном учреждении:

акты и комментарии для бухгалтера“


“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 2, август 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.10.2003 N 127-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“.

*(2) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“.

*(3) Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты“.

*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 “Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях“.

*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 “Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях“.