В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Конкурсная документация

Конкурсная документация

Рост внимания к закупкам для государственных и муниципальных нужд связан прежде всего с необходимостью рационального использования бюджетных средств, создания равных условий доступа к государственным и муниципальным бюджетам поставщикам товаров, исполнителям работ и услуг различной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, повышения прозрачности прохождения средств от государственного и муниципального заказчика непосредственно к поставщикам. Последние годы характеризуются стабильностью наполнения бюджетов различных уровней, существенным ростом бюджетной массы и, соответственно, увеличением объемов закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Перед заказчиками стоит задача обеспечить удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в различных товарах, работах и услугах с наименьшими затратами бюджетных средств. Для ее решения применяются различные способы закупок, основанные на принципах прозрачности, гласности, конкурентной борьбы поставщиков, взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В этих условиях поставщики товаров, работ и услуг больше заинтересованы выполнить государственный или муниципальный заказ с гарантированной оплатой, чем работать на открытом рынке в условиях все возрастающей конкуренции, отсутствия гарантии продажи своего товара, спроса на работы, услуги и своевременного получения средств за их поставку.

Масштаб и разнообразие закупок с каждым годом растут, потребность в конкретных товарах, работах и услугах при условии соблюдения антимонопольных требований предполагает повышенное внимание к отдельным разделам конкурсных документов. На сегодняшний день значительная часть закупок осуществляется по типовой документации. Порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ) и зависят в основном от способа размещения заказа. Содержание технического задания в большинстве случаев индивидуально.

Порядок разработки конкурсной документации

При подготовке конкурсной документации учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иные законодательные акты. Назовем основные из них:

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“;

- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“;

- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

Согласно ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией. Государственными и муниципальными заказчиками являются соответственно органы государственной власти РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Заказчиками могут также выступать органы, уполномоченные на размещение заказов. Они могут быть созданы соответствующими органами власти, а могут и не создаваться. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков устанавливается решением о создании самого уполномоченного органа.

Главная трудность в конкурсах - формулировка лота таким образом, чтобы можно было закупать именно те товары, работы и услуги, которые нужны учреждению, причем соблюдая нормы закона. Проблема состоит в том, что законодательство запрещает указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если указание этих сведений влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 Заказа N 94-ФЗ). Можно только указывать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Исключение составляют случаи, когда невозможно дать характеристику товару, работе, услуге. При этом конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами “или эквивалент“, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Раздел, в котором заказчик описывает предмет размещения заказа (техническое задание), - ключевой в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок. В нем согласно п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 34, п. 4. ст. 43 Закона N 94-ФЗ отражаются требования, которые устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом:

- к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;

- к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

- к размерам, упаковке, отгрузке товара;



- к результатам работ;

- иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Порядок оформления технического задания:

1. Техническое задание оформляется в виде единого документа.

1.2. Техническое задание должно содержать:

1.2.1. Объем заказываемых товаров, работ или услуг в физических величинах.

1.2.2. Функциональные характеристики товара, работ или услуг.

1.2.3. Подробную техническую характеристику товара, работ или услуг.

1.2.4. Показатели оценки качества товара, работ или услуг - гигиенический сертификат, сертификат соответствия, страна-производитель и т.п.

1.2.5. Гарантии на товар, работы или услуги.

1.2.6. Формы и сроки гарантийного обслуживания.

1.2.7. Затраты на обслуживание приобретаемого товара, работ, услуг.

1.2.8. Сроки поставки товара, работ, услуг.

1.2.9. Условия оплаты товара, работ, услуг.

1.2.10. Цена контракта на приобретение товара, работ, услуг.



1.2.11. Иные условия и требования, являющиеся обязательными для данного вида товаров, услуг.

1.2.12. Источник финансирования.

1.2.13. Требования к упаковке.

1.2.14. Порядок приемки товара.

1.2.15. Требования к безопасности.

1.2.16. Требования к результатам работ.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

а) функциональные характеристики;

б) расходы на эксплуатацию товара, выполнение работ, оказание услуг;

в) расходы на техническое обслуживание товара;

г) срок предоставления гарантии качества товара, услуг.

Основные позиции, включаемые в техническое задание (п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ):

- описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики, потребительские свойства);

- требования по качеству (ст. 469 и 721 ГК РФ; законодательство о техническом регулировании);

- комплектация товара;



- уточнение, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся;

- количество товара;

- периодичность и место поставки;

- при необходимости - требования к шеф-монтажу, к обучению персонала;

- обеспечение сервисного обслуживания; и т.п.

Естественно, что не все из этих требований обязательны. Выбор показателей и характеристик закупаемого товара остается за заказчиком. Поэтому определять предмет закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, разбирающийся в предмете закупки. Одновременно при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями работников, которые будут использовать закупаемый продукт. Например, учесть такие факторы, как удобство и простота в работе и т.п. Сложность составления технического задания в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно такого товара, в каком нуждается заказчик, причем не без нарушений антимонопольного законодательства. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик нельзя “подогнать“ под конкретную марку или определенного производителя, поскольку такие действия по нормам Закона о защите конкуренции могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий. Обращаем внимание читателя, что заказчик не может ввести также ограничение по территориальному признаку при закупке товаров, работ, например, установить при закупке горюче-смазочных материалов условие, что АЗС должна находиться на территории данного города или района. Это также будет нарушением антимонопольного законодательства.

Типичные ошибки при составлении конкурсной документации

В оформлении закупочной документации нет мелочей. В этом убеждают решения Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений, принятые по жалобам на действия заказчиков. Среди них:

- заказчики не устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе и не определяют порядок оценки и сопоставления заявок участников, что не позволяет сделать процесс оценки заявок объективным;

- заказчики устанавливают в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ (например, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и материальных ресурсов и т.д.). Эти сведения могут быть запрошены в качестве не обязательного, но дополнительного критерия для оценки заявки участника конкурса для выявления победителя;

- заказчики устанавливают требование 100%-го выполнения заявки как критерий оценки выполнения контракта.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Конкурсная документация не содержала требований к техническим характеристикам мебели, размерам. Отсутствовали иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой мебели потребностям заказчика, что противоречит п. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ о размещении заказов. Заказчику было предложено устранить нарушения законодательства о госзаказе в части приведения в соответствие с Законом о размещении заказов извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на 30 дней и разместить извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом N 94-ФЗ, устранить нарушения в выборе критериев оценки заявок и процедуре оценки заявок.

Составление технического задания требует от государственного (муниципального) закупщика четкого знания предмета закупки, умения конкретно изложить свои требования и, не нарушив законодательство, выбрать самого надежного поставщика. Оно регламентирует именно содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания работ. А разбивка этих работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В календарном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий.

Стоимость работ определяют на основании сметы, в которой исполнитель обосновывает потребность в установленных сроках для выполнения работы. Потребности представляют как в натуральном, так и (обязательно) в стоимостном выражении. На основании согласованной сметы расходов составляют протокол согласования договорной стоимости.

Содержание условий госконтракта

Одна из составляющих конкурсной документации при проведении государственных закупок - это проект государственного контракта, который предполагается подписать по результатам торгов. При подготовке конкурсной документации следует уделять большое внимание условиям контракта.

Нередко в конкурсную документацию вставляют “рыбу“ контракта для проформы, а затем начинают перекраивать ее, менять условия. Иногда заказчик, вспоминая, что он забыл вставить в контракт какие-то важные условия, требует, чтобы победитель принял их, при этом не увеличивая цену и не меняя других условий. В противном случае заказчик может предпочесть следующего участника. Либо наоборот, контракт подписывается в таком виде, в котором он указан в конкурсной документации, и затем на этапе его выполнения возникают спорные вопросы. Стороны подписывают дополнительные соглашения по увеличению цены или по снижению объемов работ и т.п.

Все подобные действия нарушают основные принципы конкурсных закупок: принцип единых исходных условий для участников на всех этапах конкурса, принцип недискриминации - равного отношения ко всем участникам, принцип экономической эффективности. Во-первых, изменяя условия контракта, стороны нарушают принцип единых условий для всех участников. Не исключено, что на новых условиях другие участники предложили бы более конкурентоспособную цену заявки. Во-вторых, участник, который победил на первоначальных условиях, подвергается давлению по сравнению с другими, то есть дискриминации. В-третьих, при подписании без конкурса дополнительных соглашений с поставщиком в процессе реализации контракта нарушается принцип конкурентности и, как следствие, принцип экономической эффективности.

Во избежание нежелательных споров и противоречий на этапе реализации государственного контракта организаторы торгов и заказчики должны уже в процессе подготовки конкурсной документации продумать условия будущего государственного контракта таким образом, чтобы они:

- были понятными, лаконичными и непротиворечивыми;

- не накладывали больше рисков и обременении на поставщика/подрядчика, чем на заказчика (это грозит завышением цены участниками или вообще их отказом от подачи заявок);

- соответствовали сложившейся практике и обычаям делового оборота;

- не противоречили законодательству;

- были бы, по возможности, типовыми/унифицированными.

Приведем пример государственного контракта на выполнение работ.

Государственный контракт

“___“ _______________ ____ года

Организация “___________“ (наименование организации), именуемая в дальнейшем “Заказчик“, в лице руководителя ___________, действующего на основании Устава ________, с одной стороны, и организация “___________“, именуемая в дальнейшем “Подрядчик“, в лице _________, действующего на основании Устава ________, с другой стороны, в дальнейшем именуемые “Стороны“, в соответствии с решением конкурсной комиссии Заказчика (протокол N __ от ____ г., приказ N __ от ____ г.), заключили настоящий Государственный контракт (далее по тексту - Договор) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя подряд на выполнение следующих работ: капитальный ремонт здания.

1.2. Работа по настоящему контракту выполняется в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью.

1.3. Содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами календарным планом (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Работы, не предусмотренные настоящим контрактом, необходимость проведения которых выявлена в процессе выполнения контракта, оформляются дополнительным соглашением.

2. Цена договора и порядок оплаты работ

2.1. Стоимость работ по контракту составляет _____ руб. (_______ рублей), в том числе НДС - _____ руб. (_______ рублей).

Стоимость работ включает в себя стоимость материалов, необходимых для выполнения работ, приобретаемых Подрядчиком.

При исполнении договора в случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных Договором, но связанных с ним, Заказчик вправе по согласованию с Подрядчиком изменить цену договора пропорционально объему дополнительных работ, но не более чем на 5% цены Договора.

2.2. Оплата производится из средств федерального бюджета.

2.3. Заказчик в течение 5 дней с даты подписания настоящего контракта производит выплату Подрядчику аванса в размере 30% от стоимости выполнения работ по контракту, то есть _____ руб. (_______ рублей).

2.4. Окончательный расчет производится после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актом. Оплата производится Заказчиком в течение 5 дней с даты подписания сторонами актов выполненных работ.

2.5. В случае прекращения работ по соглашению сторон или по вине Заказчика последний обязан возместить Подрядчику фактически произведенные затраты.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Подрядчик обязуется:

3.1.1. Выполнить работы, предусмотренные настоящим договором, в полном объеме и с надлежащим качеством в срок с “__“ ________ до “__“ ________, и сдать Заказчику в срок до “__“ ________ ____ года.

3.1.2. Обеспечить качество всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.

3.1.3. Нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по настоящему контракту субподрядчиками в случае их привлечения.

3.1.4. Обеспечить выполнение в месте выполнения работ необходимых мероприятий по технике безопасности.

3.1.5. При выполнении работ по настоящему контракту не изменять в одностороннем порядке график производства работ в сторону продления сроков их выполнения.

3.1.6. На Подрядчике лежит риск случайного уничтожения или повреждения результата работ до момента сдачи его Заказчику, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.

3.1.7. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

3.1.8. В случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ или делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, немедленно поставить об этом в известность Заказчика.

3.1.9. Безвозмездно устранять по требованию Заказчика недостатки и дефекты в работе в течение 10 дней с момента обнаружения в период гарантийного срока. Гарантийный срок на выполненные работы - 3 года.

3.1.10. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в последующих пунктах настоящего контракта.

3.2. Заказчик обязуется:

3.2.1. Оплачивать выполненную работу Подрядчика по мере поступления денежных средств из федерального бюджета и в соответствии с п. 2. Договора.

3.2.2. Принять выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

3.3. Права Заказчика:

3.3.1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

3.3.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков.

3.3.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего Договора либо устранить недостатки своими силами или поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

4. Срок выполнения работ

4.1. Срок действия настоящего контракта устанавливается с “__“ ________ ____ года по “__“ ________ ____ года
4.2. Работы по настоящему контракту должны быть начаты, проведены и завершены в соответствии с графиком производства работ.

5. Выполнение работ

5.1. Для осуществления контроля за ходом выполнения работ Заказчик назначает комиссию, члены которой имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.

5.2. Подрядчик самостоятельно организует производство работ в соответствии со сроками, указанными в разделе 4 настоящего контракта.

5.3. Обеспечение производственного порядка в месте выполнения работ является обязанностью Подрядчика.

5.4. Подрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, комплектующих и конструкций, применяемых им для производства работ, будет соответствовать стандартам, техническим условиям и иметь необходимые сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество.

5.5. Подрядчик информирует Заказчика за 1 день до начала приемки отдельных конструкций, скрытых работ по мере их готовности. Готовность принимаемых ответственных конструкций и скрытых работ подтверждается подписанием Заказчиком и Подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций, актов освидетельствования скрытых работ и актов приемки.

Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика или Заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее.

5.6. В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, Подрядчик своими силами и без увеличения стоимости строительства обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

6.2. Срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.

7. Приемка результата выполненных работ

7.1. При завершении работы Подрядчик предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки работ.

7.2. Заказчик в течение 3 дней со дня получения акта сдачи-приемки работ обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.

7.3. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение 3 дней после получения акта сдачи-приемки работ. Подрядчик обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах контрактной цены.

7.4. Если при приемке работ будет выявлена необходимость проведения доработок или изменения отдельных условий технического задания, по требованию Заказчика эти работы производятся по дополнительному соглашению с указанием срока их выполнения и стоимости.

7.5. В случае досрочного выполнения Подрядчиком работ Заказчик обязуется принять акт сдачи-приемки работ в порядке, установленном настоящим разделом, и произвести оплату.

8. Гарантии

8.1. Подрядчик гарантирует:

- выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего контракта;

- качество выполнения всех работ в соответствии с требованиями Заказчика и действующими нормами;

- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации результата работ.

8.2. Срок гарантии выполненных работ устанавливается с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, за исключением случаев преднамеренного повреждения их со стороны третьих лиц, что должен доказать Подрядчик.

Срок гарантии на выполненные работы устанавливается 3 года с даты подписания акта приемки результата работ.

9. Расторжение контракта

9.1. Заказчик вправе потребовать от Подрядчика расторжения контракта в следующих случаях:

- задержки Подрядчиком хода выполнения работ по его вине, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на 1 месяц;

- нарушения Подрядчиком условий контракта, ведущего к снижению качества работ;

- отказа Подрядчика исправлять обоснованные недоделки или некачественно сделанные работы.

В этом случае Подрядчик возвращает Заказчику всю сумму, уплаченную Подрядчику за вычетом стоимости работ, принятых Заказчиком, и передает незавершенный результат работ Заказчику по акту.

9.2. При расторжении контракта по соглашению сторон незавершенный результат работ передается Заказчику, который оплачивает Подрядчику стоимость выполненных работ в объеме, определяемом ими совместно.

10. Ответственность сторон

10.1. В случае если Подрядчик отказывается исправлять дефекты, выявленные Заказчиком, Заказчик имеет право:

- не оплачивать выполненные работы;

- предъявлять Подрядчику штрафные санкции в сумме, необходимой для исправления выявленных дефектов.

10.2. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения работ по вине Подрядчика, компенсируется Подрядчиком.

10.3. В случае полного или частичного невыполнения контракта одной из сторон последняя обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки.

10.4. Применение штрафных санкций не освобождает стороны от выполнения принятых обязательств.

11. Прочие условия

11.1. Все изменения и дополнения к настоящему контракту считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны сторонами.

11.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, применяются нормы законодательства РФ.

11.3. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Приложение N 1 - техническое задание.

Приложение N 2 - календарный план.

Приложение N 3 - смета.

12. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Подрядчик:

Заказчик:

Подписи

Подрядчик: _____________________ / ___________ / М.П.

Заказчик: _______________________ / ___________ / М.П.

В завершение хотелось бы дать ответ читателям на часто задаваемый ими вопрос: установлен ли Законом N 94-ФЗ срок хранения документов по конкурсу?

Минимальный срок хранения документов - 3 года (п. 15 ст. 28 Закона N 94-ФЗ). При этом в обязательном порядке хранятся: протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; заявки на участие в конкурсе; конкурсная документация; изменения, внесенные в конкурсную документацию; разъяснения конкурсной документации; аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Н. Гридина,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 7, июль 2008 г.