В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Учиться, учиться и учиться“, или Повышение квалификации работников

“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 11


“УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ“, ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ


Что такое квалификация?


Действующее законодательство не содержит определения понятия “квалификация работника“. Однако исходя из общих принципов трудового законодательства, а также законодательства о занятости населения, можно сказать, что квалификацией работника считается уровень его профессиональных способностей, подтвержденный и зафиксированный в установленном законом порядке.

Основным показателем квалификации для большинства работников является разряд, определяющий сложность выполняемых ими работ. Диапазон разрядов по той или иной должности работника определяется Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“ (далее - Постановление
N 785).

Фрагмент документа. Фрагмент Приложения N 2 (“Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих“) к Постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 N 785

Категории и должности работников Диапазон разрядов
Юрисконсульт 6 - 11

Кроме указанного документа, в России действует еще целый ряд нормативно-правовых актов, определяющих и устанавливающих разряды по оплате труда для отдельных категорий работников в различных сферах хозяйственной деятельности.

В качестве примера можно привести:

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2005 N 614 “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих атомных электростанций“;

- Постановление Минтруда России от 27.08.1997 N 43 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации“.

Между тем для некоторых категорий работников показателем квалификации служит не разряд Единой тарифной сетки, а специально установленная для них законом градация должностей. В частности, это касается государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Фрагмент документа. Пункт 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 “О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим“ (фрагмент)
2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Секретарь государственной гражданской службы Российской
Федерации 3 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Однако независимо от того, по какому принципу определяется квалификация работника, от ее уровня напрямую зависит уровень заработной платы работника, а также возможности его дальнейшего профессионального и карьерного роста. Именно поэтому действующее законодательство, и в первую очередь Трудовой кодекс Российской Федерации, уделяет самое пристальное внимание вопросам, связанным с повышением квалификации.

Когда ее повышают?

Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

При этом работодатель проводит повышение квалификации работников либо в самой организации, в которой работник трудится на основании трудового договора (курсы, лекции, семинары, обучение и т.д.), либо при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования (специальные программы повышения квалификации работников). Условия и порядок повышения квалификации работников должны определяться коллективным договором, коллективными соглашениями, трудовым договором либо несколькими из предусмотренных локальных актов одновременно.

ТК РФ предусматривает, что формы повышения квалификации, перечень профессий и специальностей работников, которым необходимо повышать квалификацию, определяются работодателем с учетом мнения профсоюзного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Фрагмент документа. Статья 372 Трудового кодекса Российской Федерации (извлечение)
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта
направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Кроме того, Трудовой кодекс обязывает работодателя проводить повышение квалификации, если это является обязательным условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такие случаи должны быть прямо предусмотрены законом либо иными нормативно-правовыми актами.

Фрагмент документа. Пункт 17 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ от 30.12.2001 N 541
С работниками ведомственной охраны в целях повышения должностной квалификации за счет норм рабочего времени проводятся занятия:

для работников военизированных подразделений - 4 часа в месяц (40 часов в год);

для работников сторожевых подразделений - 2 часа в месяц (20 часов в год).

Подготовка проводится по следующим предметам обучения:

специальная подготовка;

общественно-государственная подготовка;

огневая подготовка;

физическая подготовка.

Гарантии прав работников при повышении квалификации

Согласно Трудовому кодексу работникам, проходящим повышение квалификации, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, а также предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьи 173 - 175 ТК РФ содержат гарантии для работников, повышающих квалификацию по направлению работодателя в
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - вуз), образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - суз) и образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - нуз). Под повышением квалификации в данном случае подразумевается получение работником высшего (среднего профессионального, начального профессионального) образования (профессиональная подготовка). К указанным гарантиям, в частности, относятся:

а) предоставление ежегодных дополнительных отпусков с сохранением средней заработной платы:

1) для прохождения промежуточной аттестации (сессии):

- на первом и втором курсах вуза - 40 календарных дней;

- на третьем и последующих курсах вуза - 50 календарных дней;

- на первом и втором курсах суза - 30 календарных дней;

- на третьем и последующих курсах суза - 40 календарных дней;

2) для сдачи экзаменов в нузе - 30 календарных дней;

3) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (диплома) и сдачи итоговых государственных экзаменов:

- в вузе - четыре месяца;

- в сузе - два месяца;

4) для сдачи итоговых государственных экзаменов (когда диплом не пишется):

- в вузе - один месяц;

- в сузе - один месяц;

б) предоставление отпусков без сохранения заработной платы:

1) для сдачи вступительных экзаменов:

- в вуз - 15 календарных дней (в том числе работникам, ранее обучавшимся на подготовительных курсах вуза);

- в суз - 10 календарных дней;

2) для прохождения промежуточной аттестации (сессии):

- в вузе - 15 календарных дней в году;

- в сузе - 10 календарных дней в году;

3) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (диплома) и сдачи итоговых государственных экзаменов:

- в вузе - четыре месяца;

- в сузе - два месяца;

4) для сдачи итоговых государственных экзаменов (когда диплом не пишется):

- в вузе - один месяц;

- в сузе - один
месяц;

в) работнику, в рамках повышения квалификации успешно (то есть без задолженностей по результатам сессии) обучающемуся по заочной форме обучения в вузе, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения вуза и обратно.

Аналогичная гарантия предусмотрена и для работников, обучающихся в сузах. Только размер оплаты проезда к месту суза и обратно составляет всего 50% от стоимости;

г) работнику, в рамках повышения квалификации обучающемуся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в вузах или сузах, на период десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи государственных экзаменов устанавливается по его желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы работнику выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, то есть 2300 руб. <1>.

--------------------------------
<1> Минимальный размер оплаты труда утвержден Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

Сокращение рабочих часов производится либо путем предоставления работнику одного свободного дня в неделю, либо снижением на один час продолжительности рабочего времени за каждый день работы. Какой из двух указанных способов выбрать, работодатель и работник решают добровольным соглашением.

Пример 1. В ООО “Восток“ работнику была установлена 4-дневная рабочая неделя (понедельник - четверг). Таким образом, в пятницу работник мог заниматься написанием дипломной работы, а также подготовкой к выпускным экзаменам.

В ЗАО “Запад“ работнику установлен 7-часовой рабочий день в течение понедельника - среды и 6-часовой - в течение четверга и пятницы. Таким образом, для подготовки к экзаменам и написания дипломной работы работник ежедневно использовал дополнительные часы от рабочего времени, количество которых в сумме составляло 7 часов в неделю (с понедельника по
пятницу).

Все указанные выше гарантии предоставляются работнику лишь в том случае, если вуз (суз, нуз), в котором он обучается в рамках повышения квалификации, имеет государственную аккредитацию. Государственная аккредитация подтверждается специальным свидетельством и гарантирует работнику надлежащий уровень профессиональной подготовки в рамках государственных образовательных стандартов.

Фрагмент документа. Пункт 17 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (извлечение)
17. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению... подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Если же вуз (суз, нуз), в котором работник повышает свою квалификацию, не имеет государственной аккредитации, все гарантии, предоставляемые такому работнику в связи с обучением, устанавливаются коллективным договором организации или трудовым договором с данным работником.

Обучение работника в высшем (среднем, начальном) учреждении профессионального образования может оплачивать работник либо работодатель либо обе стороны по соглашению на взаимных (паритетных) началах. Обязанности работодателя по оплате получения работником дополнительного образования (кроме того, что указано выше) действующее законодательство не предусматривает.

Как мы уже говорили, все указанные гарантии распространяются на тех работников, которые в рамках повышения квалификации (профессиональной подготовки) получают высшее, среднее профессиональное или начальное профессиональное образование.

Если же работник просто направляется работодателем на так называемые курсы повышения квалификации, то гарантии для такого работника устанавливаются на основании п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение).

Под
курсами повышения квалификации согласно п. 7 Типового положения понимается:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работника.

Итак, согласно данному Постановлению работник, направленный работодателем на курсы повышения квалификации, имеет право:

1. На сохранение среднего заработка по месту работы на весь период повышения квалификации.

2. На выплату суточных (в том числе за время нахождения в пути) за счет работодателя в порядке, установленном для командировок на территории Российской Федерации (для иногородних).

3. На оплату проезда к месту повышения квалификации и обратно за счет работодателя.

4. На обеспечение общежитием за счет средств работодателя (для иногородних).

(Окончание см. “Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 12)

П.В.Гулидов
Юрист частной практики,

основатель “Юридического кабинета
Павла Гулидова“

Подписано в печать
24.10.2008