В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Трудовые отношения с участием иностранцев

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 8


ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАНЦЕВ


(Окончание. Начало см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2007, N 7)

Правильное оформление трудовых отношений с иностранными работниками - гарантия того, что, если завтра к вам нагрянет проверка из инспекции труда либо миграционной службы, вам не придется платить огромные штрафы на незаконное использование иностранной рабочей силы.

Порядок заключения и особенности трудового договора
с иностранным работником


Согласно ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не установлено международным договором РФ.

Из вышеизложенного
следует, что трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным гл. 11 ТК РФ. Так, в России допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином, достигшим возраста 16 лет либо не достигшим указанного возраста, в случаях, предусмотренных в ст. 63 ТК РФ.

Как и российский гражданин, иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что данная статья запрещает требовать от работника при приеме на работу иные документы, не предусмотренные ТК РФ, за исключением случаев, когда необходимость представления таких документов установлена федеральным законом, указом Президента либо постановлением Правительства. В частности, данная норма касается иностранных граждан, которые в ряде случаев также обязаны представить работодателю копию разрешения на работу (для иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом порядке).

Обязательным документом, представляемым при заключении трудового договора, является паспорт иностранного гражданина. Отметим, что, если паспорт оформлен только на языке иностранного государства, обязательно требуется нотариальный перевод паспорта на русский язык, так как данные о личности работника должны быть вписаны в трудовой договор именно на русском языке.

Если иностранный гражданин принимается на работу, не требующую специальных знаний, например на должность грузчика либо дворника, то документ об образовании представлять не обязательно. При необходимости наличия у иностранного работника специальных знаний требуется представление документа об образовании, который должен быть переведен на русский язык, а перевод удостоверен нотариусом.

Возникает вопрос: каким нормативным правовым актом должен руководствоваться работодатель, принимая решение о необходимости представления работником-иностранцем документа об образовании? Отметим, что при решении указанного вопроса работодателю либо уполномоченному им лицу следует
руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 г. N 37, а также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 40), утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 мая 2001 г. N 41.

Документы об образовании, выданные в других государствах и представляемые иностранным гражданином при устройстве на работу в РФ, обязательно должны быть признаны на территории России в соответствии с Порядком признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученом звании (утв. Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 января 1997 г. N 15), а также вступившим в силу с 1 июня 2007 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2007 г. N 87.

Представление иностранным гражданином документа о воинском учете не требуется, так как иностранные граждане не являются военнообязанными в РФ и не подлежат призыву на военную службу в обязательном порядке. Несмотря на то что п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предоставляет иностранным гражданам право проходить в России военную службу по контракту, иностранные граждане в РФ не подлежат обязательному воинскому учету на территории РФ.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ свидетельство обязательного пенсионного страхования представляется работником работодателю при устройстве на работу. Однако в случае отсутствия у работника по тем или иным причинам указанного свидетельства обязанность по его оформлению возложена на работодателя.

Следует ли оформлять свидетельство обязательного пенсионного страхования на иностранного работника? Отметим, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования выдается только
застрахованным лицам (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“). Иностранный гражданин признается застрахованным по обязательному пенсионному страхованию, если он постоянно либо временно проживает на территории РФ, осуществляет трудовую деятельность на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ)). Таким образом, свидетельство обязательного пенсионного страхования не оформляется на работников, являющихся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации.

Отдельный интерес представляет вопрос о том, какой трудовой договор следует заключать с иностранным работником: срочный либо без определенного срока действия? В обществе бытует мнение, что трудовой договор с иностранным работником обязательно должен быть срочным. Однако с позиции ст. 59 ТК РФ такая точка зрения представляется неправильной. Согласно указанной статье работодатель вправе заключить с работником срочный трудовой договор только в следующих случаях.

Фрагмент документа. Статья 59 Трудового кодекса РФ
Срочный трудовой договор заключается:

- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

- с лицами, направляемыми на работу за границу;

- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные
и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

- с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По соглашению работника и работодателя срочный трудовой договор может заключаться:

- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);

- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту
работы;

- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

- с лицами, поступающими на работу по совместительству;

- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Из вышеизложенного с учетом содержания ст. 11 ТК РФ следует, что во всех иных случаях, не перечисленных в ст. 59 ТК РФ, работодатель обязан заключить с иностранным работником трудовой договор без определенного срока действия. Таким образом, работодатель не вправе заключить с иностранным работником срочный трудовой договор, мотивируя это определенностью срока действия разрешения на работу. Также отметим, что действующее законодательство не запрещает получения иностранным гражданином разрешения на работу на новый срок.

Правила оформления трудовых книжек
на иностранных работников


Статья 66 ТК РФ обязывает работодателя (организацию или индивидуального предпринимателя) в течение 5 дней внести запись работнику в трудовую книжку либо при отсутствии трудовой книжки оформить этот документ на работника и вписать в него соответствующую запись. При этом не имеет
значения, является ли работник россиянином или иностранцем, так как важен только факт заключения трудового договора. Таким образом, работодатель обязан завести трудовые книжки на вновь принятых иностранных работников.

Отметим, что работодатель должен оформлять на иностранных работников трудовые книжки только установленного законодательством РФ образца. В случае предоставления иностранным работником трудовой книжки иностранного образца работодатель не вправе вносить в нее какие-либо записи, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже иностранного работника на основании трудовой книжки иностранного государства. Если иностранец уже работал на территории России, то он должен предоставить работодателю по новому месту работы трудовую книжку, которая была заведена на него прежним работодателем.

Трудовые книжки на иностранных работников заполняются в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225).

Налогообложение доходов, получаемых
иностранными работниками

Налог на доходы физических лиц


Особый интерес представляет налогообложение доходов, получаемых работниками-иностранцами. Единственным налогом, который удерживается непосредственно с дохода работника, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В соответствии с п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая ставка по НДФЛ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, составляет 30 процентов. Отметим, что согласно ст. 11 НК РФ физическое лицо, в том числе иностранный гражданин, является налоговым резидентом РФ, если оно пробыло на территории страны не менее 183 дней в календарном году (то есть в налоговом периоде).

После того как иностранный гражданин пробыл на территории РФ более 183 дней, он приобретает право на исчисление НДФЛ по ставке 13 процентов. Обратите внимание на
то, что датой прибытия иностранного гражданина является дата, которая значится в отметке пропускного контроля через границу нашего государства. Такие отметки делаются либо в миграционных картах, либо в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина. 183 дня следует отсчитывать со дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в РФ. Такой вывод следует из содержания п. 2 ст. 6.1 НК РФ: “Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало“. При подсчете времени пребывания иностранного гражданина следует отдельно подсчитывать дни, приходящиеся на соответствующий налоговый период.

Пример 6. Иностранец прибыл в Россию 10 октября 2005 г. и пробыл в стране по 29 июля 2006 г. включительно. В этом случае следует отдельно подсчитать дни пребывания в 2005 г. и в 2006 г., так как согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (то есть с 1 января по 31 декабря). Время пребывания иностранного гражданина на территории РФ в 2005 г. составляет 83 календарных дня (с 10 октября по 31 декабря), а в 2006 г. - 210 календарных дней (с 1 марта 2006 г. по 29 июля 2006 г.). Таким образом, иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в России, имеет право на исчисление НДФЛ по ставке 13 процентов только в 2006 г.

Справка. Согласно ст. 210 НК РФ работники - иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами России, не имеют права на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.

По истечении 183 календарных дней пребывания в РФ иностранный гражданин становится налоговым резидентом, следовательно, приобретает право на исчисление НДФЛ по ставке
13 процентов, а также право на получение стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. Работодатель обязан произвести перерасчет по НДФЛ иностранному работнику по ставке 13 процентов с начала того календарного года, в котором этот работник приобрел статус резидента. При перерасчете налога у работодателя образуется переплата по НДФЛ. В этом случае налоговое законодательство предусматривает два возможных пути решения проблемы: вернуть из бюджета излишне уплаченный НДФЛ или зачесть его в счет будущих платежей.

Возврат НДФЛ из федерального бюджета - дело хлопотное и кропотливое. В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (работодателем) из дохода налогоплательщика (работника), подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Отметим, что работник пишет такое заявление в произвольной форме (см. пример 7) и представляет работодателю, который, в свою очередь, подает его в налоговую инспекцию. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате налога может быть подано только в течение трех лет со дня уплаты налога в бюджет. Налоговая инспекция принимает решение о возврате не позднее 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате налога. Возврат же самого налога должен быть осуществлен не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления налогоплательщика.

Пример 7.

Руководителю (зам. руководителя)
ИФНС
N 21 России по г. Москве
ООО “Торговля“
ИНН 7703509341/КПП 772101001
местонахождение: 109507 г. Москва
Волгоградский просп., д. 2
банковские реквизиты:

Р/с 40702810901040000000
в ОАО “Банк Москвы“ г. Москва
К/с 30101810300000000209, БИК 044525219
Тел. 100-01-02

Заявление
о зачете суммы излишне уплаченного налога

Излишне уплаченная сумма составила 5000 (Пять тысяч) руб.

НДФЛ
Налог --------------------------------------------------------
(наименование налога)
налог
Вид платежа --------------------------------------------------
(налог, пени, налоговые санкции)
18210102021011000110
КБК ----------------------------------------------------------
45290568000
ОКАТО --------------------------------------------------------

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. ст. 21
и 78 Налогового кодекса РФ
Прошу:

Зачесть сумму в размере 5000 (Пять тысяч) руб. в счет уплаты:

НДФЛ
Налог --------------------------------------------------------
(наименование налога)
налог
Вид платежа --------------------------------------------------
(налог, пени, налоговые санкции)

КБК 182 1 01 02021 01 1000
ОКАТО 45290590000

Генеральный директор Иванов Иванов М.И.

М.П. Печать
ООО “Торговля“
20 сентября 2007 г.

Зачет налога также осуществляется в соответствии со ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика, которое пишется в произвольной форме. Решение о зачете принимается налоговой инспекцией по месту регистрации работодателя в качестве налогоплательщика в течение 10 дней с момента получения заявления о зачете.

Отметим, что налоговая инспекция при обнаружении переплаты по налогу вправе предложить работодателю провести сверку перечисленного в бюджет НДФЛ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о налогообложении НДФЛ граждан Беларуси. Так, согласно Письму Минфина России от 15 августа 2005 г. N 03-05-01-03/82 с доходов работника-белоруса следует удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов при заключении срочного трудового договора либо трудового договора на длительный срок.

Справка. Если вы принимаете на работу гражданина Беларуси и заключаете с ним трудовой договор на срок менее 183 дней и при этом гражданин Беларуси не представил документы, свидетельствующие о его намерении пробыть в РФ более 183 дней (например, документ о регистрации по месту пребывания), то с его доходов должен быть удержан НДФЛ по ставке, равной 30 процентов.

Отметим: если трудовой договор с работником-белорусом, с доходов которого уплачивался НДФЛ в размере 13 процентов, расторгается до истечения 183 дней пребывания белоруса в РФ, производится перерасчет налога по ставке 30 процентов.

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) исчисляется работодателем исходя из размера выплат в пользу иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ либо оказание услуг. Отметим, что при уплате ЕСН не имеет значения, является работник иностранным либо российским гражданином.

ЕСН подлежит уменьшению также на сумму пособий по обязательному государственному социальному страхованию, выплаченных работодателем в пользу работника-иностранца.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных им за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Однако следует отметить, что согласно ст. 7 указанного Закона застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории страны иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность на основании трудового договора либо договора гражданско-правового характера. Только указанным лицам предоставлено право на получение пенсии в России, а потому пенсионные взносы уплачиваются работодателем в Фонд пенсионного страхования РФ только с выплат, произведенных в пользу этих лиц.

Из вышеизложенного следует, что работодатель не должен перечислять взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников - иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в Письме УФНС по г. Москве от 29 июня 2005 г. N 21-11/45831. Это еще одно отличие правового статуса иностранных граждан, постоянно и временно проживающих в РФ, от временно пребывающих.

В таком же порядке решается вопрос об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу работников, являющихся гражданами Беларуси.

Взносы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний


Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ обязывает работодателя выплачивать в бюджет Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отметим, что налоговой базой при исчислении указанных взносов являются выплаты в пользу работника, в том числе иностранного гражданина, работающего по трудовому договору либо договору гражданско-правового характера, в соответствии с условиями которого работодатель должен осуществлять обязательное государственное социальное страхование работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из вышеизложенного следует, что с выплат в пользу работников, являющихся иностранными гражданами и временно пребывающих на территории РФ, работодатель обязан уплачивать взносы на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если эти работники работают по трудовому договору либо указанному выше договору гражданско-правового характера.

Социальные гарантии по временной нетрудоспособности,

беременности и родам работникам-иностранцам

Пособия по обязательному государственному
социальному страхованию


Зачастую работодателя волнует вопрос: вправе ли он выплатить заболевшему работнику, являющемуся иностранным гражданином, пособие по временной нетрудоспособности и следует ли выплачивать иностранцу пособия по беременности и родам? Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ (далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. При этом застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам либо контрактам о прохождении государственной или муниципальной службы.

Из вышеизложенного следует, что работники-иностранцы, постоянно либо временно проживающие на территории РФ, вправе получать пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам при наступлении соответствующего страхового случая, если они работают по трудовому договору.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ право на пособия по беременности и родам имеют иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, но не подлежащие обязательному социальному страхованию (то есть неработающие). В этом случае пособие выплачивается не работодателем, а органами социальной защиты населения.

Имеют ли право на пособие по временной нетрудоспособности, а также беременности и родам иностранные граждане, временно пребывающие на территории России?

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами также являются “иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ застрахованными лицами являются российские граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Значит, основным условием предоставления работнику пособия по временной нетрудоспособности является уплата за него ЕСН в части, зачисляемой в бюджет ФСС РФ.

Таким образом, работники - иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, могут получать пособие по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам, если они работают по трудовому договору.

Обеспечение по обязательному государственному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний


Иностранные граждане, проживающие и временно проживающие в России, работающие по трудовым договорам либо договорам гражданско-правового характера, в соответствии с которыми работодатель обязан уплачивать за работников в бюджет ФСС РФ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности, единовременной и ежемесячных страховых выплат, а также дополнительных видов помощи при повреждении здоровья в результате трудового увечья.

Указанные выше пособия предоставляются иностранным работникам на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ при условиях если:

1. Иностранный работник является застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Иностранный работник повредил здоровье в результате несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, признанного исполнительным органом Фонда социального страхования РФ страховым случаем.

3. Работнику установлен процент утраты профессиональной трудоспособности (для назначения страховых выплат и дополнительных видов помощи).

Отметим, что пособие по временной нетрудоспособности назначается иностранным работникам работодателем и уплачивается за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а страховые выплаты назначаются и выплачиваются исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по месту регистрации работодателя.

Ответственность работодателя за нарушение порядка
привлечения к труду иностранных работников


Весьма актуален вопрос об ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных работников. Это обусловлено тем, что каждый работодатель должен знать неблагоприятные последствия, которые наступят для него при выявлении факта его неправомерного поведения. В связи с вышеизложенным предлагаем вашему вниманию таблицу 2, в которой рассматриваются основные правонарушения в сфере привлечения и использования в России труда иностранных граждан, а также ответственность за их совершения в соответствии с действующим законодательством.

Таблица 2

Ответственность работодателя за нарушение порядка
привлечения и использования иностранцев


Статья
КоАП
РФ Вид
правонарушения Содержание
правонарушения Ответственность
1 2 3 4
18.9
(ч. 1) Нарушение
должностным
лицом
организации,

принимающей в
РФ
иностранного
гражданина или
лицо без
гражданства,

либо
гражданином РФ
или постоянно
проживающими в
РФ иностранным
гражданином
или лицом без
гражданства
правил
пребывания
иностранных
граждан или
лиц без
гражданства в
РФ Нарушение должностным
лицом организации
(независимо от формы
собственности),

принимающей в РФ
иностранного
гражданина или лицо
без гражданства,

обеспечивающей их
обслуживание или
выполняющей
обязанности, связанные
с соблюдением условий
пребывания в РФ и
транзитного проезда
через территорию РФ
иностранных граждан
или лиц без
гражданства,

установленного порядка
оформления документов
на право их
пребывания,

проживания,

передвижения,

изменения места
пребывания или
жительства в РФ и
выезда за ее пределы Административный
штраф: на
должностных лиц -
в размере от 40 000
до 50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 400 000 до
500 000 руб.

18.9
(ч. 2) Непринятие
гражданином РФ
или постоянно
проживающими в РФ
иностранным
гражданином или лицом
без гражданства,

пригласившими в РФ
иностранного
гражданина или лицо
без гражданства
по частным делам и
предоставившими им
жилое помещение, мер
по обеспечению
в установленном
порядке их
своевременного выезда
за пределы РФ по
истечении
определенного срока
пребывания в РФ Административный
штраф в размере
от 2000 до
4000 руб.

18.9
(ч. 3) Предоставление жилого
помещения или
транспортного средства
либо оказание иных
услуг иностранному
гражданину или лицу
без гражданства,

находящимся в РФ
с нарушением
установленного порядка
или правил транзитного
проезда через ее
территорию Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 4000 руб.; на
должностных лиц -
от 25 000 до
30 000 руб.; на
юридических лиц -
от 250 000 до
300 000 руб.

18.9
(ч. 4) Неисполнение
принимающей стороной
обязанностей в связи
с осуществлением
миграционного учета Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 4000 руб.; на
должностных лиц -
от 40 000 до
50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 400 000 до
500 000 руб.

18.10 Незаконное
осуществление
иностранным
гражданином
или лицом без
гражданства
трудовой
деятельности
в РФ Осуществление
иностранным
гражданином или лицом
без гражданства
трудовой деятельности
в РФ без разрешения на
работу, если такое
разрешение требуется
в соответствии
с федеральным законом Административный
штраф от 2000
до 5000 руб.

с административным
выдворением за
пределы Российской
Федерации или
без такового
18.15
(ч. 1) Незаконное
привлечение
к трудовой
деятельности
в РФ
иностранного
гражданина или
лица без
гражданства Привлечение к трудовой
деятельности в РФ
иностранного
гражданина или лица
без гражданства при
отсутствии у этого
иностранного
гражданина или лица
без гражданства
разрешения на работу,

если такое разрешение
требуется
в соответствии
с федеральным законом Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 5000 руб.; на
должностных лиц -
от 25 000 до
50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 250 000 до
800 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.15
(ч. 2) Привлечение к трудовой
деятельности в РФ
иностранного
гражданина или
лица без гражданства
без получения
в установленном
порядке разрешения на
привлечение
и использование
иностранных
работников, если такое
разрешение требуется
в соответствии
с федеральным законом Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 5000 руб.; на
должностных лиц -
от 25 000 до
50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 250 000 до
800 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.15
(ч. 3) Неуведомление
территориального
органа федерального
органа исполнительной
власти,

уполномоченного на
осуществление функций
по контролю и надзору
в сфере миграции,

органа исполнительной
власти, ведающего
вопросами занятости
населения
в соответствующем
субъекте РФ, или
налогового органа
о привлечении к
трудовой деятельности
в РФ иностранного
гражданина или лица
без гражданства, если
такое уведомление
требуется
в соответствии
с федеральным законом Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 5000 руб.; на
должностных лиц -
от 35 000 до
50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 400 000 до
800 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.16
(ч. 1) Нарушение
правил
привлечения
иностранных
граждан и лиц
без
гражданства
к трудовой
деятельности,

осуществляемой
на торговых
объектах
(в том числе
в торговых
комплексах) Нарушение правил
привлечения
иностранных граждан
и лиц без гражданства
к трудовой
деятельности,

осуществляемой на
торговых объектах
(в том числе в
торговых комплексах),

выразившееся в
предоставлении лицом,

осуществляющим
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического лица,

юридическим лицом,

его филиалом или
представительством,

управляющими торговым
объектом (в том числе
торговым комплексом),

либо должностным лицом
указанных
юридического лица,

филиала или
представительства,

либо иным юридическим
лицом или его
должностным лицом,

либо иным лицом,

осуществляющим
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического лица,

торгового места на
территории торгового
объекта (в том числе
торгового комплекса),

производственного,

складского, торгового,

служебного, подсобного
или иного помещения
иностранному
гражданину или лицу
без гражданства,

незаконно привлекаемым
к трудовой
деятельности,

осуществляемой на
торговом объекте
(в том числе
в торговом комплексе),

либо в выдаче
иностранному
гражданину или лицу
без гражданства,

незаконно
осуществляющим
указанную
деятельность,

разрешения на ее
осуществление или
в допуске в иной форме
к осуществлению
указанной деятельности Административный
штраф: на
должностных лиц -
в размере от 45 000
до 50 000 руб.; на
лиц, осуществляющих
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического
лица, - от 350 000
до 800 000 руб.

либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток;

на юридических
лиц - от 450 000 до
800 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.16
(ч. 2) Предоставление лицом,

осуществляющим
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического лица,

юридическим лицом,

его филиалом или
представительством,

управляющими торговым
объектом (в том числе
торговым комплексом),

либо должностным лицом
указанных
юридического лица,

филиала или
представительства
торгового места на
территории торгового
объекта (в том числе
торгового комплекса),

производственного,

складского, торгового,

служебного, подсобного
или иного помещения
другому юридическому
лицу или другому лицу,

осуществляющему
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического лица,

которые не имеют
разрешения на
привлечение и
использование
иностранных
работников, но
фактически используют
труд иностранных
работников либо
которые привлекают к
трудовой деятельности
иностранных граждан
или лиц без
гражданства,

не имеющих разрешения
на работу, если такое
разрешение требуется
в соответствии
с федеральным законом Административный
штраф: на
должностных лиц -
в размере от 45 000
до 50 000 руб.; на
лиц, осуществляющих
предпринимательскую
деятельность без
образования
юридического
лица, - от 350 000
до 800 000 руб.

либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток;

на юридических
лиц - от 450 000 до
800 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.17
(ч. 1) Несоблюдение
установленных
в соответствии
с федеральным
законом
в отношении
иностранных
граждан, лиц
без
гражданства
и иностранных
организаций
ограничений на
осуществление
отдельных
видов
деятельности Несоблюдение
работодателем или
заказчиком работ
(услуг) установленных
в соответствии
с федеральным законом
в отношении
иностранных граждан
и лиц без гражданства
ограничений на
осуществление
отдельных видов
деятельности Административный
штраф: на граждан -
в размере от 2000
до 4000 руб.; на
должностных лиц -
от 45 000 до
50 000 руб.; на
юридических лиц -
от 800 000 до
1 000 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток
18.17
(ч. 2) Несоблюдение
иностранным
гражданином или лицом
без гражданства
установленных
в соответствии
с федеральным законом
в отношении
иностранных граждан
и лиц без гражданства
ограничений на
осуществление
отдельных видов
деятельности Административный
штраф в размере от
2000 до 5000 руб.

с административным
выдворением за
пределы Российской
Федерации или без
такового
18.17
(ч. 3) Несоблюдение
иностранным
юридическим лицом, его
филиалом или
представительством
установленных в
соответствии
с федеральным законом
в отношении
иностранных
организаций
ограничений на
осуществление
отдельных видов
деятельности Административный
штраф в размере от
800 000 до
1 000 000 руб. либо
административное
приостановление
деятельности на
срок до 90 суток

Практика свидетельствует, что привлечение на работу иностранных граждан с соблюдением требований действующего законодательства позволяет работодателю избежать споров с миграционной службой и Государственной инспекцией труда. Кроме того, инспектор отдела кадров, который знает, как правильно оформить трудовые отношения с иностранным работником, позволяет организации сэкономить деньги, так как в этом случае работодателю не требуется привлечение стороннего специалиста либо обращение в специализированную организацию.

К.А.Черникова
Юрист

Подписано в печать
27.07.2007