В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Новый порядок возврата бюджетных ссуд

Новый порядок возврата бюджетных ссуд

В реформировании бюджетной системы страны 2008 год стал очередной вехой. Перед участниками бюджетного процесса, в частности, ставится задача окончательной реализации таких важных принципов функционирования новой системы бюджетного учета, как эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств и ориентация их использования на конечные результаты деятельности. Для достижения указанных выше целей возникла настоятельная необходимость корректировки структуры и ряда требований Бюджетного кодекса.

Основные корректировки положений Бюджетного кодекса были внесены законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ.

Не обошла проводимая реформа стороной и порядок отражения в бюджетном учете учреждений операций по выдаче ссуд как своим работникам, так и другим гражданам и погашению ими ссуд, особенно за счет внебюджетных средств. Основной причиной изменения указанного порядка является исключение с 1 января 2008 года из статьи 161 Бюджетного кодекса положения о самостоятельности учреждения в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности. Теперь учреждение обязано согласовывать свои сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, а полученные учреждением коммерческие доходы и иные поступления от приносящей доход деятельности (к которым теперь относятся и поступления от возврата выданных в прошлые годы ссуд) становятся полноценными неналоговыми доходами соответствующего бюджета.

Новый порядок учета операций по возврату выданных учреждением ссуд регламентирован совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 22 апреля 2008 г. N 02-14-10а/1172, 42-7.1-15/5.1-179 (далее - Совместное письмо)*(1), в котором определены общие принципы отнесения данных платежей на соответствующие статьи бюджетной классификации, а также реквизиты платежных документов по перечислению возвращенных бюджетных ссуд в доход бюджета.

Кроме того, письмом Минфина России от 4 июня 2008 г. N 02-14-07/1625 определен порядок отражения операций по возврату бюджетных ссуд, выданных в прошлые годы из федерального бюджета и внесенных наличными в кассу учреждения, в бюджетном учете учреждения.

Одновременно прекращает действие ранее применявшийся в соответствии с пунктом 2 письма Минфина России от 7 октября 2005 г. N 02-14-11/2741 порядок учета указанных операций. Что же изменилось в порядке отражения в бюджетном учете операций по выдаче учреждениями за счет бюджетной или внебюджетной деятельности ссуд гражданам и их возврату?

В части операций с бюджетными ссуда ми и кредитами изменения коснулись счетов, используемых учреждением в органе Федерального казначейства, а также применяемых кодов бюджетной классификации.

Раньше, согласно приложению 9 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н (далее - Указания N 74н), возврат бюджетных ссуд осуществлялся по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов 092 01 08 00 00 01 0000 640 “Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны“. С 1 января 2008 года в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 3 марта 2008 г. N 19-ФЗ в перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (приложение 7 к Закону от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ), должен применяться код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов ХХХ 01 06 08 00 01 0000 640 “Возврат прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных федеральным бюджетом внутри страны“, где ХХХ - код соответствующего главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. При этом возврат ссуд теперь осуществляется не на балансовый счет 40105, а на счет 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации“.

Полученные суммы возврата ранее выданных бюджетных кредитов (ссуд) за счет средств федерального бюджета подлежат перечислению в доход федерального бюджета, для чего Совместным письмом определен порядок заполнения отдельных полей оформляемого учреждением для этих целей платежного поручения. Обязанность возврата в бюджет платежей, полученных в погашение ранее выданных бюджетных кредитов (ссуд), распространяется и на случаи удержания данных платежей из заработной платы работника*(2).

При этом платежи в возмещение бюджетных ссуд, выданных в текущем финансовом году, подлежат зачислению на бюджетный лицевой счет в возмещение ранее сформированной дебиторской задолженности учреждения. Суммы же возвратов бюджетных ссуд прошлых лет принимаются в кассу бюджетного учреждения как внебюджетные средства, учитываемые как доходы от продажи услуг. Поступившие в кассу учреждения суммы сдаются им на лицевой счет в органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (без права использования), и затем перечисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая вышеизложенное, порядок отражения в бюджетном учете операций по выдаче и погашению бюджетных кредитов и ссуд (без учета применения кодов бюджетной классификации) с 1 января 2008 года принимает следующий вид:

Дебет 1 210 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
Кредит 1 304 05 540
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по предоставлению бюджетных кредитов“
- списана со счета сумма согласно поданной в казначейство заявке;

Дебет 1 201 04 510
“Поступления в кассу“
Кредит 1 210 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
- поступили в кассу средства для выдачи ссуды;

Дебет 1 207 01 540
“Увеличение задолженности по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“
Кредит 1 201 04 610
“Выбытия из кассы“
- выдана ссуда работнику учреждения;

Погашение ссуд работниками через кассу учреждения следует оформлять следующими бухгалтерскими записями:



Дебет 2 201 04 510
“Поступления в кассу“
Кредит 2 401 01 130
“Доходы от рыночной продаж готовой продукции, работ, услуг“
- поступили наличные денежные средства в счет погашения задолженности по ссуде в кассу учреждения;

Дебет 1 303 05 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“
Кредит 1 207 01 640
“Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“
- погашение задолженности по бюджетным ссудам с отражением расчетов с бюджетом;

Дебет 2 210 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
Кредит 2 201 04 610
“Выбытия из кассы“
- сданы средства из кассы на лицевой счет, открытый в казначействе;

Дебет 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 210 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
- поступили средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением по дебету забалансового счета 17 “Поступления денежных средств на банковские счета учреждения“;

Дебет 2 401 01 130
“Доходы от рыночной продаж готовой продукции, работ, услуг“
Кредит 2 201 01 610
“Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов“
- перечислена в доход бюджета сумма возврата бюджетной ссуды с одновременным отражением по кредиту забалансового счета 17 “Поступления денежных средств на банковские счета учреждения“ (со знаком “минус“);

Дебет 1 210 02 640
“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов“
Кредит 1 303 05 730
“Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“
- поступление в бюджет суммы возврата ссуды на основании выписки из сводного реестра поступлений (ф. 0512088).

При удержании ссуды из заработной платы сотрудника делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 1 302 01 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате“
Кредит 1 304 03 730
“Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
- удержана ссуда из заработной платы сотрудника;

Дебет 1 304 03 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда“
Кредит 1 304 05 211*(3)
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате“
- перечислена в бюджет удержанная из заработной платы ссуда;

Дебет 1 210 02 640
“Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов, по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов“
Кредит 1 207 01 640
“Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“
- зачислена в бюджет сумма возврата ссуды.

Несколько иной подход применяется с 1 января 2008 года к погашению ссуд, выданных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности. В частности:

платежи в погашение ссуд, выданных в предыдущие годы, признаются для целей бюджетного учета кассовым доходом текущего года с отражением их по коду бюджетной классификации ХХХ 3 02 01010 01 0000 130 “Доходы от продажи услуг, оказываемых федеральными учреждениями“. При этом для использования сумм указанных платежей в текущем финансовом году необходимо предусмотреть их в доходной части сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам учреждения;

в отличие от платежей в погашение бюджетных ссуд, обязанности учреждения сдавать в доход бюджета в текущем году суммы платежей в погашение ссуд, выданных за счет приносящей доход деятельности, закрепляет главный распорядитель бюджетных средств.

Изменения порядка отражения в бюджетном учете учреждения операций по погашению ссуд работникам отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 2 201 04 510
“Поступления в кассу“
Кредит 2 207 01 640
“Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации“
- поступление в кассу суммы в погашение задолженности по ссуде;


Дебет 2 210 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
Кредит 2 201 04 610
“Выбытия из кассы“
- сданы средства из кассы на лицевой счет, открытый в казначействе;

Дебет 2 201 01 510
“Поступления денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит 2 210 03 660
“Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств“
- поступили средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением по дебету забалансового счета 17 “Поступления денежных средств на банковские счета учреждения“;

Приведенные выше схемы отражения в бюджетном учете операций по возврату выданных учреждением ссуд обусловлены вступлением в действие перечисленных выше новых нормативных документов.

И.Ю. Гарнов,

руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО “А.И.Аудит-Сервис“


“Бюджетный учет“, N 8, август 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст письма см. на стр. 40
*(2) При этом, в реквизите “Назначение платежа“ платежного поручения на перечисление указанных платежей в бюджет указывается код классификации расходов бюджета с применением КОСГУ 211 “Заработная плата“.

*(3) Возврат в бюджет ссуды, удержанной из заработной платы работника, осуществляется по КОСГУ 211.