Будьте внимательны при расчете пособий!
“Кадровая служба и управление персоналом предприятия“, 2008, N 10
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ РАСЧЕТЕ ПОСОБИЙ!
Сегодня у нас не совсем обычная статья. И даже статьей ее не назовешь. Скорее это некий диалог двух юристов, которые делятся своими мнениями по поводу одной проблемы. Что за проблема? Читайте.
Мнение первое. Обвинительное
Н.Н. Брюховецкий, ведущий юрист Центра налогового и правового консультирования группы компаний “ИРБиС“, г. Москва.
Порядок расчета и обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее - пособие) граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, регулируется:
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ (далее - Закон N 255-ФЗ);
- Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
По общему правилу, установленному в п. 5 ст. 14 Закона N 225-ФЗ, пособие (П) рассчитывается по следующей формуле:
П = П x Д ,
дн к
где П - размер дневного пособия;
дн
Д - число календарных дней, приходящихся на период временной
к
нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
Однако если исчисленное пособие превысит максимальный размер, установленный законом <1>, то размер дневного пособия определяется следующим образом:
П = П / Д ,
дн макс к
где П - максимальный размер пособия за полный календарный месяц.
макс
--------------------------------
<1> Согласно пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен 17 250 руб.
При этом размер пособия, подлежащего выплате, рассчитывается так: размер дневного пособия умножается на число календарных дней, приходящихся на период временной болезни либо отпуска по беременности и родам в каждом календарном месяце (так называемое пропорциональное исчисление). Такое правило установлено в п. 19 Положения N 375.
Таким образом, применение пропорционального порядка исчисления возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1. Сначала размер пособия рассчитывается в общем порядке за весь период временной нетрудоспособности, приходящийся на соответствующий календарный месяц.
2. Величина исчисленного в общем порядке пособия сравнивается с максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленным законом.
3. Если исчисленное в общем порядке пособие, подлежащее выплате, превысит установленный максимальный размер, то размер пособия определяется заново в порядке, указанном в п. 19 Положения N 375.
Пример 1. С.А. Базарский болел с 01.02.2008 по 13.02.2008. Размер рассчитанного в общем порядке пособия за этот период (13 календарных дней) составил 18 000 руб. Поскольку максимально установленный размер пособия составляет 17 250 руб., пособие необходимо вновь рассчитать исходя из требований п. 19 Положения:
17 250 руб. : 29 календарных дней x 13 календарных дней болезни = 7732 руб. 76 коп.
4. Если же рассчитанное в общем порядке пособие не превысит установленный максимальный размер, оно подлежит выплате в исчисленном размере.
Пример 2. Н.С. Коренева была временно нетрудоспособна с 1 по 25 июля 2008 г. Допустим, что величина дневного пособия в данном случае составила 600 руб. За период болезни (25 календарных дней) ей было начислено пособие в размере 15 000 руб. Так как в данном случае установленный максимальный размер (17 250 руб.) не превышен, Коренева должна получить пособие, рассчитанное в общем порядке (то есть 15 000 руб.).
Однако на практике территориальные органы ФСС (далее - ТО ФСС) используют иной, отличный от установленного Законом N 255-ФЗ и Положением N 375, алгоритм исчисления пособий, подлежащих возмещению за счет средств ФСС. ТО ФСС сравнивают результаты рассчитанной в общем порядке величины дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - дневное пособие) и размер дневного пособия, определенного путем деления установленного максимального размера пособия на общее число календарных дней в соответствующем календарном месяце (далее - пропорциональное дневное пособие). При этом используют в дальнейшем меньшую из двух величин. Названный порядок расчета пособий определен в абз. 3 Письма ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 “О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам“, имеющего характер нормативного акта <2>.
--------------------------------
<2> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Так, в ситуации, фигурантом которой является Н.С. Коренева, ТО ФСС действуют следующим образом (см. пример 3).
Пример 3. Сначала чиновники определяют в общем порядке размер дневного пособия по временной нетрудоспособности. По условиям примера 2 он равен 600 руб. Далее рассчитывают размер пропорционального дневного пособия путем деления максимального размера пособия на общее число календарных дней июля:
17 250 руб. : 31 календарный день = 556 руб. 45 коп.
Поскольку сумма в 600 руб. превышает сумму в 556 руб. 45 коп., то соцстрах исчисляет пособие, принимая во внимание пропорциональное дневное пособие в размере 556 руб. 45 коп. Поэтому сумма пособия, которую получит Коренева, составит 13 911 руб. 25 коп. (556 руб. 45 коп. x 25 календарных дней).
На мой взгляд, существующая позиция органов соцстраха в отношении выбранного ими способа исчисления пособий неправомерна.
Как следует из п. 19 Положения N 375, возможность применения особого (пропорционального) порядка расчета зависит от факта превышения величины полностью исчисленного пособия над официально установленным максимальным размером, но не от результатов сравнения величин дневного пособия, рассчитанных разными способами.
В ходе сравнительного анализа содержания Закона N 255-ФЗ, Положения N 375 и Письма ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 можно сделать вывод, что в абз. 3 вышеуказанного Письма соцстрах:
- допустил расширительное толкование нормативных актов федерального уровня;
- фактически самостоятельно ввел порядок исчисления пособий, не предусмотренный российским законодательством.
Отметим, что, применяя методику расчета пособий, отличную от определенной законодателем, ФСС действует вопреки своей основной задаче, указанной в п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации <3>, а именно обеспечению гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.п. Кроме того, деятельность соцстраха ограничена рамками Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правом выхода за которые Фонд никоим образом не наделен.
--------------------------------
<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
Вновь вернемся к ситуации, рассмотренной в примерах 2 и 3.
По причине несоответствия положений абз. 3 Письма ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 требованиям п. п. 5 и 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. п. 6 и 19 Положения N 375 Кореневой будет выплачено пособие в меньшем размере (на 1088 руб. 75 коп. меньше положенного). То есть ФСС практически инициировал процесс снижения размеров пособий, в котором активно участвуют его территориальные органы, в то время как данный размер может быть снижен лишь в случае умышленного совершения застрахованным лицом проступков, предусмотренных ст. 8 Закона N 255-ФЗ.
Итак, по моему мнению, существующий на практике порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленный Письмом ФСС РФ от 18.02.2002 N 02-18/05/1136, не может считаться законным. Причины следующие:
- этот порядок не соответствует приведенным в статье положениям федеральных нормативных актов;
- указанный порядок нарушает права граждан, закрепленные в п. п. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ.
Фрагмент документа. Пункты 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации
Мнение второе. Оправдательное
С.А. Добрынина, юрист ООО “Сервисторг“.
Первый автор справедливо отметил, что в настоящее время пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам рассчитываются по правилам, установленным Законом N 255-ФЗ. Положения Закона конкретизированы в Положении N 375.
В свою очередь добавлю, что до 1 января 2007 г. расчет пособий осуществлялся по правилам, установленным ранее действовавшим Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6). Этот документ фактически утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Однако самого принципа, заложенного в механизм расчета пособий, вновь принятое законодательство не установило. В частности, как и раньше, пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается путем умножения дневной суммы пособия на число дней нетрудоспособности. Отмечу, что раньше в расчет брались рабочие дни нетрудоспособности, пропущенные по болезни. А с 1 января 2007 г. общую сумму пособия рассчитывают путем умножения дневного пособия на общее количество календарных дней в периоде нетрудоспособности.
Конечно же, расчет пособий не так прост, как кажется. Но в настоящей статье мы рассматриваем лишь общий принцип расчета, не вдаваясь в подробности относительно того, какие периоды подлежат включению в период болезни, и иные сложные моменты.
Как уже отметил мой оппонент, согласно п. 5 ст. 7 Закона N 225-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен максимально допустимой суммой (то есть 17 250 руб.). Указанное положение Закона N 255-ФЗ вызывает много вопросов при расчетах. Связано это с тем, что в Законе N 255-ФЗ нигде не указано, что максимально допустимая сумма пособия установлена на месяц.
Фрагмент документа. Пункт 5 статьи 7 Закона N 255-ФЗ
Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Пункт 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ
А вот что указано о размере максимально допустимой суммы пособия по временной нетрудоспособности в ст. 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“: “...максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей“.
Итак, только фраза “за полный календарный месяц“, содержащаяся в цитируемой выше норме, позволяет нам понять, что 17 250 руб. - это максимально допустимый размер пособия по временной нетрудоспособности за календарный месяц.
Опираясь на данное положение Закона N 183-ФЗ, я не могу согласиться с выводом моего коллеги о том, что ограничительный размер пособия должен применяться уже после расчета подлежащего выплате работнику пособия, если оно превысит этот размер. Полагаю, что размер пособия определяют после сравнения двух величин размера среднедневного пособия: исчисленного исходя из фактического среднего заработка работника и исчисленного исходя из максимально допустимого размера пособия.
Отметим, что нетрудоспособность работника может составлять как полный календарный месяц, так и его часть либо длиться более месяца. Получается (если следовать логике первого автора), что за весь период болезни работнику положено пособие не более 17 250 руб. То есть работнику, проболевшему менее месяца, и сотруднику, проболевшему более месяца, подлежит выплате пособие в размере не более 17 250 руб. Несправедливо, не так ли?
Итак, пособие по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам должно быть рассчитано по следующему алгоритму:
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Рассчитаем средний заработок работника ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Исходя из среднего заработка работника, ¦
¦ исчислим его средний дневной заработок ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Определим максимально допустимый дневной размер пособия, ¦
¦ исходя из максимально допустимой месячной суммы пособия ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Сравним две найденные выше величины и определим, исходя из какой суммы ¦
¦ будет рассчитано пособие: из суммы среднего месячного заработка ¦
¦ или из максимально допустимой суммы пособия ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Рассчитаем размер пособия путем умножения дневного пособия на количество¦
¦ календарных дней нетрудоспособности с учетом процентных ограничений ¦
¦ пособия в зависимости от страхового стажа работника, установленных ¦
¦ ст. 7 Закона N 255-ФЗ ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Подтверждением моему выводу служит п. 19 Положения N 375. Там указано, что в случае, если исчисленное пособие превышает максимальную сумму пособия, установленную федеральным законом, то пособие выплачивается в максимально установленном законодательством размере. В этом случае размер дневного пособия определяется путем деления соответствующего максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность. А размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.
Пример 4. Гражданка Ивлева В.А. была временно нетрудоспособна с 1 августа 2008 г. по 12 августа 2008 г. включительно (12 календарных дней). 12 августа 2008 г. она была выписана, а 13 августа вышла на работу.
Среднемесячный заработок Ивлевой В.А. составляет 50 000 руб. Трудовой (страховой) стаж Ивлевой В.А. - более 20 лет.
Допустим, что все дни болезни Ивлевой В.А. подлежат включению в период нетрудоспособности для расчета пособия. Рассчитаем размер пособия по временной нетрудоспособности, причитающегося Ивлевой В.А.
1. Рассчитаем размер дневного пособия исходя из среднемесячного заработка:
50 000 руб. : 31 день = 1612 руб. 90 коп.
2. Узнаем размер максимально допустимого размера дневного пособия: 17 250 руб. : 31 день = 556 руб. 45 коп.
3. Теперь определимся с величиной дневного пособия, которую мы будем применять для расчета общего размера пособия за период временной нетрудоспособности.
Так как 1612 руб. 90 коп. больше, чем 556 руб. 45 коп., то для расчета пособия Ивлевой В.А. мы принимаем величину дневного пособия, равную 556 руб. 45 коп.
4. Определим общий размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате Ивлевой В.А.:
556 руб. 45 коп. x 12 дней = 6677 руб. 40 коп.
Итак, Ивлевой В.А. следует выплатить пособие по временной нетрудоспособности за 12 дней болезни в размере 6677 руб. 40 коп.
* * *
В завершение отметим, что редакция придерживается позиции, изложенной Добрыниной С.А. Однако решающую роль в разрешении данного вопроса, безусловно, должны сыграть органы судебной власти.
Подписано в печать
30.09.2008