В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2006, N 2


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ
РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ


Для чего необходимо обучение работников?

Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников являются не тяжким бременем, которое ложится непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Потребности работодателя в персонале зафиксированы в штатном расписании, которое определяет численный состав предприятия. Оно также содержит перечень
наименований должностей постоянных сотрудников и размеров должностных окладов.

Поэтому решение о профессиональной подготовке и повышении квалификации работников должно предваряться анализом:

- реальной потребности организации в тех или иных кадрах;

- их квалификационного уровня;

- характера производства и его оснащенности (см. примеры 1, 2).

Пример 1. Если в текущем штатном расписании в соответствии с технологическими требованиями предусмотрено три токаря 4 разряда и эти места заполнены, то проводить профессиональную подготовку или повышение квалификации еще одному токарю третьего разряда нет необходимости. Если все же она возникла (например, увеличились объемы производства, потребовалось выполнение более сложных видов токарных работ), то в штатное расписание предварительно через приказ должны быть внесены изменения. Образец приказа см. ниже.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“

Приказ

29 декабря 2005 г. N 06-р

г. Москва

О внесении изменений в штатное
расписание

В связи с расширением зоны деятельности ООО “Дормаш“

Приказываю:

С 29 декабря 2005 г. внести следующее изменение в штатное расписание: добавить в механическом цехе одну штатную единицу - токарь 4 разряда.

Семенов
Генеральный директор --------------- С.В. Семенов

Пример 2. На предприятии в связи с частичной приостановкой деятельности производственного цеха по монтажу холодильного оборудования работодателем было принято решение о переподготовке кадров. Некоторые рабочие были направлены на обучение, в процессе которого освоили дополнительную профессию слесаря механосборочных работ, после чего были переведены с их согласия в сборочный цех. Тем самым руководство завода убило трех зайцев одним выстрелом:

- не потеряло квалифицированный персонал (возможно, ситуация с цехом по монтажу оборудования носит временный характер и через некоторое время производство заработает в прежнем объеме);

- решило проблему нехватки людей в сборочном цехе;

- продемонстрировало заботу о сотрудниках, повысив в их глазах свой рейтинг.

Иногда работодатель готов создать условия и выделить средства на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работника с учетом перспектив развития предприятия. Такой подход свидетельствует о том, что в организации большое внимание уделяется формированию кадрового резерва.

Планируем обучение работников

Представим себе, что на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров. С чего необходимо начинать специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала?

1. Изначально следует определить, обучение какого вида необходимо работникам.

На сегодняшний день оно существует в виде:

- подготовки новых работников (первоначального профессионального обучения лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии) (см. пример 3);

- переподготовки (переобучения) работников (освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства) (см. пример 4);

- повышения квалификации работников (обучения, направленного на последовательное совершенствование их профессиональных
и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям) (см. пример 5).

Пример 3. В отдел кадров завода обратился сотрудник предприятия с просьбой взять на работу сына, которому недавно исполнилось 20 лет. Вернувшись из армии, парень стеснялся пойти учиться в ПТУ, а профессию ему получать все равно надо было. Лучшим решением ситуации показалась реализация предложенной отцом идеи освоить специальность прямо на заводе, тем более система производственного обучения на предприятии была основательной. После собеседования в отделе кадров и разговора с мастером сварочного цеха парень заинтересовался работой слесаря механосборочных работ - у него с детства была склонность что-то мастерить, возиться с железками.

Молодому человеку назначили наставника, высококвалифицированного работника цеха.

В течение полугода новый работник в статусе ученика проходил профессиональную подготовку на предприятии по профессии “слесарь механосборочных работ“. Производственное обучение осуществлялось на рабочем месте, где парень под руководством своего инструктора набирался практического опыта. Теорию же изучал самостоятельно, иногда обращаясь за разъяснениями к инженеру.

После сдачи квалификационного экзамена ему присвоили 3 разряд по освоенной им профессии.

Пример 4. В связи с частичным перепрофилированием производства на заводе по изготовлению металлических решеток возникла потребность в сокращении численности пяти рабочих сварочного цеха. Однако в то же время в гальванический цех понадобились дополнительно 3 стропальщика. Сварщикам, подпадающим под увольнение, в отделе кадров предложили пройти переподготовку по более востребованной на предприятии профессии на базе учебно-производственного комбината “Модуль“. Поскольку руководство завода было заинтересовано в сохранении проверенных кадров, оно готово было оплатить обучение своих работников, даже с учетом того, что продолжительность переподготовки с отрывом от работы превышала 1 месяц. Двое сварщиков согласились на переобучение,
после которого продолжили трудовую деятельность на предприятии в новом качестве.

Пример 5. Новый заказ на изготовление оборудования для машин, используемых в геолого-разведочных экспедициях, заставил технического директора завода “Политрон“ провести ревизию квалификационного уровня рабочих. На профессиональное мастерство своих подчиненных он не мог жаловаться - кадры проверенные, имеющие большой стаж работы на данном производстве. Но заказ потребует применения иных видов сварочных работ, нежели те, на которые его сотрудники были аттестованы. Отделу кадров было срочно дано задание организации мероприятия по повышению квалификации сварщиков. Отобранные 4 человека (главным критерием, определяющим выбор, стал разряд - не ниже 5, образование - среднее техническое, уровень профессиональной подготовки) были направлены на прохождение дополнительного обучения и аттестации в учебном центре. После подготовки сварщики по своему уровню квалификации имели право быть допущенными до тех видов сварочных работ, которые были необходимы для изготовления заказанного оборудования.

2. После принятия решения о виде профессиональной подготовки необходимо определиться с ее формой.

Она может быть:

- индивидуальной,

- бригадной (групповой),

- курсовой.

При индивидуальной подготовке обучаемый осваивает теоретический курс самостоятельно. Также он может воспользоваться консультациями преподавателей, в роли которых выступают соответствующие специалисты организации. Производственное обучение он проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной (групповой) форме обучающиеся объединяются в специальные группы, которые включаются в состав бригады, для овладения профессиональными навыками под руководством инструктора производственного обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Ее численность должна варьироваться в пределах от 10 до 30 человек. Теоретическое обучение обычно проводится:

- в учебных центрах,

- учебно-курсовых комбинатах,

- на постоянно действующих курсах, организуемых министерствами и
ведомствами.

Также возможно изучение теории в учреждениях начального профессионального образования по договору между предприятием и училищем за счет средств работодателя.

Освоение практики при курсовой подготовке рабочих проводится, как правило, в следующей последовательности:

- на первом этапе обучение проходит в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта);

- затем формирование практических умений и навыков происходит уже непосредственно на рабочих местах, причем обучение может продолжаться в учебной группе или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения.

В том случае, если необходимая учебно-материальная база отсутствует, допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.

Обычно курсовая форма используется для подготовки по сложным профессиям с большим объемом теоретических знаний и выполнением различного вида работ, которыми невозможно овладеть самостоятельно на рабочем месте.

Выбор формы может зависеть от:

- условий обучения,

- сложности осваиваемого материала,

- количества обучаемых.

Пример 6. Получение знаний и освоение профессиональных навыков крановщиков, обслуживающих стреловые краны, предпочтительнее организовывать в форме курсовой подготовки. Это объясняется тем, что данная профессия предполагает освоение большого объема теории, касающейся не только знания составных частей агрегата и технологии управления им, но и техники безопасности. А формирование практических навыков должно происходить только на специально созданной для этого учебной базе. Обычно отработка умений проходит в технически оборудованных классах, где есть имитационная модель крана. Сложность и опасность профессии крановщика не позволяет изучить ее на рабочем месте, поэтому подготовка обычно происходит в лицензированных Ростехнадзором учебных центрах.

3. Следующая стадия в организации профессиональной подготовки работника - решить, где обучение
будет происходить.

Подготовка может быть организована:

- непосредственно на предприятии своими силами,

- в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров,

- в системе начального и среднего специального образования.

При выборе места подготовки кадров необходимо принимать во внимание:

- сложность получаемой профессии,

- продолжительность обучения,

- наличие в организации учебно-материальной базы (лабораторий, полигонов, мастерских, цехов, специально оборудованных рабочих мест, наглядных пособий),

- содержание учебных планов и программ, которые разрабатывают и утверждают соответствующие министерства и ведомства.

В отдельных случаях с разрешения вышестоящих организаций допустимо создание планов и программ на самих предприятиях.

4. Планируя профессиональное обучение работника, специалист по подготовке кадров должен принимать во внимание требование законодательства в отношении регулирования труда женщин и несовершеннолетних.

Согласно ст. ст. 253 и 265 ТК РФ обучение для этих категорий проводится только по тем профессиям и на тех производствах, на которых разрешается применение их труда.

Например, существует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г., который запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на ряде работ (в т.ч. на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.), либо содержит ограничения на применение труда несовершеннолетних (по видам работ, профессий, производств, отраслей экономики и др.). В Примечании в данному документу сказано, что если в него включены профессии рабочих под общим наименованием, например “сталевар“, то запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников, старших рабочих по этой профессии. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в Перечень, допускается для граждан не моложе 17 лет
при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетия. Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее 3 лет по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие 18 лет, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения на этих производствах действующих санитарных норм и правил по охране труда.

5. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

Понятно, что работодатель (учитывая проблему дефицита кадров) заинтересован в том, чтобы продолжительность обучения была минимальной, но при этом его качество оставалось на высоком уровне.

В целом сроки профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются определенными нормативными документами. Так, в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22, которое не утратило юридической силы, указаны сроки подготовки и повышения квалификации работников.

При подготовке нового работника сроки обучения не превышают:

- по общему правилу - 6 месяцев;

- по отдельным сложным профессиям - 12 месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то его реализация происходит на производственно-технических курсах, где продолжительность обучения устанавливается от 3 (если подготовка проходит с отрывом от работы) до 6 месяцев. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это
должно быть отведено не менее 20 часов.

Освоение необходимых знаний и производственное обучение должны проводиться в соответствии со ст. 203 ТК РФ в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте 17 лет, согласно ст. 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

Квалификационные экзамены

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

- квалификационные разряды;

- классы;

- категории по соответствующим профессиям.

Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Принимает квалификационный экзамен в организации или образовательном заведении квалификационная комиссия. Основанием для ее создания и функционирования на предприятии является приказ, подписанный руководителем (см. пример 7), а в учебном учреждении - приказ того органа, в непосредственном подчинении которого оно находится.

Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт (Положение о квалификационной комиссии) или быть самостоятельной частью правового документа (Положение об аттестации). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя такие пункты, как:

- количественный и персональный состав комиссии;

- ее полномочия;

- порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- решения, принимаемые по результатам аттестации, и т.п.

Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее,
часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

- разработку проекта положения о квалификационной комиссии;

- сбор заявлений от работников об обучении;

- ведение протокола и т.п.

Пример 7.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“

Приказ

12 августа 2005 г. N 41

г. Москва

О создании аттестационной комиссии

В целях повышения профессиональной подготовки и мастерства рабочих ООО “Дормаш“ в соответствии с Положением о квалификационной комиссии

Приказываю:

1. Создать квалификационную комиссию в составе:

Председатель комиссии: П.С. Сверчков, технический директор;

Секретарь комиссии: Т.П. Власова, секретарь;

Члены комиссии: Т.П. Фриманов - главный технолог; В.И. Симонов - главный конструктор; В.С. Ломакин - инженер по нормированию труда; С.А. Кузова - начальник отдела кадров; В.В. Волков - инженер по охране труда.

2. Заседание комиссии по рассмотрению заявлений и аттестации рабочих проводить 1 раз в году в январе - феврале.

3. Главному технологу Т.П. Фриманову, начальникам цехов П.Л. Орехову, А.А. Маркину, О.Г. Вершинину для установления квалификационных разрядов своевременно готовить пробные работы и теоретические вопросы.

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на отдел кадров.

Семенов
Генеральный директор --------------- С.В. Семенов

Работа квалификационной комиссии

Попытаемся последовательно проследить работу квалификационной комиссии предприятия на примере рассмотрения вопроса о присвоении более высоких разрядов рабочим.

Основанием к началу ее функционирования является подача:

- заявления работником (образец заявления см. в примере 10) и
- представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

За 2 недели до начала экзамена претенденту выдается мастером, начальником цеха наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

В качестве пробных работ выбирают те, которые:

- соответствуют определенным параметрам:

- уровню заявленной квалификации;

- нормам выработки, принятым в организации;

- характерны для данного предприятия;

- по своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе “Примеры работ“. При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

Решение по кандидатуре принимается по нескольким основаниям:

- по результатам устных ответов на вопросы из раздела ЕТКС “Должен знать“ в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой;

- по качеству выполнения квалификационной (пробной) работы;

- с учетом характеристики мастера, который дает оценку по следующим параметрам:

- выполнялась ли норма выработки;

- как овладел экзаменуемый умениями и навыками;

- насколько быстро и точно выполняет рабочие приемы по обслуживанию машин, агрегатов и т.д.

Квалификационный экзамен считается несданным:

- если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

- если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

- если был допущен брак по вине экзаменуемого;

- если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Результаты экзамена и решение комиссии заносятся в заключение (см. пример 16) и протокол (см. пример 11). Отделом кадров подготавливается проект приказа о присвоении разряда (см. пример 12), и после его подписания руководителем организации вносится запись в трудовую книжку (см. пример 13).

Пример 8. При проведении квалификационного экзамена по присвоению разряда токарю комиссия может поинтересоваться:

- какой режим резания использовался при выполнении пробной работы;

- из какого металла сделаны сверла;

- по какому классу обрабатывались поверхности, какие инструменты и приборы применялись в процессе.

Обычно главным показателем того, что претендент профессионально подготовлен, является его умение читать чертежи. Экзаменуемый должен объяснить комиссии, какая деталь изображена на чертеже, из чего она сделана и т.п.

Учитываются также знания рабочим:

- технологии;

- маркировки применяемых материалов;

- норм расхода горючего;

- правил перемещения и складирования грузов;

- правил техники безопасности;

- правил внутреннего трудового распорядка, а также
- иного необходимого теоретического материала.

Аттестуем стропальщиков

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по некоторым профессиям возможна, по общему правилу, только в специальных учебных комбинатах, образовательных учреждениях.

Речь идет о выполнении работ, относящихся к категории особо опасных (их выполняют сварщики, стропальщики, крановщики и т.д.).

Допустимо профессиональное обучение по таким профессиям и на предприятии, но только в том случае, если оно получило лицензию Ростехнадзора. Для работодателя такая форма подготовки и переподготовки является предпочтительной, поскольку она менее затратна в финансовом и временном планах.

Так, на некоторых заводах обучение стропальщиков проводится своими силами при наличии всех необходимых для этого условий, а именно:

- лицензии Ростехнадзора;

- аттестованных Ростехнадзором преподавателей;

- учебно-производственной базы для проведения занятий (классов, действующей модели крана, наглядных пособий и др.);

- утвержденных учебных планов и программ и т.п.

Занятия проводятся в группе, которая формируется исходя из потребностей предприятия в данной категории работников, с одной стороны, и желания самих рабочих получить дополнительную специальность, с другой. Обычно численность группы не превышает 10 - 15 человек.

Перед началом обучения на предприятии издается приказ, где указываются сроки теоретической и практической подготовки стропальщиков (обычно освоение профессии происходит в течение одного месяца с отрывом от работы, причем на теорию отводится где-то порядка 2 недель) и назначается мастер по практическому обучению и стажировке - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

На каждого работника в период практики заполняется стажировочный лист, в котором указываются время стажировки по программе, ее содержание (тема каждого занятия), оценка. По окончании стажировки лист подписывается инструктором, который проводил обучение, и главным инженером.

Профессиональная подготовка стропальщиков заканчивается сдачей экзамена, на котором в обязательном порядке должен присутствовать представитель Ростехнадзора.

По результатам экзамена комиссия оформляет протокол (см. пример 14).

Стропальщику, успешно прошедшему обучение, выдается удостоверение установленного образца.

Переводим или присваиваем разряд?

Присвоение разряда, с юридической точки зрения, может как быть переводом, так им и не являться.

Согласно ст. 72 ТК РФ переводом считается:

- изменение трудовой функции или
- изменение существенных условий трудового договора.

Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит - это, с юридической точки зрения, является переводом. Для того чтобы подтвердить данную мысль, проведем сравнительный анализ характеристик работ продавца непродовольственных товаров четвертого и пятого разрядов, данных в ЕТКС (см. таблицу 1), а также токаря третьего и четвертого разрядов (см. таблицу 2). Таким образом, сравнивая содержание работ по одной и той же профессии, но с разным уровнем квалификации, мы видим, что оно не идентично.

Таблица 1

Сравнительный анализ характеристик
работ продавца непродовольственных товаров
четвертого и пятого разрядов


-----------------------------------------------------------------¬
¦ Характеристика работ продавца непродовольственных товаров ¦
+-------------------------------T--------------------------------+
¦ четвертого разряда ¦ пятого разряда ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦обслуживание покупателей ¦обслуживание покупателей ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦консультирование их о ¦получение товара со склада ¦
¦назначении и свойствах товаров,¦ ¦
¦правилах ухода за ними, ценах, ¦ ¦
¦тенденциях моды ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦предложение новых, ¦участие в проведении ¦
¦взаимозаменяемых товаров ¦инвентаризации ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦оформление наприлавочных и ¦составление и оформление ¦
¦внутримагазинных витрин ¦товарных отчетов, актов на брак ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦участие в получении товаров ¦разрешение спорных вопросов с ¦
¦ ¦покупателями в отсутствие ¦
¦ ¦представителей администрации ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦изучение спроса покупателей ¦руководство работой продавцов ¦
¦ ¦более низкой квалификации и ¦
¦ ¦учеников ¦
L-------------------------------+---------------------------------

Таблица 2

Сравнительный анализ характеристик работ токаря
третьего и четвертого разрядов

-----------------------------------------------------------------¬
¦ Характеристика работ токаря ¦
+-------------------------------T--------------------------------+
¦ третьего разряда ¦ четвертого разряда ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦обработка деталей по 7 - 10 ¦токарная обработка и подводка ¦
¦квалитетам на ¦сложных деталей по 7 - 10 ¦
¦специализированных станках, ¦квалитетам на универсальных ¦
¦налаженных для обработки ¦токарных станках, а также с ¦
¦определенных деталей или ¦применением метода совмещенной ¦
¦выполнения отдельных операций ¦плазменно-механической ¦
¦ ¦обработки ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦управление токарно-центровыми ¦управление токарно-центровыми ¦
¦станками с высотой центров до ¦станками с высотой центров свыше¦
¦800 мм, имеющих более трех ¦800 мм, имеющих более трех ¦
¦суппортов, под руководством ¦суппортов ¦
¦токаря более высокой ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦нарезание наружной и ¦нарезание наружных и внутренних ¦
¦внутренней однозаходной ¦двухзаходных треугольных, ¦
¦треугольной, прямоугольной и ¦прямоугольных, полукруглых, ¦
¦трапецеидальной резьбы резцом ¦пилообразных и трапецеидальных ¦
¦ ¦резьб ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦выполнение необходимых расчетов¦токарная обработка деталей, ¦
¦для получения заданных конусных¦требующих точного соблюдения ¦
¦поверхностей ¦размеров между центрами ¦
¦ ¦эксцентрично расположенных ¦
¦ ¦отверстий или мест обточки ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦строповка и увязка грузов для ¦наладка станка, плазменной ¦
¦подъема, перемещения, установки¦установки и плазмотрона на ¦
¦и складирования ¦совмещенную работу ¦
+-------------------------------+--------------------------------+
¦токарная обработка заготовок из¦токарная обработка новых и ¦
¦слюды и микалекса ¦переточка выработанных прокатных¦
¦ ¦валков с калиброванием простых ¦
¦ ¦и средней сложности профилей ¦
L-------------------------------+---------------------------------

Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

Пример 9. Руководство завода по изготовлению мельничного оборудования запланировало в течение 10 месяцев разработать и запустить в массовое производство улучшенные модели мини-мельниц. Поскольку реализация данного проекта предполагала освоение более сложных и точных видов работ, то перед специалистами отдела персонала была поставлена задача по организации дополнительного обучения кадров, непосредственно принимающих участие в изготовлении нового оборудования. В установленные сроки рабочие прошли необходимую профессиональную подготовку, однако в течение еще полугода они продолжали выполнять тот объем и характер работ, который у них был до обучения.

С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случае (см. таблицы 1 и 2) в трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором (см. пример 9) лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, то узнаем, что “если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись“. Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - “Установлена вторая профессия “Электросварщик“ с присвоением 3 разряда“. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой “Присвоен“. В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225, требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

Однако уместно напомнить, что предложенные Госкомстатом унифицированные бланки учитывают далеко не все ситуации, касающиеся учета кадров на предприятиях. Поэтому в некоторых случаях допустимо применение произвольной формы приказа, как, в частности, приказа о присвоении разряда. Поэтому, на наш взгляд, правильной будет запись в трудовой книжке о присвоении разряда, категории, класса (независимо от статуса работника - рабочий или служащий) со следующей формулировкой: “Присвоен 5 разряд слесаря механосборочных работ“ или “присвоена 1 категория инженера-конструктора“ (см. пример 13).

У некоторых специалистов кадровых служб возникает вопрос, надо ли в случае присвоения разряда оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме. Соответственно, если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо. Образец дополнительного соглашения к трудовому договору см. в примере 15.

Однако повышение квалификации, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, на наш взгляд, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

Пример 10.

Председателю экзаменационной
комиссии П.С. Сверчкову от
И.А. Квасова,

----------------------------
(ф.и.о. работника)
токаря 3 разряда
----------------------------
(должность, специальность,

квалификация работника)
механического цеха
----------------------------
(наименование структурного
подразделения)

Заявление

Прошу допустить меня к сдаче квалификационного экзамена для повышения разряда.

12 декабря 2005 г. Квасов

Согласен
Начальник экзаменационной комиссии

Сверчков П.С. Сверчков

12 декабря 2005 г.

Пример 11.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“

Протокол

25 января 2006 г. N 5

г. Москва

Заседания квалификационной комиссии
о присвоении разряда

Присутствовали: П.С. Сверчков, Т.П. Фриманов, В.И. Симонов, В.С. Ломакин, В.В. Волков.

Содержание пробной работы:

токарная обработка с нарезанием спирали по торцу дисков для универсальных патронов металлообрабатывающих станков.

Показатели выполнения задания (пробной работы):

работа выполнена качественно и в заданное время.

Фактически
затраченное
время Выполнено % Оценка качества Оценка
теоретических
знаний Примечание
8 часов 101 отлично отлично

Заключение:

На основании результатов выполнения пробной работы и экзамена установить с 25 января 2006 г. И.А. Квасову четвертый разряд по специальности “токарь“.

Подписи:

Сверчков
Председатель комиссии: технический директор --------------- П.С. Сверчков

Члены комиссии:

Фриманов
Главный технолог --------------- Т.П. Фриманов
Симонов
Главный конструктор --------------- В.И. Симонов
Ломакин
Инженер по нормированию труда --------------- В.С. Ломакин
Волков
Инженер по ТБ и ОТ --------------- В.В. Волков

Пример 12.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“

Приказ

25 января 2006 г. N 28

г. Москва

О присвоении разряда

Приказываю:

Присвоить Игорю Анатольевичу Квасову, токарю 3 разряда механического цеха, 4 разряд токаря с 13 января 2006 г.

Основание: Протокол заседания квалификационной комиссии от 25 января 2006 г. N 5.

Изменение к трудовому договору от 25 января 2006 г. N 25.

Семенов
Генеральный директор --------------- С.В. Семенов

С приказом ознакомлен

Квасов И.А. Квасов

25 января 2006 г.

Пример 13.

Сведения о работе

Серия и номер <*> (10 разворотов)

N
записи Дата Сведения о приеме на
работу, переводе на
другую постоянную
работу, квалификации,

увольнении (с указанием
причин и ссылкой на
статью, пункт закона) Наименование,

дата и номер
документа, на
основании
которого
внесена
запись
число месяц год
1 2 3 4
11 25 01 2006 Присвоить 4 разряд Приказ N 28 от
токаря 25.01.2006



Пример 14.

Общество с ограниченной ответственностью “Берил“

Протокол

13 января 2006 г. N 9

г. Москва

Заседания квалификационной комиссии
по обучению и проверке знаний стропальщиков


-----T----------T-------------T--------T-----------T------------T------T----------T----------------¬
¦ N ¦ Ф.И.О. ¦ Имеющаяся ¦ Год ¦Образование¦ Результаты ¦ N ¦ Оценка ¦ Заключение ¦
¦ п/п¦ ¦специальность¦рождения¦ ¦медицинского¦билета¦ знаний ¦квалификационной¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осмотра ¦ ¦ ¦ комиссии ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+----------------+
¦ 1. ¦Игорь ¦слесарь ¦ 1968 ¦ среднее ¦ здоров ¦ 8 ¦хорошо ¦Прошли курс ¦
¦ ¦Петрович ¦механо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучения, ¦
¦ ¦Акаев ¦сборочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проверку знаний ¦
¦ ¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и могут быть ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+допущены к ¦
¦ 2. ¦Семен ¦слесарь ¦ 1954 ¦ среднее ¦ здоров ¦ 2 ¦удовлетво-¦обслуживанию ¦
¦ ¦Викторович¦механо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рительно ¦грузоподъемных ¦
¦ ¦Баранов ¦сборочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кранов в ¦
¦ ¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качестве ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+стропальщика ¦
¦ 3. ¦Сергей ¦машинист ¦ 1963 ¦ среднее ¦ здоров ¦ 13 ¦хорошо ¦ ¦
¦ ¦Олегович ¦ ¦ ¦техническое¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Воронков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+ ¦
¦ 4. ¦Иван ¦слесарь ¦ 1955 ¦ среднее ¦ здоров ¦ 20 ¦хорошо ¦ ¦
¦ ¦Андреевич ¦механо- ¦ ¦техническое¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Суслов ¦сборочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+ ¦
¦ 5. ¦Дмитрий ¦машинист ¦ 1960 ¦ среднее ¦ здоров ¦ 6 ¦удовлетво-¦ ¦
¦ ¦Сергеевич ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рительно ¦ ¦
¦ ¦Янкин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+----------+-------------+--------+-----------+------------+------+----------+-----------------

Петров
Председатель комиссии: --------------- В.В. Петров
Кошкин
Члены комиссии: --------------- С.А. Кошкин
Воронцов
--------------- А.А. Воронцов

--------------------------------------¬
¦Федеральная служба по экологическому,¦
¦ технологическому и атомному надзору ¦
¦ Управление по технологическому и ¦
¦ экологическому надзору ¦
¦ Ростехнадзора ¦
¦ по Московской области ¦
¦Главный государственный инспектор ¦
¦ ¦
¦ Сыроедов Н.Д. Сыроедов¦
L--------------------------------------

Пример 15.

Дополнительное соглашение N 1
к трудовому договору от 21 сентября 2003 г. N 256

г. Москва 25 января 2006 г.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“, именуемое в дальнейшем “Работодатель“, в лице Генерального директора Сергея Викторовича Семенова, действующего на основании устава, с одной стороны, и Игорь Анатольевич Квасов, с другой стороны, заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от 21 сентября 2003 г. N 256 (далее - Соглашение) о нижеследующем.

1. Дополнить п. 2.2 трудового договора следующим абзацем: “С 25 января 2005 г. работник обязуется выполнять работу токаря четвертого разряда“.

2. Дополнить п. 2.2 трудового договора следующим абзацем: “С 25 января 2005 г. работнику устанавливается заработная плата согласно действующему штатному расписанию для токаря четвертого разряда - 15 (пятнадцать) тысяч рублей“.

3. Остальные условия вышеуказанного трудового договора, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.

4. Настоящее Соглашение вступает в силу 13 января 2006 г. и является неотъемлемой частью вышеуказанного трудового договора.

5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, идентичных по содержанию, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Работодатель: Работник:

Общество с ограниченной Игорь Анатольевич Квасов
ответственностью “Дормаш“ паспорт 42 05 123456 выдан 18.08.2001
ул. Летчика Бабушкина, д. 7/11, ОВД Ленинского района г. Москвы
г. Москва, 115419 ул. Шота Руставели, д. 5, кв. 55
Тел. (095) 119-11-11 г. Москва, 127254
ОКПО 29902911 ИНН 771601234567
ОГРН 1027739260111
ИНН/КПП 7715001111/772501001

Генеральный директор
Семенов Квасов
--------------- С.В. Семенов --------------- И.А. Квасов

Пример 16.

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш“

Заключение N 5

г. Москва 25 января 2006 г.

Составлено в том, что И.А. Квасов, окончивший индивидуальное обучение, повысил квалификацию, выполнил пробную работу по токарной обработке с нарезанием спирали по торцу дисков для универсальных патронов металлообрабатывающих станков.

Работа выполнена со следующими результатами при норме времени 8 часов.

Затрачено: 8 часов.

Процент выполнения нормы: 101.

Оценка выполняемой работы: “отлично“.

Считать возможным присвоить И.А. Квасову профессию “токарь 4 разряда“.

Сверчков
Технический директор --------------- П.С. Сверчков
Фриманов
Гл. технолог --------------- Т.П. Фриманов
Симонов
Гл. конструктор --------------- В.И. Симонов
Ломакин
Инженер по нормированию труда --------------- В.С. Ломакин
Волков
Инженер по ТБ и ОТ --------------- В.В. Волков

Е.Н.Самарина
Заместитель директора по обучению
Департамента “Росинтер Ресторантс“

Подписано в печать
24.01.2006