В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Новый порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты

Новый порядок размещения средств федерального
бюджета на банковские депозиты

В соответствии с п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса РФ по общему правилу размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Однако из любого правила есть исключения. В частности, в п. 2 ст. 236 БК РФ указано, что ее действие не распространяется на Российскую Федерацию и субъекты РФ, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ. А например, в письме Федерального казначейства от 07.08.2007 N 42-7.1-15/5.1-295 в ответ на запросы по вопросу возможности размещения федеральными бюджетными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на депозитных счетах разъяснялось, что до 1 января 2008 года федеральные учреждения могли получать дополнительные доходы от осуществления операций с ранее размещенными на депозитных счетах средствами, если разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, был предусмотрен данный источник формирования внебюджетных средств.

Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты, согласно п. 2 ст. 236 БК РФ, должен быть определен соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

С 13 апреля 2008 года вступил в силу утвержденный Правительством РФ порядок размещения на банковские депозиты средств федерального бюджета.

Нормативная база размещения средств
федерального бюджета на банковские депозиты


Правила размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 29.03.2008 N 227 (далее - Постановление N 227), вступившим в силу с 13 апреля 2008 года.

В том же Постановлении N 227 установлено, что:

1. Средства федерального бюджета могут размещаться на банковские депозиты в кредитных организациях в случае их соответствия требованиям, установленным Правилами.

2. Организация работы по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты осуществляется Минфином России.

3. Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты осуществляется Федеральным казначейством.

4. Федеральное казначейство привлекает для обеспечения размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты Центральный банк РФ на основании договора об обеспечении размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты без вознаграждения.

Во исполнение Постановления N 227 Минфин России 9 апреля 2008 года выпустил ряд приказов, вступивших в силу с 12 апреля 2008 года:

- приказ Минфина России от 09.04.2008 N 40н “Об утверждении Порядка расчета для кредитной организации лимита размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты“ (далее - Порядок N 40н);

- приказ Минфина России от 09.04.2008 N 41н “Об утверждении Порядка отбора заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договоров банковского депозита и заключения с Федеральным казначейством договоров банковского депозита“ (далее - Порядок N 41н);

- приказ Минфина России от 09.04.2008 N 42н “Об утверждении типовой формы генерального соглашения Федерального казначейства с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты и порядка его заключения“ (далее - Порядок N 42н).



Требования к кредитным организациям, в которых
могут размещаться средства федерального бюджета


В соответствии с Правилами кредитные организации, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты, должны соответствовать следующим требованиям:

- наличие у кредитной организации генеральной лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций;

- наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке РФ отчетности на день проверки соответствия кредитной организации установленным требованиям;

- наличие у кредитной организации рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня “ВВ-“ по классификации рейтинговых агентств “Фитч Рейтингс“ (Fitch Ratings) или “Стандарт энд Пурс“ (Standard & Poor's) либо не ниже уровня “Ва3“ по классификации рейтингового агентства “Мудис Инвесторс Сервис“ (Moody's Investors Service);

- отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;

- участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ в соответствии с Федеральным законом “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ (в настоящее время - Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ).

Заключение генерального соглашения о размещении
средств федерального бюджета на банковские депозиты


По Правилам средства федерального бюджета могут размещаться на банковские депозиты в кредитных организациях, соответствующих вышеперечисленным требованиям, при условии, что они заключили с Федеральным казначейством генеральное соглашение о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты.

Данное генеральное соглашение заключается Федеральным казначейством в порядке и по форме, определенным Минфином России в приказе от 09.04.2008 N 42н.

Процедура заключения генерального соглашения следующая.

Сначала кредитная организация, намеренная привлекать средства федерального бюджета на банковские депозиты, направляет в Федеральное казначейство обращение в письменной форме о намерении заключить генеральное соглашение.

Форма данного обращения приведена в приложении N 1 к Порядку N 42н. Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом кредитной организации и скреплено ее печатью. К обращению кредитная организация должна приложить:

- заверенные в установленном порядке копии своих учредительных документов;

- заверенные кредитной организацией копии генеральной лицензии на осуществление банковских операций и документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера;



- доверенности на подписание обращения и генерального соглашения, содержащие образцы подписи лиц, уполномоченных на подписание указанных документов (при их подписании руководителем кредитной организации не требуются);

- заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей и оттиском печати.

Обращение и приложенные к нему документы должны быть направлены в Федеральное казначейство заказным письмом с уведомлением о доставке или доставлены по адресу Федерального казначейства для принятия корреспонденции (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9), указанному на сайте Федерального казначейства в сети Интернет (www.roskazna.ru).

Федеральное казначейство вправе отказать кредитной организации в принятии обращения в случаях, если:

- форма представленного Обращения не соответствует форме, установленной приказом N 42н;

- на Обращении отсутствует подпись уполномоченного лица и (или) оттиск печати;

- к Обращению не приложены необходимые документы.

В таких случаях Федеральное казначейство в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения обращения должно проинформировать кредитную организацию об отказе в принятии обращения и возвратить кредитной организации ее обращение с указанием причин отказа заказным письмом по почтовому адресу, указанному в обращении.

Если же обращение о намерении заключить генеральное соглашение составлено без нарушений установленных правил, Федеральное казначейство принимает данное обращение и начинает работу с ним.

Для проверки соответствия кредитной организации, представившей обращение, установленным требованиям Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня со дня получения обращения направляет в Центральный банк РФ соответствующий запрос, который подготавливается по форме, приведенной в Приложении N 2 к Порядку N 42н. К запросу о соответствии кредитной организации требованиям прилагается копия полученного от кредитной организации обращения.

Центральный банк РФ в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения запроса проверяет соответствие кредитной организации установленным требованиям и направляет в Федеральное казначейство извещение о соответствии или несоответствии кредитной организации данным требованиям по форме, приведенной в Приложении N 3 к Порядку N 42н. При этом для проверки соответствия кредитной организации требованиям в части наличия рейтинга долгосрочной кредитоспособности по классификации рейтинговых агентств “Фитч Рейтингс“ (Fitch Ratings), “Стандарт энд Пурс“ (Standard & Poor's), “Мудис Инвесторс Сервис“ (Moody's Investors Service) используются данные о рейтинге долгосрочной кредитоспособности кредитной организации на дату проверки из информационной системы “Рейтерс“ (Reuters), а в случае их отсутствия - данные из информационной системы “Блумберг“ (Bloomberg). В случае отсутствия данных о рейтинге долгосрочной кредитоспособности кредитной организации в указанных информационных системах для проверки используются данные, размещенные на сайтах указанных рейтинговых агентств в сети Интернет на дату проверки.

Если же кредитная организация соответствует требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, Федеральное казначейство в срок не позднее 7 рабочих дней со дня получения обращения заключает с кредитной организацией генеральное соглашение.

Процедура подписания соглашения прописана в пункте 3.5 Порядка N 42н:

- Федеральное казначейство в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения обращения подписывает, регистрирует генеральное соглашение и информирует кредитную организацию о месте и времени передачи Федеральным казначейством кредитной организации генерального соглашения, а также о месте и времени возврата Федеральному казначейству кредитной организацией генерального соглашения, подписанного с ее стороны;

- а кредитная организация получает генеральное соглашение в вышеописанном порядке и не позднее второго рабочего дня со дня его получения представляет в аналогичном порядке в Федеральное казначейство генеральное соглашение в двух экземплярах, подписанное со своей стороны.



Подтверждением получения Федеральным казначейством генерального соглашения является отметка уполномоченного лица Федерального казначейства на экземпляре генерального соглашения, остающемся в кредитной организации. Получение и возврат генерального соглашения осуществляются силами кредитной организации, и Федеральное казначейство не несет ответственности за несвоевременное получение кредитной организацией от Федерального казначейства генерального соглашения и его возврат в случае соблюдения Федеральным казначейством установленного порядка.

Копии заключенных генеральных соглашений Федеральное казначейство должно направлять в Минфин России и Центральный банк РФ.

В случае если Центральным банком РФ будут выявлены несоответствия установленным требованиям, Казначейство в тот же срок - не позднее семи рабочих дней со дня получения обращения - информирует в письменной форме кредитную организацию об отказе в заключении генерального соглашения, а именно - направляет кредитной организации заказное письмо с указанием причин отказа по почтовому адресу, указанному в обращении. В такой ситуации повторное обращение указанной кредитной организации может быть рассмотрено Федеральным казначейством не ранее одного месяца с момента принятия решения и только после устранения кредитной организацией несоответствия требованиям, послужившего причиной отказа в заключении генерального соглашения.

Отметим также, что генеральное соглашение с кредитной организацией подлежит расторжению Федеральным казначейством в случае двукратного неисполнения кредитной организацией обязательств по возврату средств федерального бюджета по заключенным с Федеральным казначейством договорам банковского депозита. Причем в случае расторжения генерального соглашения Федеральное казначейство вправе отказать кредитной организации в заключении нового генерального соглашения в течение шести месяцев, следующих за днем расторжения действовавшего генерального соглашения.

Процедура размещения средств федерального
бюджета на банковские депозиты


Рассмотрим поподробнее саму процедуру размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в кредитные учреждения, с которыми заключены генеральные соглашения.

Подготовка к размещению средств на депозит

Размещение средств федерального бюджета на банковские депозиты в кредитных организациях осуществляется Федеральным казначейством путем проведения отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита. Процедура отбора заявок регулируется Правилами, Порядком N 41н и Порядком N 40н.

К отбору заявок допускаются кредитные организации:

- удовлетворяющие установленным законодательством РФ требованиям к кредитным организациям, в которых средства федерального бюджета могут размещаться на банковские депозиты (данные требования были рассмотрены выше);

- заключившие генеральное соглашение с Федеральным казначейством.

Решение о проведении отбора заявок принимает Минфин России, и он же определяет по согласованию с Центральным банком РФ дату проведения отбора заявок, максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемый на банковские депозиты, срок размещения и минимальную процентную ставку размещения этих средств в пределах значений указанных параметров, направленных Центральным банком РФ в Министерство финансов России.

После принятия решения не позднее чем за два рабочих дня до дня проведения отбора заявок Минфин России направляет в Федеральное казначейство поручение о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты, содержащее:

- дату проведения отбора заявок;

- расписание отбора заявок;

- максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемый на банковские депозиты;

- срок размещения (включая дату размещения и дату возврата средств);

- минимальную процентную ставку размещения;

- минимальный объем одной заявки кредитной организации на заключение с Федеральным казначейством договора банковского депозита;

- максимальное количество заявок от одной кредитной организации.

Кроме того, Минфин России не позднее одного рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, размещает на своем сайте в сети Интернет (www.minfin.ru) информацию о проведении отбора заявок с указанием даты проведения отбора заявок и вышеперечисленных параметров.

Федеральное казначейство также не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, размещает на своем сайте в сети Интернет (www.roskazna.ru) вышеперечисленную информацию о проведении отбора заявок, а также идентификационный код системы “Рейтерс-Дилинг“ для направления заявок.

Именно Федеральное казначейство организует проведение отбора заявок на основании поручения Минфина России о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты.

В частности, Федеральное казначейство в срок не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, проверяет соответствие кредитных организаций, заключивших генеральные соглашения, установленным требованиям. Если выявляются несоответствия, такая кредитная организация не допускается к участию в отборе заявок.

Кроме того, в срок не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, Федеральное казначейство должно рассчитать для каждой кредитной организации, с которой заключено генеральное соглашение, лимит размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, включающий:

1. максимально допустимую совокупную сумму, в пределах которой средства федерального бюджета могут размещаться на банковские депозиты в кредитной организации (лимит на средства);

2. лимит, в пределах которого кредитная организация вправе подавать заявки в ходе проведения отбора заявок (лимит на заявки).

Данные лимиты рассчитываются в зависимости от размера собственных средств (капитала) и уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности кредитной организации в порядке, определенном Минфином России в приказе от 09.04.2008 N 40н.

В частности, лимит на средства для конкретной кредитной организации рассчитывается по следующей формуле:

LimA = r х K,

где LimA - лимит на средства для данной кредитной организации, в миллионах рублей;

r - рейтинговый коэффициент для данной кредитной организации, равный:

- 0,4 - если организация имеет рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня “ВВВ“ по классификации рейтинговых агентств “Фитч Рейтингс“ (Fitch-Ratings) или “Стандарт энд Пурс“ (Standard & Poor's) либо не ниже уровня “Ваа2“ по классификации рейтингового агентства “Мудис Инвесторс Сервис“ (Moody's Investors Service);

- 0,25 - если организация имеет рейтинг долгосрочной кредитоспособности уровня “ВВВ-“ или “ВВ+“ по классификации рейтинговых агентств “Фитч Рейтингс“ (Fitch-Ratings) или “Стандарт энд Пурс“ (Standard & Poor's) либо уровня “Ваа3“ или “Ва1“ по классификации рейтингового агентства “Мудис Инвесторс Сервис“ (Moody's Investors Service);

- 0,1 - если организация имеет рейтинг долгосрочной кредитоспособности уровня “ВВ“ или “ВВ-“ по классификации рейтинговых агентств “Фитч Рейтингс“ (Fitch-Ratings) или “Стандарт энд Пурс“ (Standard & Poor's) либо уровня “Ва2“ или “Ва3“ по классификации рейтингового агентства “Мудис Инвесторс Сервис“ (Moody's Investors Service);

К - размер собственных средств (капитала) кредитной организации, в миллионах рублей, по имеющейся в Центральном банке РФ отчетности на день расчета.

Для расчета лимита на средства используются данные о рейтинге долгосрочной кредитоспособности кредитной организации на дату расчета из информационной системы “Рейтерс“ (Reuters), а в случае их отсутствия - данные из информационной системы “Блумберг“ (Bloomberg). Если же данные о рейтинге в указанных информационных системах отсутствуют, для расчета используются данные, размещенные на сайтах указанных рейтинговых агентств в сети Интернет на дату расчета. А если кредитная организация имеет рейтинги долгосрочной кредитоспособности разных уровней, присвоенные разными рейтинговыми агентствами из перечисленных выше, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наивысший из присвоенных.

Лимит на заявки для конкретной кредитной организации рассчитывается по формуле:

LimZ = LimA - d + v,

где LimZ - лимит на заявки для данной кредитной организации, в миллионах рублей;

d - сумма средств федерального бюджета, размещенная на депозитах в данной кредитной организации, в миллионах рублей;

v - сумма средств федерального бюджета, размещенная на депозитах в данной кредитной организации и подлежащая возврату Федеральному казначейству в день перечисления средств кредитной организации по итогам проведенного отбора заявок, в миллионах рублей.

Показатели LimA, LimZ, К, d и v округляются с точностью до целого числа по правилам математического округления.

Лимит на заявки устанавливается равным нулю в случае:

- если размер рассчитанного для кредитной организации лимита на заявки составляет величину меньшую, чем минимальный объем одной заявки, установленный для предстоящего отбора заявок;

- несоответствия кредитной организации установленным законодательством РФ требованиям к кредитным организациям, в которых средства федерального бюджета могут размещаться на банковские депозиты;

- направления Федеральным казначейством кредитной организации или получения от кредитной организации письменного уведомления о намерении расторгнуть генеральное соглашение;

- неисполнения кредитной организацией обязательств по заключению с Центральным банком РФ дополнительного соглашения к договору корреспондентского счета кредитной организации о предоставлении права Федеральному казначейству на списание Центральным банком РФ в пользу Федерального казначейства денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации на основании поручения Федерального казначейства без распоряжения владельца счета, в случае нарушения кредитной организацией обязательств по возврату депозита и уплате начисленных на сумму депозита процентов и штрафных процентов (пени).

Кроме того, лимит на заявки для данной кредитной организации на ближайший по времени отбор заявок устанавливается равным нулю в случае двукратного неполучения от кредитной организации акцепта оферты Федерального казначейства на заключение договора банковского депозита в соответствии с Порядком отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита и заключения с Федеральным казначейством договоров банковского депозита, утвержденным приказом Минфина России от 09.04.2008 N 41н.

Расчет для кредитной организации лимита размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты оформляется по форме согласно Приложению N 1 к Порядку N 40н.

О размере установленных лимитов на средства и на заявки Федеральное казначейство должно проинформировать кредитную организацию в срок не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения отбора заявок, по форме согласно Приложению N 2 к Порядку N 40н. В соответствии с Порядком N 41н это должно производиться с использованием системы обмена сообщениями, подписанными электронно-цифровой подписью (ЭДО) некоммерческого партнерства “Национальный депозитарный центр“ (НДЦ).

Проведение отбора заявок кредитных организаций

В соответствии с Порядком отбор заявок проводится Федеральным казначейством в порядке, определенном Минфином России в Правилах N 41н.

В день проведения отбора заявок (в соответствии со временем начала и окончания приема заявок, определенных расписанием), установленный Минфином России, кредитные организации направляют Федеральному казначейству заявки в формате, установленном в Приложении N 1 к Порядку N 41н, по каналам системы “Рейтерс-Дилинг“ на соответствующий идентификационный код.

Обязательными реквизитами заявки являются размер денежных средств и процентная ставка, которые кредитная организация предлагает в качестве существенных условий договора банковского депозита. При этом нужно учитывать следующие нюансы:

1) процентная ставка, указываемая кредитной организацией в заявке, не может быть ниже минимальной процентной ставки размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты, установленной Минфином России для данного отбора заявок;

2) сумма денежных средств, указанная в заявке, не может быть меньше минимального объема одной заявки, установленного для данного отбора заявок;

3) а совокупный размер денежных средств, указанный в заявках от одной кредитной организации, не должен превышать значения лимита на заявки (при этом заявки принимаются в порядке очередности поступления до момента исчерпания лимита на заявки в количестве, не превышающем максимальное количество заявок от одной кредитной организации, установленное для данного отбора заявок).

Если заявки подаются с нарушением установленных правил, они не принимаются.

Кредитная организация вправе отозвать поданную заявку до времени окончания приема заявок путем направления по каналам системы “Рейтерс-Дилинг“ соответствующего сообщения в формате, определенном в Приложении N 1 к Порядку N 41н, на тот же идентификационный код.

По окончании приема от кредитных организаций заявок Федеральное казначейство в соответствии с расписанием формирует сводный реестр заявок кредитных организаций на заключение с Федеральным казначейством договора банковского депозита по форме согласно Приложению N 2 к Порядку N 41н и передает его в Минфин России: сначала с использованием средств факсимильной связи или электронного документооборота, а оригинал - в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем направления факсимильной копии.

Далее Минфин России в соответствии с расписанием на основании сводного реестра заявок устанавливает значение процентной ставки отсечения и сообщает ее значение Федеральному казначейству. При этом заявки, в которых указаны процентные ставки ниже ставки отсечения, не удовлетворяются. В случае отсутствия заявок либо в случае, если процентные ставки во всех принятых заявках окажутся ниже ставки отсечения, Минфин России признает отбор заявок несостоявшимся. Решение о признании отбора несостоявшимся доводится Минфином России до Федерального казначейства в аналогичном порядке - сначала с использованием средств факсимильной связи или электронного документооборота, а затем путем передачи оригинала решения в срок не позднее дня, следующего за днем направления факсимильной копии.

По итогам проведения отбора заявок Минфин России и Федеральное казначейство размещают на своих сайтах в сети Интернет информацию о ставке отсечения на проведенном отборе заявок, а также сообщают о факте признания проведения отбора заявок несостоявшимся.

Заключение договоров банковского депозита

В случае если Минфин России принял положительное решение по итогам отбора заявок, Федеральное казначейство в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения отбора заявок, заключает с кредитными организациями договоры банковского депозита по расписанию с помощью ЭДО НДЦ.

Договоры банковского депозита заключаются:

- по процентным ставкам, указанным в заявках, но не ниже ставки отсечения;

- на суммы денежных средств, указанные в заявках, а в случае, если совокупный размер средств в заявках, содержащих процентные ставки не ниже ставки отсечения, превышает максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемых на банковские депозиты, договоры банковского депозита на основе заявок, содержащих процентные ставки, равные ставке отсечения, заключаются на суммы денежных средств, рассчитанные пропорционально долям указанных заявок в общем объеме заявок, содержащих процентные ставки, равные ставке отсечения.

Процедура заключения договора выглядит следующим образом.

Федеральное казначейство направляет кредитной организации через ЭДО НДЦ подписанную электронно-цифровой подписью уполномоченного лица Федерального казначейства оферту на заключение договора банковского депозита по форме согласно Приложению N 3 к Порядку N 41н.

Акцепт оферты, полученной кредитной организацией, осуществляется также путем ее подписания электронно-цифровой подписью уполномоченного лица кредитной организации и направления через ЭДО НДЦ Федеральному казначейству в установленный в оферте срок ее действия. Причем кредитная организация не вправе вносить изменения в оферту и должна обеспечить сохранность электронно-цифровой подписи уполномоченного лица Федерального казначейства.

Федеральное казначейство уведомляет кредитную организацию через ЭДО НДЦ по форме согласно Приложению N 4 к Порядку N 41н в случаях:

- неполучения акцепта оферты в установленный офертой срок ее действия;

- отсутствия электронно-цифровой подписи уполномоченного лица кредитной организации на оферте;

- несоблюдения кредитной организацией других из указанных выше условий.

В случае двукратного неполучения от кредитной организации акцепта оферты кредитная организация не допускается к участию в ближайшем по времени отборе заявок путем установления для данной кредитной организации лимита на заявки, равного нулю.

Договор банковского депозита считается заключенным с момента зачисления суммы депозита на корреспондентский счет кредитной организации, реквизиты которого указываются в генеральном соглашении.

По итогам заключения с кредитными организациями договоров банковского депозита в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения отбора заявок, Федеральное казначейство представляет в Минфин России сведения о заключенных с кредитными организациями договорах банковского депозита - а именно, сводный реестр договоров банковского депозита, заключенных с кредитными организациями, по форме согласно Приложению N 5 к Порядку N 41н.

Проведение расчетов по договорам банковского депозита

Не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора банковского депозита, Федеральное казначейство перечисляет на корреспондентский счет кредитной организации в Центральном банке РФ соответствующие суммы депозитов (в пределах лимитов на средства, рассчитанных для каждой кредитной организации) по системе многорейсовой обработки платежей в московском регионе. При этом:

- первым рейсом системы обработки платежей перечисляются суммы депозитов по тем договорам банковского депозита, совокупная сумма по которым не превышает разницу между лимитом на средства, рассчитанным на кредитную организацию, и общей суммой депозитов, уже размещенных в данной кредитной организации;

- перечисление остальных сумм депозитов осуществляется со второго по четвертый рейс системы включительно по мере возврата кредитной организацией с первого по третий рейс сумм депозитов по договорам банковского депозита, предусматривающим исполнение кредитной организацией обязательств по возврату сумм депозитов в текущий день;

- перечисление сумм депозитов осуществляется рейсом системы обработки платежей, следующим за рейсом, которым кредитная организация осуществила возврат Федеральному казначейству сумм депозитов.

Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита производятся кредитной организацией в день возврата средств, определенный условиями договора банковского депозита, на счета Федерального казначейства в Центральном банке РФ в соответствии с реквизитами, указанными в генеральном соглашении. При этом обязательства кредитной организации по возврату Федеральному казначейству суммы депозита и уплате процентов считаются исполненными в момент зачисления суммы депозита и суммы процентов на указанные счета Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 5.4 Порядка N 41н частичное перечисление Федеральным казначейством кредитной организации суммы депозита, а также частичный возврат кредитной организацией Федеральному казначейству суммы депозита и частичная уплата процентов по отдельному договору банковского депозита не допускаются.

Н.Н. Шишкоедова,

доцент кафедры “Бухгалтерский учет и аудит“
Курганского филиала АТ и СО,

консультант-эксперт ИД “Советник бухгалтера“


“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 6, июнь 2008 г.