В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Уведомлять ли госорганы об увольнении безвизового иностранца?

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 11


УВЕДОМЛЯТЬ ЛИ ГОСОРГАНЫ ОБ УВОЛЬНЕНИИ БЕЗВИЗОВОГО
ИНОСТРАНЦА?


(Окончание. Начало см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 10)

По стопам собственных ошибок


Вопрос: Я принес в миграционную службу уведомление об увольнении безвизового работника-иностранца в произвольной форме. Однако инспектор сообщил мне, что никакие уведомления об увольнении они не принимают, и отказал в принятии документа. Прав ли инспектор и что мне делать в этом случае?
П.И.Соловьев, г. Рязань


Ответ: В начале нашей статьи мы уже отмечали, что действующим законодательством не утверждено и не рекомендовано какой-либо формы уведомления об увольнении безвизового иностранного работника. Объяснение этому простое: законодательство не
требует от работодателей уведомлять территориальный орган миграционной службы и орган занятости населения об увольнении иностранного работника, прибывшего на территорию России в безвизовом порядке.

Тем не менее сердобольные работодатели представляют в миграционную службу и органы занятости такие уведомления. Что ж, это добровольное дело каждого работодателя. Тем более что формально государственные органы обязаны принимать адресованную им корреспонденцию, обращения и сообщения, исходящие от юридических лиц и граждан.

Путаница с уведомлениями об увольнении иностранцев возникла потому, что до недавнего времени некоторые территориальные органы миграционной службы принимали и даже требовали от работодателей представления уведомлений об увольнении безвизовых иностранных работников, даже просили прикладывать к этим уведомлениям копии приказов об увольнении. Сегодня такая практика становится все менее распространенной.

Итак, исходя из вышеизложенного, следует ответить нашему читателю, что уведомления об увольнении безвизовых иностранцев в миграционную службу и в органы занятости представлять не нужно. Этим и объясняется отказ инспектора принять от работодателя уведомление, составленное в произвольной форме. Тем более что такой документ инспектору незнаком.

Для успокоения работодателю можно порекомендовать отправить уведомление об увольнении иностранного работника, составленное в произвольной форме, в миграционную службу, можно и в орган занятости, заказным письмом по почте, с описью вложения и уведомлением о вручении.

Не приняли, а увольняем?

Вопрос: Мы приняли на работу иностранного гражданина, после чего я повезла в миграционную службу уведомление о приеме его на работу. Там выяснилось, что в базе миграционной службы отсутствуют сведения о выдаче работнику разрешения на работу и что предоставленное нам разрешение является фальшивым. Подскажите, что в данном случае грозит нашей фирме. Как нам правильно уволить такого иностранца? Следует ли уведомлять миграционную службу об увольнении
такого работника, учитывая, что уведомление о его приеме на работу миграционная служба у нас не приняла?

О.И.Решетова, г. Москва

Ответ: Нередко работодатель принимает на работу иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме, на основании представленных ими документов, в том числе и разрешения на работу, не удосуживаясь предварительно проверить в миграционной службе его действительность. И при представлении работодателем в территориальный орган миграционной службы уведомления о приеме иностранного работника выясняется, что такого разрешения этому лицу не выдавалось, а представленное работником разрешение - фальшивка.

В такой ситуации фальшивое разрешение на работу подлежит изъятию. Также миграционная служба не принимает от работодателя уведомление о приеме на работу безвизового иностранца, произведенное на основании фальшивого разрешения на работу. А что делать работодателю, у которого уже оформлены все кадровые документы на работника, сделаны записи во всех кадровых журналах, оформлена трудовая книжка и, может быть, даже внесены сведения о работнике в программу “1С:Зарплата и кадры“?

Есть два варианта.

Первый: удалить все сведения о работнике из кадровых документов, если это возможно, признать запись в трудовой книжке работника недействительной (если книжка была принесена работником и до этого заполнялась прежним работодателем) или списать заполненный работодателем бланк трудовой книжки как испорченный. Отметим, что этот вариант наиболее прост для работодателей, но не соответствует трудовому законодательству.

Второй вариант: поступить в соответствии с требованиями п. 11 ст. 81 ТК РФ, в котором указано, что трудовой договор может быть расторгнут с работником по инициативе работодателя в случае представления работником работодателю подложных документов.

Действуя согласно второму варианту, работодатель может столкнуться с тем, что миграционная служба о приеме на работу иностранца не уведомлена
(поскольку отказалась принять уведомление о приеме после проверки действительности выданного работнику разрешения на работу), а иностранец уже уволен. Тем не менее за работодателем сохраняется обязанность уведомить миграционную службу и орган занятости о приеме иностранца. Выход следующий: направить уведомления в указанные органы по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Фактически поступить по закону в данной ситуации у работодателя не получится: применяя первый вариант, работодатель нарушает закон; применяя второй вариант, работодатель подтверждает факт принятия на работу иностранца по недействительному разрешению на работу, и получается, что, заключая трудовой договор с данным лицом, работодатель не проявил должной осмотрительности.

Итак, во избежание ситуаций, подобных рассмотренной выше, работодателю рекомендуется перед заключением трудового договора с работником обратиться в миграционную службу с просьбой проверить действительность представленного соискателем разрешения на работу.

На нет и суда нет!

Вопрос: Безуспешно пыталась найти в действующем законодательстве положения о сроках уведомления миграционной службы, органов занятости и налоговой об увольнении иностранного работника, а также об ответственности за непредставление такого уведомления. Существуют ли вообще какие-либо сроки и что грозит организации и кадровику в случае непредставления уведомления или представления его спустя длительный промежуток времени (более месяца)?

М.И.Зеленцова, г. Хабаровск

Как мы уже говорили, работодатель не обязан уведомлять территориальный орган миграционной службы и орган занятости населения об увольнении безвизового иностранца. Поэтому в законодательстве отсутствуют какие-либо сроки для представления в миграционную службу и орган занятости уведомления об увольнении иностранца.

Это общее правило, которое распространяется и на взаимоотношения работодателя с налоговой инспекцией. Но есть исключения. Так, согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатель обязан уведомить налоговую инспекцию
об увольнении иностранца в течение десяти календарных дней со дня расторжения с ним трудового договора в двух случаях:

- если иностранец увольняется в связи с аннулированием выданного ему разрешения на работу;

- если приостановлено действие указанного разрешения.

Уведомить налоговую инспекцию в данных случаях можно в произвольной форме.

* * *


Как свидетельствует практика, в законодательстве, регламентирующем вопросы трудоустройства иностранных граждан, несмотря на множество периодически принимаемых поправок, все еще остается большое количество неясностей, пробелов и противоречий между разными нормативными правовыми актами, в частности между ТК РФ и Законом N 115-ФЗ. Все это ведет к отсутствию единообразия в применении действующего законодательства, порождает необоснованные требования к работодателям со стороны чиновников и объясняет нелепость тех или иных документов, представляемых работодателями в органы миграционной службы и занятости населения.

К.А.Черникова
Юрист

Подписано в печать
24.10.2008