В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

КАК ФСС РФ ПРОВЕРЯЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ №5567

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 10


КАК ФСС РФ ПРОВЕРЯЕТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ


Контрольные функции ФСС РФ

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) Фонд (далее - ФСС РФ) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и осуществляет управление средствами обязательного социального страхования. Помимо указанных выше средств, доходную часть бюджета ФСС РФ составляют средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые также подконтрольны ФСС РФ и его исполнительным органам. Исполнительными органами ФСС РФ являются его региональные и централизованные отраслевые отделения, а также филиалы
указанных отделений, создаваемые ими по согласованию с председателем Фонда. Региональные и отраслевые отделения обладают статусом юридического лица, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

ФСС РФ и его исполнительные органы не только управляют указанными средствами, но и осуществляют ряд контрольных функций:

- контролируют расходование страхователями (работодателями и индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, привлекающими к трудовой деятельности других физических лиц) средств обязательного социального страхования;

- контролируют начисление, уплату и расходование страхователями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- привлекают страхователей к ответственности за нецелевое расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исполнительные органы ФСС РФ вправе привлекать страхователей к ответственности за неполноту уплаты, неуплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и несвоевременное представление либо вообще непредставление расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ.

Справка. Исполнительные органы ФСС РФ не вправе осуществлять контроль над начислением и уплатой страхователями средств обязательного социального страхования, то есть единого социального налога. Это связано с тем, что налоговые органы контролируют начисление и уплату федеральных налогов, в том числе ЕСН.

“Жертвы“ ФСС РФ

Основными субъектами, подконтрольными исполнительным органам ФСС РФ, являются страхователи по обязательному социальному страхованию, а также страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По общему правилу страхователями по обязательному социальному страхованию являются лица, на которых возложена обязанность по уплате ЕСН в части, зачисляемой в бюджет ФСС РФ. Согласно ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН являются:

- лица, производящие выплаты в пользу физических лиц (организации, индивидуальные предприниматели
и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Также к числу страхователей по обязательному социальному страхованию относятся:

- лица, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог);

- лица, уплачивающие взносы на обязательное социальное страхование в бюджет ФСС РФ в добровольном порядке в соответствии с Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144).

Отметим, что лица, осуществляющие работы либо выполняющие услуги по гражданско-правовым договорам, не являются застрахованными по обязательному социальному страхованию, так как согласно п. 3 ст. 238 НК РФ с вознаграждений, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, ЕСН в бюджет ФСС РФ не уплачивается.

В соответствии со ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая российских граждан) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно ст. 5 указанного Закона застрахованными по обязательному социальному страхованию являются:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, условия которого предусматривают уплату работодателем взносов “по травматизму“ в бюджет ФСС РФ.

Из вышеизложенного следует, что к
числу страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся лица, которые обязаны уплачивать в бюджет ФСС РФ взносы “по травматизму“ с выплат, осуществляемых ими в пользу своих работников.

В рамках камеральной проверки ревизоры исполнительных органов ФСС РФ проверяют всех страхователей, зарегистрированных в исполнительных органах Фонда, при сдаче ими отчетности - расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ (утв. Постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. N 111). Выездной проверке подлежат страхователи, отобранные исполнительными органами Фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Виды проверок и нормативно-правовая база для их проведения

Как было отмечено в предыдущем разделе, исполнительные органы Фонда проводят два вида проверок - камеральные и выездные.

Камеральная проверка проводится ревизорами по месту регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда. Выездная проверка проводится по месту нахождения страхователя.

Порядок проведения камеральных и выездных проверок исполнительными органами ФСС РФ и налоговыми органами в общем схож, за исключением правовой основы их проведения. Так, налоговики руководствуются Налоговым кодексом РФ, а ревизоры Фонда - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ) и специальными положениями о проведении конкретного вида проверки, а именно:

- Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. Постановлением ФСС РФ от 17 марта 2004 г. N 24);

- Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятии мер по
их результатам (утв. Постановлением ФСС РФ от 4 декабря 2003 г. N 134);

- Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением ФСС РФ от 29 июля 2003 г. N 87);

- Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (утв. Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22);

- Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184).

В ряде случаев, которые мы рассмотрим чуть позже, при проведении проверок и принятии соответствующих мер по их результатам исполнительные органы Фонда руководствуются положениями НК РФ и КоАП РФ, а также рядом разъяснений ФСС РФ по вопросам проведения камеральных и выездных проверок, в частности Письмами:

- от 22 июля 2005 г. N 02-18/04-6591 “О некоторых вопросах порядка проведения камеральных проверок“;

- от 15 марта 2006 г. N 02-18/07-2431 “О взыскании штрафов со страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по результатам документальных выездных и камеральных проверок“.

При привлечении страхователей к ответственности за выявленные в ходе камеральной проверки нарушения в расходовании средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также неуплату либо неполную уплату взносов “по травматизму“, непредставление либо несвоевременное представление отчетности исполнительные органы ФСС РФ руководствуются соответствующими положениями Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 19 Закона N 125-ФЗ.

Фрагмент документа. Абзац 7 статьи 19 Федерального закона
от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“

Камеральные проверки

Цели камеральной проверки


Зачем Фонд проводит камеральные проверки? Во-первых, за счет частоты проведения они способствуют выявлению страхователей, нарушающих законодательство о расходовании средств ФСС РФ. Во-вторых, камеральные проверки под страхом ответственности заставляют страхователей соблюдать законодательство об обязательном социальном страховании и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Более конкретно цели проведения камеральных проверок ФСС РФ сформулированы в п. 12 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

- контроль над соблюдением страхователями нормативных правовых актов в области обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выявление и предотвращение нарушений порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, добровольно уплачиваемых в бюджет ФСС РФ, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- контроль над правильностью расходования страхователями средств обязательного социального страхования и средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- проведение обоснованного и рационального отбора страхователей, подлежащих выездной проверке.

Преимуществом камеральных проверок является возможность охватить всех страхователей, представляющих расчетные ведомости в Фонд, и выявить тех из них, которые не представляют отчетность, а также то, что в основе ее лежит метод анализа и сопоставления данных, содержащихся в расчетных ведомостях 4-ФСС РФ за различные отчетные периоды, что способствует эффективному выявлению нарушений по уплате и расходованию средств Фонда.

Минусом же камеральной проверки является то,
что в большинстве случаев отсутствует возможность сопоставления сведений, содержащихся в отчетности, представляемой на камеральную проверку, с документами, подтверждающими расходование средств ФСС РФ. Например, при камеральной проверке страхователь не обязан представлять в ФСС РФ листки нетрудоспособности и справки о заработной плате конкретного работника, которые подтверждают право работника на получение того или иного вида пособия по обязательному социальному страхованию. Это не позволяет проверить обоснованность расходования страхователем средств обязательного социального страхования.

Кстати, в отличие от выездной проверки, проведение камеральной проверки не требует специального решения руководителя исполнительного органа ФСС РФ и распространяется только на те документы, которые представлены страхователем в Фонд. Порядок проведения камеральной проверки зависит от ее вида.

Виды камеральной проверки

Исходя из положений Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, можно выделить два вида камеральных проверок, проводимых исполнительными органами ФСС РФ:

- камеральные проверки отчетности, представляемой страхователями в исполнительные органы ФСС РФ;

- камеральные проверки, проводимые в отношении страхователей, обратившихся в ФСС РФ за выделением средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию или обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Рассмотрим более подробно порядок, сроки и особенности проведения каждого вида камеральных проверок.

Камеральная проверка отчетности, представляемой
страхователями в исполнительные органы ФСС РФ

Под отчетностью, представляемой в бюджет ФСС РФ, понимается расчетная ведомость формы 4-ФСС РФ. Напомним, что при сдаче отчетности за третий квартал 2007 г. в исполнительные органы Фонда страхователи должны руководствоваться формой 4-ФСС РФ с изменениями, внесенными в нее Постановлением ФСС РФ от 21 августа 2007 г. N 192.

Справка.
Расчетная ведомость 4-ФСС РФ предназначена для заполнения лицами, которые являются плательщиками ЕСН, и лицами, применяющими специальные налоговые режимы. Лица, которые не являются плательщиками ЕСН, но добровольно уплачивают взносы на обязательное социальное страхование в бюджет ФСС РФ, представляют в исполнительные органы Фонда по месту своей регистрации отчет по форме 4а-ФСС РФ (утв. Постановлением ФСС РФ от 25 апреля 2003 г. N 46).

Пунктом 3 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что камеральные проверки страхователей проводятся в сроки, установленные для сдачи страхователями отчетности в ФСС РФ (то есть до 15 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом). Отчетным периодом признаются три месяца: январь - март; апрель - июнь; июль - сентябрь; октябрь - декабрь. Таким образом, за первый квартал текущего года расчетная ведомость должна быть представлена в исполнительный орган (филиал исполнительного органа) Фонда по месту регистрации страхователя до 15 апреля, за второй квартал - до 15 июля, за третий - до 15 октября, за четвертый - до 15 января следующего года. Последним отчетным днем считается 15 число либо, если оно приходится на выходной или праздник, следующий рабочий день. Камеральная проверка отчетности охватывает только тот отчетный период, за который представляется ведомость 4-ФСС РФ.

Проведение камеральной проверки отчетности разделяется на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется проверка полноты представляемой отчетности, то есть наличие всех документов, необходимых для проведения проверки. Так, ревизор исполнительного органа ФСС РФ должен убедиться, что страхователем представлена ведомость по форме, соответствующей утвержденной уполномоченным органом.

Обратите внимание, что
ревизор не вправе принимать отчетность, не соответствующую установленной форме. Таким образом, отчетность, представленная в Фонд по устаревшей форме, например действующей в прошлый налоговый период, но не применяемая в этом отчетном периоде, будет правомерно считаться непредставленной. Однако на практике исполнительные органы Фонда зачастую принимают такую отчетность, вносят сведения в базу, при этом уведомляя страхователя о необходимости ее переделать согласно установленной форме.

Если вам придется сдавать отчетность (а вы не главный бухгалтер или руководитель организации) или это будет делать курьер, то вам необходимо получить соответствующую доверенность. Образец такой доверенности смотрите в примере 1.

Кстати, если при приемке отчетности у ревизора возникнут вопросы о начислении взносов по травматизму либо потребуются пояснения относительно включения тех или иных расходов, то во избежание недоразумений и споров с ФСС РФ бухгалтерам рекомендуется сдавать отчетность лично. Ведь успешное прохождение камеральной проверки - это шанс не попасть в список на выездную проверку! Быстрее получится сдать отчетность бухгалтеру или руководителю организации и по той причине, что в некоторых случаях исправить недочеты, выявленные ревизором, можно будет на месте. Правда, для этого ему потребуется взять с собой печать.

Пример 1.

Общество с ограниченной ответственностью “Осень“
------------------------------------------------------------------
ИНН 7723777777, КПП 772301001
100100, г. Москва, Садовая ул., д. 1, корп. 1, стр. 1,

тел.: 100-10-10, факс: 100-11-10

Доверенность N 2

Москва Первое августа 2007 г.

Настоящей доверенностью Общество с ограниченной ответственностью “Осень“ (местонахождение: 100100, г. Москва, Садовая ул., д. 1, корп. 1, стр. 1), далее именуемое “Доверитель“, в лице генерального директора Иванова Ивана Федоровича, действующего на основании Устава, уполномочивает Федорчука Анатолия Анатольевича (паспортные данные: серия 4700 N 537711, выдан 13.06.2004 РОВД “Строгино“ г. Москвы) на совершение следующих юридически значимых действий:

- сдать налоговую отчетность в ИФНС N 23 г. Москвы;

- подписывать все документы при исполнении указанного выше поручения. Полномочия по настоящей доверенности не могут быть переданы другим лицам. Настоящая доверенность выдана сроком на 3 (три) года.

Федорчук
Подпись Федорчука Анатолия Анатольевича ------------- подтверждаю.

Печать
Генеральный директор ООО “Осень“ Иванов И.Ф. Иванов

Справка. Если у организации есть льготы по уплате взносов “по травматизму“, необходимо представить заверенные копии документов, дающих право на применение таких льгот. Например, списки работающих инвалидов, подписанные руководителем и главным бухгалтером страхователя, заверенные печатью и содержащие сведения о лицах, являющихся инвалидами, об установленных им группах инвалидности, о номерах свидетельств об инвалидности, сведения о величине выплат, начисленных страхователем в их пользу.

Справка. Отсутствие документов, подтверждающих уплату страховых взносов либо ЕСН, а также подтверждающих наличие льгот, не является основанием для отказа в принятии отчетности, если она оформлена согласно установленной форме. В этом случае ревизор вправе выдать страхователю требование о представлении необходимых документов. Страхователь обязан представить запрашиваемые документы в срок не позднее пяти дней с момента получения указанного требования.

Фонд, проводя камеральную проверку, не вправе запрашивать документы, которые не должны представляться на камеральную проверку, например листки нетрудоспособности, расчеты пособий, выплаченных работникам. Однако никто не запрещает страхователю представить в Фонд данные документы. При этом страхователю необходимо помнить, что представление лишних документов может послужить основанием для проведения выездной проверки! Например, обнаружение неверно оформленного листка нетрудоспособности зачастую является поводом для привлечения страхователя к ответственности за необоснованное расходование средств Фонда. С другой стороны, вовремя представленный подтверждающий документ может спасти страхователя от выездной проверки, которую ревизор вправе назначить при возникновении сомнений в правильности уплаты и расходования страхователем средств ФСС РФ. Из вышеизложенного можно сделать вывод: отправляясь сдавать отчетность в Фонд и имея какие-либо сомнения относительно правильности заполнения расчетной ведомости или правильности отражения в ней произведенных расходов, возьмите с собою подтверждающие документы. Также рекомендуется брать заверенную копию платежного поручения о перечислении ЕСН и взносов “по травматизму“ в бюджет ФСС РФ за последний месяц отчетного периода, потому что на практике зачастую возникают ситуации, когда денежные средства в Фонд перечислены, но в базе Фонда еще не разнесены по плательщикам.

На втором этапе ревизор осуществляет визуальную проверку правильности оформления ведомости 4-ФСС РФ и (или) отчета по форме 4а-ФСС РФ.

В этой связи страхователю необходимо запомнить следующие правила заполнения отчетности, представляемой в ФСС РФ:

1. Отчетность следует заполнять синими, фиолетовыми либо черными чернилами от руки либо в печатном виде.

2. Обязательно должны быть указаны:

- наименование страхователя, как полное, так и сокращенное;

- регистрационный номер страхователя в ФСС РФ;

- ИНН страхователя;

- юридический и фактический адреса страхователя;

- контактный телефон бухгалтера.

3. Отчетность в обязательном порядке должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером страхователя, скреплена соответствующим образом, утверждена печатью страхователя, пронумерована.

4. В отчетности должен быть указан период, за который она представляется.

5. Должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные в форме отчетности.

6. Все исправления в отчетности должны быть заверены подписью главного бухгалтера либо руководителя организации и удостоверены печатью организации.

Если ФСС РФ не сможет идентифицировать страхователя, который сдал отчетность, то это может стать основанием считать отчетность непредставленной.

Ревизор практически одновременно проводит первые два этапа камеральной проверки при приеме отчетности. Они ставят на титульном листе расчетной ведомости штамп “Получено“ с датой приема, указывают должность и Ф.И.О. лица, принявшего отчетность. В течение рабочего дня, следующего за днем приема отчетности, ревизор должен внести сведения, содержащиеся в представленной страхователем отчетности, в электронную базу данных Фонда - ЕИИС “Соцстрах“. Такое правило установлено п. 9 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ревизор Фонда отказывает в приеме отчетности по причинам временных технических неполадок, связанных со сбоем в работе единой системы ЕИИС “Соцстрах“, в которую вводятся сведения, содержащиеся в представляемой на камеральную проверку отчетности, и просит подождать либо “прийти завтра“. Отметим, что в силу п. 9 названных выше Методических указаний подобные отказы неправомерны.

Остальные этапы камеральной проверки проводятся ревизорами в течение двух месяцев со дня ее представления страхователем. Указанный срок для каждого конкретного случая следует отсчитывать от даты приема отчетности, которая стоит на расчетной ведомости.

На последующих этапах проведения камеральной проверки ревизоры осуществляют проверку правильности применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности страхователя, подтвержденному в установленном порядке.

Также исполнительный орган Фонда должен проверить обоснованность применения страхователем льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; соблюдение страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обратите внимание: отсрочка по уплате страховых взносов предоставляется страхователям на основании соглашений, заключаемых с Фондом социального страхования РФ.

Исполнительные органы обязаны проверять соответствие поступившей в Фонд информации о количестве произошедших страховых случаев и данных отчетности. Статистические данные о страховых случаях, произошедших у страхователей, ведутся специалистами отделов организации страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительных органов ФСС РФ и содержатся в единой электронной системе Фонда - ЕИИС “Страховой случай“. Данные о страховых случаях путем взаимосвязи двух систем автоматически отражаются в программе, установленной ревизорам, которые принимают отчетность.

Сведения о страховых случаях, а также о расходах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях отражаются страхователями в разд. III формы 4-ФСС РФ. На практике ревизоры принимают у страхователей расчетную ведомость с расходами по “травматизму“ только с визой специалиста Фонда, который занимается расследованием, регистрацией и учетом страховых случаев на производстве и профзаболеваний. Этот специалист также должен проверить правильность расчета и обоснованность выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности из средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Особо следует отметить, что расходы работодателя на выплату работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем могут быть приняты Фондом к зачету только после того, как произошедший с работником несчастный случай либо профессиональное заболевание признаны исполнительным органом ФСС РФ страховым случаем, о чем должно быть составлено специальное заключение. Оно выдается только после представления в исполнительный орган Фонда материалов расследования несчастного случая на производстве либо профзаболевания. Кроме того, расходы должны быть подтверждены заверенными копиями листков нетрудоспособности и расчетом пособия, подписанным руководителем и главным бухгалтером страхователя и удостоверенном оригиналом оттиска печати страхователя.

Фонд обязан осуществлять проверку своевременности и полноты перечисления в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей.

Ревизоры осуществляют проверку указанных выше данных с помощью анализа, который включает:

- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями.

Например, сумма начисленных страховых взносов, указанная в строке 3 графы 3 таблицы 10 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, должна соответствовать произведению суммы, указанной в строке 1 графы 4 таблицы 9 данной ведомости, и страховому тарифу (в процентах), указанному в строке 1 графы 7 таблицы 9 ведомости. Также сумма, указанная в строке 3 графы 3 таблицы 10 расчетной ведомости, должна соответствовать сумме, указанной в строке 3 графы 3 таблицы 1 ведомости;

- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода.

Например, все показатели в течение года отражаются в расчетной ведомости нарастающим итогом, а потому сумма расходов по обязательному социальному страхованию, произведенных в I квартале, не может уменьшиться во втором квартале. Кроме того, сумма расходов на цели обязательного социального страхования, деленная на количество страховых случаев временной нетрудоспособности, не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный действующим законодательством;

- оценку отчетности с точки зрения соответствия имеющимся в исполнительном органе Фонда данным о страхователе. Например, ревизор должен проверить соответствие адреса местонахождения страхователя, Ф.И.О. его руководителя, наименование страхователя, указанных в ведомости, со сведениями, которые содержатся в базе ЕИИС “Соцстрах“ и поступили в Фонд из налоговых органов при регистрации либо перерегистрации юридического лица.

Камеральные проверки, проводимые в отношении страхователей,

обратившихся в ФСС РФ за выделением средств
на осуществление расходов по обязательному
социальному страхованию


В соответствии с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (утв. Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22) исполнительные органы Фонда выделяют денежные средства страхователям в целях возмещения расходов по выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в случае превышения суммы расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов на социальное страхование работников, а также в случае отсутствия у работодателя средств для выплаты работникам указанных пособий. При этом исполнительные органы Фонда вправе проводить камеральную проверку расходования страхователями средств обязательного социального страхования. В ряде случаев проведение камеральной проверки обязательно. Например, при обращении за выделением денежных средств страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога либо применяющих специальные налоговые режимы.

Отличительной особенностью камеральной проверки, проводимой при обращении страхователей за выделением денежных средств, является то, что она проводится исполнительным органом ФСС РФ не периодически, а по мере поступления от страхователей соответствующих обращений и может охватывать не только отчетный период, но и тот период, в который поступило обращение. Например, если обращение поступило 20 ноября, то камеральной проверке подлежит период с 1 июля по 20 ноября.

Рассматриваемый вид камеральной проверки предполагает обязательное представление страхователем в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации документов, подтверждающих обоснованность расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования: заверенных копий листков нетрудоспособности, справок о заработке работника, расчетов пособий, в ряде случаев - приказа работодателя о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, справки о рождении ребенка и иных документов, перечень которых для каждого конкретного случая установлен Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования.

Кроме того, работодатель обязан представить в исполнительный орган Фонда промежуточный вариант ведомости по средствам ФСС РФ, в которой должна быть отражена сумма расходов на обязательное социальное страхование.

Для выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем исполнительные органы Фонда выделяют работодателям необходимые суммы денежных средств в соответствии с п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184), согласно которым: “При недостаточности у страхователя средств на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, в том числе если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов, страхователь обращается за возмещением недостающих средств к страховщику, который перечисляет страхователю недостающую сумму в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность страховщика“.

Порядок выделения страхователю денежных средств для осуществления расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний идентичен рассмотренному выше порядку. Правда, есть одно исключение: денежные средства могут быть выделены только при условии, что несчастный случай, произошедший с работником, которому необходимо выплатить пособие по временной нетрудоспособности, подтвержден соответствующими материалами расследования и признан исполнительным органом ФСС РФ страховым. Перечень материалов расследования, представляемых на экспертизу в Фонд, содержится в ст. 229.2 ТК РФ.

Порядок оформления результатов проведения
камеральной проверки


В отличие от выездной проверки, результаты камеральной проверки никаким актом не оформляются. Окончание камеральной проверки подтверждается записью, которая делается ревизором на расчетной ведомости 4-ФСС РФ или отчете 4а-ФСС РФ. Отметим, что на отчетности должны быть две даты: получения отчетности и окончания проведения камеральной проверки.

В процессе проведения камеральной проверки ревизоры часто находят ошибки в заполнении отчетности либо противоречия содержащихся в ней сведений. В данном случае ревизор, согласно п. 16 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не позднее трех рабочих дней сообщает об этом страхователю, который должен в течение двух рабочих дней внести соответствующие исправления в отчетность. Форма требования о внесении исправлений в отчетность содержится в упомянутых Методических указаниях. Если же в установленный срок страхователь не внесет соответствующих исправлений, то ФСС РФ имеет все основания включить его в план выездных проверок.

Нередко при проведении камеральной проверки ревизор обнаруживает обстоятельства, свидетельствующие о нарушении страхователем порядка уплаты взносов “по травматизму“ либо расходования средств обязательного социального страхования и (или) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В такой ситуации ревизор должен написать докладную записку на имя руководителя отделения либо филиала отделения ФСС РФ, в которой изложить установленные факты нарушения. Отметим, что при необходимости ревизор вправе указать в служебной записке свои предложения относительно применения к страхователю штрафных санкций. Нарушения, допущенные страхователем, являются основанием для привлечения его к ответственности в виде уплаты недоимки, пени, штрафа в зависимости от конкретного нарушения.

Как уже было отмечено, ФСС РФ не контролирует уплату и начисление ЕСН, а потому он не вправе привлекать к ответственности страхователей, нарушивших порядок уплаты либо расходования средств обязательного социального страхования. В данном вопросе компетенция Фонда ограничивается тем, что ревизор, проводивший камеральную проверку такого страхователя, обязан в течение десяти дней вынести решение о непринятии к зачету средств обязательного социального страхования и направить его в налоговую инспекцию по месту регистрации страхователя в срок не позднее десяти дней с момента вынесения. Предварительно ревизор должен предложить страхователю произвести необходимую корректировку отчетности.

(Продолжение см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 11)

С.А.Добрынина
Специалист по вопросам обязательного
социального страхования,

преподаватель
Российской Академии путей сообщения,

юрист

Подписано в печать
28.09.2007