В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Переход учреждений здравоохранения на новую отраслевую систему оплаты труда

Переход учреждений здравоохранения на новую отраслевую
систему оплаты труда

Статьей 144 ТК РФ Правительству РФ предоставлено право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Реализовывая предоставленное право, им принято Постановление N 605*(1), в соответствии с которым в период с 01.09.2007 по 31.12.2008 в Российской Федерации следует осуществить постепенный переход федеральных бюджетных учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, на новые отраслевые системы оплаты труда. В статье рассмотрены законодательные акты, которые приняты на сегодняшний день в связи с осуществлением данного перехода.

Для введения новых отраслевых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - новые системы оплаты труда) необходимо принятие целого ряда нормативно-правовых актов. В связи с этим п. 1 Постановления N 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее - Положение об установлении систем оплаты труда). Вместе с тем п. 6 Минздравсоцразвития поручено:

- разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

- утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (в трехмесячный срок);

- утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам (до 31 марта 2008 года);

- внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (до 1 июля 2008 года);

- давать разъяснения по применению Постановления N 605.

Далее ознакомимся с законодательными актами, разработанными и принятыми Минздравсоцразвития во исполнение вышеперечисленных поручений.

Методические рекомендации

Учитывая требования Постановления N 605 и утвержденного им Положения об установлении систем оплаты труда, Минздравсоцразвития Приказом от 22.10.2007 N 663 утвердило Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (далее - Методические рекомендации). Они разработаны с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям, а также подведомственным им федеральным бюджетным учреждениям по введению в них новых систем оплаты труда.

В частности, п. 3 и 4 Методических рекомендаций определено, что новые системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами РФ в соответствии с требованиями ТК РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ с учетом:

- базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 144 ТК РФ);

- перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

- мнения профсоюзов работников соответствующей отрасли (ст. 135 ТК РФ);

- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих*(2), а также Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих*(3) (ст. 143 ТК РФ).



Кроме этого, необходимо учитывать государственные гарантии по оплате труда работников, предоставляемые государством как участником трудовых отношений. В частности, ст. 130 ТК РФ определено следующее:

- величина заработной платы работников бюджетных учреждений не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в РФ (в настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ в редакции Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ он равен 2 300 руб.);

- гарантиями обеспечивается соблюдение мер повышения уровня реального содержания заработной платы, а также ограничивается оплата труда в натуральной форме.

Согласно п. 5 Методических рекомендаций заработную плату при введении новых систем оплаты труда рекомендовано определять исходя из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Определение новых размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ осуществляется руководителем федерального бюджетного учреждения с учетом уставных целей, требований к профессиональной квалификации и стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ по следующим параметрам (п. 13 Методических рекомендаций):

- набору исполняемых трудовых функций;

- сложности труда, установленной путем аттестации (сертификации) работ и услуг;

- интенсивности и результативности труда.

При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы утверждаются в соответствии со штатным расписанием локальным нормативным актом по согласованию с профсоюзом.

Квалификационные группы должностей работников

Как уже упоминалось ранее, Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития до 1 июля 2008 года внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (п. 6 Постановления N 605). Для этого необходимо распределить все профессии работников бюджетных учреждений по квалификационным группам. В связи с этим Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 525 утверждены критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, которые формируются с учетом вида экономической деятельности. Руководствуясь вышеназванным приказом, Минздравсоцразвития на сегодняшний день приняло целый ряд приказов, утверждающих профессиональные квалификационные группы профессий рабочих и должностей служащих по различным отраслям. В частности, Приказом от 06.08.2007 N 526 приняты Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, а именно:

- медицинский и фармацевтический персонал первого уровня, который включает такие должности, как санитарка, сестра-хозяйка и др.;

- средний медицинский и фармацевтический персонал. Данная группа должностей состоит из пяти квалификационных уровней. К первому уровню отнесены должности инструктора по лечебной физкультуре, медицинской сестры стерилизационной и др. Ко второму уровню - помощник врача по гигиене детей и подростков, рентгенолаборант и др. К третьему - медицинская сестра, фармацевт, зубной техник и др. К четвертому - акушерка, операционная медицинская сестра, зубной врач и др. К пятому - старший фармацевт, заведующая отделения и др.;



- врачи и провизоры. Должности этой группы подразделяются на четыре квалификационных уровня. Первый уровень содержит следующие должности: врач-интерн, врач-стажер, провизор-интерн, провизор-стажер. Во второй уровень включены врачи-специалисты, не отнесенные к третьему и четвертому квалификационным уровням. В свою очередь, в третий уровень входят врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и др. В четвертый - врачи-специалисты хирургического профиля, оперирующие в стационарах лечебно-профилактических учреждений, старший врач и старший провизор;

- руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор). Группа подразделяется на два квалификационных уровня: на первый, к которому отнесены заведующий структурным подразделением, начальник структурного подразделения, и второй, включающий должности заведующей отделением хирургического профиля стационаров.

Кроме этого, в дополнение к Приказу N 526 Минздравсоцразвития выпустило Приказ N 149н*(4), которым утверждены перечни должностей:

- специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг. В данной группе поименованы две должности: техник по техническим средствам реабилитации инвалидов и социальный работник;

- специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг. Включаемые в группу должности разделены на три квалификационных уровня. В частности, к первому уровню относятся такие должности, как специалист по физиологии труда, специалист по социальной работе и др. Ко второму уровню - медицинский психолог, биолог, инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов и др.;

- руководителей в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг. Этой квалификационной группой предусмотрена только одна должность: заведующий отделением (социальной службой).

Однако на момент написания статьи оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам не утверждены.

Выплаты компенсационного характера

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 (далее - выплаты компенсационного характера). Данные выплаты при переходе на новые системы оплаты труда предусматриваются работникам:

- занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

- за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);

- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно: при выполнении работ различной квалификации; совмещении профессий (должностей); сверхурочной работе; работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 и 154 ТК РФ);

- за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда за работу, связанную с отклонениями от нормальных условий, будут приняты Правительством РФ дополнительно. До их установления применяются размеры выплат, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

В соответствии с п. 15 Методических рекомендаций размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера при введении новых систем оплаты труда конкретизируются в трудовых договорах и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в виде:



- надбавок и доплат;

- районных коэффициентов;

- коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях;

- коэффициентов за работу в высокогорных районах;

- процентных надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областях, Республике Бурятия, Республике Хакасия.

Размеры выплат компенсационного характера устанавливаются не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и осуществляются в пределах ассигнований, выделенных главными распорядителями бюджетных средств на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях при введении новых систем оплаты труда устанавливаются в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818*(5). Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:

- за интенсивность, высокие результаты работы;

- за качество выполняемых работ;

- за стаж непрерывной работы и выслугу лет;

- как премиальные выплаты по итогам работы.

Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение его за выполненную работу и устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, и рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом предполагается, что с 1 января 2010 года объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% ассигнований федерального бюджета, выделенных на оплату труда.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что на момент написания статьи для перехода учреждений здравоохранения на новую систему оплаты труда не принят только нормативный правовой акт, утверждающий базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата руководителей, их заместителей
и главных бухгалтеров


Согласно п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда размер должностного оклада руководителя устанавливается трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее - работники основного персонала). Порядок его исчисления поручено разработать Минздравсоцразвития.

Исполняя данное поручение, Минздравсоцразвития Приказом от 08.04.2008 N 167н утвердило Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения (далее - Порядок N 167н). В соответствии с п. 3 средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю.

При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются. Однако следует помнить, что выплаты компенсационного характера при расчете не учитываются.

Перечни должностей, профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливаются органами исполнительной власти (иным государственным органом или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета), в ведении которых находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития.

На сегодняшний день такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.04.2008 N 180н по виду экономической деятельности “Здравоохранение и предоставление социальных услуг“ для расчета средней заработной платы руководителя федерального государственного учреждения “Федеральное бюро экспертизы“ (далее - Перечень N 180н), в который включены 6 должностей: заведующий отделением, врач-методист, врач-терапевт, врач травматолог-ортопед, врач-невролог и ведущий научный сотрудник.

При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка N 167н).

Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и оклада руководителя (в примерах использованы условные данные).

Пример 1.
Штатным расписанием бюро медико-социальной экспертизы предусмотрено 26 ставок. Из них в соответствии с Перечнем N 180н к основному персоналу относятся 15 ставок, а именно:

- заведующий отделением - 3 ст. (Миронова, Круглова, Фролов);

- ведущий научный сотрудник - 1 ст. (Смирнова);

- врач-методист - 1 ст. (Семенова);

- врач-терапевт - 6 ст. (Иванов, Гонцова, Дружаева, Петрова, Кислова и 1 ст. вакантная);

- врач-невролог - 2 ст. (Королева, Соболева);

- врач травматолог-ортопед - 2 ст. (Богомолов, Шустова).

В бухгалтерию бюро подан табель учета рабочего времени работников, в соответствии с которым они фактически отработали в феврале 2008 года:

- 21 раб. дн. (29 кал. дн.) - 12 человек: Миронова, Фролов, Смирнова, Семенова, Гонцова, Дружаева, Петрова, Кислова, Королева, Соболева, Богомолов, Шустова;

- 10 раб. дн. (12 кал. дн.) - 1человек: Круглова (принята на работу 18.02.2008);

- 6 раб. дн. (8 кал. дн.) - 1 человек: Иванов (уволен 08.02.2008).

Все работники основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают на условиях полного рабочего времени по 40-часовой рабочей неделе, кроме:

- врача-методиста Семеновой, работающей по 4,8 ч. в день (24 ч. в неделю);

- врача-невролога Королевой, работающей по 7,2 ч. в день (36 ч. в неделю).

В соответствии с п. 5 Порядка N 167н среднемесячная численность работников основного персонала бюро медико-социальной экспертизы, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 года составила 10,7 чел. ((10 чел. х 29 кал. дн. + 12 кал. дн. + 8 кал. дн.) / 29 кал. дн.).

При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н).

Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных Семеновой и Королевой: 4,8 ч. х 21 раб. дн. + 7,2 ч. х 21 раб. дн. = 252 чел.-ч.

Далее рассчитываем общее количество человеко-дней: 252 чел.-дн. / 8 ч. = 31, 5 чел.-дн.

Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 года ставила 1,5 чел. (31,5 чел.-дн. / 21 раб. дн. в феврале).

Общая среднемесячная численность работников основного персонала бюро медико-социальной экспертизы в феврале 2008 года равна 12,2 чел. (10,7 чел. + 1,5 чел.).

Работник, работающий в учреждении на одной, более одной ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 6 Порядка N 167н).

Пример 2.
Заработная плата работников основного персонала учреждения здравоохранения за 2007 г. составила:

- 980 000 руб. - сумма должностных окладов;

- 210 000 руб. - выплаты стимулирующего характера (в том числе 75 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности);

- 80 000 руб. - выплаты компенсационного характера (в том числе 25 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности).

Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя, который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с введением новой системы оплаты труда, при следующей среднемесячной численности работников основного персонала:

---------T-----------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Месяцы ¦ Среднемесячная численность работников основного персонала за 2007 год, ¦
¦ ¦ работающих на условиях ¦
¦ +-------------------------T--------------------------T-------------------------T----------+
¦ ¦полного рабочего времени ¦неполного рабочего времени¦внешнего совместительства¦ Итого ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Январь ¦ 17,5 ¦ 1,4 ¦ - ¦ 18,9 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Февраль ¦ 17,5 ¦ 1,4 ¦ - ¦ 18,9 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Март ¦ 17,5 ¦ 1,4 ¦ - ¦ 18,9 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Апрель ¦ 18,3 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 20,4 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Май ¦ 18,3 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 20,4 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Июнь ¦ 17,8 ¦ 1,2 ¦ - ¦ 19,0 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Июль ¦ 17,8 ¦ 1,2 ¦ - ¦ 19,0 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Август ¦ 17,8 ¦ 1,2 ¦ - ¦ 19,0 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Сентябрь¦ 17,8 ¦ 1,2 ¦ - ¦ 19,0 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Октябрь ¦ 17,8 ¦ 1,2 ¦ - ¦ 19,0 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Ноябрь ¦ 18,3 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 20,4 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Декабрь ¦ 18,3 ¦ 0,9 ¦ 1,2 ¦ 20,4 ¦
+--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+----------+
¦Всего ¦ 214,7 ¦ 13,8 ¦ 4,8 ¦ 233, ¦
L--------+-------------------------+--------------------------+-------------------------+-----------

Размер должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения в 2008 году составит 15 302 руб. ((980 000 руб. + 210 000 руб.) / 233,3 х 3)).

Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, являющихся внешними совместителями, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).

Как определить размер должностного оклада руководителя вновь созданного учреждения здравоохранения? Уже упоминалось ранее, что в п. 6 Постановления N 605 говорится о том, что Минздравсоцразвития поручено давать разъяснения по применению настоящего постановления. В связи с этим Приказом от 02.04.2008 N 158н им утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, которыми предусмотрено, что определение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится данное учреждение.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (п. 7 Положения N 605).

Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с вышеупомянутым перечнем, утвержденным Приказом N 822.

Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда). Например, руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения.

С целью реализации данного положения Минздравсоцразвития издан Приказ N 823*(6), в котором разъясняется, что федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года.

Изменения и дополнения, внесенные Правительством РФ
в ранее принятые нормативные правовые акты


Говоря о новых системах оплаты труда, не можем не обратить ваше внимание на Постановление от 05.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“ (далее - Постановление N 583), которое на момент написания статьи официально опубликовано не было*(7).

В нем говорится, что Правительство РФ постановило ввести новые системы оплаты труда с 01.12.2008. Напомним, ранее Постановлением N 605 этот переход предусматривалось осуществить в период с 01.09.2007 по 31.12.2008.

В соответствии с п. 2 и 3 Постановления N 583 введение новых систем оплаты труда в отношении работников учреждений осуществляется руководителями этих учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - главные распорядители) с учетом того, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая согласно новым системам оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Заслуживают также внимания учреждений здравоохранения новые поручения Правительства РФ, возложенные на Минздравсоцразвития в п. 6 Постановления N 583, в частности:

- утвердить рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда работников учреждений (до 15 августа 2008 года);

- утвердить рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме (до 15 августа 2008 года);

- организовать и провести обучение специалистов федеральных государственных органов и учреждений - главных распорядителей в связи с введением новых систем оплаты труда (до 1 ноября 2008 года).

В свою очередь, учреждения (в том числе учреждения здравоохранения) - главные распорядители утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития до 1 сентября 2008 года примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений с учетом утвержденных Минздравсоцразвития вышеупомянутых рекомендаций (п. 7 Постановления N 583).

Кроме этого, в соответствии с п. 14 Постановления N 583 с 1 декабря 2008 года утратят силу ряд актов Правительства РФ согласно прилагаемому перечню, в частности, п. 9 Перечня отменяет Постановление N 605. Следовательно, и Положение об установлении систем оплаты труда, утвержденное данным постановлением, также утратит свою силу. В связи с этим п. 5 Постановления N 583 утверждено новое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Новое положение). Однако следует отметить, что его содержание претерпело незначительные изменения, в частности:

- при установлении новых систем оплаты труда учреждениям здравоохранения необходимо будет учитывать наряду с ранее предусмотренными нормативными правовыми актами РФ также Положение об оплате труда работников учреждений по виду экономической деятельности “Здравоохранение и предоставление социальных услуг“ (п. 2 Нового положения), которое в соответствии с п. 6 и 7 Постановления N 583 должно быть утверждено до 1 сентября 2008 года;

- размер должностного оклада руководителя, определяемый трудовым договором теперь согласно п. 6 Нового положения будет устанавливаться, как и ранее, в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, но при этом будет составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы (в соответствии с п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда он составлял три размера средней заработной платы);

- средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, будут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера теперь самостоятельно (без решения главного распорядителя) (п. 11 Нового положения).

В заключение следует отметить, что остальные упомянутые в статье нормативные правовые акты РФ не утрачивают силу, они на основании п. 11 - 13 Постановления N 583 будут приведены в соответствие с требованиями настоящего постановления.

В. Лахматова


“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 9, сентябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(2) Выпуск 1 “Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства“, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.

*(3) Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.

*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2008 N 149н “Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг“.

*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 “Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях“.

*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 823 “Об утверждении разъяснений о реализации Постановления Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений“.

*(7) Упомянутое постановление вступит в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования.