В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

КАК ФСС РФ ПРОВЕРЯЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 11


КАК ФСС РФ ПРОВЕРЯЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ


(Продолжение. Начало см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 10)

Предмет и цели выездной проверки

Как и камеральная проверка, выездная проверка проводится исполнительными органами ФСС РФ с целью осуществления контроля над обоснованностью расходования работодателями средств обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Средства обязательного социального страхования, которыми управляет Фонд, образуются за счет единого социального налога в части, перечисляемой работодателями в Фонд, а средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - за счет взносов “по травматизму“,
также перечисляемых работодателями в Фонд. Именно этими средствами работодатели “расплачиваются“ с работниками по ряду социальных пособий, а Фонд осуществляет проверку того, насколько обоснованно их назначение и насколько правильно рассчитан размер. В частности, в процессе проведения выездной проверки специалист ФСС РФ должен проверить расходование работодателем средств Фонда в связи с выплатой работникам следующих пособий:

- пособия по временной нетрудоспособности;

- пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем (несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

- единовременного пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности;

- пособия по беременности и родам;

- единовременного пособия в связи с рождением ребенка;

- ежемесячного пособия в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособий при усыновлении ребенка;

- оплаты работнику четырех выходных дней в месяц, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

- пособий на погребение.

Кроме того, исполнительные органы осуществляют проверку расходования работодателями средств обязательного социального страхования на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их детей.

В отличие от камеральной, выездная ревизия проводится по месту нахождения проверяемой организации. Так, при выездной проверке ФСС РФ вправе не только проверять своевременность сдачи страхователями отчетности и полноту сведений, содержащихся в ней, но и проверять документы, являющиеся основанием для выплаты работникам социального пособия. В этом и состоит основное отличие выездной проверки.

Порядок проведения выездной проверки

Выездные проверки проводят работники контрольно-ревизионных отделов исполнительных органов (их филиалов). Помимо ревизоров выездную проверку могут проводить иные специалисты Фонда, специально уполномоченные руководителем исполнительного органа ФСС РФ (директором филиала). Например, консультанты и специалисты отделов правового обеспечения, отделов организации страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Лицо, уполномоченное на проведение выездной проверки, за два дня до ее начала должно соответствующим образом подготовиться. То есть проверяющему нужно собрать и проанализировать информацию о страхователе, имеющуюся в исполнительном органе (филиале) Фонда:

- сведения о расходах страхователя по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенные в периоде, подлежащем проверке;

- сведения о предоставлении страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда в периоды, за которые осуществляется проверка;

- сведения о выделении Фондом страхователю денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- сведения об установлении страхователю скидок и надбавок к страховым тарифам, а также об установлении страхователю ассигнований на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в том числе детей.

Основная задача проверяющего на подготовительном этапе проверки - выявление видимых признаков нарушений страхователем законодательства об обязательном социальном страховании. Это повлияет на способы проведения проверки. То есть ревизор в первую очередь будет обращать внимание на те нарушения или факты расходования средств ФСС РФ, которые он выявил на подготовительном этапе.

Например, если на подготовительном этапе проверки будет установлено, что страхователь выплатил работнику пособие по временной нетрудоспособности, то сначала проверяющий потребует у страхователя документы, подтверждающие эти расходы. Если при осуществлении камеральной проверки страхователя работник Фонда обнаружит ошибки в оформлении листков нетрудоспособности при выделении на выплату работникам пособий по беременности и родам, то при проведении выездной проверки ревизор потребует от страхователя предоставить все листки нетрудоспособности, по которым работникам были выплачены пособия в течение
периода, подлежащего проверке.

Справка. Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя исполнительного органа Фонда (директора филиала) о проведении выездной проверки. В решении должны быть указаны:

- номер и дата принятия решения;

- должность лица, принявшего указанное решение;

- наименование отделения (филиала отделения) Фонда;

- наименование страхователя, подлежащего проверке;

- регистрационный номер страхователя в Фонде, его ИНН, ОГРН, код ИФНС, в которой страхователь состоит на учете, период, подлежащий проверке.

В назначенный в решении день уполномоченное на проведение проверки лицо должно прибыть по адресу, где находится страхователь, подлежащий проверке. Ревизор должен предоставить руководителю страхователя либо его заместителю решение о проведении выездной проверки, а также свое удостоверение.

Обратите внимание, что ревизор может проверять страхователя только за 3 года, предшествующие году проведения выездной проверки. Но если выездная проверка осуществляется по итогам проведения камеральной проверки, то специалист Фонда проверит и законченный период года, в котором была проведена камеральная проверка.

Срок проверки не может превышать двух месяцев в отношении одного страхователя, а также - одного месяца в отношении каждого филиала и представительства этого страхователя. В отношении каждого конкретного страхователя руководитель исполнительного органа Фонда самостоятельно определяет срок проверки, но этот срок не может быть выше максимально допустимого, который указан выше. Сроки проведения проверки исчисляются в календарных днях.

В процессе проведения выездной проверки ревизор вправе:

- запрашивать у страхователя и проверять документы, касающиеся расходов на обязательное социальное страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки, приказы, трудовые договоры работников, заявления работников, карточки формы N Т-2, копии паспортов работников, расчеты выплаченных работникам пособий);

- анализировать документы, представленные страхователем, на их
соответствие сведениям, содержащимся в отчетности, представляемой страхователями в исполнительный орган Фонда;

- осуществлять проверку правильности оформления и обоснованности выдачи работникам листков временной нетрудоспособности.

Отметим, что, если по просьбе проверяющего лица страхователь отказывается представить в Фонд тот или иной документ, ревизор должен выписать требование о представлении документов по утвержденной форме (см. пример 2).

Пример 2.

Место штампа отделения (филиала отделения)
Фонда социального страхования
Российской Федерации
-----------------------------------------¬
¦Филиал N 1 Государственного учреждения -¦
¦ Московского регионального отделения ¦
¦ Фонда социального страхования ¦
¦ Российской Федерации ¦
L-----------------------------------------

ТРЕБОВАНИЕ
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ СТРАХОВАТЕЛЕМ

Генеральному директору Иванову П.А. ООО “Игрек“
Руководителю -------------------------------------------------
(должность, Ф.И.О. руководителя, наименование
проверяемой организации (обособленного
подразделения), Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя)

директора филиала N 1 ГУ-МРО ФСС РФ
Васина В.В.

На основании решения -----------------------------------------
(должность руководителя отделения
(филиала отделения) Фонда (управляющий
(заместитель управляющего) отделением,

директор (заместитель директора) филиала))
01.08.2007 234/2007
от ----------- N ------------ о проведении документальной выездной
проверки страхователя

Прошу представить к проверке следующие документы:

листок нетрудоспособности секретаря
Ивановой Аллы Петровны
------------------------------------------------------------------
1987 г. р., серии КА N 77677564 за период болезни с 12.01.2007
------------------------------------------------------------------
по 26.01.2007; заявление уборщицы Смирновой Л.А. о назначении
------------------------------------------------------------------
единовременного пособия в связи с рождением ребенка.

------------------------------------------------------------------
(приводится перечень истребуемых документов)

Сидорова Э.Ю., консультант контрольно-ревизионного
отдела филиала N 1 ГУ-МРО ФСС РФ
Проверяющий --------------------------------------------------
(Ф.И.О., должность лица, проводящего проверку)
Отметка о вручении:

Генеральному директору Иванову П.А. ООО “Игрек“
------------------------------------------------------------------
(должность, Ф.И.О. руководителя проверяемой организации
(обособленного подразделения) или его представителя; Ф.И.О.

индивидуального предпринимателя (его представителя))

Иванов 04.08.2007
--------- ----------
(подпись) (дата)

документы, истребуемые по
Отметка о представлении документов ---------------------------
настоящему требованию, представлены для проверки страхователем
------------------------------------------------------------------
ООО “Игрек“ 05.08.2007 в полном объеме
------------------------------------------------------------------
(варианты заполнения: документы представлены; документы не
представлены; приводится перечень непредставленных документов)

Требование вручается представителю страхователя под подпись, и указанные в нем документы должны быть представлены проверяющему в виде копий, заверенных страхователем должным образом, в течение пяти дней. Проверяющий вправе требовать представить ему оригиналы документов для сличения их с копиями.

Отдельные виды выездных проверок и документы,

подлежащие ревизии


Действующее законодательство предусматривает несколько видов выездных проверок. В частности, по периодичности проведения проверки могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Плановые проверки осуществляются в отношении страхователей, включенных в план выездных проверок, утвержденных руководителем отделения (филиала отделения) Фонда. Указанный план ежеквартально составляет контрольно-ревизионный отдел исполнительного органа (филиала исполнительного органа). В план выездных проверок страхователь может попасть только при наличии одного из следующих оснований:

- если в течение последних трех лет в отношении страхователя не проводилось выездной проверки;

- если у страхователя имеются значительные расходы по обязательному социальному страхованию в проверяемом периоде;

- если в проверяемом периоде исполнительный орган (филиал)
Фонда выделял страхователю значительные суммы денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;

- если по результатам камеральной проверки страхователь рекомендован к выездной проверке.

Страхователь может быть рекомендован к проведению выездной проверки в следующем случае: он не внес соответствующие исправления в отчетность в установленный срок, поэтому есть основания полагать, что он нарушил порядок уплаты страховых взносов в ФСС РФ. Тогда такого страхователя включают в план документальных выездных проверок.

В настоящее время в исполнительных органах Фонда отбор страхователей для включения в график выездных проверок осуществляется с помощью автоматической системы ЕИИС “Соцстрах - Ревизор“. Специальная программа позволяет отфильтровать страхователей, у которых имеются значительные расходы по социальному страхованию и иные основания, при которых страхователь подлежит плановой выездной проверке. При этом на процедуру отбора страхователей не влияет субъективный фактор, что делает сам отбор объективным.

По общему правилу страхователь не может быть подвергнут повторной выездной проверке по одним и тем же вопросам за уже проверенный период. Однако есть некоторые исключения из данного правила. Так, в соответствии с п. 8 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятии мер по их результатам (утв. Постановлением ФСС РФ от 4 декабря 2003 г. N 134) повторная, в том числе внеплановая выездная проверка страхователя, может быть проведена в следующих случаях:

- если ФСС РФ или его региональным отделением осуществляется контроль над деятельностью нижестоящего органа Фонда;

- если страхователь находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

Законодательство не предусматривает других оснований для проведения внеплановой выездной проверки страхователя, помимо перечисленных выше.

Основанием
для проведения в отношении страхователя повторной выездной проверки служит решение руководителя регионального отделения или филиала этого отделения (при реорганизации и ликвидации страхователя) или решение руководителя вышестоящего органа Фонда (при осуществлении контроля за деятельностью нижестоящего органа).

Кстати, по источнику расходов Фонда ревизии делят на проверки расходования средств обязательного социального страхования и проверки расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Документальное подтверждение расходования работодателем
средств обязательного социального страхования


При проведении проверки расходования страхователем средств обязательного социального страхования ревизор обязательно потребует представить ему документы, подтверждающие произведенные расходы. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть перечни документов, которые должны храниться в бухгалтерии страхователя в качестве подтверждения произведенных расходов по каждому конкретному виду пособия.

Пособие по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности оплачивается работнику в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам“ и иными нормативными правовыми актами.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать 16 125 руб. за календарный месяц по каждому месту работы.

Каждый листок временной нетрудоспособности должен храниться в бухгалтерии страхователя. Отметим, что прежде чем оплатить листок нетрудоспособности, отдел кадров или бухгалтерия организации должны проверить правильность его оформления.

В больничном листке должны быть все необходимые реквизиты, четко указаны дата обращения к врачу и дата выписки, а также даты продления нетрудоспособности. Не забудьте проверить наличие подписей врачей, а также печатей и штампов медицинского учреждения. О том, как правильно должен быть заполнен листок нетрудоспособности, работодатель может прочитать в Порядке оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (утв. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России от 13 января 1995 г. N 5). Этот Приказ все еще действует. Напомним, что бланк листка нетрудоспособности утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 16 марта 2007 г. N 172.

При оплате листка нетрудоспособности, в котором в качестве причины заболевания отмечено: “несчастный случай на производстве“ или “профессиональное заболевание“, работодатель должен помнить, что такой листок может быть оплачен из средств обязательного социального страхования (т.е. ЕСН в части, перечисляемой в бюджет Фонда), только если несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание признаны исполнительным органом Фонда нестраховым случаем. Свидетельством признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания нестраховым является Заключение Фонда, оформленное по форме, утвержденной Письмом ФСС РФ от 3 июля 2001 г. N 02-18/07-4808. Работодателю рекомендуется указанное Заключение хранить в бухгалтерии вместе с листком нетрудоспособности.

Если работник получил повреждение здоровья в результате несчастного случая, произошедшего по пути на работу или с работы, и этот случай не является производственным, то к листку нетрудоспособности следует приложить объяснительную пострадавшего работника, а также акт о расследовании обстоятельств произошедшего случая. Акт должен быть подписан комиссией хотя бы в составе трех человек. В заключительной части акта следует написать, что комиссия пришла к выводу о том, что травма получена работником по пути с работы или на работу.

Пособие на погребение

Пособие на погребение выплачивается супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“. На сегодняшний день размер пособия на погребение составляет 1000 руб.

Отметим, что на умершего работавшего гражданина пособие выплачивается по месту его работы, а на несовершеннолетнего - по месту работы одного из родителей или другого члена семьи.

В бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя:

а) заявление о назначении пособия;

б) справка о смерти (оригинал), выданная органами ЗАГСа.

Оплата работнику четырех выходных дней
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет


Работнику, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

В Разъяснении Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34 “О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами“ содержатся пояснения относительно порядка предоставления и оплаты работнику указанных выходных дней.

В бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя следующие документы:

а) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

б) справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернатном или ином подобном учреждении). Указанная справка представляется ежегодно;

в) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

г) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;

д) если работающим является один родитель, по месту его работы представляется копия трудовой книжки либо другие документы, подтверждающие факт отсутствия работы у другого родителя (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

Если один родитель работает по трудовому договору, а другой самостоятельно обеспечивает себя работой, то необходимо наличие документа (копии), подтверждающего, что другой родитель является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, и представляемого при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.

Единовременное пособие при постановке на учет
в ранние сроки беременности


Женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), работодатель обязан выплатить из средств обязательного социального страхования единовременное пособие в размере 300 руб. Правовым основанием назначения и выплаты указанного пособия является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон N 81-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 “Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“ (далее - Постановление N 865).

В бухгалтерии должна храниться на каждого получателя справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (подшивается вместе с листком нетрудоспособности).

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, и некоторым другим категориям граждан в соответствии с Законом N 81-ФЗ и Постановлением N 865.

Выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по основному месту работы работника и по месту работы по совместительству (внешнему).

Продолжительность выплаты пособия составляет 70 календарных дней до родов (84 - при многоплодной беременности) и 70 календарных дней после родов (86 - при осложненных родах, 110 - при рождении более двух детей).

В настоящее время актуален вопрос о размере пособия по беременности и родам. Отметим, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П, вступившим в силу 30 сентября 2007 г., неприменимы какие-либо ограничения к размеру пособия по беременности и родам. Однако по ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 руб. Это свидетельствует о явных противоречиях в действующем законодательстве. Представляется, что до 1 января 2008 г. пособие по беременности и родам должно выплачиваться в размере 100% от среднего заработка.

Документом, подтверждающим право на получение пособия по беременности и родам, является листок нетрудоспособности.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие имеют мать или отец ребенка либо лицо, заменяющее родителей, в том числе опекуны. Размер пособия составляет 8000 руб. В случае рождения двух и более детей деньги выплачиваются на каждого ребенка.

В бухгалтерии организации должны храниться следующие подтверждающие документы:

а) заявление о назначении единовременного пособия в связи с рождением ребенка;

б) справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСа;

в) в случае если оба родителя работают (служат, учатся), - справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось;

г) при опекунстве - выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки;

д) выписка из трудовой книжки, военного билета (если пособие назначается органами социальной защиты населения);

е) для иностранных граждан - копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца.

Ежемесячное пособие в связи с уходом за ребенком
до достижения им возраста полутора лет


Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком уплачивается на основании Закона N 81-ФЗ и Постановления N 865. Застрахованный гражданин сохраняет право на получение указанного пособия в случае, если, находясь в отпуске по уходу за ребенком, он работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет указанный выше размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов размера указанного заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

Расходы по обязательному социальному страхованию в связи с выплатой работнику указанного вида пособия должны быть подтверждены следующими документами:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

в) копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);

г) выписка из решения об установлении над ребенком опеки (для опекунов);

д) справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия;

е) справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, отца ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - для одного из родителей в соответствующих случаях, а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка, в случае если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит);

ж) приказ работодателя о назначении работнику данного пособия.

Санаторно-курортное лечение, оздоровление работников
и членов их семей, в том числе детей


Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в том числе детей, осуществляется за счет средств обязательного социального страхования в пределах сумм, установленных в ст. 11 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“.

В бухгалтерии страхователя должны храниться следующие подтверждающие документы:

1. Заявление работника.

2. Решение комиссии по социальному страхованию о выделении работнику путевки.

3. Отрывной талон к санаторно-курортной путевке, возвращаемый работником страхователю.

4. Медицинское заключение (справка) о необходимости санаторно-курортного лечения.

Документальное подтверждение расходования работодателем
средств обязательного социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний


При проверке расходования средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ревизор должен удостовериться, действительно ли работник получил повреждение здоровья в результате трудового увечья, а несчастный случай, произошедший с работником на производстве, или профессиональное заболевание были расследованы в установленном порядке. В связи с вышеизложенным страхователь должен будет представить ревизору документы, подтверждающие обоснованность расходов, произведенных страхователем на выплату работникам, пострадавшим в результате трудового увечья.

1. Документы, подтверждающие расходы на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве:

- сообщение или извещение о несчастном случае;

- акт о расследовании несчастного случая на производстве по форме Н-1;

- акт о расследовании тяжелого несчастного случая, группового несчастного случая (если случай тяжелый);

- заключения государственного инспектора труда (если случай тяжелый и подлежит расследованию государственным инспектором труда единолично);

- заключение о степени тяжести производственной травмы (выдается органами здравоохранения). Если пострадавший умер в результате несчастного случая на производстве, то представляется заключение судебно-медицинской экспертизы;

- протокол опроса пострадавшего;

- протоколы опроса очевидцев;

- протокол осмотра места несчастного случая;

- листки временной нетрудоспособности пострадавшего;

- трудовая книжка пострадавшего работника;

- трудовой договор, заключенный между пострадавшим и страхователем;

- должностная инструкция пострадавшего;

- инструкция по охране труда и технике безопасности;

- личная карточка работника по форме N Т-2;

- табель учета часов рабочего времени работника за месяц, в котором произошел несчастный случай на производстве;

- копия паспорта работника;

- копия разрешения на работу (если пострадавший работник является гражданином иностранного государства);

- сообщение о последствиях несчастного случая и принятых мерах;

- заключение исполнительного органа Фонда о признании несчастного случая страховым.

2. Документы, подтверждающие расходы на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с профессиональным заболеванием:

- приказ о создании комиссии;

- санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника;

- сведения о проведенных медицинских осмотрах;

- выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;

- протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;

- экспертные заключения специалистов, результаты исследований и экспериментов;

- медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;

- документы, подтверждающие выдачу работнику средств индивидуальной защиты;

- выписки из ранее выданных по данному производству (объекту) предписаний центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- листки временной нетрудоспособности пострадавшего работника;

- трудовая книжка пострадавшего работника;

- трудовой договор, заключенный между пострадавшим и страхователем;

- личная карточка работника по форме N Т-2;

- табель учета часов рабочего времени пострадавшего работника за месяц, в котором произошел несчастный случай на производстве;

- копия паспорта работника;

- заключение исполнительного органа Фонда о признании случая профессионального заболевания страховым.

Если несчастный случай, произошедший с работником, или случай профессионального заболевания работника признан нестраховым, то работодатель не вправе выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

* * *


Итак, при проведении выездной проверки ревизоры исполнительного органа Фонда не вправе требовать от работодателей представления документов, не связанных с назначением и выплатой работникам названных в настоящей статье пособий. Документы, которые работодатель обязан представлять ревизорам при проверке, были рассмотрены выше.

О правилах оформления результатов выездной проверки страхователя, о том, когда страхователь может быть привлечен к ответственности за необоснованное расходование средств обязательного социального страхования, читайте в следующем номере.

(Окончание см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 12)

С.А.Добрынина
Специалист по вопросам обязательного
социального страхования,

преподаватель
Российской Академии путей сообщения,

юрист

Подписано в печать
31.10.2007